Меморандум Э. Бенеша о правовом положении закарпатских украинцев в составе Чехословакии (17 мая 1919)

МЕМОРАНДУМ Э. БЕНЕША О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЗАКАРПАТСКИХ УКРАИНЦЕВ В СОСТАВЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ (17 МАЯ 1919 Г.)
Чтобы предоставить территории южнокарпатских русинов специальный правовой статус и чтобы продемонстрировать желание Чехословацкой Республики установить там справедливую власть, Чехословацкая Республика, хотя и имеет общегосударственный парламент и центральную администрацию, желает дать южнокарпатским русинам широкую автономию. Чтобы эту автономию закрепить как следует, Чехословацкая Республика согласна заключить специальное соглашение с руководством русинов по этому делу.
Основные принципы этой автономии следующие:

  1. Страна южнокарпатских русинов во всей ее полноте, как определено границами, будет иметь собственное название, которое будет установлено соглашением между Чехословацкой Республикой и Сеймом южнокарпатских русинов.
  2. Страна южнокарпатских русинов будет иметь специальный Сейм. Этот Сейм будет иметь законодательную власть в делах языковых, школьных и религиозных, а также во всех тех делах, которые законы Чехословацкой Республики передадут в компетенцию Сейма, в зависимости от специальных потребностей страны. Законы, принятые этим Сеймом, должны быть ратифицированы Президентом Республики и подписаны губернатором страны южнокарпатских русинов, ответственным перед Сеймом.
  3. Во всех остальных делах страна южнокарпатских русинов будет участвовать в законодательной системе Законодательного Собрания Чехословацкой Республики, в которое она будет отправлять представителей, избранных в соответствии с предписаниями Конституции Чехословацкой Республики. Эти послы, однако, не смогут голосовать по тем делам, которые на законодательном уровне относятся к компетенции Сейма страны южнокарпатских русинов.
  4. Во главе администрации страны будет стоять губернатор, назначенный Президентом Чехословацкой Республики. Этот Губернатор будет иметь высшую власть в делах языковых, школьных и религиозных, а также в делах внутренней администрации страны.
    Во всех остальных делах высшую власть будут иметь министерства Чехословацкой Республики. Во всех министерствах должны быть организованы специальные отделы для дел страны южнокарпатских русинов. Суды страны южнокарпатских русинов станут частью судебной системы Чехословацкой Республики. Если же, однако, спорящие стороны будут апеллировать к инстанции с центром, находящимся вне территории страны южнокарпатских русинов, такие судебные дела будет рассматривать специальный Русский Суд.
  5. Все служащие, вплоть до седьмого класса включительно, будут назначаться Губернатором; высшие служащие будут назначаться президентом Чехословацкой республики по внесению предложений губернатором и Советом Министров Чехословацкой республики.
  6. В Совете Министров Чехословацкой Республики страна южнокарпатских русинов будет представлена Министром без портфеля, которого будет назначать президент Чехословацкой Республики из южнокарпатских русинов.
    Чтобы лучше представить размеры автономии страны южнокарпатских русинов, позволим себе представить набросок устройства, которое правительство предлагает установить на других территориях Чехословацкой Республики.
    Территория государства будет разделена на округи. Во главе администрации каждого округа будет стоять окружной начальник, который будет представлять вторую инстанцию административной власти. В принципе, все отзывы решений окружной администрации должны быть внесены в соответствующее министерство. Перед Окружной Радой, которая будет избрана в каждом округе, будет стоять задача поддерживать деятельность окружного начальника и иметь некоторые административные компетенции и права контроля. Ни в коем случае, однако, она не будет иметь законодательной власти, которая будет принадлежать исключительно компетенции центрального законодательного собрания.