1651. Письмо об уничтожении населения г. Вышгорода

ПИСЬМО КОРОННОГО ГЕТМАНА Н. ПОТОЦКОГО КОРОННОМУ КАНЦЛЕРУ А. ЛЕЩИНСКОМУ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ЛИТОВСКИМ ГЕТМАНОМ Я. РАДЗИВИЛЛОМ НАСЕЛЕНИЯ Г. ВЫШГОРОДА И О ГОЛОДЕ В ПОЛЬСКОМ ВОЙСКЕ
1651 г. июля 26
Я. в. м. кс. великий коронный канцлер м. м. п. и брат. Не располагая особо важными новостями, я все же воспользуюсь тем, что сегодня день отправки почты и напишу м. м. м. п. несколько слов, чтобы справиться о здоровье и пожелать наилучшего Речи Посполитой. Прошу господа бога, чтобы он в доме в. м. п. множил всяческое благополучие и счастье согласно желанию м. м. м. п.
Слуга е. м. п. старосты калушского из Паволочи, человек довольно рассудительный и разумный, по пути к своему пану заехал ко мне в лагерь и доложил, что население Паволочи поклонилось людям е. м. п. старосты калушского, обещая верность и повиновение. Он же утверждал, что кн. е. м. п. гетман Великого княжества Литовского вырезал Вышгородок, который расположен в трех милях от Киева и как будто уничтожил три полка казаков. Сообщил также, что казаки побили ногайских татар под Охматовом и у Царского Брода.
Хмельницкий выпущен ханом из плена под тем, однако, условием, [587] что должен откупиться, и за этим выкупом трое мурз должны были ехать в Чигирин. По этому поводу носятся слухи, что хан оставил у Синей Воды орду с Сефер Кази агой.
Этот изменник Хмельницкий, созвав в Паволочи совет, объявил плебсу, что ляхов на Украине следует ожидать не раньше, как через два месяца, т. к. король е. м. со всем войском и с теми казаками, которые были в лагере, пошел против Ракочи.
Слыхал я, что мужики обозами идут с Украины в эти пустые края.
Сведения эти я получил от этого слуги и не придаю им значения, пока не получу подтверждения их достоверности от своих, которых ожидаю на днях.
Достоверно то, что нас мучит голод, так как идем по опустошенной земле. Нигде не видно человека. Осталось идти еще 11 миль. При этом прилагаю ходатайство к пану за моего офицера п. Иеронима Гебарта, чтобы е. м. м. п. изволил предоставить е. к. м. просьбу относительно кадука после п. Русецкого, который не принял участия в поспо-литом рушении и никого на свое место не послал. Упомянутый [Гебарт] заслужит расположение в. м. м. п. вместе со мной покорным слугой вашей милости в. м. м. п.
В лагере под Сморжами 26 июля 1651.
В. м. благожелательный брат и слуга, краковский каштелян Николай Потоцкий.