Описание нравов и обычаев горцев
РАПОРТ ГЕНШТАБА КАПИТАНА ОЛЬШЕВСКОГО
27 АВГУСТА 1847 ГОДА, № 45,
НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА ВОЙСК КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ И ЧЕРНОМОРИИ,
ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ФИЛИПСОНУ
В исполнение предписания Вашего Пр-ва от 10 сентября 1845 года № 2202, имею честь представить при сем общий свод нравов и обычаев горных племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта, на которых основывается у них суд, называемый адатом.
Судя по тем сведениям, которые получены от гг. частных начальников Кавказской линии и на которых мною основано, большею частью, составление этого общего свода, я вполне убежден, что этот мой труд не полон, в особенности же по статьям о правах разных классов, на которые разделяются горские племена, и о мерах наказания за разного рода преступления. Убежден также и в том, что не все нравы и обычаи горцев описаны мною верно, несмотря на то, что в бытностью мою в прошлом году в центре и на правом фланге Кавказской линии я сам старался проверить и пополнить означенные сведения; но по трудности беседования с горцами, происходящей от подозрительности и недоверчивости к нам, на самом деле убедился в затруднениях собирания сведений, необходимых для составления полного и верного свода об адате.
Но чтобы по возможности пополнить представленный мною свод об адате, я считаю необходимым теперь же потребовать от гг. частных начальников те сведения, которые означены мною в прилагаемой при сем программе.
В непродолжительном времени я буду иметь честь представить Вашему Пр-ву описание мое о горских племенах, обитающих на северной покатости Кавказского хребта по следующим предметам;
Общий состав народонаселения северной покатости Кавказского хребта и происхождение племен, входящих в состав этого народонаселения.
Подразделение на племена и общества.
Границы, пространство и число жителей каждого общества или всего племени вообще.
Изображение общего характера местности, обитаемой каждым племенем.
Очерк исторических и военных событий, совершавшихся в каждом племени.
Разделение каждого племени или общества на классы.
Право поземельной собственности.
Права и отношения владельцев к своим подвластным. Обязанности подвластных к своим владельцам.
Описание всех этих предметов не только не будет излишне, но, как я полагаю, оно будет служить дополнением к общему своду об адате.
ОТНОШЕНИЕ Г. КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ, ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ГУРКО ОТ 29 МАРТА 1843 ГОДА, № 1019, НАЧАЛЬНИКУ ПРАВОГО ФЛАНГА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ОЛЬШЕВСКОМУ
10-го тома свода гражданских законов статьей 2651 предоставлено внешними инородцами в исковых делах и других неудовольствиях как между ними, так и посторонними людьми разбираться на основании древних обычаев и законов их.
Вашему Пр-ву известно, что по настоящее время мы имеем только поверхностные и вовсе не определенные сведения о разбирательстве дел горцев по их обычаям и законам. Предмет этот, несмотря на то, что по важности его он должен бы быть делом первостепенным при внутреннем управлении горцами, остается до сих пор для нас почти неизвестным, потому что и у самих горцев правила, коих они придерживаются при разбирательстве дел, и древние обычаи их, по коим дела решаются, известны им только по одним лишь сохранившимся преданиям.
Озабочиваясь приведением сколько возможно в большую известность обычаев горцев и правил из суда адата, я покорнейше прошу Ваше Пр-во избрать из подведомственных Вам чиновников офицера усердного и с хорошими способностями, Вам известного, поручите ему заняться сбором сведений об адате или обычаях кавказских горцев, придерживаясь в сем случае сколько возможно более прилагаемой у сего программе, дабы впоследствии иметь более удобств при поверке собранных по этому предмету сведений.
Так как для составления описания правил адата, тому, кому Вы поручите это, необходимо будет приобретать материалы из расспросов, то, Ваше Пр-во, не оставьте распорядиться избранием для того из числа почетных, умных пожилых горцев нескольких лиц, внушив им, что правительство заботится о приведении в известность обычаев их, имея в виду вышеуказанную Высочайшую Государя Императора волю, коей представляется им право делать разбирательство по их древним обычаям, а потому они должны в деле этом, сохраняя самое строгое беспристрастие, действовать по крайнему их разумению для блага и общей пользы их соотечественников.