Проект договора Войска Запорожского с Оттоманской Портой (Турцией) о торговле
ПРОЕКТ ДОГОВОРА ВОЙСКА ЗАПОРОЖСКОГО
С ОТТОМАНСКОЙ ПОРТОЙ (ТУРЦИЕЙ) О ТОРГОВЛЕ
Договор между турецким императором и Войском Запорожским и народом русским о торговле на Черном море, каким он должен быть.
- Император его милость турецкий позволяет казацкому войску и его государству плавать по Черному морю до всех своих портов, городов и островов, по Белому [Средиземному] морю до всех своих государств, островов и других портов и до портов чужеземных властителей и христианских государств, а также по всем рекам и городам, с которыми должны вести торговлю; товары, которые захотят продавать, покупать и менять; по своей воле останавливаться в портах, въезжать в них, когда захотят, без всякой задержки, препятствия и трудности.
- Для поддержки новой торговли Запорожского Войска и его государства император е.м. турецкий освобождает их купцов от всяких пошлин, оплат и налогов, а также их товары, которые они захотят вывозить в его государство, на сто лет (если не может быть на сто лет, то хоть на 50 или хотя бы на 30), чего все правительства должны придерживаться. Как пройдет, дай бог, сто лет, должны быть обременены не большими налогами, чем сами турки.
- Император е.м. позволяет казацкому войску устанавливать и покупать дома под склады по городам и портам императора е. м. турецкого, которые находятся как над Черным, так и над Белым морем, и их купцам проживать со всякой вольностью, без каких-либо налогов, до ста упомянутых лет.
- Резидент Войска Запорожского и земли его будет проживать в Стамбуле в должном уважении и безопасности. Этот резидент должен добиваться справедливости обиженным казацким купцам. Войско Запорожское также принимает резидента императора е. м. в своем портовом городе, который должен давать паспорта галерам или казацким кораблям, которые захотят куда-нибудь плыть, а за паспорт не должен брать больше одного красного золотого. Перед ним старший хозяин галеры или корабля должен присягать, что не замышляет измены против государства императора е. м. Резидент императора е. м. также должен дать каждому это право в письменном виде, кому оно нужно будет, как сейчас пишется на турецком языке, с подписью своей руки и печатью.
- Чтобы задержать своевольных людей, которые захотят на море убегать, Войско Запорожское с ведома императора е. м. учредит несколько портовых городов ниже порогов, до слияния реки Буга с Днепром. Оттуда и торговля должна идти, и безопасность на море от беспредельщиков должна быть обеспечена.
- Если какой-то своевольный из Войска Запорожского убежал бы на море, Войско Запорожское должно осуществить по отношению к нему справедливое наказание при резиденте е.м.; и по этой причине казацкой торговле и его купечеству в государстве императора е.м. никто нигде не будет препятствовать.
- Если на Дону какой-то произвол произошел бы и оттуда ушли бы в море для разбоя, казацкие галеры вместе с турецкими должны беспредельщиков ловить и наказывать, и взаимно друг другу помогать, чтобы море было чистым и свободным.
- Если казацкая галера, упаси боже, нарушила бы в чем право императора е.м., чтобы был наказан старший той галеры, а она сама с товарами и рабочими должна быть свободной, как и другие галеры, которые находятся в обществе с ней, должны быть свободными, чтобы и невинные не страдали, и мир ни был ничем нарушен.
- Если казацкая галера или корабль потерпели бы крушение на берегу императора е.м., чтобы вещи, которые остались, были сохранены и переданы наследникам.
- За турецкие долги казацким купцам должно быть такое право, как туркам во всем турецком государстве, и немедленная справедливость.
- Казацких галер или кораблей император е. м. турецкий не позволит обращать ни на услугу, ни их людей, ни товаров, ни оружия, но обещает им и обеспечивает свободный переход и уход со всем, когда они захотят.
- Если какой-то купец умер бы в государстве императора е. м. или на море, или на суше, все его имущество будет принадлежать его наследникам и не может быть никем задержано, а если что-то кому-то передал или записал перед смертью, то это не имеет никакого значения.
- Христианских заключенных у турок, как и турецких у христиан казацким купцам можно будет свободно выкупать. А если христианский узник в государстве императора е. м. сбежал бы на казацкую галеру или корабль, старший над галерой нет должен его скрывать или прятать, но должен его выдать, но за это не понесет никакого вреда или несправедливости ни он, ни галера его, ни люди, ни товар его, а если также какой-то подмастерье свободный или раб сбежал бы с казацкой галеры, турки должны выдать его казакам.