1651. Письмо с извещением о переговорах Б. Хмельницкого с Россией
ПИСЬМО ЖИТЕЛЯ Г. ЛЬВОВА С ИЗВЕЩЕНИЕМ. О ПЕРЕГОВОРАХ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО С РОССИЕЙ И СНОШЕНИЯХ ЕГО С ТУРЦИЕЙ
1651 г. апреля 10
Из письма друга к другу 10 апреля 1651 г. из Львова.
Наше войско, гонимое пустым страхом, отступало из Винницы в Бар. Не хочу преувеличивать, но пишу только, что наши беспокоятся, чтобы и там не возникла паника. Несколько дней после прихода в Бар, наши держали там генеральный круг, на котором решено было распределить наши войска по трем лагерям. Один полк остался в Баре, второй пошел в Станислав, а третий остался там же, в окрестностях, ожидая, только бы не напрасно, – дальнейших и больших подкреплений, особенно посполитого рушения.
Извещаю также о том, что после многочисленных рассуждений и околичностей в турецком сенате великий диван принял Запорожское Войско под оттоманскую протекцию и приказал трем пограничным пашам тронуться и по первому требованию хана соединиться с ним. Направлены также эмиры к господарю молдавскому, мультянскому и к Ракочи, чтобы [последние] также помогали казакам и хану.
Мультянский пока что отказался, оправдываясь тем, что ему чересчур тяжело будет платить Порте обыкновенную дань, и идти на войну. Молдавский несомненно присоединится к победителю, согласно натуре и обычаю своего племени, а Ракочи, прикрываясь приказом цесаря , с удовольствием пользуется долгожданным случаем, ибо и теперь часто направляет к Хмельницкому послов.
Говорят также, будто Москва нас обманывает, ведя с Хмельницким тайные переговоры о союзе для истребления имени Польши и основания греческой империи, чему немало содействует патриарх константинопольский. На днях были в Молдавии турецкие послы проездом к Хмельницкому, имели они письма от цесаря, от визиря и от янычар-аги, имели согласно обычаю саблю и кафтан и пару коней, из которых один белый, другой пегий, незавидный.
10 апреля.