1648. Письмо с объяснением причин их бегства из-под Львова

ПИСЬМО ПОЛЬСКИХ КОМИССАРОВ ВО ГЛАВЕ С И. ВИШНЕВЕЦКИМ ГНЕЗНЕНСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ М. ЛУБЕНСКОМУ С ОБЪЯСНЕНИЕМ ПРИЧИН ИХ БЕГСТВА ИЗ-ПОД ЛЬВОВА
1648 г. октября 6
Копия письма их мм. пп. комиссаров из Львова е. м. кс. архиепископу
Светлейший князь, достопочтеннейший господин и почитаемый друг.
Мы понимали, что в этой несчастной нашей смуте мы должны поддержать все, что только необходимо для сохранения целости нашей отчизны и отдаления, по возможности, с каждым днем нарастающей опасности. Исходя из обязанности перед Речью Посполитой, мы были готовы, утратив уже имущество, отдать нашу жизнь при обороне Львова. Мы не упустили ничего, что было возможно, для удержания войска и, достав (хотя небольшие) деньги на общественные нужды, разделили их среди солдат, чтобы было какое-либо основание для собирания и удержания войска.
Но, к несчастью для Речи Посполитой, мы не были в состоянии задержать войско, хотя на общем собрании (на котором мы именем государства упросили кн. е. м. п. воеводу русского и е. м. п. коронного подчашего быть региментарями войск Речи Посполитой) с большой охотой [высказывались] за принесение жертв Речи Посполитой. Оставшись только при нескольких [до двадцати] и то очень уменьшенных хоругвях, мы [однако] не готовились запереться во Львове, особенно получив известие, что татары уже были посланы во Львов для того, чтобы, овладев им, так долго его защищать, пока казацкое войско и казацкая артиллерия, которая их сопровождала, не перешли бы в наступление. Обдумав, мы предпочли сохранять остатки войска, чем запереться в таком городе, где не видели никакого способа к защите, так как мы не имели пехоты, съестных припасов, запасных двуколок и так как было множество других дефектов. Поэтому отступили, – оставив драгун около города против татар, – к Замостью, чтобы, получив подкрепление от в. м. н. мм. панов, мы могли с такого близкого расстояния прийти на помощь осажденному Львову.
Просим поэтому всем святым в. м. н. мм. панов, чтобы без замедления помогли нам людьми и сейчас постарались прислать скорую помощь для спасения обездоленной Речи Посполитой.
Сообщив это в. м. мм. пп., усердно поручаем нашу службу милости в. мм. н. мм. пп.
В Яворове, 6 октября 1648.
В. м. н. мм. пп. усердные братья и слуги:
Иеремия Михаил Корибут,
князь Вишневецкий, воевода русский
Николай Остророг, коронный подчаший
Александр Синявский, староста львовский
Станислав Потоцкий, воевода подольский
Иероним Радзеевский, староста ломжинский