Рапорт Барклая-де-Толли Александру I, 1812 г.

РАПОРТ ГЕНЕРАЛА БАРКЛАЯ-ДЕ-ТОЛЛИ АЛЕКСАНДРУ I
15 ИЮЛЯ 1812 Г. ИЗ ВЕЛИЖАТ, № 538
В. и. в. усмотреть изволили из последнего донесения моего, что намерение мое было дать Наполеону генеральное сражение под Витебском, с единственною целью освободить тем несколько 2-ю армию, которая, по предположению главнокомандующего ею, имеет противу себя все неприятельские силы, отправить между тем вперед все тяжести и прикрывать магазейны.
13-го числа 4-й корпус был атакован неприятелем. Сражение было упорное и кровопролитное, но войска наши в сей день твердо противустояли неприятельским многочисленным силам.
14-го числа послана была на подкрепление 4-го корпуса 3-я пехотная дивизия и число конницы, сколько можно употребить оной на то, взяв в рассуждение недостаток оной в 1-й армии и что 6-й корпус еще не присоединился к ней, оставшись еще в 1½ марша от Витебска за Двиною. Пред рассветом 3-я дивизия заняла выгодную позицию пред 4-м корпусом и весь день с непоколебимою твердостью противуборствовала силам неприятельским.
После всех сих усилий поставляю себе всегда главною целию соединение с армиею князя Багратиона, и при том, предвидя, что корпус, сражавшийся с неприятелем, не будет в состоянии даже продолжать с равными успехами чрезвычайные свои напряжения противу всей неприятельской армии, предводительствуемой самим Наполеоном, решился я выбрать хотя и не совсем выгодную позицию у Витебска, в которой, помести всю армию, хотел я дать генеральное сражение, на оное уже готовился и назначил в авангард под начальством генерал-майора графа Палена восемь батальонов пехоты, несколько эскадронов кавалерии и два казачьи полка, с тем, чтобы помалу отступил к армий для дела, когда внезапно полученное от князя Багратиона чрез адъютанта его князя Меншикова известие истребило совершенно все сии предположения, ибо он меня уведомляет, что неприятель превосходными силами прежде всего занял Могилев, по каковой причине он для соединения со мною взял направление еще правее. Следовательно, имею по обеим сторонам неприятеля и, не полагая уже вскоре соединиться с князем Багратионом, никакое сражение не могло уже дать мне ожидаемые от оного прежде всего выгоды; и поэтому я принужден был против собственной воли сего числа оставить Витебск, дабы отступить в четыре марша к Поречью, где приму я свои меры, смотря по обстоятельствам.
По сим причинам я в тот же час приказал армии, чтобы приготовились к отступлению в Поречье, производя оное в таком порядке и благоустройстве, каковое ожидать должно от воинов, сделавших неприятелю столько храброе 2-дневное сопротивление, а генерал-майор граф Пален начал сражение с 4 часа утра и продолжал оное с известною своею храбростию отступлением до 9 часов пополудни.
Он продолжал отступление весьма тихо против всей армии Наполеона с неожиданным успехом, и хотя для подкрепления его и было выставлено несколько кавалерии, но оная вовсе в деле же употреблена не была.
Войска в. и. в. в течение сих трех дней с удивительною храбростию и духом сражались противу превосходного неприятеля; они дрались, как россияне, пренебрегающие опасностями и жизнию за государя и Отечество; я не решу, войскам ли авангарда, 4-го корпуса или 3-й дивизии отдавать пред другими преимущество, все соревновали в мужестве и храбрости, но между прочим особенно отличился лейб- гусарский полк. Одни неблагоприятствующие обстоятельства, не от 1-й армии зависящие, принудили ее к сему отступлению, коим: она, в военном смысле, может тщеславиться, производив оное в виду превосходнейшего неприятеля, удерживаемого малым авангардом, в начальстве графа Палена состоящего.
Потеря в убитых и раненых с нашей стороны, в сии три жаркие дни, немалозначащи, по объявлению же пленных, несколько офицеров и до 30 рядовых, неприятельский урон гораздо превосходнее нашего, так что после сражения батальоны приходили почти без батальонных командиров, а командовали оными весьма в малом числе поручики, между прочим также убит 1-й бригадный генерал.
Мы лишились генерал-майора Акулова, убитого на месте сражения, а 14-го числа генерал-майор граф Кутайсов ранен пулей в ногу, но, несмотря на то, он как до окончания вчерашнего дела, так и сегодня был в оных.
Все штаб-офицеры отлично выполнили долг свой, и вообще все войска оказывают такую ревность и усердие, что я уверен в совершенном успехе генерального сражения, если бы только обстоятельства не воспрепятствовали ныне дать онаго по соединении с армиею князя Багратиона; не может уже быть сомнения в поражении врагов, почему спешу я совершить сие соединение (к коему я уже, с моей стороны, дал способ прибытием своим в Витебск) и предупредить движением моим прибытие неприятеля чрез Могилев в Смоленск, в чем, вероятно, состоит ныне цель его.
Непоколебимая храбрость наших войск дает мне верную надежду к большим успехам…
Военный министр Барклай-де-Толли