1654. Письмо о боях в районе Брацлава и Демковки

ПИСЬМО С. ЧАРНЕЦКОГО КОРОННОМУ ХОРУНЖЕМУ А. КОНЕЦПОЛЬСКОМУ С СООБЩЕНИЕМ О БОЯХ ПОЛЬСКО-ШЛЯХЕТСКИХ ВОЙСК С УКРАИНСКИМИ ВОЙСКАМИ В РАЙОНЕ БРАЦЛАВА И ДЕМКОВКИ
1654 г. января 5
Ясновельможный м. п. коронный хорунжий мой в. м. пан.
Е. м. п. стольник с полком в. м. м. м. пана пошел под командованием е. м. пана польного гетмана под Демковку, которая является имением в. м. м. пана. Он взял на себя эту функцию [на основании] моего письма и ответа в. м. м. м. пана. Я уверен, что и это место недолго затруднит нас в наших дальнейших действиях, хотя оно и более укреплено и в нем собралось несколько сот полков (Так в тексте).
Брацлав, около которого я дважды трудился с частью войска, по милости божьей, остается в руках Речи Посполитой. Противник потерпел там большой урон, потерял наказного гетмана и несколько других [людей] доброй старшины и если бы он не отступил по мосту и по Бугу, свободному от льда, он дошел бы до самой Умани, имея сильную погоню за собой.
Чечельник и Саврань, взбунтовавшиеся по примеру имений в. м. м, пана, покорились е. м. пану воеводе киевскому. В соответствии с моим мнением е. м. п. воевода киевский рад бы их оберегать, лишь бы только Демковка не задержала войска и не причинила другим селам вреда.
Татары с султаником и Каммамет мурзой, в [приходе] которых е. м. п. воевода киевский уже начал было отчаиваться, только вчера откликнулись живо и определенно, заявив о том, что соединятся с нами в будущую пятницу.
Хмельницкий облюбовал себе теперь резиденцию за Днепром. Те [отряды], которые были в Брацлаве, Умани, Белой Церкви и Ставище, превратили в гарнизоны, хотя и те нас долго не задержат при наличии счастья е. к. м. и Речи Посполитой, не считая того, что московский царь своими постоянными посольствами всячески теребит единомышленника, чтобы оттянул к своим владениям крымские силы.
Е. м. п. польный писарь с сыном своим отпущен, а также и Гутовский с несколькими другими.
Итак, службу свою предлагаю обычной доброжелательности в. м. м. м. пана.
В Ладыжине, 5 января 1654.
В. м. м. п. вежливо благожелательный друг и послушный слуга
Стефан Чарнецкий.
Пан Козминский, который хорошо служил в вашей свите, застрелен у Демковки, и с именем в. м. пана скончался.
На обороте адрес: От я. пана Стефана Чарнецкого близ Хмельницкого 1654.
Из Ладыжина 5 января.
Ясновельможному моему весьма милостивому пану е. м. п. коронному хорунжему, переяславскому, каневскому и пр. старосте для вручения е. м. п.