1789. Рапорт Г.А. Потемкину об организации Днепровских лоцманов

РАПОРТ СТАТСКОГО СОВЕТНИКА М. Л. ФАЛEEВА ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОМУ НАМЕСТНИКУ Г. А. ПОТЕМКИНУ О ОРГАНИЗАЦИИ ДНЕПРОВСКИХ ЛОЦМАНОВ
1789 г., июня 8
Рапорт
о учреждении при Днепровских порогах канцелярии, верфи, пристани и при ней лоцманов, мнение мое и примерной стат, какие чины и служители должны быть в канцелярии порогов, на благорассмотрение светлости у сего прошу.
Статский советник и кавалер Михайло Фалеев.
июня 8 дня 1789 г.

О учреждении при Днепровских порогах канцелярии, верфи, пристани и при ней лоцманов.
Многими опытами доказано, что крушение судов в разных России местах происходило от двух причин: первая и главная от недовольного искусства кормщиков, управляющих судном, вторая — от незнания строения судов. Сих ради обстоятельств приемле смелость нижайше донести в пользу Херсонской коммерции и к безопасности плывущих чрез Днепровские пороги с разным товаром судов следующее.
О учреждении лоцманов.

  1. Соображаясь положению Боровицких порогов, где лоцмана записаны по силе высочайших указов из государственных и владельческих крестьян добровольно в сию должность вступить пожелавших, надлежит и для Днепровских порогов таким же образом записать в лоцманы 120 человек из людей знающих водяной ход, употребя к сему преимущественно пред другими прежних запорожцев, яко людей к проходу судов чрез пороги несколько уже привыкших; и приводя таковых сходственно с уставом о водоходстве к присяге, быть им навсегда при оных порогах непременными, дабы чрез то могли они в провождении судов чрез опасные места иметь лучшее познание, и дети их, будучи всегда при них привыкнувши к сему водоплавательному знанию, поступали на упалые места.
    О учении лоцманских детей.
  2. Как могут затем оставаться малолетние дети без употребления, то нужно обучать их, выбрав из них к науке способных, сначала грамоте российской читать и писать, потом арифметике и при том навигации, чтоб они знали совершенно ход реки Днепра, глубину и мелкость оной, также весенний, летний и осенней воды, пороги явные и потаенные, корчи или камни, или мели, по коим надобно вести судно, дабы по тому располагая по их науке и искусству, //сохранно без всякой гибели судно и протчее провождать могли, а иные бы из них по отменному понятию в изучении части навигации могли служить и на отправляющихся в море судах шкиперами. [37]
    Об увольнении лоцманов от порогов.
  3. Учредя таким образом лоцманское общество нужно, исключить их из воинских обывателей и рекрут с них не брать, от постоя уволить и отвести им землю на 120 дворов с заплатою поземельных денег на основании учреждения Екатеринославского наместничества.
    О месте сборном для судов.
  4. Место сборному судам или пристани, от которой начинается препровождение судов чрез пороги, быть в Каменке, как удобнейшем к тому месте по течению правой стороны Днепра против устья Самары в недальнем расстоянии от губернского города Екатеринослава, где также быть и лоцманскому поселению, гавани, верфи и кладовым амбарам.
    О построении гавани.
  5. Следуя сему основанию, сделать при сей пристане гавань, чтоб суда, приходящие осенью, могли тамо зимовать, ибо ныне на открытой реке будучи не защищены, терпят великий вред, а иногда от больших штормов и крушение причиняющее убытки, то в отвращение сего к лучшей выгодности нужно находящуюся там реку Каменку углубить и шире сделать, чтоб суда во всякое время свободно могли во оную входить и под защитою зимовать.
    О построении верфи.
  6. При самом же сем месте устроить небольшую верфь, в которой как казенные, так и партикулярные суда могут в нужном случае починивать свои порчи, а некоторые могут и вновь строить барки, байдаки и мореходные суда в рассуждение способности доставления туда леса и рабочих людей гораздо дешевле, нежели в Херсон, и потому можно купцам, ежели суда в продолжении пути совершенно повредились и имеют надобность в перемене судов, покупать новые для продолжение чрез пороги дальнейшего своего пути. К заведению сей верфи Черноморскому правлению надлежит снабдить канцелярию Днепровских порогов чертежами принадлежащими до сего дела и мастером, пока оная выстроится.
    О построении кладовых амбаров.
  7. Столь полезно таковое устроение гавани и верфи для казенных судов также и купеческих, столько необходимо нужно и устроение при оных амбаров и кладовых, в которых могли бы складываемы быть товары с прибывших к пристани судов казенных и партикулярных, имеющих иногда надобность в выгрузке оных, доколь те на верфи исправятся починкою, либо побуждаемым к сему совершенною своею непрочностью или же пришедших в последнее время, в которое нельзя уже переправить их через пороги, следовательно должествующих остаться до весны. Товары в таковом случае требуют сохранения от мокроты и суровости воздуха, а потому складывая оные в амбары, не воспоследуют те убытки, которые неминуемо приключаться должны по неимению ныне тамо выгодности, где бы товары сохранить можно было.
    О сборе за амбары.
  8. За сии амбары при первом случае из Монаршего благоволения к народам сию коммерцию вновь заводимым // в первые 5 лет с выгружающих ничего не брать, а по прошествии 5 лет положить оной взыскивать по примеру других портов, которой тогда конечно с охотою купцы согласятся платить будучи довольны таковою для них выгодностию, которая без сумнения послужит сильным поощрением всякому к торговле в Херсоне, имея ввиду столь верное и надежное пристанище, уготованное Монаршею щедротою и удовлетворившее все купеческие надобности как в починке судов, так и в сохранении товаров. Из чего следует, что казна, учиня таковое устроение сколько для пользы казенной, сколько и для споспешествования торговле, наконец от умножения оной время от времени получаемою пошлиною при порте и збором за оные амбары со излишеством выручит свой капитал, на то употребленный.
    О прочности выстроении судов.
  9. Дабы идущие сверху реки разные суда препроводить чрез пороги целостию, то сколько нужно с одной стороны прилежное // старание лоцмана, столько с другой прочность судов и способность для водоходства, того ради сделать черноморскому правлению образцовые чертежи суден с описанием оснастки и пропорции, дабы были способны к ходу по воде и вверх воды, также по большой и мелководью, которые напечатав, разослать откуда надлежит по указам и чтобы по тому образцу в Белоруссии, Брянске и прочих местах того края строили суда, где таковое наставление яко в новозаведенном краю весьма нужно. Хозяева судов тем паче постараются соблюсти по оному всю точность, что собственная их польза того требует, чтоб иметь лучшую благонадежность в исправлении судна и благопоспешные оного плавании.
    О объявлении хозяевам в канцелярии грузу и должности лоцмана.
  10. Всякой хозяин по приходе на пристань должен, явясь в канцелярии Днепровских порогов и подав объявление о числе и весе товаров погруженных на судах, требовать лоцманов, кои по рассмотрению канцелярии немедленно определяются, не требуя от хозяина ни канцелярии, ни лоцмана // никаких доходов. Сии лоцмана, приняв судно или плот, должны препроводить чрез все продолжение порогов 90 верст, иметь старание о сохранении оных от крушения и в целости доставить до Кичкаской пристани, где хозяева или прикащики тех судов дают лоцманам свидетельства в исправном провождении оных до сей пристани, которые свидетельства представляют в канцелярию, дабы чрез то оная имела сведение как о благополучном провождении судов, так и о радетельных и исправных лоцманах, а ежели во время провождения чрез пороги судно от их нерадения повредится или на мель нанесено будет, или совсем подвергнется крушению в таком случае лоцмана должны быть накакзаны по рассмотрению канцелярии, чем будут они обузданы не отважаться делать по нерадению или ещё меньше того с умыслу во вред хозяевам.
    О награждении лоцманов.
  11. Как преступление без взыскания, так и особливое рачение и искусство без // воздаяния оставляемы быть не должны, то отличившимся своими усердными трудами лоцманам имеет канцелярия Днепровских порогов чинить некоторое награждение соразмерно пользе от того происходящей к вящему поревнованию к исправлению каждого своей должности. Для оного награждения определить ежегодную сумму по 500 рублей, которую и хранить при помянутой канцелярии капиталом, не употребляемым ни в какие другие расходы кроме вышеписанного награждения.
    О пособии в случае несчастия судам.
  12. В случае какого нечаянного разбитья судна или плота стараться лоцманам найприлежнейше к избавлению судна и на оном нагруженной клади вытаскивая оную на другия суда, в чем непременно должны по силе устава о водоходстве поспешествовать живущие по берегу поселяне, перенимая плывущий лес или что другое, отдавать хозяевам, которым за труды определять от тех хозяев платеж за каждое большое // бревно по 4, а за малое по 2 копейки, с досок и прочих мелочей с 10 штук по 3 копейки, а с прочего весового по 1 копейки с пуда.
    О времени судоходства и чистке порогов.
  13. Судоходство чрез Днепровские пороги начинаться может с апреля и продолжаться до июля месяца, потом в меженную воду особливо ж в сентябре и октябре месяцах, пока обыкновенно вода упадет, то в то время для лучшего судоходства употребить оных лоцманов для чистки порогов от нанесения полою водою камней, углубления в нужных местах фарватера и прочего, для приведения их в такое состояние, чтоб до самой меженной воды могли свободно безопасно суда проходить.
    О жалованьи лоцманов.
  14. В воздаянии лоцманам за труд полагается со стороны казенной за каждой месяц платить им как за пропуск судов в течение трех, так и за работу двух месяцев по 5 рублей, что составит каждому по 25 рублей, а за те протчие месяцы, в коих ни пропуску судов, ни работы на порогах не будет, предоставить // лоцманам свободу на собственное их домашнее управление. Положение со стороны казенной лоцманам необходимо нужно потому, что по новости тамошней торговли не известно ещё, могут ли они довольствоваться взиманием умеренной платы с проходящих судов, а большую положить послужит отягощением торговле, которая особливо вновь заводимая требует всевозможных выгод, при помощи коих яко легчайших и благонадежнейших способов к судоходству поощряться многие к торговле и тем сия столь полезная часть обещевающая всем тамошним соседственным губерниям обогащение приведена будет в желаемое состояние.
    О должности канцелярии.
  15. За таковым учреждением остается на попечении канцелярии соблюдать возможную исправность в судоходстве, содержать в надлежащем порядке лоцманов и как вышесказано стараться о вычищении // порогов; потому должна канцелярия все, что найдет за способное, прибавить в пользу судоходства и отнестися о том к главнокомандующему.
  16. Какие члены и служители должны быть в канцелярии Днепровских порогов, при сем подношу на благорассмотрение примерный штат.
  17. Таково учреждение лоцманов, устроение верфи и амбаров составит на первый случай небольшое селение, но как оное будет служить генеральным сборищем всей коммерции отправляемой ныне и впредь отправляться имеющей по Днепру, то нет сомнения, что сие малое поселение превратиться может скорее чаяния в пространнейшее коммерческое селение в рассуждение близости в сему месту расстоянием меньше 5 верст устраивающегося губернского города Екатеринослава, может оно почесться предместием сего города и немало споспешествовать будет поселению в оном купцов и прочих народов, да и употребляющимся на таковое заведение капитал послужит к распространению и украшению сего города, где надлежит быть главной Днепровских порогов канцелярии.