1762. Указ об обучении детей грамоте

УКАЗ О ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ
Того декабря 15 писменно заручная Преосвященного Арсения, архиепископа митрополита Киевского, Галицкого Малия России на мнение духовной консистории состоялась резолюция такова: понеже в письмах господина полковника Лубенскаго Иоана Кулябки, к его преосвященству присланых, объявляется, что в полку Лубенском, в наблюдение православного закона и к способнейшему впредь указних велений исполнению, виборних и подпомощников козаков дети, — а них де вибрано и нине вибирается до трех тысящ, — книжного чтения и писания, по учреждению его господина полковника и по високой его сиятельства графа, ясновелможного господина гетмана, сенатора, генерала фелтмаршала и многих ординов кавалера, апробации, обучаться; находящиись же де в полку Лубенском некоторие меские и сельские священики, как с представлений сотских старшин дойшло ему полковнику ведать, дячков во все свои привати, поиздки и посилки употребляют, работая оными как би своими поданими безпрестанно, и тем в обучении козачих детей причиняют немалую остановку и помешателство, а болше де того ежечастими тех дячков без ведома и согласия парохиян, по одним своим прихотям, умишленно переменами пересекают и вовся козачих детей учение; и при том по представлению сотника Куренского Ивана Стефановича в полковую Лубенскую канцелярию показано, что протопопии Пирятинской наместник Куренский Павел и брат его Андрей Петрановские со обществом прихожанами наставленного дяка Григория Губаровского, которий де к пению церковному и к пильности учения детей действително годится и содержал себе всегда постоятелно, завзяв гнев и злобу, чтоби как синов своих в то звание воместить, потоль на него гонили гонение, пока он принужден от того звания усторониться, и таким де средством оние священники к тому дяковскому званию каждый синов своих, якие к пению неискусни, як и обучению детей, за безпрестанним пянством, а к тому неприлежанием, крайне не годятся, учредили, которие де, не поместясь во двоих в единой школе и завзяв между собою ссор, оставя школу в пусте, живут по своим домам; вибрание же ради обучения книжного мадчики когда к ним дякам поповичам придут на обучение, то они и не обучая книжного чтения употребляют в домашния послуги; за каким де непорядком священников оние козачие дети принуждени оставаться без учения; и для того просил он господин полковник во все протопопии полку Лубенского срогия притвержения учинить, чтоб меские и селские священники дячков ни в какие свои посилки и поездки з собою, ни з домашними их отнюдь не употребляли и оних по одним своим прихотям, без ведома и согласия парахиан, ни под каким видом не переменяли, да и в обучении козачих детей писменой грамоти, даби они того напрасно лишаться не могли, и малейшаго препятствия и помешателства им не чинили, якож де они дячки за таково обучение имеют получать себе настоящую по договору, сверх ручного приходу, от прихожан постановленого, заплату.
Духовного же Регламента в правилном прибавлении о презвитерах, под числом 21, что касается до прописаного обявлених наместника Павла и брата его Андрея поступках, запрещено при церквах попам, не припуская во церковники чужих, своими синами или сродниками мест того служения зачислять, кроме иних, благословних вин, для того наипаче, что тако удобнее попу неистовствовать, о служении и порядке не радеть и расколников покривать, и того ради повелено епископам весма зло cиe пресекать, а противное творящих попов жестоко наказивать; почему буди означение наместник Павел и брат его Андрей Петрановские гонением своим на дячка Григория Губаровскаго его дячка принудили устраниться, а к тому дяковскому званию синов своих учредили, то тое ими священниками в противность духовному Регляменту учинено, и тому, буди оное по изследовании точно так явится, пресекти должно. Для того его преосвященства консистории велено де по усмотрению своему кому из духовних о том оних наместника Павла и брата его Андрея действии надлежащее следствие произвесть, и потом духовной консистории разсмотря с мнением его преосвященству представить.
Что же касается прошения полковника о притверждении, даби меские и селские священники дячков по одним своим прихотям, без ведома и согласия парохиян, ни под коим видом не переменяли, толко оние представляются для доброго дела, означенного в обоих его полковника писмах, и в разсуждении сего, что кроме того пред сим и от некоторих епархии его преосвященства дячков, и по следствию явилось, что некоторые священники сами собою без общого прихожанского на то соизволения и без всякой вини дячков отставляли и на место их сродников своих определяли, для того духовной консистории нине в предосторожность в полку Лубенском находящимся священникам учинити подтверждение, чтоб они без ведома и согласия парохиян дяков не переменяли. Тако ж что надлежит и до употребления священниками дячков во свои привати и поездки и посилки, о том хотя его преосвященству от дячков никаких прозб, следственно никакого известия нет, однако ж и о том во предосторожность же священникам потвердить, даби то, если где оказалось, всесовершенно пресечено было, и впредь того происходить не имело. А даби школьники по школам без пашпортов священнических, при коих они в школах были, приниманни не были, о том в пресечение, по требованию его полковника, указами Ея Императорскаго Величества протопопам с правлениями из духовной консистории для распубликовання ведомства их священникам притвердить же.
Во исполнение которой его преосвященства писменной заручной резолюции, по определению духовной консистории, оной Ея Императорскаго Величества указ из духовной консистории в духовное Роменское Правление для ведома и действителного исполнения и честностям вашим распубликования и прислан.