Закон Косово о Социальном и экономическом совете
ЗАКОН NO.04/L -008
О СОЦИАЛЬНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Ассамблея Республики Косово,
На основании Статьи 65 (1) Конституции Республики Косово,
Одобряет
ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Статья 1 Цель
Настоящий закон регулирует и определяет организацию, сферу деятельности, формы работы и общее функционирование Социального и Экономического Совета, а также определяет сроки и критерии для определения социальных партнеров этого трехстороннего органа.
Статья 2 Сфера действия
- Положения настоящего Закона применяются ко всем социальным партнерам на национальном уровне, которые в СЭС представлены:
1.1. Рабочими Организациями (профсоюзами);
1.2. Организациями работодателей, и
1.3. Правительством Косово.
Статья 3 Цель создания Социального и Экономического Совета
Социальный и Экономический Совет (СЭС) должен быть создан с целью развития социального диалога в Республике Косово для работников и работодателей по особо важным вопросам, связанным с реализацией их экономических, социальных и профессиональных прав, что достигается посредством разрешения споров в двусторонних или трехсторонних соглашениях.
Статья 4 Определения - Термины, используемые в настоящем Законе, должны иметь следующее значение:
1.1. Социальные Партнеры – представители рабочих организаций (профсоюзов), представители организаций работодателей и правительственных органов Республики Косово.
1.2. Социально-экономический Диалог – демократических процесс консультирования и обмена информацией между представителями работников, работодателей и Правительства.
1.3. Организации работодателей (профсоюзы) – независимые добровольные организации работодателей, созданные для реализации и защиты прав рабочих.
1.4. Рабочие организации – организации, в которые добровольно объединяются работники для защиты своих интересов.
1.5. Профессиональные органы СЭС – органы Социального и Экономического Совета, которые избираются с целью рассмотрения и реализации определенных вопросов в сфере Социального Диалога;
1.6. Секретариат – орган Социального и Экономического Совета, который помогает СЭС в реализации его задач и обязанностей посредством выполнения организационных, административных, оперативных и технических задач.
1.7. Министерство – соответствующее Министерство Труда и Социального Благосостояния.
1.8. СЭС – Социальный и Экономический Совет.
1.9. НПО – Неправительственная Организация.
Статья 5 Социальный и Экономический Совет - Социальный и Экономический Совет (именуемый далее ‘’СЭС’’) является национальным органом, который возглавляет консультирование и готовит предложения органам власти по вопросам трудовых отношений, социального благосостояния и другим вопросам, связанным с экономической политикой в Республике Косово.
- Социальный и Экономический Совет в качестве трехстороннего органа является аполитичным и действует независимо, без влияния на него любых объединений или политических интересов из вне.
Статья 6 Состав Социального и Экономического Совета - Социальный и Экономический Совет состоит из пятнадцати (15) членов, которые представляют интересы организаций работодателей, рабочих организаций и Правительства.
- СЭС состоит из:
2.1. пяти (5) представителей, назначенных организациями работодателей;
2.2. пяти (5) представителей, назначенных рабочими организациями; и
2.3. пяти (5) представителей, назначенных Правительством Косово. - Представительство организаций работодателей и рабочих организаций в СЭС должно определяться в соответствии с условиями и критериями, установленными в Статье 7 настоящего Закона.
Статья 7 Условия и критерии представительства в СЭС - Условиями и критериями для представительства в СЭС для организаций работодателей являются:
1.1. общее количество членов, подтвержденных посредством удостоверения (личных заявлений, членской карты и т.п.) и членских взносов, которое должно составлять не менее 10% общего количества работников в Республике Косово;
1.2. количество коллективных договоров, связанных с предприятиями или различными институтами;
1.3. количество отделений профсоюза, связанных с профсоюзом форм организации на национальном уровне, которые подают заявку на представительство в СЭС;
1.4. количество разрешенных трудовых споров и других споров посредством Коллективных Соглашений и посредничества;
1.5. членство в международных трудовых организациях. - Условиями и критериями для представительства в СЭС Организаций работодателей являются:
2.1. общее количество участвующих компаний, которое должно быть не менее 10% общего количества предприятий, зарегистрированных в Налоговой Службе Республики Косово;
2.2. количество рабочих в компаниях, участвующих в Организациях работодателей;
2.3. количество разрешенных трудовых споров и других споров посредством Коллективных Соглашений и посредничества;
2.4. количество предприятий и других экономических образований, которые напрямую влияют на поддержание занятости и снижение безработицы;
2.5. членство в Международных Организациях Работников; - Институты Республики Косово должны быть представлены в Социальном и Экономическом Совете министрами следующих министерств:
3.1. Министр Труда и социального Благосостояния;
3.2. Министр Финансов;
3.3. Министр Торговли и Промышленности;
3.4. Министр Образования, Науки и Технологий, и
3.5. Министр Здравоохранения; - Министерство объявляет о публичном приглашении для представительства в СЭС организаций работодателей и рабочих организаций на национальном уровне, действующих и работающих в Республике Косово.
- Министерство Труда и Социального Благосостояния в течение шести (6) месяцев после вступления в силу настоящего Закона должно принять подзаконный акт о составе комиссий отбора членов СЭС из числа организаций работников и работодателей.
Статья 8 Функции СЭС - Функции Социального и Экономического Совета:
1.1. консультирование и руководство институтами Республика Косово в разработке и применении трудовой политики, социального благосостояния и экономической политики;
1.2. поддерживать консультации между партиями, а также подписание договоров и коллективных соглашений на национальном уровне;
1.3. другая деятельность социально-экономического диалога для развития и усовершенствования трудовой политики и социального благосостояния Республики Косово.
Статья 9 Обязанности и полномочия СЭС - СЭС с целью успешного исполнения своих функций ответственный за:
1.1. создание и развитие Социального Диалога в Республике Косово;
1.2. законодательные инициативы о принятии или изменение законных и подзаконных актов в сфере труда и занятости, социальной защиты и экономической политики, в общем;
1.3. рассмотрение и оценку социальной политики, а также принятие мер по созданию социальной стабильности в Республике Косово;
1.4. поддержание идей разрешения социальных вопросов и проблем в Косово;
1.5. политику поддержания занятости, снижения безработицы, квалифицированность и производительность труда, цен, заработной платы и минимальной заработной платы работников в Республике Косово;
1.6. рассмотрение законопроектов и подзаконных актов в сфере занятости и социальной защиты для предоставления рекомендаций Правительству и Ассамблеи Республики Косово;
1.7. предоставление оценок и заключений ответственным органам в отношении применения первичного и вторичного законодательства в сфере занятости и социальной защиты;
1.8. оценку функционирования Трудовых Советов на предприятиях частного сектора, государственных предприятиях и предприятиях других форм собственности.
1.9. подготовку и предоставление рекомендации для уменьшения неофициального рынка труда в Республике Косово.
1.10. другие вопросы, которые могут быть решены посредством социально-экономического диалога.
Статья 10 Оценки и рекомендации СЭС - СЭС должен рассматривать законопроекты, подзаконные акты и другие политические и стратегические документы, которые важны для социального и материального положения работников и работодателей.
- Оценки и рекомендации по рассмотренным документам из параграфа 1 настоящей Статьи должны передаваться в соответствующее Министерство, которое отвечает за рассматриваемый вопрос в СЭС.
- Соответствующее Министерство обязано в течение тридцати (30) дней с даты получения оценки-рекомендации уведомить СЭС о своей позиции в отношении рассматриваемого вопроса.
- В случаях, когда оценки-рекомендации недопустимы для соответствующего Министерства, СЭС может представить Правительству Косово оценку-рекомендацию по рассматриваемому вопросу.
Статья 11 Органы СЭС - Для развития и поддержания социально-экономического диалога в Республике Косово СЭС должен создать свои органы.
- Органы СЭС:
2.1. профессиональны комитеты СЭС;
2.2. временные группы переговоров;
2.3. Секретариат СЭС.
Статья 12 Профессиональные трехсторонние комитеты - В рамках СЭС созданы и функционируют следующие профессиональные постоянные трехсторонние комитеты:
1.1. Комитет по вопросам законодательства;
1.2. Комитет по вопросам занятости и профессионального обучения;
1.3. Комитет по вопросам заработных плат, цен и пенсий;
1.4. Комитет по вопросам защиты здоровья, окружающей среды и безопасности работников на рабочем месте;
1.5. Комитет по вопросам финансов, экономики и приватизации;
1.6. Комитет или Временная Рабочая Группа; и
1.7. Другие профессиональные комитеты для рассмотрения вопросов, которые находят в пределах юрисдикции СЭС. - Профессиональные трехсторонние комитеты должны создаваться для разработки и предоставления рекомендаций по вопросам, которые находятся в пределах их полномочий, на встречах СЭС и других правительственных органов с целью ориентирования и применения государственной политики в сферах, которыми они занимаются.
- Для достижения целей каждый комитет может привлекать квалифицированных профессионалов в сфере его полномочий.
- Состав комитетов должен определяться СЭС, и он не может включать более девяти (9) членов.
- Собрания комитета должен возглавлять Председатель Комитета.
- Председатель Комитета должен назначаться СЭС, а его члены должны назначаться их начальниками.
- Правила и порядок, установленные Постановлением о работе СЭС, должны применяться к работе комитетов и временных групп переговоров.
Статья 13 Временные группы переговоров - Для разрешения различных конфликтов в сфере труда, социального благосостояния и экономических вопросов представители Социального и Экономического Совета создают временные группы переговоров.
- Временные группы переговоров созданные в СЭС состоят из любой стороны, представленной в СЭС.
- Временные группы переговоров отвечают за разработку окончательных рекомендаций СЭС по вопросам, связанным с переговорами в сфере их полномочий.
- Временные группы переговоров должен возглавлять уполномоченный представитель СЭС.
Статья 14 Секретариат СЭС - Для эффективного и законного функционирования СЭС должен быть создан и функционировать Секретариат СЭС в качестве административного профессионального органа.
- Секретариат СЭС должен иметь свой Офис со всем необходимым оборудованием для нормального функционирования органа.
- Секретариат СЭС состоит из трех (3) должностных лиц, избранных Правительством Республики Косово, организациями работодателей (профсоюзами) и рабочими организациями.
- Представительство в Секретариате СЭС должно осуществляться в соответствии с представленными силами в СЭС.
- Секретариат СЭС отвечает за выполнение профессиональных, административных, технических и оперативных обязанностей для Социального и Экономического Совета и органов, избранных СЭС.
- Работой Секретариата СЭС руководит Глава Секретариата СЭС, который отвечает за свою работу и работу Секретариата СЭС и докладывает Главе СЭС.
- Для успешного выполнения функций и обязанностей СЭС, закрепленных в Статьях 8 и 9 настоящего Закона, Секретариат СЭС должен сотрудничать со всеми организационными структурами СЭС, а также с другими необходимым органами.
Статья 15 Финансовые ресурсы для работы СЭС - Бюджет СЭС должен включать:
1.1. финансовые средства бюджета Республики Косово;
1.2. добровольные взносы Рабочих Организаций и Организаций работодателей,
1.3. различные местные и иностранные пожертвования. - Средства из бюджета Республики Косово используются для вознаграждения членов СЭС.
- Финансовые средства, собранные из взносов Рабочих Организаций и Организаций работодателей, используются для финансирования семинаров, учебных визитов, организации конференций и других вопросов, в которых заинтересованы вышеуказанные организации.
- СЭС, в законные сроки, вносит предложение и до одобрения Проекта Годового Бюджета, и посредством Министерства предлагает его Правительству Косово для одобрения.
- Для обязательств, вклада и эффективной работы СЭС, члены СЭС имеют право на месячное вознаграждение.
5.1. это вознаграждение составляет 10% от месячной заработной платы – общего дохода, Министров Правительства Республики Косово.
5.2. член СЭС не имеет право на ежемесячное вознаграждение, если он не присутствует на собраниях СЭС. - Для обязательства, вклада и эффективной работы постоянных профессиональных комитетов, члены комитета имеют право на ежемесячную компенсацию.
6.1. это вознаграждение составляет 10 % общей месячной заработной платы постоянного секретаря Министров в Правительстве Республики Косово;
6.2. член постоянного профессионального комитета не имеет право на ежемесячное вознаграждение, если он не присутствовал, по крайней мере, на двух (2) собраниях, назначенных постоянным профессиональным комитетом. - Члены рабочих групп и временных групп переговоров за свою деятельность в рамках этих групп могут получать вознаграждение согласно специальному решению СЭС;
- Ежемесячная сумма взносов рабочих организаций и организации работодателей СЭС определяется специальным актом, принятым СЭС.
Статья 16 Порядок работы СЭС - Собрания СЭС открыты и возглавляются Председателем СЭС. Во время его отсутствия его замещает заместитель.
- Глава СЭС представляет этот орган, ведет правовую работу, подписывает акты, соглашения и договора, управляет финансовыми средствами СЭС и отвечает за законность работы СЭС.
- Должность Главы СЭС должны, согласно ротации, занимать представители Республики Косово, представители организаций работников (профсоюзов) и представители организаций работодателей.
- СЭС может информировать общественность, посредством СМИ, о своей работе и позиции в отношении определенных вопросов, по которым он предоставил оценки или рекомендации.
- Формы работы этого органа должны определяться Положением о работе СЭС.
Статья 17 Принятие Решений в СЭС - Решения СЭС принимаются большинством в 2/3 голосов постоянных членов СЭС.
- На свои собрания СЭС может приглашать различных известных и уважаемых лиц (ученых, экспертов, профессионалов и аналитиков) без права голоса для разрешения и постановки важных вопросов.
- Все члены, представленные в СЭС, имеют право голоса.
- В ходе голосования постоянные члены голосуют путем тайного голосования, а Председатель объявляет на собрании результаты голосования.
- Председатель СЭС может принять решение об открытом голосовании всех социальных партнеров, если решаются процессуальные и технические вопросы.
Статья 18 Организация собраний - Социальный и Экономический Совет проводит свои очередные собрания, по крайней мере, один раз в день.
- Для рассмотрения срочных вопросов Социального Диалога, которые особо важны для социальных партнеров, СЭС может проводить внеочередные собрания.
- Регулярные и внеочередные собрания должны созываться Председателем СЭС.
Статья 19 Управление - Собрания СЭС должны управляться Председателем, которые избирается в соответствии с положениями параграфа 3 Статьи 17 настоящего Закона.
- Председателем СЭС в первый год после одобрения настоящего Закона и создания этого органа будет представитель Правительства, соответственно Министр Министерства Труда и Социального Благосостояния, который согласно ротации должен смениться представителем работодателей и представителем работников.
- Мандат Председателя СЭС длится один (1) год.
Статья 20 Обязанности Председателя - Обязанности Председателя СЭС:
1.1. председательствовать на собраниях СЭС в соответствии с положениями настоящего Закона, Постановления о работе СЭС и других подзаконных актов;
1.2. предлагать повестку дня и выводы собраний СЭС;
1.3. сообщать Правительству, посредством Министра Министерства Труда и Социального Благосостояния о рекомендациях СЭС, а также о мыслях и мнении рабочих организаций и организаций работодателей;
1.4. готовить Годовой Отчет о работе СЭС, и
1.5. другие обязанности, определенные Постановлением о Развитии Работы СЭС и другими подзаконными актами.
Статья 21 Назначения и снятие с должности в рамках СЭС - Каждый социальный партнер назначает своих представителей в СЭС согласно правилам о выборах и назначениях.
- Срок полномочий членов СЭС составляет четыре (4) года, который может продлеваться.
- Срок полномочий членов СЭС должен прекращаться в случае:
3.1. отставки;
3.2. истечения срока назначения;
3.3. приговора к заключению сроком от шести (6) месяцев;
3.4. снятия с должности;
3.5. причин по состоянию здоровья; и
3.6. смерти.
Статья 22 Исполнение Закона
По предложению Председателя СЭС, для правильного и полного применения настоящего Закона, в течение шести (6) месяцев после вступления в силу настоящего Закона, Секретариат СЭС обязан подготовить другие необходимые подзаконные акты, которые должны рассматриваться и одобряться этим органом на его собраниях.
Статья 23 Отмена действия действующего законодательства
После вступления в силу настоящего Закона, прекращается действие положений Административной Инструкции о Создании Трехстороннего Консультативного Совета и положений Решения no. 09/57 от 13.03.2009, принятых Правительством Косово, а также любых других законных положений, которые не соответствуют настоящему Закону.
Статья 24 Вступление в силу
Настоящий Закон должен вступить в силу в течение (15) дней после публикации в Официальном Издании Республики Косово.
Закон No.04/L -008 21 июля 2011
Председатель Ассамблеи Республики Косово
Якуп КРАСНИЧИ