Докладная записка Н. Хрущева о ликвидации греко-католической церкви, 1949 г.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТАРЯ ЦК КП(Б)У Н. ХРУЩЕВА И. СТАЛИНУ О ЗАВЕРШЕНИИ ЛИКВИДАЦИИ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЗАПАДНЫХ И ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛАСТЯХ УССР.

10 октября 1949 г. ЦК ВКП(б)
МОСКВА Товарищу Сталину И.В.

О завершении воссоединения греко-католической (униатской) церкви с православной церковью в западных и Закарпатской областях Украинской ССР
Сообщаю Вам о проведенной работе по ликвидации греко-католической (униатской) церкви в западных и Закарпатской областях Украинской ССР.
До 1944 года в западных и Закарпатской областях УССР в религиозном движении господствующее движение занимала греко-католическая (униатская) церковь, непосредственно подчиненная Ватикану и римскому папе Пию XII. Эта церковь имела: 2661 приход, 54 монастыря с пансионами при них, 34 «дома объединения сестер-служебниц», 2 духовных академии, 4 духовных семинарии, а также духовные и культовые школы. Униатская церковь издавала большое количество религиозной литературы.
В то же время православная церковь в западных и Закарпатской областях в результате долгих репрессий была слабой и малочисленной. Она насчитывала 335 приходов и 18 монастырей.
Освобождение западных областей Украины Советской Армией вызвало движение среди населения этих областей за ликвидацию греко-католической (униатской) церкви как агентуры Ватикана, которая враждебно относилась к мероприятиям советского правительства и партии и являлась активным пособником националистических банд.
Движение за ликвидацию униатской церкви, воссоединение ее с русской православной церковью приняло массовый характер. Большую роль в развертывании этого движения в западных областях сыграл собор греко-католической (униатской) церкви, состоявшийся в марте 1946 года в г. Львове. На этом соборе было принято решение о воссоединении греко-католической (униатской) церкви с русской православной церковью.
В результате проведенной работы все 2661 приход униатской церкви воссоединились с русской православной церковью. Остались не ликвидированными только 3 мужских и 8 женских монастырей униатов. Не воссоединилась также небольшая часть униатских священников, которые остались без приходов и церковной деятельностью не занимаются.
В Закарпатской области воссоединение греко-католической (униатской) церкви с русской православной церковью выразилось в усилившемся паломничестве 28 августа в праздник «успения» на Чернечью гору возле г. Мукачево к Успенскому монастырю.
Успенский (Николаевский) монастырь был построен в 1360 году русским князем Федором Кориатовичем как крепость, служившая защитой русских от варягов. Долгое время в праздник «успения» на Чернечью гору к монастырю ежегодно стекались со всего Закарпатья массы православного населения, сопротивлявшиеся религиозному притеснению со стороны католической церкви.
Примерно в XVII веке, в результате победы греко-католической (униатской) церкви над православной, Ватикан захватил Чернечью гору с Успенским монастырем и превратил их в свой опорный пункт по окатоличиванию украинского населения.
Греко-католики организовывали ежегодно массовое паломничество населения на Чернечью гору и путем пропаганды и репрессий закрепляли влияние Ватикана в Закарпатье и проникали дальше на Восток.
После освобождения Закарпатской Украины Советской Армией усилилась борьба православной церкви с греко-католической церковью за Чернечью гору и Успенский монастырь. В 1947 году в праздник «успения» свыше 50 тыс. православного населения собралось около Чернечьей горы и захватило у католиков Успенский монастырь. В прошлом году на Чернечьей горе собралось свыше 30 тыс. православного населения с требованием ликвидации униатской церкви и воссоединения ее с русской православной церковью.
В этом году воссоединение греко-католической церкви с русской православной церковью закончилось и вызвало огромный подъем среди православного населения.
Учитывая, что завершение воссоединения выльется в паломничество православного населения на Чернечью гору, мы разрешили руководству православной церкви торжественно отпраздновать эту дату, а органам власти не синить препятствий, так как всякое ограничение празднования выгодно было бы лишь враждебно настроенным католическим элементам.
28 августа этого года в день «успения» на празднование к Успенскому монастырю собралось около 20 тыс. верующих, перед которыми были зачитаны поздравительные телеграммы московского патриарха Алексея и киевского митрополита Иоанна. Перед верующими выступил архиепископ Макарий с приветствием к православному населению и поздравлением его с ликвидацией унии, освобождением от Ватикана и римского папы и полным воссоединением с русской православной церковью.
При всем своем религиозном направлении праздник 28 августа 1949 года на Чернечьей горе прошел организованно и носил ярко выраженный патриотический характер. Население, собравшееся на праздник, выражало благодарность Советской Армии, партии и правительству за воссоединение его со всем украинским народом и создание условий освобождения от реакционной католической унии, Ватикана и римского папы и возвращения к русской православной церкви.
После проведенной большой работы по завершению ликвидации греко-католической (униатской) церкви в западных и Закарпатской областях нами предпринимаются меры по усилению массово-политической работы и научно-просветительной пропаганды с тем, чтобы вырвать население и особенно молодежь из-под влияния религии.

«10» октября 1949 г. Н. ХРУЩЕВ
№1/159