1651. Письмо о поражении турец. войск в битве с Венецией

ПИСЬМО ШЛЯХТИЧА А. КРУПИЦКОГО А. КОНЕЦПОЛЬСКОМУ С СООБЩЕНИЕМ О ПОРАЖЕНИИ ТУРЕЦКИХ ВОЙСК В БИТВЕ С ВЕНЕЦИЕЙ И О ПОСОЛЬСТВЕ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО В ТУРЦИЮ
1651 г. августа 6
А. Крупицкий Александру Конецпольскому, 1651. 6. VIII
Я. в. мне в. м. п., пан и благодетель.
Сразу же, почти в тот же день, в который я приехал в Яссы, приехали калараши. Ехали они из Константинополя шесть с половиной дней. Между другими письмами, которые они привезли, одно было от моего родственника, который сообщил мне о случившемся там следующее: турецкая армада, которая была направлена против венецианцев, целиком уничтожена. Пропало 18 талонов, 24 небольших судна, 40 галер. Одни корабли захвачены, другие потоплены. С десяток галер сами янычары подожгли прежде, чем немногим из этих янычар удалось уйти. Так их там припекли, что сам капитан – баша едва удрал по направлению к Родосу на галерке под названием «Едик» .
Эта битва произошла 15 июля на расстоянии от десяти до двадцати миль от Родоса. Перед тем как это известие пришло с моря, посол Хмельницкого приехал в Константинополь. Почти одновременно сам [Хмельницкий] двинулся в Польшу, поручив послу передать турецкому царю совет использовать удобный момент и без опаски направить своих наместников для захвата польской земли, а именно, Каменца Подольского, Львова, Люблина и других наиболее крупных городов. Уже были и люди выделены, которые должны были поскорее туда идти. За сообщение такой вести этого посла и девять казаков одарили, согласно обычаю, кафтанами и, приодев их, окружили большим почетом. Когда же с моря пришла эта неутешительная новость, казацкое дело сразу отложили в сторону, тем более, что с божьей помощью из Польши получили известие о том, что казаки и татары не имели успеха, а, наоборот, понесли немалый урон. И, хотя не совсем точно было известно, что там происходит, однако, более проницательные люди легко разгадали хитрость бунтовщиков и посол был задержан.
Теперь же Хмельницкий, не дождавшись возвращения этого посла с наместниками, направил в Константинополь второго посла, который очень просит оказать как можно скорее помощь, обещая царю все то же, что и прежний посол. Не знаю еще чего он добился.
Купцы, которые почти каждый день приезжают из Украины, говорят, что Хмельницкий как будто опять собирает войска под Белой Церковью, готовясь идти на Польшу, как только придет ответ из Константинополя.
Сообщив все это в моем письме, поручаю в. м. м. м. п. и благодетелю самого себя и остаюсь покорным слугой у ног вашей милости в. м. м. п. и благодетеля, моля всевышнего о сохранении на долгие лета в. м. м. п. и благодетеля доброго здоровья, счастья и славы (которая и в этом краю хорошо известна).
Яссы 6 августа 1651 г.
В. м. в. м. п. и благодетеля во всем нижайший слуга Андроний Крупицкий собственноручно.
На обороте: Я. в.. а мне в. м. п. и благодетелю моему м. я. м. п. Александру на Конецполе Конецпольскому, хорунжему коронному, старосте переяславскому, корсунскому и прочее.