1648. Сообщение о судьбе гетманов, взятых в плен под Корсунем

СООБЩЕНИЕ ШЛЯХТИЧА КОХАНА О СУДЬБЕ ГЕТМАНОВ Н. ПОТОЦКОГО, М. КАЛИНОВСКОГО И ДР. ПОЛЬСКИХ МАГНАТОВ И ШЛЯХТИЧЕЙ, ВЗЯТЫХ В ПЛЕН УКРАИНСКИМИ ВОЙСКАМИ В БИТВАХ У ЖЕЛТЫХ ВОД И ПОД КОРСУНЕМ
1648 г. июня 5
Сообщение от пана Кохана из Бара, 5 июня гг. 1648
Пан Яскульский, стражник войсковый, прислан в Бар е. м. п. краковским. Он заверил нас во всем том, о чем здесь пишу, а сам он уехал оттуда в прошлую среду вечером.
Хан, который сразу после разгрома с шестью тысячами татар прибыл к орде, стоит под Белой Церковью кошем, насчитывающим татар 80 тысяч, а казаков 30 тысяч.
Е. м. п. краковский жив, не ранен и не подстрелен, а находится в плену у Игаабдея, и сейчас п. Яскульский Ян должен везти поскорее туда Игаабдею 2 тысячи червонных злотых и отдельно татарам сто [тысяч]. Через четыре недели он должен отдать за себя двести тысяч злотых польских, а татары в сопровождении нескольких тысяч войска должны его доставить под Каменец и там за него получить деньги.
Е. м. п. воевода черниговский подстрелен в локоть и ранен в вены. Казаки соглашаются его освободить, если Умань подчинится им навеки.
Е. м. п. [каштелян] черниговский Одживольский вышел под поручительство п. краковского и должен отослать за себя 2 тысячи червонных злотых. Только ему одному повезло.
Е. м. п. Сенявский вышел под поручительство е. м. п. краковского и должен скоро отдать за себя и за слуг своих, которые находятся в плену, 20 тысяч червонных злотых.
За п. Кемеровского сам Игаабдей хочет 6 тысяч чеканных талеров. Сам Кемеровский ожидал, что ему придется заплатить за себя 10 тысяч. Он советовался по этому вопросу с п. краковским, но последний не обещал дать Игаабдею так много за него.
П. Бегановский находится у султаника , они его оценивают в большую сумму денег и хорошо содержат.
Сведения о ротмистрах кварцяных и казацких: п. Ковальский жив и здоров; п. Хоментовский жив и здоров; п. Хмелецкий жив и здоров; п. полковник Дынгофф ранен; п. капитан Илих жив и здоров, п. Гордон жив и здоров. Все они у разных татар сидят. П. Яскульский должен отдать за себя 300 чеканных талеров, п. Гдежинский вышел, раненый в ногу стрелой, п. Раецкий тоже жив и здоров. Е. м. п. Стефан Потоцкий, сын е. м. п. краковского, подстрелен, умер в плену.
[Татары] требуют, чтобы Речь Посполитая уплатила им всю задержанную дань и согласилась платить новую. Второй пункт: чтобы вплоть до Белой Церкви воевод и старост не было, а только свободное казачье княжество, чего они четыре недели ждать согласны, и если этого не будет, то обещают под Варшавой потребовать этого.
О смерти короля е. м. еще не знали.