Закон Эстонии о прокуратуре

ЗАКОН ЭСТОНИИ О ПРОКУРАТУРЕ
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
11 мая 1998 г.
Статья 1. Место Прокуратуры в республике и правовые основы ее деятельности

  1. Прокуратура представляет собой институт исполнительной власти, который перебывать в сфере компетенции министра юстиции и имеет независимый статус.
  2. Система функций Прокуратуры и полномочия государственных прокуроров устанавливаются законами и уставом Прокуратуры.
    Статья 2. Задачи Прокуратуры
    Задачами Прокуратуры является:
  3. Наблюдение за соблюдением законности во время совещаний суда с адвокатами сторон при рассмотрении уголовных дел.
  4. Репрезентация государственного обвинения в судах всех инстанций.
  5. Наблюдение за исполнением приговоров, связанных с лишением свободы, и наблюдение за соблюдением законности во время выполнения принудительных действий медицинского и исправительного характера.
  6. Наблюдение за соблюдением полицией законности во время выполнения ею своих функций.
    Статья 3. Система органов и руководство Прокуратуры
  7. В состав системы органов Прокуратуры входят Государственная прокуратура (ГП), окружные и городские прокуратуры.
  8. Специальные прокуратуры создаются в соответствии с законом.
  9. Во главе системы органов Прокуратуры стоит государственный прокурор. В руководстве органов Прокуратуры государственный прокурор имеет те же права и обязанности, что и руководитель любого государственного учреждения, но с учетом особенностей, которые вытекают из законов о криминальном судопроизводстве.
  10. ГП выполняет прокурорские обязанности на всей территории, подпадающей под сферу компетенции республиканской, окружных и городских прокуратур и находящейся под юрисдикцией соответствующих судов. Государственное обвинение в окружных судах представляют прокуроры Государственной прокуратуры.
  11. Специальная прокуратура выполняет свои обязанности в соответствии с предоставленными ей полномочиями на всей территории Эстонии.
    Статья 4. Бюджет, устав, структура и штат Прокуратуры
  12. Бюджет прокуратуры является составной частью бюджета Министерства юстиции.
  13. Устав, структура и штат органов Прокуратуры утверждаются министром юстиции.
    Статья 5. Отчетность государственного прокурора
  14. Государственный прокурор, по крайней мере один раз в календарный год, подает министру юстиции отчет о работе Прокуратуры.
  15. Форма отчета, порядок и условия его представления утверждаются министром юстиции.
    Статья 6. Решение Прокуратурой проблем,
    возникающих в связи с международными договорами
    Прокуратура решает проблемы, связанные с международными договорами, подписанными Эстонской Республикой, в соответствии с ее полномочиями и установленным порядком.
    РАЗДЕЛ II ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА
    Статья 7. Требования, которые выдвигаются к прокурору
  16. Любой гражданин Эстонии, который закончил юридический факультет Тартуского университета или имеет научную степень в отрасли юридического образования, которая отвечает требованиям юридического факультета Тартуского университета, может занимать должность прокурора.
  17. Лицо не может занимать должность прокурора, если:
    1) было признано виновным в совершении преднамеренного правонарушения;
    2) было освобождено, отстранено или ему было отказано в праве занимать должность, которая нуждается в высшей юридической квалификации, на основании невозможности пребывания на этом посту.
    3) не способно занимать должность прокурора по состоянию здоровья. В сомнительных случаях состояние здоровья лица определяет комиссия.
    3 Вне органов Прокуратуры прокурор может работать лишь в педагогической или научно-исследовательской сферах.
    Прокурору запрещается:
    1) быть членом Парламента (Государственных собраний) или представительского органа местного уровня;
    2) принадлежать к руководству партий, политических движений или других политических групп и принимать участие в любых действиях, противоречащих профессиональной этике прокурора;
    3) принадлежать к руководству или совету коммерческого предприятия. Соответствие перечисленным выше ограничением должно быть обеспечено на время пребывания на должности прокурора.
    4) быть основателем коммерческих предприятий в течение времени пребывания в своей должности.
    Статья 8. Назначение и освобождение от должности прокурора
  18. Государственный прокурор назначается и освобождается министром юстиции, а остальные прокуроры – государственным прокурором.
  19. Служебные отношения прокурора регулируются положениями Закона Эстонской республики о трудовом договоре («Рiiгi Театайа» 1992 № 15/16, статья 241), с учетом особенностей, вытекающих из правового статуса государственных гражданских служащих.
    Статья 9. Срок полномочий государственного прокурора
  20. Срок полномочий государственного прокурора составляет пять лет.
  21. По завершении срока полномочий государственный прокурор освобождается с должности или назначается снова.

Статья 10. Освобождение государственного прокурора с должности
до окончания срока пребывания в должности.
Министр юстиции по согласованию с председателем Государственного суда может отстранить государственного прокурора от должности в таких случаях:

  1. В случае вынесения судом и вступления в действие обвинительного приговора за совершение преднамеренного правонарушения.
  2. В случае серьезных профессиональных нарушений.
  3. По состоянию здоровья.
  4. По собственному желанию.
    Статья 11. Независимость прокурора
    Во время исполнения своих процессуальных обязанностей, прокурор является более независимым и действует в соответствии с существующим законодательством и со своими убеждениями.
    Статья 12. Служебная жилищная площадь
    В случае необходимости, прокурору предоставляется отдельная служебная жилищная площадь.
    Статья 13. Заработная плата, отпуск и социальные гарантии прокурора
  5. Заработная плата прокурора и возмещение расходов во время пребывания в должности определяются Правительством республики.
  6. Вопрос отпуска прокурора регулируется в соответствии с Законом Эстонской республики об отпусках («Рiiгi Театейа» 1992 № 15/16, статья 481).
  7. На прокурора распространяются все те социальные гарантии, которые по действующему законодательству предоставляются государственным гражданским служащим.
    РАЗДЕЛ III ИМПЛЕМЕНТИРУЮЩИЕ ПОЛОЖЕННЯ1
    Статья 14. Реорганизация органов Прокуратуры Эстонской Республики
    Прокуратура Эстонской Республики реорганизовывается на основе этого закона.
    Статья 15. Назначение государственного прокурора
    Министр юстиции назначает государственного прокурора не позже 10 дней после приобретения этим законом действия.
    Статья 16. Окончание полномочий прокурора и освобождения его с должности
  8. Полномочия прокурора Эстонской Республики заканчиваются с назначением государственного прокурора. Прокурора Эстонской Республики освобождает министр юстиции.
  9. Государственный прокурор освобождает с должности других прокуроров в случае реорганизации прокуратуры Эстонской Республики, а также назначает их повторно по рекомендации комиссии, согласно этому закону.
    Статья 17. Задачи министра юстиции относительно
    реорганизации прокуратуры Эстонской Республики.
    Министр юстиции:
  10. Утверждает устав, структуру и штатное расписание прокуратуры не позже месяца после вступления этого закона в силу и подает проект бюджета прокуратуры Правительству республики.
  11. Формирует комиссию для определения квалификации кандидатов в прокуроры. В состав комиссии включаются государственный прокурор, члены государственного суда и практикующие юристы. Работой комиссии руководит министр юстиции. Кандидатуры прокуроров представляет комиссии государственный прокурор.
  12. В десятидневный срок после вступления этого закона в силу создает комиссию для реорганизации прокуратуры Эстонской Республики.
    Статья 18. Решение и передача дел, находящихся на рассмотрении
    в прокуратуре Эстонской Республики
  13. В рамках осуществления общего контроля, вынос решений относительно всех жалоб, которые находятся на рассмотрении в прокуратуре Эстонской Республики, заканчивается не позже одного месяца после вступления этого закона в силу.
  14. Протесты прокурора, поданные в интересах других лиц на основании Гражданско-процессуального кодекса, теряют действие только по заявлению истца. Протесты прокурора, поданные на рассмотрение в гражданские суды до вступления в силу этого закона, рассматриваются в соответствии с действующим Гражданско-процессуальным кодексом.
  15. Материалы относительно нарушения уголовных дел, которые поступили на рассмотрение в органы прокуратуры Эстонской Республики, но еще не были рассмотрены, возвращаются соответствующим следственным органам для решения этих вопросов.
  16. Уголовные дела, взятые на рассмотрение прокуратурой Эстонской Республики до вступления в силу этого закона, расследуются в срок, не превышающий двух месяцев. Когда же предварительное расследование уголовных дел не может быть окончено в определенный срок, материалы передаются соответствующим следственным органам не позднее, чем за 10 дней до окончания этого срока.
    Статья 19. Правовые основы деятельности прокуратуры.
  17. В период, от вступления в силу этого закона и до формирования системы органов прокуратуры, прокуратура Эстонской Республики продолжает выполнение своих процессуальных задач в соответствии с действующим процессуальным законодательством и в пределах, обозначенных этим законом.
  18. После реорганизации Прокуратуры Эстонской Республики и до принятия новых процессуальных законов, Прокуратура руководствуется действующим процессуальным законодательством в пределах этого закона.
  19. После вступления в силу этого закона, закон Советского Союза «О Прокуратуре Советского Союза» от 30 ноября 1979 года отменяется, за исключением § 22-27, указывающих на выполнение обязанностей, обозначенных в пункте 4.2 этого закона, и § 42-45, указывающих на выполнение обязанностей, указанных в пункте 2.2 этого закона.

Статья 20. Задачи Правительства Республики относительно реорганизации
Прокуратуры Эстонской Республики.
Правительство Республики:

  1. Подает проекты изменений, поправок и изъятий, которые необходимо сделать в разных законах, в результате принятия этого закона.
  2. Обеспечивает финансовые ресурсы и материально-технические условия для реорганизации Прокуратуры Эстонской Республики.
    РАЗДЕЛ IV ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКОНА В СИЛУ
    Статья 21. Вступление закона в силу
    Этот закон вступает в силу со дня публикации его в «Рiiгi Театайа Таллинн».