1651. Письмо об усилении борьбы против польской шляхты

ПИСЬМО ПОДОЛЬСКОГО СУДЬИ П. МЯСКОВСКОГО КАНЦЛЕРУ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ А. ЛЕЩИНСКОМУ С СООБЩЕНИЕМ ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ УКРАИНСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ПОЛЬСКОЙ ШЛЯХТЫ ПОСЛЕ БИТВЫ ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ
1651 г. июля 29
Копия письма от п. Мясковского е. м. кс. канцлеру
Полученное мной известие об отступлении неприятеля и о переходе татарского хана через Днепр, я сообщаю в. м. м. м. п. в приложенном здесь письме. Покорнейше прошу, чтобы имя моего осведомителя осталось неизвестным и лучше было стерто [в донесении].
С теми же сведениями вернулись мои посланцы из Приднестрянской Украины, которых я послал с мирными универсалами е. м. п. коронного хорунжего м. м. п., обещая прощение за прошлые дела. Доложили мне, что после счастливой победы е. к. м. все хлопы, возвратившись из табора домой, были в подавленном настроении и уже начали было повиноваться, но, узнав не только об уходе посполитого рушения, но и об отлучке из войска е. м. короля, которого они боятся, опять начали бунтовать, и теперь, пренебрежительно относясь к нашему войску и региментарям в отсутствие е. к. м. и всячески насмехаясь над ними, не думают ни о каком повиновении. Универсалы же одни велели поссланцам съесть, другие – разорвать. [Посланцы] едва живыми ушли. Сообщив это в. м. м. м. п., согласно моему долгу, выражаю глубокую благодарность [за то], что в. м. м. п. со свойственной ему гуманностью соизволил оказать милость и предложить дальнейшую опеку моему сыну, солдату и нижайшему вашему слуге. Под [эту опеку] я с готовностью отдаю не только его, но и самого себя, вашего покорного слугу.
В Язловце 29 июля 1651.
Ваш покорный слуга Лукаш Мясковский