1654. Сказка о посольстве боярина Бутурлина

«СКАЗКА» О ПОСОЛЬСТВЕ БОЯРИНА БУТУРЛИНА
«В прошлом во 162м (1653/ 1654) году по указу блаженныя памяти Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца посыланы для его Государевых дел к гетману к Богдану Хмельницкому боярин и наместник Тверской Василей Васильевич Бутурлин с товарыщи. И под его, Великого государя, высокодержавную руку привели они Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское в подданство.
А как они, боярин Василей Васильевич Бутурлин с товарыщи, приехали к Москве и были у Великого государя у стола, и им сказывал скаску думной дияк Алмаз Иванов такову:
Ближней государев боярин и наместник Тверской Василей Васильевич Бутурлин с товарыщи! Великий Государь царь и Великий князь Алексей Михайлович всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец велел вам говори ти: по нашему государскому повелению были есте на нашей государской службе у Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского и у всего Войска Запорожского для наших государских и земских великих дел. И будучи у гетмана нам Великому государю служили нашею государ скою милостью ево гетмана и Войско Запорожское обнадежили. И гетман нашей государской милости обрадовался и говорил, что он со всем Войском Запорожским нам, Великому государю, служить и прямить, и за наше государево многолетное здоровье головы свои складывать ради.
И веру нам, Великому государю, учинить и во всем по нашей государевой воле бысть готов. Да гетман ж говорил вам и полковников присылал, чтоб за нас, Великого государя, и вам боярину нашему Василию Васильевичю с товарыщи учинить вера на том, что их гетмана и Войско Запорожское польскому королю не выдать, и за них стоять, и вольностей их не нарушать. Да и польские де кора ли поданным своим всегда присегают же. И вы, боярин наш Василий Васильевич с товарыщи, служа нам Великому государю, гетману говорили с полковники приказывали, что в Московском государстве прежним Великим государем царем и Великим князем росийским предкам нашим веру учинили, так и нам Великому государю всем государством веру чинят, наши государские подданные на том, что им служить, и радеть, и прямить, и всякого добра хотеть. А тот, чтоб за нас, Великого государя, кому вера чинить николи не бывало и впредь не будет, потому что повинен веру давать всякой поданой государю своему. А у предков наших у благочестивых Великих государей царей и Великих князей всеа Русии самодержцев, так у нас Великого государя того николи не бывало, что за нас Великих государей давать вера подданным и они б то непристойное дело отставили и у гетмана и у полковников то отговорили; и милостию Божию и Пречистыя Богородицы помощию и заступлением московских чюдотворцев и всех святых, а нашим государским счастием гетмана Богдана Хмельницкого, и писаря Богдана Выговского, и обозничего, и судей, и ясоулов войсковых, и полковников в Переславле под нашу Государеву высокую руку приняли и к вере их привели на том, что быти им под нашею государевою высокою рукою з городами и землеми навеки неотступным и служити, и прямити, и добра хотети нам, Великому государю, и царице нашей, и царевнам нашим, государским детям, которых нам Великому государю впредь Бог даст, обещали и во всем быти по нынешней государской воле. А как гетман, и писарь, и полковник нам, Великому государю, веру учинили, и вы наше государево жалованье гетману — знамя, и булаву, и ферезию, и шапку, и соболи дали. А приехав в Киев, посылали х киевскому митрополиту Селиверсту Косову и Северско му архимандриту Иосифу Тризне, чтоб они прислали к вере шляхту и слуг дворовых своих людей, и мещан, которые у них живут, и митрополит и архимандрит, шляхту и слуг, и дворовых своих людей к вере прислать не хотели и стояли о том упорно, а говорили митрополит, которые де шляхты и слуги, и дворовые люди у них есть и те люди вольные и нам, Великому Государю, присяга ти и им не годитца. И вы митрополита и архимандрита уговорили и на то навели, что они шляхту и слуг, и дворовых своих людей к вере прислали. И милостию Божиею, а нашим государским счастием Великое княжество
Киевское и Печерской монастырь и в нем церковь Успения пресвятые Богородицы, которому она Владычица сама была строительница, и святыя Пещеры преподобных отец Антония и Феодосия, в которых многие святых телеса в нетлении почивают, приняли и в городе Киеве сотников и ясоулов, и атаманов, и казаков, и митрополичьих шляхту, и слуг, и дворовых людей, и мещан, приняв к вере привели. Так ж и Черниговское Великое княжество и город Нежин со всеми людьми под нашу государеву высокую руку приняли ж. А иные войска Запорожского городы и места принимать и людей к вере приводить розсылали стольников и дворян и все учинили по нашему государскому указу. И им Великий государь наше царское величество за те ваши многие службы жалуем вас нашим государским жалованьем:
Тебя, боярина нашего Василья Васильевича дворечест во с путем, да шуба отлас зо лотной на соболях, кубок серебрян золочен с кровлею, да 4 сорока соболей ж, да к прежнему денежному окладу придачи 150 рублев. А тебя окольничего Ивана Васильевича: шуба отлас золотной на соболях, кубок серебрян золочен, 2 сорока соболей, денежные придачи 70 рублев.
Тебе, думному дьяку Лари ону Лопухину: шуба отлас золотной на соболях, кубок серебрян, 2 сорока соболей».
Помета в рамочке: «Безмен Алферьев».