Статут Великого княжества Литовского, изданный в Кракове в 1588 г.

СТАТУТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО, ИЗДАННЫЙ В КРАКОВЕ В 1588 Г.
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
РАЗДЕЛ 1. О ПЕРСОНЕ НАШЕЙ ГОСУДАРЕВОЙ

Арт. 1. Мы, государь, обещаем и обязуемся под этой присягой, что всех князей, господ-советов духовных, светских, господ хорунжих, шляхту, города и всех подданных наших этими правами и артикулами судить будем. Этим же правом должны судится чужеземцы, приезжие люди из-за границы.
Арт. 2. Мы, государь, обещаем никого не наказывать заочно, даже если бы это касалось обиды нашего государевого величества или государственной измены. А если кто-то бы кого-то обвинил безосновательно в тех же делах и не доказал вины, сам должен быть наказан таким же наказанием, к которому мог быть приговорен обвиняемый.
Арт. 3. За покушение на здоровье наше государево или за мятеж при наличии достаточных доказательств преступник наказывается на горло, лишается чести и имения. А взрослые сыновья такого предателя, по отношению к которым были бы убедительные доказательства, что они знали о родительской измене, также наказываются на горло и лишаются чести. Сыновья, не достигшие совершеннолетия или которые не знали о родительской измене, хотя были уже взрослыми, караться на горло и избавляться чести не будут, но они утрачивают права на все имения отца, вотчинные или выслуженные, а также какими-то другими путями приобретенные.
Арт. 4. Если кто-то любого сословия будет подозреваться в обиде нашего государевого величества, тому никакая привилегия или знатность, или достоинство не могут служить в качестве защиты. А если будет установлена невиновность обвиняемого, тот, кто доносил, сам подлежит такому же наказанию.
Арт. 5. В каждом преступлении, за которое следует смертная казнь, необходимы явные и ясные доказательства. Если кто-то кого-то обвинит в обиде нашего государевого величества, то должен доказать это свидетельством достоверным, а также семью свидетелями из числа людей, не находящихся под подозрением, благородного сословия, людьми добрыми, которые вместе с обвинителем должны принести присягу. При этом должны быть представлены убедительные правовые доказательства и неопровержимые признаки такого поступка.
Арт. 9. Если кто-нибудь во дворце, в замке или во дворе нашем замахнется рукой и даст кому-то другому пощечину по щеке, то подлежит немедленному задержанию. Если будет установлено, что он был зачинщиком, то за ту вину должен быть наказан заключением в четверть года. А пострадавшему выплатить денежное возмещение в соответствии с его состоянием в двойном размере. Если при пощечине пострадавший был окровавлен, виновный подлежит заключению на полгода.
Если кто-то перед нами, государем, меч, саблю или любое другое оружие достанет и ранит кого-нибудь, то подлежит смертной казни. При этом, если кто-то другой, нападая на злоумышленника, достанет оружие перед государем, не убив и не ранив никого, то теряет руку.
Арт. 16. За подделку печати, писем или подписи руки государевой, а также канцлера, подканцлера и писарей государевых или если письма или привилеи наши придумает, злоумышленник при наличии убедительных доказательств в соответствии с правом подлежит смертной казни сжиганием.
Арт. 17. Также, кто бы сфальшивил нашу монету, переплавлял или обрезал ее, тот наказывается смертной казнью огнем без милосердия. Ювелиры, которые подделывают золото или серебро и были в том разоблачены, сами подлежат смертной казни огнем, а с их имущества выплачивается ущерб потерпевшему.
Арт. 18. Никто ни за чей поступок не может отвечать.
Арт. 28. Обещаем, что когда будет возбуждено дело, о чести государевой, быстро и без задержки справедливость восстановим, рассмотрев его на ближайшем всеобщем сейме вместе с господами немедленно.