Обращение делегации УНР по поводу передачи Буковины Румынии (17 мая 1918 г.)

ОБРАЩЕНИЕ ДЕЛЕГАЦИИ УНР К ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПОВОДУ ЕЕ РЕШЕНИЯ О ПЕРЕДАЧЕ БУКОВИНЫ РУМЫНИИ (17 МАЯ 1918 Г.)
Его Превосходительству
Господину Президенту Конференции Мира в Париже.
Ваше Превосходительство,
Мы 9 мая только предприняли меры по делу Венгерской Украины, как журналы распространили слух, что вся Буковина должна быть отдана Румынии.
Мы не можем поверить в правдивость этого, но, считая, что речь идет об империалистических намерениях наших соседей, мы позволяем себе настойчиво просить, опираясь на предыдущие послания от 25-го февраля и 18-го марта, не выносить решения по этому делу без того, чтобы нас не выслушать.
Для этого мы просим создать специальную Межсоюзную Комиссию с целью проверить наши притязания относительно украинско-румынской границы на Буковине, и мы хотели бы, чтобы мнение этой Комиссии стало бы основанием для решения, которое будет вынесено по этому делу.
Чтобы обосновать нашу просьбу, приведем следующие факты:

  1. Буковина охватывает территорию в 10000 км2, из которых 4500 км2 это компактная территория, принадлежащая полностью украинской территории Галичины. В 1910 г. насчитывалось 800 000 жителей, из которых украинцы составляли 38,4%, а румыны 34,4%, следовательно, украинцы имели релятивное большинство. Буковина была разделена на 28 уездов (см. приложенную карту), из которых семь (под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) были (без жидов, рассеянных по всему краю, и некоторых малочисленных немецких и венгерских колоний) исключительно украинскими; один (ч. 6) почти весь украинский, один (ч. 9) с украинским большинством, три (чч. 10, 11, 12) с сильным украинским меньшинством (более 20% населения) и только два (чч. 21, 22) с населением в 1%. В то же время румыны составляли только в одном уезде (ч. 22) более трех четвертей населения и в семи (чч. 1, 5, 7 и 8) менее 1%.
  2. Никто не ставил под сомнение украинский характер Буковины северной и западной; румыны сами это признают.
    Более того, Высокая Международная Команда в Бухаресте, генерал Бертело, во время встречи с чрезвычайной миссией Правительства Западной Украины 7 апреля, признала украинский характер Буковины северной и западной как неоспоримый, вследствие чего обязалась переслать украинский мемориал относительно вопроса Буковины Правительствам Союзных Сил.
  3. Исторические мотивы, которыми пользуются румыны в своих империалистических требованиях, опираются исключительно на факт, что этот край с 1400 по 1774 гг. был частью княжества Молдавии. Второй факт, также исторически неоспоримый, это то, что не только Буковина, но и сама северная Румыния входили в состав Украинского Галицко-Волынского государства. Этот факт они умалчивают.
  4. Никакое основание географического порядка не подтверждает румынских требований, наоборот, правый берег Черемоша и территория между Прутом и Днестром составляет естественное продолжение Галичины уже самим своим положением.
  5. Договор, заключенный между Румынией и Союзниками 17-го августа 1916 г., признает украинский характер Буковины и как границу будущей Румынии – Прут, а не Днестр.
  6. Украинское население Буковины, хотя и малочисленное, имело в интеллектуальной и политической жизни Украины большое значение; поэтому присоединение ее к Украине является необходимым. Релятивное благосостояние, высокие физические и нравственные качества населения, его патриотизм и его политическая зрелость, использованные для развития Украинского государства, являются неоценимыми не только с особой точки зрения украинцев, но и с точки зрения общего интереса всего цивилизованного мира. Было бы непростительным оставить разбросанными эти силы в непродуктивной борьбе против национального врага.
  7. Никто не питает иллюзий: эта борьба станет безвозвратной, если империалистических мечты румын найдут свое осуществление.
    Украинцы Буковины, которые на протяжении более полувека играли значительную роль в национальной и интеллектуальной жизни; которые имели большое влияние на общественные институты, которые создали большое количество экономических предприятий, а также воспитание и искусство; за которыми признаны права на университет, шесть средних школ, находящихся на содержании государства, сотни народных школ, профессиональных и т.п., содержащихся на средства края, – не смогут развиваться под чужих господством. Наоборот, они столкнуться с непреодолимыми препятствиями, которые смогут даже сломать их национальную жизнь. Национальная борьба начнется еще яростнее, чем это было в Австрии, и в этой борьбе украинское население найдет опору не только у своих братьев в Бессарабии, число которых достигает миллиона, но и у нерумын новой империи (Большой Румынии).
    Пойдет ли это на пользу мировому сообществу? У Румынии уже достаточно внутренних и внешних врагов, чтобы искать себе новых.
    Мотивов, которые мы привели, неоспоримо хватает для того, чтобы позволить вхождение северной и западной Буковины в состав Украины, по меньшей мере, по линии Кирлибаба – Сторожинец – Черновцы – Хотин.
    Итак, мы считаем необходимым создать межсоюзную комиссию на основании нашей выше изложенной просьбы, которая:
  8. определила бы на Буковине границу между Румынией и Украиной;
  9. и которая до момента, пока работы будут закончены, определит демаркационную линию между этими двумя государствами после эвакуации румынских частей из оккупированной украинской части – отдаст власть правительству западной Украины.
    Вице-президент Д-р Панейко
    Президент делегации Украинской Республики Г. Сидоренко».