Указ Екатерины II о ликвидации гетманства и учреждении Малороссийской коллегии (10 ноября 1764 г.)

УКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II О ЛИКВИДАЦИИ ГЕТМАНСТВА И УЧРЕЖДЕНИИ МАЛОРОССИЙСКОЙ КОЛЛЕГИИ (10 НОЯБРЯ 1764 Г.)

После Всемилостивейшего от нас освобождения графа Разумовского, по его просьбе, от чина гетманского приказываем нашему Сенату для надлежащего управления в Малой России создать там Малороссийскую коллегию, в которой быть главным нашему генералу графу Румянцеву и с ним четырем великорусским членам. Великорусских членов милостиво мы теперь назначаем: генерал-майора Брандта и полковника князя Платона Мещерского; на последние же две вакансии, выбрав немедленно кандидатов, Сенат должен представить нам малороссийских – генерального обозного Кочубея, генерального писаря Туманского, генерального есаула Журавку и хорунжего Даниила Апостола. Низших канцелярских служащих выбирать ему, графу Румянцеву, по своему усмотрению.
Мы, желая, чтобы между определенными в эту коллегию чинами никакой разницы не было, и чтобы каждый свое место мог найти по чину старшинства, милостиво наделяем эти малороссийские чины уравниванием в классах с великорусскими нижеследующими чинами, а именно: генерального обозного Кочубея – с генерал-майорским, генерального писаря Туманского – с чином статского советника, генерального есаула Журавку и хорунжего Апостола – с полковничьими.
А в судах, созданных в Малой России в прошлом 1763 г., на основании нашего именного указа – подкоморских земских в каждом полку по два, а в Нежинском – три, в состав которых определяются подкомории, судьи, подсудки и писари с ежегодными выборами как временные, то приказываем и этим, пока они будут иметь после выборов такие звания, считаться за правительствами, а именно подкомориям – первым после малороссийского полковника, земским судьям с первостепенными бунчуковыми товарищами, по старшинству, подсудкам с бунчуковыми второстепенными, писарям земским против есаулов полковых, по старшинству, а возным быть первым под сотником малороссийским.
При отсутствии теперь гетмана, назначенному от нас главному малороссийскому командиру иметь такие права как генерал-губернатору и президенту Малороссийской коллегии, где он в делах суда и расправы имеет голос председателя по генеральному регламенту, а в остальных делах, а именно: поддержание в народе должного порядка, общей безопасности и исполнения законов, – должен он поступать как губернатор, то есть как особый наш доверенный в наше отсутствие.
Запорожской Сечи, которая была под управлением гетмана, быть теперь подвластной этому малороссийскому правительству. Учитывая чрезмерные и чрезвычайные расходы, которые при этом звании должны быть, милостиво предоставляем ему, графу Румянцеву, сверх положенной по его чину платы, с тамошних доходов по 400 карбованцев пищевых денег в год и на генерал-губернаторское правительство село Кучеровку Кучеровского ведомства с принадлежащими ему селами и хуторами и село Середину-Буду.