Секретная инструкция Розенберга Эриху Коху, рейхскомиссару Украины (18 ноября 1941)
СЕКРЕТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РОЗЕНБЕРГА ЭРИХУ КОХУ, РЕЙХСКОМИССАРУ УКРАИНЫ (18 НОЯБРЯ 1941 Г.)
(Извлечение)
Великая битва на Востоке Европы означает уничтожение большевизма навсегда. Мировой враг, которому постоянно противостоял национал-социализм, готовил большое наступление, а сейчас он будет побежден вермахтом фюрера. Но Советский Союз является только коротким этапом в процессе всех исторических проблем восточного региона, и поэтому целью этой войны является не только свержение большевизма, но и абсолютно новое переформатирование Востока с изучением тех вопросов, которые служат предпосылкой для разворачивания вражеских сил.
Это значит, что отношения между Немецким Рейхом и народами Советского Союза, а особенно московской империалистической идеей, должны найти окончательное решение.
Непосредственно на немецкой границе находилась великая держава, которая все шире раскидывала свои границы, особенно в 19 в., и которая практически ограничивала Немецкий Рейх в его суверенной свободе движения. Будучи сама по себе почти в полной безопасности от нападений, Россия могла управлять союзнической политикой по собственной воле, в то время как Германия вынуждена была жить в постоянном страхе, что будет втянута в двух или трех фронтовую борьбу по желанию московских или петербургских господ. Новую жертвенную борьбу начал немецкий Рейх с незащищенной спиной на европейском континенте, с небывалым до сих пор вооружением, а также с непоколебимым политическим волеизъявлением. Целью военного конфликта может быть только одно: освободить навсегда Немецкий Рейх от империалистического давления России. Это соответствует не только интересам Германии, но также требованиям справедливости, так как московский натиск на Запад смог провести почти беспрепятственно свою захватническую политику, в то же время постоянно угрожая Германии. Поэтому Немецкий Рейх должен был предостеречься от того, чтобы не начать военный поход на СССР с существенной ошибки: вновь восстановить российскую империю, все равно в какой форме. Наоборот, необходимо, наряду с чисто немецкими мерами безопасности, проверить и задействовать все исторические битвы разных народов с Москвой и Петербургом как их будущую подъемную силу. То, что политическая угроза с Востока будет устранена навсегда, отвечает также завету фюрера, изложенному в его работе.
Поэтому эта большая территория должна быть распределена согласно историческим, этническим и экономическим признакам, а также в соответствии с немецкими целевыми установками, сначала на Рейхскомиссариаты, каждый из которых имеет особую политическую форму правительства, без того, чтобы это опережало более поздние окончательные решения. Перед рейхскомиссариатом Украина стоит задача подготовить более тесное присоединение этой территории к Германии.
В основном, эта работа на Востоке заключается в том, чтобы приобрести для Германии новую территорию, а Московию (Россию) отвести на ее древнюю историческую территорию, то есть оттеснить ее, вернув лицом на Восток, и тем самым сделать ее навсегда неспособной к такой опасной для Европы концентрации сил, как в 1941 г.
Эта задача является огромной. Она требует от каждого полной отдачи, образцовой выдержки, детального осмысления всех возможностей, разумного решения практических жизненных требований с соответствующей политической целевой установкой. Короче говоря, эта задача оказалась для национал-социалистической революции и Великогерманского Рейха еще важнее, чем казалась. Борьба, которая разворачивается, – это борьба за безопасность жизни как для немецкого народа, так и для всей новой Европы, борьба мировоззренческого характера, государственно-политическая война, которая несет в себе новую концепцию нашего континента, в результате которой Европа в значительной степени распространится на Восток. Путем решения данной проблемы Рейх А. Гитлера сможет сделать выдающуюся услугу для судьбы общеевропейского пространства.
Особенно трудная задача, выполнение которой имеет историческое значение, выпала на долю рейхскомиссара Украины. Сознание украинского народа проявлялось в прошлые века инстинктивно и по-военному, но перед лицом своих могущественных врагов не находило политически-государственной формы. Сначала в борьбе с Польшей, затем в борьбе с постоянно крепчающей Россией, она все же неоднократно поднималась (во времена Хмельницкого, затем вместе с Карлом XII, в 1919 г. и позднее в многочисленных антибольшевистских крестьянских восстаниях). Но российским историкам удалось описать события так, будто этой борьбы и не существовало. В наше время существует нарастающая тенденция к использованию образованных украинцев. Этих людей расселяли планомерно в качестве служащих или офицеров по всей российской империи с целью оставить их почти без всякого контакта с их родиной. Других привлекали блеском и властью царского двора и таким образом отчуждали и русифицировали. Это российское господствующее положение было в 1918 году отменено, также большевизм, который позже победил, был вынужден признать украинский язык и украинскую народность. Но после своего укрепления он по старому московскому образцу снова пытался всеми способами вводить все больше и больше российских служащих в украинское общество. Это двадцатилетнее преследования привело, несомненно, к новому смягчению сопротивления воли украинского народа. Голодная смерть миллионов тяжело поразила биологическую субстанцию, а двадцатилетняя затяжная истребительная борьба против крестьян, которые раньше уважали свою собственность, породила также здесь порабощенный сельский пролетариат.
Администрация, которая устанавливается, должна провести здесь в первую очередь народную инвентаризацию. Не вина немецкого народа, если при этом станет очевидной общая бедность. Количество пролитой немецкой крови, необходимость расширения территории Центральной Европы, а также желание предотвратить навсегда последствия британской континентальной блокады, вынуждают провести большое целостное планирование. Его обеспечить может только авторитарное немецкое управление. Поэтому идея о развитии украинского общества, как политической силы против Москвы, которая возникла еще до конфликта 1941 г., должна была быть опущена. В нынешнем положении Немецкий Рейх не может брать на себя растущую опеку над чужой народностью, которая оказалась сейчас в тяжелом положении не по вине Германии. Какое место займет она в оказании помощи при построении новой Европы, покажет нам будущее.
Поэтому немецкому управлению необходимо придерживаться следующей линии правления:
- Работники немецкого управления должны воздерживаться от высказывания мнений об окончательном оформлении Украины. На вопросы украинцев относительно их будущего следует отвечать:
а) после тяжелых сражений надо сначала установить, какие последствия оставил после себя двадцатилетний большевизм в Украине;
б) в любом случае сейчас понятно, что для того, чтобы преодолеть все препятствия, необходимо длительное немецкое управление;
в) окончательное регулирование может взять на себя только фюрер, учитывая общую ситуацию и, в частности, отношение самих украинцев. - При протестах, касающихся передачи украинских земель, или тех, которые считались украинскими, следует отвечать:
а) эта война на Востоке потребовала больших потерь немецких жизней. Весь немецкий народ стойко терпел годами лишения. Он должен теперь принять меры по своему обеспечению, чтобы уже никогда не попасть в такое угрожающее положение, как в 1941 г.;
б) немецкий народ проживает на очень тесной территории и сейчас, проводя спасительную акцию для всей Европы, он заслужил право на расширение жилой площади («жизненного пространства»). Народы Востока имеют в своем распоряжении гораздо больше площади, чем центрально-европейские нации, в то же время не имея сил использовать богатства этих земель;
в) в Рейхскомиссариате Украины, который простирается гораздо дальше, чем территория украинского поселения, вполне возможно провести переселение на Севере и Востоке собственной жилой территории. Если Германия смогла забрать на родину сотни тысяч своих колонистов, то переселение украинцев с Запада тоже нельзя рассматривать как нечто неслыханное;
г) в общем, украинцы тоже должны быть готовы принести большие жертвы, так как без действий Германии они были бы совершенно потеряны, уничтожены;
д) чтобы навсегда уберечь Украину от нападения Москвы, Немецкий Рейх должен взять на себя защиту Востока Европы, поскольку только Германия может такую защиту предоставить. - Принимая во внимание общую ситуацию и совершенные большевиками разрушения, прежде всего в Киеве, управление должно в первую очередь обязательно отказаться от восстановления центральных высших учебных заведений. Достаточно оставить украинские начальные школы, чтобы создать общие предпосылки для нынешней глубоко разрушенной жизни. Но можно вернуть к жизни профессионально-технические учебные заведения с ограниченными задачами, в сфере сельского хозяйства и ремесленничества.
Русский язык, который на данном временном этапе представляет собой неизбежное средство коммуникации, подлежит постепенному вытеснению. Обучение на русском языке на территории поселения украинцев не допускается. В районах со смешанным населением при выборе кандидатов в сельское и районное управление, следует отдавать предпочтение украинцам, а не русским. В общем необходимо придерживаться принципа, согласно которому гебитскомиссар является единственным господином (руководителем) в своей области, побуждать украинцев обращаться исключительно к нему по всем вопросах, а не в какие-то украинские высшие инстанции. С точки зрения украинских связей, генеральный комиссариат должен представлять собой, по возможности, закрытую формацию. В центральном управлении Рейхскомиссариата не должны создаваться побочные украинские руководства, а к сотрудничеству могут быть привлечены только те лица, которые, из-за недостаточного количества немецких служащих, будут обрабатывать определенные отрасли в общем и которые в то же время будут непосредственными подчиненными рейхскомиссара и не смогут вести переговоры с украинцами на местах или выдавать им распоряжения. В области самоуправления украинцам предоставляется управление в сельских и районных советах под немецким контролем гебитскомиссара. - Если население будет проявлять желание работать, то эту готовность к труду следует поддерживать, а не подавлять излишней строгостью. Необходимо подбадривать проявленное усердие, а при достижении экономических результатов поощрять экономическим вознаграждением. О вознаграждении в сельском хозяйстве и об основных чертах трактовки коллективизма были сделаны, согласно договоренностям с соответствующим отделом экономического штаба Ост (Восток), некоторые временные линии работы, опубликованные в «Брауне Маппе» (коричневой папке). К украинцам, которые желают работать, следует добавить также освобожденных украинских военнопленных, которые после распределения по стране могут значительно повысить количество трудоспособных в хозяйстве человек.
В то время, как в Рейхскомиссариате Остланд по причинам определенной целенаправленности немецкий язык должен быть как можно больше распространен, то в Украине целесообразно немецкому языку не обучать. Более правильным будет ограничить украинцев только их родным языком. (Возможны отдельные исключения). Даже желательно было бы, чтобы немецкое управление не только пользовалось услугами переводчиков, но и как можно скорее изучало украинский язык для того, чтобы господствующее немецкое общество понимало язык страны, в то время как украинцы, в общем, не будут владеть языком немецкого управления. Если в каких-то случаях это невозможно осуществить, тогда эти случаи необходимо максимально ограничить.
Перед Рейхскомиссаром Украины стоит задача обеспечить отданное Германии украинское население, которое желает трудиться, на как можно более длительный период времени и удовлетворить потребности немецкой пищевой промышленности и военной экономики. Эта задача требует правильного психологического обращения с народом, чтобы завоевать по возможности добровольных помощников, и таким образом содержать в ограниченном количестве оккупационные войска и полицию; эта задача требует в дальнейшем длительного контроля за политическими и экономическими мерами в отношении их целеустремленности по отношению к обеим поставленным целям.
Поэтому рейхскомиссар должен в будущем пытаться конфисковать продукты питания прежде всего там, где проживает население, с неприязнью которого нужно считаться: русское население. Речь идет, следовательно, об областях на северной границе Рейхскомиссариата, зона чернозема от Курска – Воронежа – Тамбова, Саратова и южнее этих областей. Нет никаких препятствий для использования полезных ископаемых, наоборот, необходимо его увеличить всеми способами.
Особую проблему создают большие области Донского казачества. Это казачество было само по себе российским, то есть великорусским, но после падения царизма у этих казаков, как и у других, оказались значительные стремление к автономии, так что идея Казацкой державы уже тогда набрала осязаемую форму. Принимая во внимание все политические возможности, рейхскомиссар должен благожелательно изучить идеологию Донского казачества, чтобы при определенных обстоятельствах, кроме немецкого обеспечения, создать еще один противовес тому же украинскому населению в этом регионе, а также для того, чтобы парализовать великорусскую идеологию. Чем более ослабленным выйдет русский народ из этой борьбы, тем сильнее будет желание донского казачества самоутвердиться и вступить в качестве территориальной независимой формации в общую концепцию немецкой власти на Востоке.
Решающую роль в Украине имеет немецкая народная собственность. Немецкие колонисты сделали земли вокруг Черного моря плодородными и тем самым одарили Россию, в частности то же украинское население, большими ценностями. В 1914 году начались первые шаги грубого преследования немцев, в 1916 г. здесь также прошла по стране разрушительная волна ненависти, советское правительство отобрало у немцев плоды их столетнего труда. В этом случае Немецкий Рейх должен настаивать на той же точке зрения, что эти результаты немецкой колонизации являются собственностью немецкой нации, независимо от того, кому индивидуально они раньше принадлежали. Время такого объявления определит после указания фюрера рейхсминистр оккупированных восточных территорий. В любом случае, необходимо осуществить все мероприятия, которые направлены на то, чтобы полуостров Крым и дальнейшую еще точно не определенную территорию до Днепра, а также дугу до Азовского моря (теперь комиссариат Таврия) оформить как немецкую колонию. Еще до мировой войны плодородные земли Крыма находились большей частью в немецких руках, а потом перешли в еврейскую собственность. В самом Крыму проживает относительно мало украинцев, а большая часть – это русские, немцы, турко-татары, евреи и греки; на севере, в бассейне Днепра, проживают, прежде всего, русские, немецкие колониалисты, украинцы.
Присоединение этих земель непосредственно под немецкую верховную власть Рейха может трактоваться правомерно, как одна из возможных компенсаций за немецкую собственность вокруг Черного моря. Далее, овладение Крымом является стратегически необходимым для свободного ввоза нефти с Кавказа на Дунай. В-третьих, Рейхскомиссариат Украины должен постоянно считаться с возможным пробуждением русскости, а возможно даже с восстаниями самих украинцев; поэтому решающую важность приобретает широкое немецкое заселение Крыма и ближайшей территории для охраны германского господства.
Более точные указания в данном вопросе будут переданы Рейхскомиссариату, по приказу фюрера, через рейхсминистра оккупированных территорий Востока. О целевых установках по Таврии следует сообщать официально, прежде всего, только назначенному там генеральному комиссару.
Судьба поволжских немцев будет решаться отдельно, после рассмотрения ситуации.
На общем церковном поле необходимо учесть, что украинцы на Западе католического вероисповедания, а на всем Востоке – православного. Здесь рейхскомиссар должен придерживаться позиции, что религиозная потребность имеет личный, местный характер. Он не должен нарушать конфессиональные образования, в любом случае, все религиозные службы на территории, заселенной украинцами, должны проводиться только на украинском языке. Прекращать следует любое влияние русского православия и священников, а также въезд в Рейхскомиссариат Украина посланцев любых конфессий из других стран. Предполагая, что будут создаваться разного рода секты, как это было раньше, этим сектам не следует оказывать сопротивления, а наоборот – применить к ним то же поведение, что и к другим конфессиональным направлениям.
Рейхскомиссар должен запрещать вмешиваться конфессиям и сектам в политику и выступать с политическими заявлениями перед общественностью. Он не должен принимать ни одного украинского епископа как представителя украинского народа, а принимать исключительно доверенных лиц, которые назначены рейхсминистром оккупированных территорий Востока. Немецким служащим запрещается посещать украинские церкви.
Дальнейшие эвентуальные необходимые меры будут разработаны согласно наблюдениям по состоянию текущих дел.
Более точные указания по управлению (правовая система, финансовая система, конфессии, школьное образование, язык и т.д.) будут предоставлены через рейхсминистра оккупированных восточных территорий.
Мероприятия по обеспечению немецкой военной экономики проводятся по приказу рейхсмаршала (Геринга). Для дальнейшего планирования во всех отраслях будут назначены компетентные представители. Уже сегодня один пункт получил такое большое значение, что его следует рассматривать отдельно. Государственные земли в Украине и черноземных районах (так называемые совхозы) сегодня пустуют частично из-за бегства крестьян и непригодны для работы из-за уничтожения технических средств. Но, несмотря на это, необходимо (с помощью военнопленных или в иной форме) сделать именно эти государственные богатства, под немецким руководством, основными зернопроизводителями для Германии и для снабжения также других, зависящих от Германии народов. Такая задача, осуществленная в большом масштабе, сможет прекратить хищническую обработку немецкой земли, которая осуществлялась в последние годы из-за применения химических средств, и сделать возможной действительно новую обработку немецкой почвы. Вместе с введенным большим планированием по овцеводству, вместе с тем по обеспечению шерстью, плантации хлопчатника и др., возникает уникальная возможность для Немецкого Рейха стать полностью независимым от других влияний в его системе пищевого обеспечения. (Об общем отношении в вопросе колхозов см. «Брауне Маппе»).
Задачи немецкого рейхскомиссара в Украине могут приобрести большое всемирно-историческое значение. Впервые украинский народ граничит с территорией Немецкого Рейха, впервые появляются перспективные технические возможности проведения транспортных путей от Балтийского до Черного моря и впервые появляется перспектива, благодаря зерновым запасам на Востоке, сделать Европу независимой на десятки лет от всякой блокады. Если удастся, используя все средства, достичь этой цели, то будет переломлено вековое кошмарное давление, навязанное немецкому народу Российской империей, и тогда будет создана настоящая предпосылка для расширенной европейской территориальной политики под немецким руководством.
подпись А. Розенберг
Берлин, 18.II.1941 г.