Положение о военной полиции Латвии
ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ
ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРАВИЛА № 44 (ПРОТОКОЛ № 6, §7)
Рига, 10 февраля 1998 года
Издано в соответствии с частью седьмой статьи 41 Закона «О Силах обороны»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Военная полиция является отдельным военным структурным подразделением Сил обороны, которое подчиняется командующему Национальными вооруженными силами и выполняет установленные Законом «О Силах обороны» задачи Военной полиции на всей территории государства и во всех структурных подразделениях (гарнизонах) Национальных вооруженных сил независимо от их дислокации, а также в рамках подследственности выполняет задачи учреждения дознания.
- Военная полиция является юридическим лицом, имеет печать с изображением малого государственного герба Латвийской Республики и полным наименованием структурного подразделения, боевое знамя, а также бюджет и свои расчетные счета в Государственной кассе.
- Военному полицейскому для удостоверения предоставленных полномочий выдаются служебное удостоверение утвержденного командующим Национальными вооруженными силами образца и жетон. После утверждения графическое изображение жетона публикуется в газете «Латвияс Вестнесис».
II. ЗАДАЧИ, ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ - Задачи, обязанности и права Военной полиции определены в законах.
III. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ - Вооружение и специальные средства Военной полиции, порядок их хранения, ношения и применения устанавливаются военными уставами Сил обороны, приказами и распоряжениями министра обороны и командующего Национальными вооруженными силами, а также настоящим положением.
- Применением огнестрельного оружия считается прицельный выстрел.
- Военный полицейский имеет право применить огнестрельное оружие в ситуации крайней необходимости, чтобы:
– защитить других лиц и себя от нападения, реально угрожающего здоровью или жизни, предотвратить попытку насильственным путем завладеть огнестрельным оружием;
– задержать лицо, оказывающее вооруженное сопротивление или застигнутое в момент совершения тяжкого преступления, или бежавшее из-под стражи, а также задержать вооруженное лицо, отказывающееся выполнить законное требование сдать оружие или взрывчатые вещества;
– отразить нападение на охраняемых лиц или объекты;
– задержать транспортное средство путем повреждения данного транспортного средства прицельным выстрелом, если его водитель не подчиняется сигналам или требованиям военного полицейского, порождает опасность для окружающих и своими действиями может вызвать тяжкие последствия при отсутствии иной возможности его задержать;
– освободить заложников;
– обезвредить животное, угрожающее здоровью или жизни человека;
– подать сигнал тревоги или вызвать помощь. - Перед применением огнестрельного оружия необходимо предупредить о намерении это сделать. При необходимости производится предупредительный выстрел.
- Военному полицейскому разрешается применять огнестрельное оружие без предварительного предупреждения, если нападение является неожиданным или при нападении используются оружие, боевая техника, механические транспортные средства любого вида, а также если это необходимо для освобождения заложников.
- Запрещается применять огнестрельное оружие в местах, где в результате его применения могут пострадать другие лица, а также против женщин и несовершеннолетних лиц, за исключением случаев, когда они совершают вооруженное нападение, оказывают вооруженное сопротивление или групповым нападением ставят под угрозу жизнь других людей.
- Военный полицейский имеет право извлечь огнестрельное оружие и приготовить его к стрельбе, если он считает, что в конкретной ситуации может возникнуть необходимость его применения. Если задержанное лицо умышленно совершает неожиданные движения или иные опасные действия, которые могут быть истолкованы военным полицейским как попытка насилия, пытается приблизиться к военному полицейскому ближе указанного им расстояния, военный полицейский в соответствии с настоящим положением имеет право применить огнестрельное оружие.
- Во всех случаях применения и использования огнестрельного оружия необходимо сделать все возможное, чтобы гарантировать безопасность других лиц, а также для оказания медицинской помощи пострадавшим.
- О каждом случае применения огнестрельного оружия военный полицейский обязан незамедлительно сообщить своему непосредственному начальнику, который, в свою очередь, незамедлительно информирует о случившемся командира Военной полиции и прокурора.
- Военный полицейский при необходимости имеет право применять против нарушителей закона физическую силу и различные специальные средства. Вид физической силы, специальных средств и интенсивность их применения устанавливаются с учетом конкретный ситуации, характера нарушения и индивидуальных примет нарушителя с максимальным ограничением причиненного данными средствами ущерба.
- Специальные средства военный полицейский применяет в случаях, когда в применении огнестрельного оружия нет необходимости, нарушитель закона не вооружен и возможно его задержание при помощи данных средств.
IV. ПРАВА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПЕРАТИВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
- Военная полиция правомочна использовать оперативные транспортные средства в соответствии с правилами Кабинета министров об оперативных транспортных средствах, а также специальную форменную одежду и средства сигнализации для регулирования движения транспорта.
V. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО - Военный полицейский является военнослужащим активной военной службы. Его законные требования и распоряжения, отданные при исполнении в пределах компетенции своих служебных обязанностей, обязательны для исполнения другими военнослужащими.
- Оскорбление чести военного полицейского, сопротивление ему, угроза его здоровью и жизни, а также действия, мешающие выполнению его прямых служебных обязанностей, наказываются в соответствии с законом.
- Никто не имеет права вмешиваться в законные действия военного полицейского, когда он выполняет служебные обязанности, кроме должностных лиц, непосредственно уполномоченных на это законом.
- Военный полицейский не отвечает за физический и имущественный ущерб, причиненный нарушителю закона в результате его неподчинения или сопротивления в момент задержания, если военный полицейский действовал в пределах своих служебных полномочий и не нарушил пределов необходимой обороны или крайней необходимости.
- Ущерб, причиненный здоровью военного полицейского при выполнении им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме из средств государственного бюджета.
- Если имуществу военного полицейского или членам его семьи причинены материальные убытки в связи с его служебной деятельностью, они возмещаются в полном объеме из средств государственного бюджета.
- Если военный полицейский нарушил установленные правовыми актами, уставами Сил обороны и настоящим положением полномочия, в зависимости от тяжести нарушения он призывается к дисциплинарной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
VI. СТРУКТУРА И ПОДЧИНЕННОСТЬ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ - В состав Военной полиции входят:
– штаб;
– служба дознания;
– служба комендатуры;
– служба охраны. - Главными задачами штаба Военной полиции являются планирование работы и организация согласованной деятельности всех служб Военной полиции, учет личного состава, обеспечение информации, снабжения и связи.
- Главными задачами службы комендатуры Военной полиции являются организация работы патрульной службы для обеспечения соблюдения военной дисциплины за пределами мест дислокации войсковых частей и подразделений, а также организация и обеспечение работы гауптвахты.
- Главными задачами службы охраны Военной полиции являются охрана стационарных и мобильных объектов, организация и обеспечение эскортов, а также контроль за движением военных транспортных средств.
- Порядок комплектования личного состава Военной полиции и прохождения им службы устанавливает Положение о прохождении службы военнослужащими.
- Командир Военной полиции в своей деятельности непосредственно подчиняется командующему Национальными вооруженными силами.
- Командир Военной полиции:
– организует выполнение задач подчиненных ему служб и координирует их взаимное сотрудничество;
– определяет и контролирует вопросы комплектования, функциональных обязанностей личного состава служб, использование финансовых средств, материально-технического обеспечения и другие вопросы организации труда;
– организует и координирует сотрудничество служб Военной полиции с учреждениями государственной безопасности, учреждениями полиции, учреждениями государственного управления и зарубежными структурами. - Начальника службы дознания Военной полиции на должность назначает министр обороны. На данную должность может быть назначен военнослужащий, имеющий высшее юридическое образование и практический опыт юридической работы.
- Дознавателя военной полиции назначает на должность командующий Национальными вооруженными силами. На данную должность может быть назначен военнослужащий, имеющий высшее юридическое образование. В отдельных случаях на данную должность может быть назначен военнослужащий, имеющий среднее юридическое образование или незаконченное высшее юридическое образование.
- На должности, связанные с выполнением мероприятий оперативной деятельности, разрешается назначать только таких офицеров Военной полиции, которые закончили курс обучения оперативной работе.
- Трудовые правовые отношения не состоящих на активной военной службе работников Военной полиции устанавливаются Кодексом законов о труде Латвии, законами и настоящим положением.
- Надзор за соблюдением законов в деятельности военной полиции осуществляют генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
- К личному составу Военной полиции применяются такие же социальные гарантии, которые установлены нормативными актами для личного состава Национальных вооруженных сил.
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ - Материально-техническое обеспечение Военной полиции обеспечивается в соответствии с разработанными Национальными вооруженными силами и утвержденными Министерством обороны нормами с учетом специфики службы.
- Военная полиция финансируется в пределах выделенных Министерству обороны бюджетных средств.
Премьер-министр Г. Крастс
Министр обороны Т. Юндзис