Рапорт о жестоком обращении с крепостными крестьянами

РАПОРТ ЗАВЕДУЮЩЕГО БАТАЛПАШИНСКИМ ОКРУГОМ
Н.Г. ПЕТРУСЕВИЧА, ИСПРАВЛЯЮЩЕГО ДОЛЖНОСТЬ ПОПЕЧИТЕЛЯ
ГОРСКИХ НАРОДОВ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ЖЕСТОКОМ
ОБРАЩЕНИИ ЭФЕНДИ АЛИ АБУКОВА С КРЕПОСТНЫМИ
КРЕСТЬЯНАМИ
(27 сентября 1865 г., пост Николаевский)

В прошлом году, в октябре месяце крестьяне, принадлежащие эфендию Али Абукову, братья Ибрагимовы и другие в числе 8 человек, будучи подвергаемы различным притеснениям, Абуковым угрожаемым за неисполнение ими приказания убить Ожая Байчорова, с которым он имел поземельный спор, подвергнуты им жесточайшему истязанию. Крестьяне эти, зная свирепость Али Абукова, привязавшего одного из своих крестьян, по имени Берикета, за шею железною цепью зимою в сакле, от чего тот умер, подали прошение на своего владельца Али Абукова, надеясь на справедливую защиту и покровительство.
В то же время житель Абуковского поселка Али Бесленеев подал прошение на Али Абукова, что он 2 раза на его покосное место, где уже было накошено, оба раза по несколько копен сена, выпускал свой конный табун, которым все его сено, сложенное в копны, было распадено (разбросано), и покосное место выбито и вытравлено. Самого же [Бесленеева] Абуков, встретив, избил палкой, причем прошиб ему голову, в каком виде он приносил жалобу на Абукова полковнику Ильинскому, председателю комиссии, бывшей в прошлом году для осмотра земель Карачая и соседних с ним.
Немного раньше того между Абуковым и карачаевским узденем Ожаем Байчоровым возник спор по поводу земли, нанимаемой ими рядом на Хумаринском участке. Спор этот едва не кончился убийством Байчорова, если бы Абукова не удержали присутствующие. Для решения спора был послан бывший при Верхнее-Кубанском округе словесным переводчиком прапорщик Алабердов, указавший им границы, которыми Абуков не удовольствовался, вследствие чего возникла опять ссора, для разбора которой вторично был послан Алабердов, нашедший, что Абуков пас свой табун на земле, оставшейся за Байчоровым, и на его же земле поставил свой кош, почему Алабердов, распорядившись согнать табун с земли Байчорова, обо всех неправильных поступках Абукова донес начальнику бывшего Верхнее-Кубанского округа, представляя поданные ему два прошения и рапорт Алабердова, просил для усмирения Абукова назначить следствие, которое начальник штаба войск Кубанской области предписал командиру 4-й бригады Кубанского войска поручить одному из подведомственных ему офицеров, вследствие чего назначен был войсковой старшина Соколов.
Доводя об этом до сведения Вашего высокоблагородия и принимая во внимание, что на основании положения в военно-народных округах Кубанской области все дела туземцев между собою должны решаться в окружных словесных судах, прошу ходатайства Вашего об истребовании этого дела от войскового старшины Соколова и передаче его в управление Эльбрусского округа для решения в окружном словесном суде.
Заведующий округом артиллерии штабс-капитан Петрусевич.
ГАКК. Ф. 774. Оn. I. Д. 239. Л. 1-2.