Приказ о соединении адатов в систематический свод
ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ФИЛИПСОНА
10 СЕНТЯБРЯ 1845 ГОДА, № 2202,
ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КАПИТАНУ ОЛЬШЕВСКОМУ
С давнего времени чувствуема была необходимость иметь в штабе положительные сведения о сущности так называемого адата, или суда по обычаям, у различных горских племен, как равно и о самих обычаях, на коих этот суд основан. С этой целью посредством гг. начальников частей Кавказской линии собраны были по особо составленной программе необходимые данные.
Ныне, препровождая к Вашему высокоблагородию дело под № 58 из канцелярии по управлению мирными горцами, где заключаются помянутые данные, возлагаю на Вас привести все эти материалы в один систематический свод, который был бы верным изображением сущности так называемого адата и мог бы впоследствии служить руководством начальства, замещая собою досель малоизвестные основания этого первобытного права кавказских горцев.
Я вполне уверен, что занимательность этого труда будет служить Вам вящим побуждением глубже оный исследовать, а потому, нисколько не стесняя Вас наперед определенною системою, я считаю нужным указать Вам только одно общее соображение. Обычаи горцев на всей северной покатости Кавказа довольно одинаковы и различие в них зависит более от разнородности и политического быта, чем от мест жительства. Поэтому, сводя доставленные местными начальниками сведения, нужно обратить особенное внимание на группирование народов в этнографическом отношении, излагая в виде отступления те обычаи, кои существуют у некоторых народов или обществ одного племени вследствие каких-либо политических изменений их первоначального быта. Таково, например, положение племени адиге, состоящего из натухайцев, абадзехов, шапсугов, убыхов, некоторых мелких племен, обитающих на правом фланге. К этой же группе принадлежат и кабардинцы, как одноплеменные; но в обычаях сих последних необходимо должны быть свои особенности, произошедшие от различного политического устройства их общества. Народы абазинского и ногайского племени, живущие в районе правого фланга, приняли обычаи кабардинцев, коими некогда были покорены; но легко может быть, что у них сохранились и некоторые свои собственные обычаи, которые тоже необходимо обозначить. Я говорю здесь об одной только этой группе, потому что она более известна, а, вероятно, то же самое может быть сказано и о горских народах левого фланга и ведомства Владикавказского коменданта.
По мере обзора данных, представленных гг. частными начальниками, прошу Вас донести мне: не откроется ли где недостатка сведений сравнительно с тем же предметом, изложенным другим лицом, чтоб можно было требовать дополнений, указывая именно, что нужно сообщить к прежде высланным данным.