Регламент Конституционного совета Казахстана

РЕГЛАМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Утвержден постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 19 апреля 2002 года № 1
Сноска. В тексте Регламента слова «Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» и «Указа» заменены словами «Конституционного закона Республики Казахстан» и «Конституционного закона» – Постановлением Конституционного Совета РК от 31.03.2005 № 9-3/I.
Сноска. По тексту регламента в главах римские цифры «I», «II», «III» заменены арабскими цифрами «1.», «2.», «3.»; в заголовках статей слово «статья» и названия статей исключены постановлением Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ К РАССМОТРЕНИЮ

  1. Основанием для возбуждения конституционного производства является обращение субъектов, перечисленных в статье 72 Конституции Республики Казахстан.
    Обращение должно быть оформлено на двух языках (казахском и русском) и в соответствии с требованиями статьи 22 Конституционного закона.
    Конституционное производство может быть возбуждено также в случаях, предусмотренных статьями 35 и 36 Конституционного закона Республики Казахстан.
    Сноска. Статья 1 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  2. Поступившие обращения регистрируются в аппарате Конституционного совета в установленном порядке.
    Обращения, поступившие с нарушением требований Конституции, Конституционного закона и регламента возвращаются руководителем аппарата Конституционного совета.
    Обращения государственных органов и должностных лиц по вопросам, подведомственным Конституционному совету, передаются председателю Конституционного совета, который определяет их дальнейшее движение. Председатель поручает одному из членов совета подготовить предложения по поступившему обращению.
    Сноска. Статья 2 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  3. Поступившее обращение вносится Председателем Конституционного Совета на рассмотрение Совета, заседание которого проводится в трехдневный срок со дня поступления обращения, исключая выходные и праздничные дни. Конституционный Совет, изучив обращение и заслушав предложение члена Совета, принимает его к производству или отказывает в принятии и возвращает его по основаниям, предусмотренным статьей 25 Конституционного закона U952737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
  4. Председатель Конституционного Совета своим распоряжением определяет члена Конституционного Совета для осуществления подготовки материалов к заседанию Конституционного Совета. Распоряжение Председателя о назначении члена Совета докладчиком издается в день получения членом Совета обращения. Ввиду особой сложности поступившего обращения, либо его исключительной важности, срочности подготовка материалов может быть поручена нескольким членам Конституционного Совета. При поступлении нескольких связанных между собой обращений Конституционный Совет может принять решение об их объединении в одно конституционное производство. При решении вопроса о принятии к производству нескольких связанных между собой обращений, из которых одни подведомственны Конституционному Совету, а другие – иным государственным органам, рассмотрению подлежат лишь обращения, входящие в компетенцию Конституционного Совета.
    По принятому к производству обращению член Конституционного Совета в установленные Председателем сроки обязан подготовить материалы к рассмотрению на заседании Конституционного Совета, для чего он:
    1) определяет участников конституционного производства, разъясняет им их права и обязанности, предусмотренные статьей 21 Конституционного закона U952737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан»;
    2) истребует относящиеся к предмету обращения необходимые документы и иную информацию путем направления в соответствующие органы или должностным лицам запросов, которые подписываются Председателем Конституционного Совета или членом Конституционного Совета;
    3) при необходимости опрашивает соответствующих должностных лиц, привлекает специалистов, экспертов и поручает производство исследований, экспертиз;
    4) дает поручения руководителям подразделений и работникам аппарата Совета о представлении необходимых справочно-информационных материалов и заключений;
    5) не позднее чем за два дня до начала заседания обеспечивает вручение копий материалов членам Конституционного Совета. Готовит проект решения Конституционного Совета. Свои замечания по проекту решения члены Совета представляют докладчику в письменном виде.
    Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики Казахстан может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства.
  5. Назначение экспертизы в процессе подготовки материалов и рассмотрения их на заседаниях Конституционного Совета производится членом Совета, осуществляющим подготовку материалов к рассмотрению, путем вынесения определения с поручением соответствующим научным учреждениям или конкретным специалистам, в котором формулируются вопросы экспертам и определяется срок представления экспертного заключения. Вместе с определением в распоряжение экспертов представляются все необходимые документы для производства экспертизы. При подготовке материалов к рассмотрению член Конституционного Совета вправе привлекать специалистов для дачи консультаций. Заключение специалиста излагается в виде отдельного документа и подписывается им.
  6. До вынесения итогового решения конституционное производство подлежит прекращению на любой его стадии при наличии оснований, предусмотренных в статье 30 Конституционного закона U952737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
    Решение Конституционного Совета о прекращении конституционного производства по заявленному обращению исключает возможность повторно обратиться в Конституционный Совет по тем же основаниям.
    ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ НА ЗАСЕДАНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА
  7. Заседания Конституционного Совета проводятся в специально отведенном для этой цели помещении, оформленном в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституционного закона U952737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
    Порядок размещения состава Конституционного Совета, участников конституционного производства и приглашенных лиц определяет Председатель Конституционного Совета.
  8. После завершения подготовки материалов к рассмотрению распоряжением Председателя Конституционного Совета, а в случае отсутствия Председателя – исполняющим его обязанности членом Конституционного Совета определяется дата заседания Конституционного Совета.
    Рассмотрение материалов обращения происходит в открытом заседании, за исключением случаев, когда Конституционный Совет принимает решение о проведении закрытого заседания.
    По решению, принятому Председателем Совета, на заседание Конституционного Совета могут быть приглашены представители средств массовой информации.
  9. Заседание Конституционного Совета может быть отложено в следующих случаях:
  10. Ввиду отсутствия кворума, необходимого для рассмотрения обращения.
  11. Ввиду неявки одного из участников конституционного производства, экспертов, специалистов, явка которых была признана Советом необходимой.
  12. Ввиду непредставления истребованных материалов, если они имеют существенное значение для рассмотрения обращения.
  13. По ходатайству одного из участников конституционного производства или его представителя для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной.
  14. При возникновении иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению обращения в назначенное время.
  15. Председатель или член Конституционного Совета обязан заявить самоотвод, который подлежит удовлетворению Конституционным Советом при условии, если его объективность может вызвать сомнение вследствие личной прямой или косвенной заинтересованности в рассматриваемом Конституционным Советом вопросе.
    В случае заявления Председателем или членом Конституционного Совета на заседании Совета самоотвода ему могут быть заданы уточняющие вопросы. Самоотвод рассматривается в совещательной комнате без участия лица, заявившего самоотвод. Решение об удовлетворении или отклонении самоотвода принимается после всестороннего обсуждения большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета. В случае удовлетворения самоотвода рассмотрение обращения может быть продолжено при наличии необходимого кворума.
  16. Заседание Конституционного совета протоколируется, в необходимых случаях стенографируется и обеспечивается синхронным переводом. Если в заседании осуществляется стенографирование, протокол заседания Совета составляется на основании текста стенограммы. Если во время заседания применялись звукозапись, видеозапись, фотосъемки, то фонограмма, видеопленка, кинопленка приобщаются к протоколу заседания Совета, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Протоколирование заседания осуществляется аппаратом аппарата Конституционного Совета. Лица, осуществляющие протоколирование, представляют протокол докладчику по данному производству в течение 7 дней после состоявшегося заседания. Член Совета – докладчик визирует протокол и несет личную ответственность за его достоверность.
    Протоколы заседания Конституционного Совета подписываются Председателем Конституционного Совета или в его отсутствие членом Конституционного Совета, исполняющим обязанности Председателя.
    Протоколам заседаний Совета и постановлениям присваиваются порядковые номера обращений в пределах одного календарного года.
    Протоколы заседания Совета приобщаются к материалам соответствующего конституционного производства.
    Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  17. Присутствующие в зале заседаний лица и представители средств массовой информации обязаны вести себя по отношению к Конституционному Совету, участникам конституционного производства, их представителям и друг к другу корректно, не допускать во время заседания хождения по залу заседаний, реплик в адрес Совета и участников заседания, экспертов, специалистов и какого-либо вмешательства в нормальный ход заседания путем выражения в любой форме одобрения или неодобрения происходящего.
    В случае нарушения присутствующими порядка проведения заседания Совета председательствующим может быть сделано предупреждение нарушителю порядка, а при повторном нарушении соответствующему лицу может быть предложено удалиться из зала заседания Конституционного Совета.
  18. Рассмотрение обращений Конституционным Советом проводится в заседании под председательством Председателя Конституционного Совета, а в случае его отсутствия – под председательством назначенного им одного из членов Конституционного Совета.
    В назначенное для проведения заседания время в зал заседаний входят члены Конституционного Совета и занимают свои места. Председательствующий удостоверяется в наличии кворума для ведения заседания Конституционного Совета, обеспеченности протоколирования и объявляет заседание открытым. Затем председательствующий зачитывает вопросы, подлежащие рассмотрению, и предоставляет слово члену Конституционного Совета – докладчику для сообщения о наличии вызванных участников заседания, специалистов, экспертов и о причинах неявки отсутствующих.
  19. Председательствующий разъясняет участникам конституционного производства их права и обязанности, опрашивает участников заседания о наличии у них ходатайств, ставит их на разрешение Конституционного Совета.
    Субъекты обращений, а также представители государственных органов и должностные лица, конституционность актов и действия которых проверяются, по собственному желанию либо в случае необходимости, по требованию Конституционного Совета могут участвовать в заседании Конституционного Совета, на котором рассматривается принятое к производству обращение. При необходимости могут быть выслушаны объяснения и выступления участников конституционного производства, экспертов, специалистов и других приглашенных лиц.
  20. Председательствующий до начала рассмотрения вопроса по существу опрашивает субъектов обращения, их представителей, экспертов, других участников заседания о наличии у них заявлений, ходатайств об истребовании дополнительных материалов и допуске к рассмотрению обращений новых экспертов, специалистов. В случае поступления таких заявлений в письменном виде они оглашаются в заседании Совета и приобщаются к материалам рассматриваемого дела, устные заявления заносятся в протокол заседания Совета.
    Участники конституционного производства, по обращению которых возбуждено конституционное производство, вправе до начала заседания Конституционного Совета, на котором принимается итоговое решение, изменять основание обращения, увеличить или уменьшить его объем, отказаться от обращения. Участники, привлеченные к конституционному производству в связи с оспариванием конституционности их актов или действий, вправе признать заявленные в обращении требования полностью или частично, либо возражать против них.
  21. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом, либо иным документом, удостоверяющим поручение соответствующей организацией на осуществление представительства по данному обращению.
  22. Рассмотрение каждого вопроса начинается с выступления члена Конституционного Совета – докладчика, который излагает существо вопроса, повод и основание для его рассмотрения, содержание имеющихся материалов. Члены Конституционного Совета вправе задать ему уточняющие вопросы.
  23. Участники конституционного производства и их представители по их желанию могут выступить в заседании Конституционного Совета по существу рассматриваемых вопросов. При этом лица, представляющие интересы участников конституционного производства по должности, а также представители, выступающие в Конституционном Совете по доверенности, если такое право оговорено в доверенности, вправе скорректировать свою позицию по рассматриваемому вопросу в зависимости от результатов рассмотрения вопроса в ходе заседания Совета.
    Члены Совета вправе задать участникам конституционного производства уточняющие вопросы. Участники конституционного производства, по обращению которых возбуждено конституционное производство, и участники, по поводу актов которых возбуждено производство, могут задавать вопросы друг другу.
  24. Если Конституционный Совет в совещательной комнате признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения обращения, или исследовать новые документы и материалы, он может возобновить рассмотрение материалов.
  25. На заседании Конституционного Совета рассматриваются лишь вопросы, заявленные в обращении.
    Вопросы процедурного организационно-распорядительного характера рассматриваются в ходе подготовки материалов членом Конституционного Совета, готовящим материалы к заседанию Совета, а в случае необходимости – Председателем Совета или членом Совета, исполняющим его обязанности.
    ГЛАВА 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СОВЕТОМ
  26. Конституционный Совет принимает решение коллегиально большинством голосов от общего числа его членов путем открытого, а по требованию хотя бы одного члена Конституционного Совета – тайного голосования.
    Совещание членов Конституционного Совета и голосование по рассматриваемому вопросу проводятся под руководством председательствующего в совещательной комнате.
    Во время совещания Конституционного Совета никто из его членов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.
    В случае, если при принятии решения произошло разделение голосов членов Конституционного Совета поровну, голос Председателя Конституционного Совета является решающим, который во всех случаях подает свой голос последним. При замещении Председателя Конституционного Совета по его уполномочию соответствующим членом Конституционного Совета это правило не применяется. В этом случае проводится повторное голосование с участием Председателя или члена Конституционного Совета, не участвовавшего в первом голосовании.
    Принятые Конституционным Советом решения до их подписи Председателем предварительно скрепляются подписями членов Конституционного Совета, принимавших участие в голосовании, в том числе и членами Конституционного Совета, которые не были согласны с принятым решением.
  27. Член Конституционного Совета, не согласный с его итоговым решением, вправе изложить свое мнение в письменном виде, которое приобщается к материалам, связанным с рассмотрением соответствующего обращения.
  28. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Конституционный Совет из своего состава избирает счетную комиссию.
    Бюллетени для тайного голосования изготавливаются счетной комиссией по установленной ею форме.
    О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается членами комиссии и утверждается Советом большинством голосов от числа участвующих в рассмотрении материалов Конституционного Совета.
  29. Итоговое решение Конституционного Совета Республики Казахстан по существу рассматриваемого вопроса принимается в форме постановления.
    Постановление Конституционного Совета оглашается председательствующим в присутствии членов Конституционного Совета и участников заседания Совета.
    Содержание итогового решения Конституционного Совета должно соответствовать требованиям статьи 37 Конституционного закона U952737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
    Принятие Конституционным Советом итогового решения порождает юридические последствия для физических и юридических лиц, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 74 K951000 Конституции Республики Казахстан статьей 39 Конституционного закона U952737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан».
    В итоговом решении может быть предусмотрено, что оно подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации.
  30. Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежит обжалованию.
    Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом в документе, принятом по конкретному обращению.
  31. Поступившее возражение Президента Республики Казахстан на постановление Конституционного Совета в целом или в его части рассматривается на закрытом заседании Конституционного Совета без участников конституционного производства не позднее пяти дней с момента поступления возражения.
    Постановление считается подтвержденным, если за него подано не менее двух третей голосов от общего числа членов Конституционного Совета. В голосовании вправе участвовать и члены Совета, не принимавшие участие в рассмотрении обращения, на решение по которому было внесено возражение Президента, при этом им должно быть предоставлено два дня для ознакомления с материалами обращения.
    При непреодолении возражений Президента Республики двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета постановление Конституционного Совета считается не принятым и конституционное производство прекращается.
  32. В случаях, предусмотренных статьей 35 Конституционного закона, председатель совета поручает члену совета подготовить в течение трех дней предложение по данному вопросу, которое рассматривается на заседании Конституционного совета.
    При необходимости принятия дополнительного решения председатель совета своим распоряжением определяет члена Конституционного совета для осуществления подготовки материалов к заседанию Конституционного совета и назначает дату заседания Конституционного совета по принятию указанного решения.
    Дополнительное решение принимается в соответствии с пунктом 21 настоящего регламента в течение месяца со дня поступления ходатайства государственных органов и должностных лиц, а в случае принятия дополнительного решения по собственной инициативе Конституционного совета в порядке подпункта 2) пункта 1 статьи 35 Конституционного закона, со дня возбуждения производства.
    Заседание Конституционного совета по принятию дополнительного решения проводится в порядке, установленном главой 2 настоящего регламента.
    Сноска. Статья 27 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  33. В случае пересмотра итогового решения председатель Конституционного совета своим распоряжением определяет члена Конституционного совета для осуществления подготовки материалов к заседанию Конституционного совета, а также дату нового заседания по данному вопросу, порядок проведения которого определяется главой 2 настоящего регламента.
    Сноска. Статья 28 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  34. Итоговые решения (постановления) Конституционного Совета направляются в течение двух дней после их принятия установленным статьей 72 K951000 Конституции субъектам обращения или их представителям, а также во всех случаях Президенту, палатам Парламента, Верховному Суду, Генеральному Прокурору, Министру юстиции Республики Казахстан.
    Итоговые решения Конституционного Совета публикуются на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях, в Вестнике Конституционного Совета Республики Казахстан, а также в Сборнике нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан.
    Иные решения не позднее пяти дней после их принятия направляются соответствующим государственным органам и должностным лицам и при необходимости могут быть опубликованы на казахском и русском языках в официальных печатных изданиях.
    Дополнительные решения Конституционного Совета направляются и публикуются в порядке, определяемом Конституционным Советом.
    Сноска. Статья 29 с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Совета РК от 31.03.2005 № 9-3/I.
  35. Конституционный совет может определить порядок исполнения принятых им решений. О мерах, принятых во исполнение решения, сообщается Конституционному совету соответствующими государственными органами и должностными лицами в срок, установленный Конституционным советом. Содержащиеся в решениях Конституционного совета рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами и должностными лицами с обязательным уведомлением Конституционного совета о принятом решении.
    Контроль за исполнением принятого решения Конституционного совета возлагается на члена совета, осуществлявшего подготовку материалов к заседанию совета, а также на аппарат Конституционного совета.
    Аппарат Конституционного совета представляет председателю Конституционного совета полугодовые и годовые информационные отчеты об исполнении решений совета.
    Сноска. Статья 30 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  36. На заседаниях Конституционного Совета рассматриваются вопросы:
    – представление информации Президенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране;
    – обсуждение и утверждение ежегодного послания Конституционного Совета;
    – приостановление и прекращение полномочий Председателя и членов Конституционного Совета, в соответствии со статьями 14, 15 Конституционного закона»О Конституционном Совете Республики Казахстан»;
    – утверждение Регламента Конституционного Совета.
    На заседаниях Совета по инициативе его Председателя могут быть рассмотрены и другие вопросы организации и деятельности Конституционного Совета.
  37. Вопрос о приостановлении полномочий Председателя, члена Конституционного Совета возбуждается соответственно Президентом Республики Казахстан (в отношении Председателя) и Председателем Конституционного Совета (в отношении члена Конституционного Совета), о чем должно быть немедленно им объявлено, и выносится на рассмотрение Конституционного Совета не позднее одного месяца со дня обнаружения предусмотренных статьей 14 Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» оснований для постановки такого вопроса.
    Рассмотрение вопроса о приостановлении полномочий Председателя, членов Конституционного Совета должно рассматриваться в составе не менее двух третей от общего числа членов Совета с участием лица, в отношении которого рассматривается вопрос. В случае неявки на заседание по неуважительной причине вопрос может быть рассмотрен в его отсутствие. При рассмотрении вопроса Конституционным Советом проверяются необходимые документы и могут быть заслушаны свидетели об обстоятельствах, явившихся основанием для рассмотрения указанного вопроса.
    Решение о приостановлении полномочий Председателя, членов Конституционного Совета принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
    Прекращение полномочий председателя и членов совета осуществляется в соответствии со статьей 15 Конституционного закона.
    Сноска. Статья 32 с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  38. Проект ежегодного послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в республике готовится членами Конституционного совета и соответствующими отделами аппарата.
    Для подготовки проекта послания Конституционного совета распоряжением председателя совета может быть создана рабочая группа.
    В ходе подготовки проекта послания Конституционный совет вправе истребовать необходимые документы и иную информацию от соответствующих государственных органов и должностных лиц.
    Послание Конституционного совета утверждается на заседании совета и подписывается председателем и членами Конституционного совета, и направляется в Парламент Республики Казахстан.
    По решению председателя Конституционного совета текст послания может направляться в другие государственные органы.
    Сноска. Статья 33 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
    33-1. В случае истребования Президентом Республики Казахстан информации о состоянии конституционной законности в стране председатель совета своим распоряжением поручает члену Конституционного совета подготовку материалов.
    Информация перед ее направлением обсуждается и утверждается на заседании Конституционного совета.
    Сноска. Регламент дополнен статьей 33-1 в соответствии с постановлением Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
  39. Регламент принимается членами Конституционного Совета путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
    Изменения и дополнения в Регламент вносятся в указанном выше порядке.