Из обращения шляхты с просьбой помочь в борьбе против гайдамаков (июнь 1750 г.)
ОТРЫВОК ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ШЛЯХТЫ КИЕВСКОГО ВОЕВОДСТВА К КОРОННОМУ ГЕТМАНУ И. ПОТОЦКОМУ С ПРОСЬБОЙ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ГАЙДАМАЦКИХ ОТРЯДОВ (ИЮНЬ 1750 Г.)
… Во-вторых: хотя наше воеводство обязано многими проявлениями благосклонности и протекции светлейшей его милости господину Краковскому (великий коронный гетман И. Потоцкий. – Ред.)…, необходимо, чтобы светлейшая его милость господин Краковский с прежней предусмотрительностью не пренебрегал мнением нашего воеводства, когда будет обсуждать наше жалобное положение. Мы лишены помощи, не имеем права голоса, ограничены, в то время как усиливается с каждым разом гайдамацкие отряды, который приходят из-за границы, а также из-за российской границы в наше воеводство, опустошая страну, не минуя даже божьих святынь…
В-третьих, вельможная его милость господин Ожга, бышевский староста, нынешний руководитель мизерных сил украинской партии, донес нашему воеводству, каким навязчивым является желание укрепления сил упомянутой партии.
Поэтому вельможные их милость господа-послы должны настойчиво просить перед светлейшей его милостью господином Краковским, чтобы он взял часть войск из других, более спокойных партий и тем самым позволил увеличить и укрепить нашу украинскую партию.
В-четвертых, значительной является помощь почтенному рыцарству – от людей «легко вооруженных», ибо те, непрерывно имея столкновения с людьми, вернее с бездельниками, так малочисленны, что когда их насчитывается четыре, то объявляют себя сразу же куриям. Поэтому необходимо, чтобы в здешней украинской партии в отношении бывшего постановления Речи Посполитой вельможные их милость господа-арендаторы украинских староств обязались выставить тысяча двести казаков и чтобы присоединялись к армии этой же партии. Вельможным их милости господам напоминаю о мужестве и отваге ясновельможного его милости господина Краковского.
В-пятых: крепость Белоцерковская посредством его милости господина Бекирского, мечника брацлавского, который командует нашим воеводством, просит о помощи людьми.
Поскольку в настоящее время не можем переписываться, не напоминаю их милости господам-послам об этой такой очевидной необходимости ясновельможной его милости господину Краковскому.