Декларация принципов Украинского Хельсинкского союза, 1988 г.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УКРАИНСКОГО ХЕЛЬСИНСКОГО СОЮЗА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

  1. Украинский Хельсинкский Союз считает, что восстановление украинской государственности, которая сегодня существует только на бумаге, было бы основной постоянной гарантией обеспечения экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав как украинского народа, так и национальных меньшинств, проживающих на территории Украины.
  2. УХС считает, что под маской союза суверенных советских республик Сталин построил предельно централизованное авторитарное государство, характер которого до сих пор существенно не изменился. Поэтому для действительной демократизации советского общества нужны не отдельные изменения, а радикальная ломка государственного устройства. Будущее сожительство народов СССР мы представляем возможным в форме конфедерации независимых государств, переходным этапом к чему может быть федерация суверенных демократических республик с наполнением понятия «Союз ССР» реальным содержанием с помощью максимальной политической, экономической и культурной децентрализации.
  3. Поддерживая те внедряемые правящей в СССР партией законодательные изменения, демократический характер которых не вызывает сомнений, УХС вместе с тем будет пропагандировать необходимость полного аннулирования антидемократических централистских сталинско-брежневских конституций и выработки Конституции СССР и конституций республик на новой основе.
    Новая федеральная конституция Союза должна только гарантировать без нынешних дискриминационных оговорок основные права и свободы граждан, изложенные в ратифицированных СССР международных правозащитных Пактах ООН и в заключительном Акте Хельсинкского совещания в 1975 году, а также устанавливать общие принципы федеративных связей союзных республик, но не унифицировать и не регламентировать организацию экономической, политической и культурной жизни в республиках, как это сделано в действующей Конституции СССР. Вместо всесоюзных комитетов, министерств и др. центральных административных органов мы предлагаем создание на союзном уровне только консультативно-координационных органов, передав непосредственно суверенным республикам всю полноту руководства экономической, политической и культурной жизнью. В связи с переносом всего текущего законодательства в республиканские парламенты (верховные советы) федеральный законодательный орган мог бы быть однопалатным парламентом (федеральной советом) с равным представительством союзных республик независимо от численности населения и административно-территориального устройства. Центр Союза, где будут размещены действующие федеральные органы, не может быть одновременно столицей одной из равноправных республик, а сессии федерального парламента (федерального совета) должны проводиться в столицах республик поочередно. В новой конституции не должно быть места для империалистического термина – «советский народ», а должно стоять «народы СССР».
  4. В новую Конституцию Украины, которая должна впитать в себя как принципы международных документов по правам человека, так и опыт национального и обычного права народа, мы предлагаем ввести статью о гражданстве Украины, которое дает право выбирать Советы и быть избранными в них, а также работать в государственных учреждениях Украинской Республики. К гражданам Украины при обязательном для всех достаточном знании украинского языка можно было бы причислять лиц, живших на той или иной территории Украины до включения ее в СССР, и их потомков хотя бы по одной из линий; украинцев-реэмигрантов из других республик и за пределами СССР; всех других лиц, постоянно проживающих на территории Республики не менее десяти лет и признающих государственный язык и Конституцию Республики.
  5. Не устанавливая никаких ограничений для неграждан Украины, кроме сказанного выше, мы одновременно выступаем против искусственного перемешивания населения Союза с целью изменения этнического состава республик с помощью политики перемещений кадров, централизованного планирования промышленности и без учета местных трудовых ресурсов.
    Выступая против таких замкнутых границ как между социалистическими странами Восточной Европы, мы все-таки предлагаем ввести в качестве временной меры пресечения против многолетней политики русификации определенный иммунитет на въезд для постоянного проживания в Республике и с получением гражданства.
  6. Мы требуем немедленного конституционного признания статуса украинского языка как государственного языка Республики с внедрением его во все сферы общественной жизни Республики – в государственный и хозяйственный аппарат, в дошкольное воспитание, образование, высшее и профессиональное образование, военное дело и пр., поддерживая в этом всенародное движение, охватившее сегодня широкие слои украинского населения.
  7. В то же время мы выступаем за широкие гарантии прав национальных меньшинств на Украине (русских, евреев, поляков, белорусов и др.) на культурно-национальную автономию (нац. ассоциации, школы, театры, музеи, прессу, церковь и др.), а в случае компактного проживания (венгры, греки, гагаузы, румыны, болгары, русские и др.) еще и на создание национально-территориальных административных единиц в селах, поселках, районах. Мы стоим за немедленное восстановление в составе УССР Крымской АССР с организованным возвращением репрессированного Сталиным населения автономной республики на места прежнего проживания.
  8. УХС распространяет свою деятельность на территории, заселенные украинцами за пределами УССР, добиваясь опеки правительства Республики над национальными общинами украинцев в РСФСР, Казахстане, Белоруссии, Молдавии и др., а также за пределами СССР (Польша, Чехословакия, Румыния, Югославия). В рамках Союза только полное обеспечение культурно-национальных потребностей украинцев Берестейщины, Воронежчины, Кубани, приднестровских районов Молдавской ССР снимет с повестки дня болезненный вопрос пересмотра границ республик по этническому принципу.
    УХС будет добиваться конструктивного диалога и широкого сотрудничества на всех уровнях (от правительственного до личных контактов) с украинской эмиграцией на Западе вместо взращиваемой идеологическими догматиками ненависти, порожденной условиями сталинщины.
  9. УХС будет ставить вопрос перед правительством УССР и правительствами стран, подписавших Хельсинкское соглашение, о достойном суверенного государства представительстве на международной арене, об установлении дипломатических отношений с другими странами на уровне посольств, о взаимном представительстве органов массовой информации, международных агентств, фирм, корпораций, об отдельном представительстве Украины на международных научных конференциях, спортивных олимпиадах и первенствах, на художественных фестивалях и других международных мероприятиях.
  10. УХС отстаивает передачу фактической власти в Республике из рук компартии в руки избранных демократическим путем Советов народных депутатов. Выборы в Советы, на которых будет выставлен один кандидат на одно место, должны считаться недействительными. Это положение должно распространяться и на выборы президента (председателя Верховной Рады) федерации и президента (председателя Верховной Рады) Республики, которых надлежит выбирать прямыми выборами не более чем на два срока подряд. Право выдвигать кандидатов в депутаты должны иметь все партии, союзы, неформальные объединения и просто инициативные группы граждан, которые предварительно соберут в поддержку своего кандидата оговоренное количество подписей избирателей округа (например, тысячу).
    УХС намерен на выборах в Верховный Совет СССР весной 1989 г. выставить своих кандидатов в как можно большем количестве избирательных округов.
  11. УХС считает, что народ Украины должен стать настоящим хозяином своих природных богатств и ресурсов, строя отношения с другими республиками федерации и другими государствами на принципах взаимной выгоды. Основой национальной экономики Украины должен стать республиканский хозрасчет и самофинансирование. Союзные министерства необходимо ликвидировать и заменить координационными комитетами с ограниченными функциями согласования, посредничества и обмена экономической информацией.
    Для стимулирования экономического процветания Республики УХС считает необходимым максимальное поощрение частной инициативы, которая может проявляться в преобразовании части государственных промышленных предприятий в акционерные или кооперативные, в добровольном выходе крестьян из колхозов с землей для частного хозяйствования или создании кооперативов различного типа, в праве отдельных лиц, кооперативов и союзов на приобретение средств производства. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь будет происходить только экономическим стимулированием (кредиты, льготы на налогообложение и др.), а не голым администрированием. Доминировать должна рыночная экономика со свободным ценообразованием. В условиях республиканского хозрасчета станет невозможным дальнейшее наращивание промышленных мощностей экстенсивным способом в экономически перенасыщенных районах, а независимое от центра республиканское правительство получит возможность стимулировать взамен хозяйственное развитие отсталых районов со скрытой безработицей, не допуская таким образом ни оттока населения в значительных размерах за пределы Республики, ни организованного централизованным планированием экономики умышленного притока населения из других республик (прежде всего из России) для размывания этнического состава населения Украины. Промышленные предприятия, объединения и кооперативы должны иметь право на экономические связи с зарубежными предприятиями и объединениями. Полезным было бы вовлечение материальных средств и экономического опыта украинской эмиграции.
  12. Охраняя социально-экономические права человека, государство должно гарантировать минимум материальных благ тем, кто в этом нуждается (установление порога «бедности», пособия по безработице). Должна поощряться также благотворительная деятельность общественных организаций и отдельных лиц. Но попытки ввести хотя бы относительное равенство в оплате труда и прибыли привели бы к застою и регрессу общества.
    Восстановление социальной справедливости УХС видит не в уравниловке, которая была одной из главных причин упадка экономики, а в резком сокращении бюрократического аппарата («нового класса»), паразитирующего на народной шее, в отмене всех без исключения социальных привилегий партийно-советского бюрократического аппарата (спецобслуживание продуктами и промышленными товарами, спецбольницы, спецкурорты и зоны отдыха, персональные машины, поездки за государственный счет за границу, привилегии детям и родственникам при получении образования и трудоустройстве, внеочередное получение лучшего жилья и др.).
    УХС будет добиваться справедливой системы социального обеспечения (пенсии трудящимся и инвалидам – не ниже среднего уровня зарплаты в республике с надбавками пропорционально уровню инфляции; уравнивание права на пенсионное обеспечение граждан всех профессий и социальных слоев согласно уровню и стажу, включая армию, милицию, органы безопасности, исключение оставив только для рабочих на особо тяжелых и вредных работах, включение в стаж трудовой деятельности труда на предприятиях концлагерей). Требует полной перестройки система здравоохранения, которая является причиной высокой смертности, в частности детской, и снижения продолжительности жизни.
  13. УХС считает, что в связи с преступной централизаторской политикой союзного правительства и союзных министерств, которые не считались с интересами населения Украины, Республика оказалась перед угрозой экологического геноцида (экоцид). Мы будем добиваться не только прекращения строительства новых атомных реакторов, но и свертывания уже построенных на Украине АЭС с заменой их альтернативными энергетическими средствами и прекращения экспорта электроэнергии с территории Украины. Мы – за пересмотр структуры украинской промышленности с постепенным аннулированием вредных производств (прежде всего химических) в зонах промышленного перенасыщения, за прекращение строительства экологически опасных гидротехнических сооружений, за вынесение каждого крупного проекта промышленного строительства на широкое обсуждение народа.
  14. УХС отстаивать соблюдение предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека, Пактами ООН и заключительным Актом Хельсинкского совещания основных прав и свобод граждан, прежде всего – признанной всем миром свободы выражать свои взгляды и распространять идеи независимо от государственных границ. Это – аксиома демократии, которая должна быть обеспечена конституционным правом создавать независимые общественные организации, в том числе оппозиционные правительства к правящей партии, правом пропорционального пользования государственными средствами массовой информации, создавать независимые издания с обеспечением необходимой материальной базой; правом организовывать митинги, собрания, дискуссии; правом иметь доступ к различной информации (кроме четко очерченных вопросов военной тайны), в том числе к материалам архивов, ко всем нормативным актам, дипломатическим документам, к книгам и документам, которые сейчас спрятаны в спецфонды; правом иметь доступ к радиопередачам, книгам, периодике из других стран мира, освещающим проблемы и события с разных идейных позиций.
  15. УХС выступает за пересмотр Уголовного кодекса УССР, за исключение из него антидемократических статей: ст. 62 («антисоветская пропаганда и агитация»), ст. 187-1 («клеветнические измышления на государственный строй»), статей, предусматривающих наказание за религиозную деятельность, за «тунеядство», нарушение паспортного режима и др., за резкое уменьшение наказаний, связанных с лишением свободы, за отмену смертной казни. УХС будет добиваться освобождения всех политзаключенных, полной реабилитации всех, кто был осужден за убеждения, ликвидации спецпсихбольниц («психотюрем»). КГБ должен быть ликвидирован или сокращен и реорганизован со снятием с него функций политической полиции. Нуждается в реорганизации судопроизводство, с заменой судебной «тройки» демократическими формами суда (например, судом присяжных). Право на адвокатскую защиту должно быть введено с момента предъявления обвинения. Необходима гуманизация исправительно-трудовой системы. Заключенные должны отбывать наказание по месту совершения преступления, вывоз заключенных за пределы Республики недопустим.
  16. УХС стоит за сокращение армии до разумных пределов, необходимых только для обороны, с направлением высвободившихся средств на подъем благосостояния народа. Военная служба должна проходить в республиканских военных формированиях. В перспективе видим преобразование военной службы в добровольную и оплачиваемую, как в демократических странах мира.
  17. Право на труд предполагает создание условий для его реализации. Но заставлять работать под угрозой осуждения – это форма рабства, что противоречит международным правовым нормам; УХС выступает за создание независимых профсоюзов как наиболее действенного органа социальной защиты лица (достижение нормальных условий труда, надлежащей оплаты и др.).
  18. УХС отстаивает неограниченные права верующих на создание религиозных общин своего вероисповедания и выступает за легализацию Украинской греко-католической и восстановление расстрелянной Украинской автокефальной православной церкви, за прекращение преследования евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, последователей сознания Кришны и других верований. Совет по делу верований и его отделения на местах, которые стали орудием преследования верующих, должны быть ликвидированы. Должно быть гарантировано право не только антирелигиозной, но и религиозной пропаганды.
  19. УХС будет добиваться выполнения властями гарантированных международными документами прав человека, которые ратифицировало правительство СССР, и прав на свободный выбор места жительства (ликвидация паспортной системы и регламентированных прописок), на свободный въезд и выезд из Республики как в другие республики Союза, так и в любую страну мира.
  20. УХС считает, что во всех важнейших вопросах, затрагивающих интересы всего населения Украины или значительной его части, необходимо проводить всенародные референдумы, обеспечив необходимое время и возможность для разъяснения позиций и свободной агитации.