1653. Грамоты к Патриарху Никону от Богдана Хмельницкого и пр.

ГРАМОТЫ К ПАТРИАРХУ НИКОНУ ОТ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО И ПРОЧ.
I.
Божиею милостию Великому Святителю Святейшему Никону Патриарху Царствующего града Москвы и всея Великиа России Господину и Пастырю, Его Великому Святительству: Богдан Хмельницкий Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское низко и смиренно до лица земли челом бьем.
Ведущие мы о ревности, ею же Твое Великое Святительство ревнуете но Господе Бозе Вседержители, по вере православной, по церкви Божией и по всем народе восточного благочестиа, просим твое Великое Святительство, да изволите быти о нас ходатай к Его Царскому Величеству, да подаст нам от Великого Государства своего руку помощи, и рать нам отпустить в помощь на Ляхов; понеже Король приходит на нас со всею силою Лядцкою, веру православную, церкви Божия и народ православно–христианский от земли потребити хотяй. Мы же служити неверному Царю не хощем; но точию православному Государю, Его Царскому Величеству челом бьем: и да под крепкою Его Великого Государства рукою и покровом пребудем, Господа Бога молим, т твое Великое Святительство ходатая о нас к Богу и к Его Царскому Величеству просим. – О сем же и сугубо Великое твое Святительство просяще молим, да невозвратится посланец наш Герасим Яцкович от его Царского Величества и от твоего Великого Святительства к нам тощ; но скоро с силою и помощию Великого Государя Его Царского Величества не задержан к нам да возвратится и да обрадует нас; паки и паки твоему Великому Святительству молимся и молитвам святым и благословению себе вручаем. – В Чигирине 9 дня Августа 1653. – Вашему Великому Святительству во всем поволные слуги и подножки Богдан Хмельницкий, Гетман со всем войском Запорожским. –
II.
Божиею милостию Великому Святителю Святейшему Никону Патриарху Царствующего града Москвы и всеа Великиа России Его Великому Святительству, – Богдан Хмельницкий Гетман войска Запорожского и все войско Запорожское смиренно подножию ног Святительских челом бьем. – Благонадежны бывше от Великие милости Пресветлого Царского Величества к нам указанные, яко веру православную церкви святые под благочествия Восточного и нас прямых слуг своих Его Царское Величество ущедрити и пожаловати изволил, и под крепкую руку неотсрочно прияти намерил: Богу милостивому и неисчетный милости Его Царского Величества о сем благодарим; твое же Великое Святительство молим, да изваолиши о нас к Богу и к Великому Государю Его Царскому Величеству неусыпной ходатай быти, да помощи руку подаст нам на врагов наших скорейшую и прекскорейшую ратию своею великою Государскою, да не беспомощным нам, что зло сотворят, и вознесется рог их нечестивый. – О сем паки и паки молим и просим, да ускорит Его Царское Величество и не оставит нас, и ваше Великое Святительство да не изволит нас отвергнути; но молитвами святыми и благословением великим да благоволи покрывати, и во отческой милости чадолюбно хранити, ей же и вручаемся. З Суботова 12 дня месяца Августа 1653. – Твоему Великому Святительству прямые и верные слуги Богдан Хмельницкий, Гетман со всем войском запорожским.
III.
Божиею милостию Великому Святителю, Святейшему Никону Патриарху Царствующего града Москвы и всеа Великиа России Его Великому Святительству: Иоанн Вызовский, Писарь войска Запорожского, смиренно подножию ног Святительских челом бьет.
Великое твое Святительство изволило ходатайствовать к Великому Государю Его Царскому Величеству, и Его Царское Величество, яко Царь православных, всеми церковными обрядами, ризами, стихарями, сосудами и книгами пожаловати изволил церковь Святые и Живоначальные Троицы в Чигиринском монастыре, моим тщанием, Иоанна Вызовского, Писаря войска Запорожского созданную. Тем же аз, Иоанн Вызовский, за сию благодать Его Царскому Величеству и Вашему Великому Святительству низко до лица земли челом бью и благодарственная восписую: и дондеже есмь, прямо и верно Его Царскому Величеству прямити и служити и тебе Великому Святителю работати должен есмь. Еще же молю, да ходатайствовати изволить, твое Великое Святительство, ко пресветлому лицу Государскому, дабы Его Государская великая милость не отвратно на нас сияла, и под крепкою Царскою си рукою хранила, и дабы нас православных Христиан помощю рати своея крепкие и скорые от сопротивных наших защищал; при сем молитвам святым и благословению великому твоего Великого Святительства себе вручаю.
З Суботова 12 дня месяца Августа в 1653. – Твоему Великому Святительству прямый и верный слуга и подножок Иоанн Вызовский, Писарь.
IV.
(«Написано в книгу.» Слова сии написаны на рукописи другою рукою).
Святейшему Отцу и Пастырю, православному Кир Никону Патриарху Московскому и всеа Русии, о Господе Спасителе нашем I. X. радоваться.
Богдан Хмельницкий Гетман и все войско Запорожское, и присланные к Царскому Величеству: Кондрат Дмитров Бурля и Силуян Мужиловский, за хлеб соль и всякое добродейство, к нам показанное, со всяким смирением и благодарением до лица земли челом бьем Вашему Святительству.
Яко же убо усердне милохом Ваше Преосвященное Святительство, имеюще прошение от Гетмана и всего войска Запорожского о причине к Царскому Величеству, тако и чрез сию нашу челобитную покорне желаем.
Статья 1.
Бил челом Гетман с войском Запорожским чрез свою грамоту к Царскому Величеству, дабы изволило быти Его Царское Величество, яко Царь Православный, Гетманови и всему войску Запорожскому призрением гонениа нашего в вере православной советом и помощию, к нему же мы благою волею под защищение и милостивую любовь прилежно прибегаем, дабы была едина вера и едино сочетание. – Аще бо иноверцы и взывают нас к себе; но мы Бога молим, дабы отвратил очи наши невидети суеты и наставил нас на стезю праву заповедей своих.

Статья 2.
Бил челом гетман с войском Запорожским Царскому Величеству, в том же своем листе, до Его Царского Величества писанном, дабы Его Царское Величество Кондрата Бурля и Силуяна Мужиловского до Королевны Шведской чрез свою землю (давши то на позволение и от Бога данное рассуждение Его Царскому Величеству) с посольством нашим пропустити изволил.
А сие того ради яко (понеже) (Слово «понеже» написано другою рукою на полях грамоты в пояснение слова яко. ) имеем известную ведомость от языков приведенных, яко противнии, неприятели войска Запорожского, послов Шведские Королевны, чрез Польшу к войску Запорожскому едущих, взяли в темнице держати и к Гетману и всему войску Запророжскому не перепустили.
Статья 3.
Еще же со смирением Царскому Величеству бьем челом и твоему Преосвященному Святительству низко кланяемся, изволи моление к Царскому Величеству сотворити, дабы и своего посла, ради лучшей верности и ведомости с нами к той же Королевне послати изволил, иже бы слышал, како мы имамы посольство отправляти, и который бы вкупе с нами уразумети могл, еда суть приятелями тако Его Царскому Величеству, яко и войску Запорожскому.
Статья 4.
Аще же имат быти Его Царского Величества изволение, еже нас до Швецыи пустити, тогда да не забавляючи нас во своем Царствии в путь шествовати нам повелит, да быхом возмогли поспешитися к возвращению Его Царского Величества послов из Польши Божиим поспешением в Москву.
Статья [- 5.]
(В оригинальной нумерации номер отсутствует. Thietmar. 2010)
От которых обоего посольства реляции (отношений) (Сие слово также написано другою рукою на полях граматы в пояснение слова «реляции»), Его Царское Величество уразумеет и увесть, како потом свое устрояти, дабы было в славу Божию и помысленном потесе Его Царского Величества.
Статья 6.
Бьем челом Вашему Преосвященному Святительству, сотвори с нами к Царскому Величеству моление, дабы нам повелел поклонитися святым местам, монастырем, церквам, и светлым праведным Московским Чюдотворцам, и ризе Спасителя нашего I. X., за отпущение грехов потруждатися
Статья 7.
Бьем челом Вашему Преосвященному Святительству о кормовых деньгах, дабы Его Царское Величество нам и товарищам и слугам нашим, изволил прибавити: восхощи любовию и милостию своею Святительскою к Царскому Величеству о сем моление сотворити.
Статья 8.
Бьем челом Вашему Преосвященному Величеству, изволи известити Его Царскому Величеству, яко имеем товарыта нашего Михаила Телепеню, его же с ведомостию Его Царского Величества и от нас с грамотою к Гетману и всему войску Запорожскому послати скорейши потреба, дабы они уведали, каковое есть изволение Его Царского Величества, и где мы пребываем. Благо же бы и сe было, дабы Его Царское Величество и своего гонца с нашим послом к Пану Гетману и всему войску Запорожскому послати изволил.
Еже мы все воли Божией и его превысокому и милостивому промышлению, такожде Его Царского Величества изрядному и милосердому рассуждению, Вашего же Преосвященного Святительства честным и святым молитвам вручаем, и самых себе с непотребными молитвами и услугами нашими предаваем. – Кондрат Дмитрович Бурля, и Силуян Андреев. Мужиловский, низко до лица земли челом бьем.
А подпись на челобитной такова:
Божиею милостию Святейшему Отцу и Пастырю православному Кир Никону, Патриарху Московскому и всеа Русии, сия челобитная четно да вручится.
V.
Прошения Козаков.
А.
Вина, побудившая Козаков востати бранию на Ляхов есть сия: не яко, понеже Ляхи селения их и домы себе неправедне восприимаху, ни понеже от земного отчества болезненне их лишаху, ни зане, яко работою подобне немилостивому Фараону тех оскорбляху (удобне бо Козацкий род терпети сих неотвергл бы ся); но понеже мысленная тех селения и домы нетленных их душ, Ляхи принуждающе оставити благочестивые веры догмат, и приступити к заблуждению, злым усердством раззоряху. Козаки же, имуще божественное рвение и теплоту православные веры, возлюбиша лучше благочестивую смерть, нежели нечестивую веру.
Сего ради возгорехся за Христову веру и за имя Его брaхся, и со исповедимою Его благодатию низложих Ляхов, и взях отчества их жребии.
В.
Вопрошаху любовь, и внегда они возымеют мир ходатайствующу Царству Твоему возвратиша грады; но сии паки собраша сильное воинство, да раззорят их, и Бог, зряй наветы Ляхов, даде силу и победих их.
Г.
Король обретается со воинством своим во граде Ковель, Радивил же в Литве и воинство собранно есть во градеж в Нипеопуисе, в Пропуисе, в Чизирске, и в Реизице, да нисходят ныне весною сотворити брань и имать быти великое пленение.
Д.
Великое твое Царствие послало к ним посла, да будет любовь, и до ныне вси послове святого твоего Царствия вспять невозвратишася. И воста Кондраск со шестьми тысящми людей, и сниде в Нистр реки, и сотвори великое пленение, и двадесять осмь священников умертви, церкви сожже и 6 градов раззори: Могилев, Ямболь, Красну, Мерефю, Сархоро, Черновь, и обретаются всегда с лестию, не токмо к ним, но и к Царствию Твоему, и сие бысть в 17 день месяца Февраля.

Е.
Грозят со дерзновенными устрашенми, глаголюще: яко взяти имамы Киов, и дадим тако – сущиа православных христиан монастыри Езуитам, Капучином. Доминиканом, Францисканом и иным фратрам, яже тии имуть.
S.
Гетман Польский, возвести Гетману козаков, да изыдет в поле, зане его хощет пожати, яко тончайшая плевы, яже ветр возметает; ему отвеща Хмельннцкий, яко готов есмь на поле, током той, да утвердит ноги своя добрне, в поле да бегает по горам и лесам, да непотрудится изгнати и пояти его и иных. Сих ради, и иных вин приклоняют главу к Царствию твоему Великому и Благочестивейшему, яко един язык имуще, и требуют, да прияти будут в покорении, и да имут его истинного своего Царя, и покажут великое благопокорение, и да будут готови со детми и животы на всякое повеление Великого Царствия, и Царствие же да даст им помощь в потребная, и часть воинства, да слышатся, яко есть царство в помощь их и ответ помощи да будет скорое, яко и в праздник Р. Христова возвести им царство, да имут терпение до Пресветлого Воскресения дне, и сего ради боятся, да не имать быти обещаниа сего продолжение. –


Прим. Все сии бумаги списаны с копий, не с подлинных граммат, которые вероятно оставались у Патриарха, а с них копии присылались к Царю. – Впрочем, сие прошение козаков, как видно по смыслу, писано было к Царю; к Патриарху же оное доставлено от гетмана в копии для сведения, а Никоном к Царю доставлено в копии же вместе с копиею с грамматы, к нему писанной