Победа русской армии под Нарвой

ПОБЕДА РУССКОЙ АРМИИ ПОД НАРВОЙ
(«Книга Марсова или воинских дел от войск царского величества российских по взятии преславных фортификацей, и на разных местах храбрых баталий учиненных над войски его королевского вёличества свейского. С 1-го изд. Санктпетербургского 1713 года вторым тиснением напечатанная». Спб., 1766 г., стр. 31-44).
Описание взятия Нарвы сделано Петром Великим в его боевом журнале.
Юрнал или подённая роспись
что под крепостию Нарвою чинилось 1704 г.
По подлинной ведомости от посланных напред сего его царского величества войск, на устье реки Наровы (для блокады города Нарвы и заключения проходу с моря с провиантом), что не малой караван шведской к устию пришел, под владением шведского вице-адмирала Депроу, також и сухим путем войска збираются, дабы силою в Нарву сиккурс привесть, заблаго рассуждено со всем войском от Питерсбурга, которое управлено было в иную сторону и уже в походе обреталось, к Нарве итти, и тако майа в 22 день тот поход свой восприял майа в 26 день на наровское устье пришли.
И майа в 30 день указано войску, переправясь чрез Нарову, стать обозом за милю от Нарвы близ моря, а драгунские 4 полка поставлены неподалеку от Нарвы кругом по всем дорогам, и тако все проходы отняли. И по получении из города некоторых полонеников, уве- дано, что коммендант нарвенской со всеми своими ожидают вскоре на помощь к себе генерала Шлипенбаха с войски, вымышлена последующая воинская хитрость, дабы тем неприятелей из города выманя, знатных языков, и о всем ведомость получить, а имянно — июня в 8 день заведено несколько наших пехотных и драгунских полков скрытно на калыванскую дорогу, а имянно: семеновской, ингерманландской пехотной, Горбова и Остафьева конные, которые убраны были в синия кафтаны, а драгуны в синия епанчи, и прибраны знамена таких же цветов, как у шведских войск бывают, а с другою сторону наше войско, убравшись строем, шло, аки бы на отпор оному на сиккурс идущему свейскому войску. И тако притворные шведы, учиня из двух пушек шведской лозунг и получа на то из города равною стрелбою
ответ, начали к нашему войску зближаться. И как передовые подъезды сошлись, начали наши нарочно уступать и в смущении к войску бегать, да и самое войско також нарочно аки бы мешалось. И тем тако нар- венской гарнизон прелщен, что, конечно, чаяли генерала Шлипенбаха к себе на помощь идущего, и как оба Войска сразилися, и по нескольким жестоким залфам как из пушек, так и из мелкого ружья, русские будто уступать в смущении, а шведы к городу пробиваться стали. То коммендант Горн видя, выслал из Нарвы для проведывания и впро- вожанья в город, мня своих, войск подполковника знатного Марк- варда с несколькими офицерами и за ними несколько сот пехоты и конницы, и тако те офицеры въехали в самыя руки мнимого войска Шлипенбахова, и от них в полон взяты. Что увидя, прочие шведы, из города идущие, в великом страхе назад побежали; но в залоге поставленные драгуны под командою господина полковника Рена, також и Преображенского полку солдаты, выскоча, на них напали и до самого контрескарпа, рубя и побивая, их гнали, и несколько сот побили, и многих в полон взяли.

А и м я н н о:
Вышеписанной подполковник Марквард
Ротмистр Коноу. 3 прапорщика.

Рейтар
4 капрала 10 рядовых.
1 драгун. 1 матроз.
Солдат
1 капрал. 10 рядовых.
2 габоиста.
И иных разных чинов людей 12 человек.
Всего 46 человек.
И тако сим изрядным и хитрым воинским умыслом Нарву в великое смятение и отчаяние привели; и о всем состоянии оной от тех известных офицеров со удоволством уведомились.
И по получении из Санктпетербурга артиллерии и доволного числа воинских припасов и по осмотрении прилежном нарвенских и ивангородских крепостей заблаго рассуждено атаки города Нарвы чинить, а с ивангородской стороны бреш делать в бастионе, имянуе- мом Виктория, и для того учинены батареи на пушки и кетели на мортиры на той стороне.
И июля 30 день. В воскресение по отправлении божественный службы, по учиненному лозунгу в полдень в обозе из трех пушек, начали с вышеписанных батарей из пушек по тому бастиону стрелять, и во обоих фасах онаго бреш делать, такоже и из мортиров бомбордировать, и с начала учинена та стрелба залфами, и потом непрестанно продолжена (и от того учинились в городе не малые пожары, между которыми взорвалась лабазатория неприятельская с превеликим огнем и треском от бомб и гранат, в ней лежащих) оная была даже до 9 дня того месяца, по вся дни, и от утра даже до вечера каждого дня, а из мортиров и ночьми не преставая.
Тогож дня пришли полки пехотные, которые были под Дерптом, в обоз к Нарве, и поставлены с той стороны выше Нарвы, и вели шанцы слепыя.
Августа по 2-ый день. Взяли в апрошах двух человек шведских урядников у Иваня города, которые посланы были для досмотру караулов.
В 3 день перебежали из Нарвы в апроши драгун да работная баба, которые сказали, что в городе от бомб чинится в домах великое разорение и в людях урон.
Августа 4 день, перебежал из Нарвы в апроши наши шведский гренадир.
Августа по 6 день. В воскресение в самую литургию осел с основания нарвенского бастиона каменного, имянуемого Гонора, фас, и с него земляной бруствер осыпался весь в ров (знатно, что от мно- гаго метания бомб наших), и тою землею рва большая часть засыпана. Между тем же стрелба по бастиону Виктории непрестанно продолжена, и уже немалой бреш учинен, и для удобнейшего разорения фланок на мортиры сделаны новые кетели у контрескарпа, с которых бомбы метаны непрестанно на неприятельския фланги, (с которых могли очищать стрелбою бреш), и тем великой вред пушкам их приключило так, что многия станки в верх взметывало, и до основания фланки разорили.
Тогож числа после полудни посылай в апроши из Дерпта выпущенной по договору шведской коммендант полковник Шкитте, дабы виделся с коммендантом нарвенским Горном для уверения, что Дерпт взят, и какая милость от его царского величества ему, комменданту, и всему дерптскому гварнизону показана. И при том послано от господина второго фельтмаршалка Огилвия к помянутому нарвенскому комменданту о объявлении того с барабанщиком писмо; но Горн с ним видетися не похотел, только виделись некоторые офицеры и на то письмо обещал Горн ответ дать на завтрее и просил до тех мест армистициум; но генерал фельтмаршал того ему не позволил, но послал того же вечера пехотного полку с полковником Повитем писмо к нему, комменданту, увещевательное о здаче, чтоб он, видя, что бреш учинен и бог сам бастион Гонор разрушил, здался, обещая ему, по прикладу иных гварнизонов, его царского величества милость и честной аккорд, предлагая, что ежели того не приимет и до приступу допустит, тоб уже никакой милости себе потом и договору не ожидал, и при отдании того писма велено ему сказать, чтоб он, коммендант, на сие заутра с барабанщиком писмянной ответ учинил, а между тем стрелба и бомбардирование от наших продолжено будет (чтоб им неприятелем не дать разореных своих крепостей и бреша заделывать), и тако стрелба, и бомбардирование не умолчано. Между тем же приведены наши к Нарве близь бреша и бастиона Гонора апроши, до самого неприятельского рва чрез контрескарп.
Августа по 7 день выслал нарвенской коммендант Горн ответное писмо с барабанщиком, в котором он отговаривался, что города здать без указа короля своего не может, но чая его оборонять доволно до выручки, и будет ожидать крайней меры, и при том наносил некоторые слова хулныя.
И тогож числа отправлена генеральная воинская дума о приступе. И по добром расположении присоветовали генеральной приступ учинить августа в 9 день. И указано генералу-фелтмаршалку Огилвию определить и расписать к тому приступу изо всех полков ратных людей.
И то августа по 8 день учинено, и приступные лесницы и шанцы скрытно отнесены; також изо всех полков пехотных и из драгунских гренадиры взяты и в шанцы посланы, которым велено непрестанно на бастионы гранаты метать из устроенных к тому новой моды ручных мортиров. Також сделана против фланки бастиона Виктории, у самого контрескарпа, батарея на 4 пушки, для стрелбы во время неприятельского противления, когда учинен приступ будет.
И тогож числа против 9-го дня в ночи посланы в шанцы к приступу и на выручку определенныё, такожде и в шанцы ко отстреливанию учрежденные ратные люди, а по утру, то есть 9-го дня, и прочая пехота, выступя из обозу, стали неподалеку от шанцов. И тогож числа по полудни о двух часах тот приступ начался по данному лозунгу из пяти мортиров, к бастиону Викторие, где учинен бреш, под командою господина генерала-порутчика Шенбека, к бастиону Гонору, у которого фас обвалился, под командою господина генерала- маеора Чамберса к равелину против бастиона Глории, под командою господина генерала-маеора Шарфа, все лестницами. И тако тот приступ со всех стран толь мужественно от офицеров и рядовых учинен, не смотря на все от неприятеля учиненное жестокое сопротивление и взорвание под брешем подкопу, и скатыванием множества великих шторм фать (или приступных бочек) и прочаго. В три четверти часа наши на бастионы, перво на Гонор под командою господина генерала-маеора Чамберса, Преображенского и прочих полков, взошли, и неприятеля огнем своим ко уступлению с стен принудили. Потом на бреш и на третий бастион через равелин взошли, и тако за ними гнались, даже до старого каменного города. И коммендант, видя такое мужественное наступление, велел немедленно ворота того старого города затворить, и шамадъ бить, и сам кулаком в барабан бил, но наши того слушать не хотели и многих барабанщиков побили, и на стену того города немедленно взошли, и в ворота вломились, и тако далее и в замок вошли, где не малое число шведов побито, и едва иваногородской коммендант ворота Иваня города, от жестокого устремления наших, затворити возмог; ибо они до самых ворот вооруженною рукою дошли, и все кругом зделанные крепости у Иваня города овладели, и всего того менше двух часов было; и тако сей гордой коммендант нарвенской в бедственную погибель и расхищение гварни- зон и граждан упорностию своею привел; и ежели бы солдаты наши не были от кровопролития уняты, то бы мало кто остался. И тогож числа посылай тайной секретарь Петр Шафиров к Иваню городу и говорил по указу, дабы коммендант немедленно здался на милость и волю царского величества, инакоже бы потом не ожидал себе никакой милости и пощады. Начто именем его отвещано, дабы дали ему сроку посоветовать и выслать намерение свое на писме.
Августа по 15 день. Отправлено в Нарве за победу господу богу благодарение при троекратной пушечной стрелбе как с валов Нарвы и тройных залфах от всей пехоты.
Августа по 16 день. Иваногородской коммендант, по учиненной пересылке, здался на договор, и выпущен гварнизон без знамен и барабанов, с ружьем, и провожена часть его по желанию их сухим путем, а другая морем на судах в Ревель, третия в Выборг.
В сем городе получено артиллерии и прочих припасов
И по обоих городах взято:
Мортиров, гаубиц и пушек
медных 78
железных 556
Бомбов 4647
Ядер пушечных 81396
Картечь 4267 выстрелов
Ручных гранат 41334
Пороху 11174 пуда
Ружья, мушкетов и карабинов 11 570
Пистолетов 1 592 пары
Шпаг и богинетов 4198