Устав воинский о экзерциции, 1716 г
УСТАВ ВОИНСКИЙ О ЭКЗЕРЦИЦИИ, О ПРИУГОТОВЛЕНИИ К МАРШУ, О ЗВАНИЯХ И О ДОЛЖНОСТИ ПОЛКОВЫХ ЧИНОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сия книжица в трех частях, содержит в себе, како последует: В начале о звычайном учении, и что при том во осмотрении иметь при инфантерии. Потом, каким образом поступить церемониально к маршу, во отдании комплиментов Генералитету, о выходе и выступлении гарнизонных и полевых квартир, и како команду и доброе поведение в прочих манерах содерживать. Напоследок же о званиях и о должностях полковых чинов, от солдата даже до полковника, описано все с кратчайшим растолкованием.
ЧАСТЬ I. О ЭКЗЕРЦИЦИИ (ИЛИ УЧЕНИИ)
Обыкновенное учение с кратчайшим растолкованием, которое имать быть во инфантерии, а особливо, како лутчим образом во осмотрении иметь в приемах мушкетных, которое состоит в 3 темпа; и притом всякие порядки в позитурах, в стрельбе, в поворотах, в сдваивании шереног и рядов и прочих принадлежащих поведениях; но дабы во всем всегда благо последовати могло, надлежит господам полковникам и прочим штаб- и обер-офицерам, тож и урядникам иметь всякому по должности и званию своему всемерное тщание. И как на квартирах, тако и в поле, елико случай и время допущати может, солдат своих непрестанно в справном состоянии содерживать, через который прилежный посредства, всякий офицер, ежели кто в сих и прочих воинских делах ревнительную охоту и всемерное тщание покажет, фортуну свою без всякого сумнения сыщет; о чем распространяти оставляю, и поворочуся ко учению, како последует, а особливо: Егда начальник, который учити будет, перед фронтом станет и молвит: Слушай! тогда надобно, чтоб в строю всемерно тихо было, и никто б с кем разговаривал, точию бы все то, что офицер повелит, слушали и примечали исполняти со всяким прилежанием…
Учение о стрельбе
Слушай! Заряжай ружье!
Тогда ружье заряжать солдатам с плеча,– и по изготовлении, ружье паки на плеча класть без слова командирскаго, потом приказать офицерам к своим местам итти, и сказать, что пальба будет по шереночно; а когда обер-офицеры станут на своих местах, тогда и штаб-офицерам стать позади каждому у своего батальона на лошадях, и приказать палить, а не напереди стоять, дабы солдаты обвыкали так, как в самом бою.
Первая шеренга (или все) притыкай штыки, задний три шеренги приступите.
Первые 2 шеренги на колени, задняя шеренга прикладывайся: пали!
Потом стреляет третья, и равенственным же образом вторая.
А первая шеренга без нужды не палит, а’егда наступать, надлежит сказать: вставайте! ступайте!; и пришед до неприятеля в меру, паки сказать надобно: первая шеренга на колени! прочия примыкайте! и начнется таким же образом, како выше сего упомянуто.
Пальба плутонгами
В каждой роте надлежит учинить 4 плутонга, и егда сомкнутся шеренги и будут к стрельбе в готовности, тогда офицер молвит: первые плутонги приклад ывайтес я, палите! Таким же образом исполняти надлежит второму, третьему и четвертому плу- тцигам.
Равенственным же поведением наступным и отступным боем плутонгами палити надлежит.
А егда надлежит на неприятеля сильнейшего огня дать именно залфами, тогда, примкнувши багинеты, первыя две шеренги падут на колени, прочия две шеренги приступят, и приложитися взведши курки всем вдруг, и по повелению выпалить (точию передняя шеренга без самой нужды отнюдь не стреляет) и на неприятеля с штыками пойдут. Когда же залф давать надлежит ради некоторой чести, тогда чинить подобает с плеча сим образом:
1) Мушкет на караул. 2) Взводи курки. 3) Прикладывайся, вверх пали вдруг.
Гренадеры владеют ружьем такожде, как и мушкетеры, точию когда гранаты бросать поступать надлежит последующим образом:
1) Мушкет перед себя. 2) Отдели ремень. 3) Мушкет за плечо.
1) В скрой суму. 2) Вынь гранат. 3) Вскуси зубами и закрой трубку перстом.
1) Оду в, изготов фитиль. 2) Отступя правою ногою назад. 3) Зажигай и бросай.
А когда вышеописанные приемы гораздо знать станут, и тогда можно кратчае приказывать, как последует:
1) Мушкет за плечо. 2) Вынь гранат, вскуси зубом. 3) Зажги и бросай.
Мушкетами и багинетами обходятся гренадеры, как уже упоминал; равенственным же образом, как и все солдаты, токмо когда идут строем в параде, то носят они фузеи свои на левой руке.
Напоследок же объявляю, будет кому в чем невнятно покажется, како о ручных приемах, тако и о прочих вещах (ибо правду упоминать письменно пространно толковати отложил), те б господа офицеры спрашивались, хотя б у самого генерала, чтоб никто не мог сказать, что в том довольственного изъяснения не учинено было.
Впрочем, вкратце вспоминаю, чтоб господа офицеры, всяк по званию своему, не точию старалися со всяким должнейшим прилежанием о справных учбах и всяких благопристойных порядках, но и зело во осмотрении имели, чтоб у солдат добре и сохранно содержаны были патроны, в меру приверчены б были годные кремни, и мушкетов всегда чисто и благо сбереженный, ибо при добрых порядках и храбрых сердцах есть противу неприятеля сильнейшая вещь справное оружие.
А каким образом повзводно, поротно, батальоном или целым полком, на право или на лево швенковать, о том же во всех полках то- лико употребляемо есть, и токо твердо знаемо, что многим письмом пространно упоминати не надобно. Такожде всему штабу зело нужно ведать, како нужно учинить полком скорейшим образом баталион декаре, и такою формою маршировать вперед, ретироваться назад, или итти на право, или на лево порядочно; а когда укажут стоять, тотчас показать фрунт на все четыре стороны…
ЧАСТЬ III. О ЗВАНИЯХ И ДОЛЖНОСТЯХ ПОЛКОВЫХ ЧИНОВ
ОТ СОЛДАТА ДАЖЕ ДО ПОЛКОВНИКА
Что есть солдат?
Имя солдат просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от вышняго генерала даже до последняго мушкетера, конного и пешаго. Офицеры или начальные люди паки разделяются высокими и нижнеми офицеры; те, которые ниже прапорщиков свое место имеют, называются унтер-офицеры (то есть нижние начальные люди), другие же, от фендрика или прапорщика до майора, называются обер-офицеры (то есть вышние начальные), третьи же, от майора до полковника, называются штаб-офицеры. И тако вышние повелевают или правительствуют, дружие же исполняют повеление их, всякой по своему чину и воинскому обычаю. Но дабы в войне все порядочно поступлено было, и никакова безстройства между толь многими людьми происходило, и того ради разделяются оные на различный части.
О роте пехотной, в которой разделения суть сия
Роте пехотной надлежит быть во 144 человеках фузилеров и пикинеров, а в гренадерских гренадиров то ж число. Офицерам надлежит быть в роте пехотной следующих чинов: капитан, поручик, подпоручик, прапорщик, два сержанта, каптенармус, подпрапорщик, шесть карпоралов, ротный писарь, два барабанщика, да у гренадиров один флейтщик…
В полку пехотном
Полку пехотному надлежит быть в осьми ротах, кроме гвардии, или которая особливым указом в трех батальонах состоит.
Штабные офицеры в полку суть последующие:
1 полковник, 1 подполковник, 1 премьер-майор, 1 секунд-майор.
Полковые офицеры при штабе:
Полковый квартирмейстер, полковый аудитор, полковый адъютант, полковой комиссар, полковой обозной, полковой провиантмейстер, полковой лекарь, полковой фискал, полковой профос.