Акт Великобритании о конституционной реформе, 2005 г.

АКТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
О КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
(2005 ГОД)
(Извлечение)
Великобритания не имеет единовременно созданного акта, действующего в качестве Конституции.
ЧАСТЬ I. ПРИНЦИП ГОСПОДСТВА ПРАВА (THE ROLE OF LAW)

  1. Принцип господства права. Ничто в настоящем Акте не затрагивает:
    a) существующий конституционный принцип господства права, или
    b) существующее конституционное положение Лорда-канцлера в реализации этого принципа.
    ЧАСТЬ II. ПОДГОТОВКА К ИЗМЕНЕНИЮ СТАТУСА ВЕДОМСТВА ЛОРДА-КАНЦЛЕРА
    Условия статуса ведомства Лорда-канцлера
  2. Квалификация для назначения на должность Лорда-канцлера.
    1) Лицо не может быть рекомендовано для назначения на должность Лорда-канцлера, если Премьер-министру не будут указаны следующие квалификации:
    2) Премьер-министр может учесть следующие из них:
    a) опыт в качестве министра Короны;
    b) опыт в качестве члена одной из палат парламента;
    c) опыт в качестве практикующего юриста;
    d) опыт в качестве преподавателя права в университетах;
    e) какой-либо иной опыт, который Премьер-министр сочтет относящимся к делу.
    3) В этом абзаце термин «практикующий юрист» может означать:
    a) лицо, которое обладает квалификациями для назначения в какой-либо из высших судов (Senior Courts) в соответствии с требованиями раздела 71 Акта о судах и правовых службах 1990 г. (глава 41);
    b) адвоката в Шотландии или солиситора, имеющего право выступать в суде сессий или в Высшем суде;
    c) члена коллегии адвокатов Северной Ирландии или солиситора в суде Северной Ирландии.
    Непременный характер независимости судов
  3. Гарантии непременного характера независимости судов.
    1) Лорд-канцлер, другие министры Короны и все, имеющие отношение к судебной власти или управлению юстицией, должны защищать независимость судебной власти.
    2) Абзац 1 не налагает каких-либо обязанностей, входящих в законодательную компетенцию парламента Шотландии.
    3) На лицо не возлагаются обязанности на основании абзаца 1, если оно выполняет обязанности согласно статье 1 (1) Акта о судебной власти (Северная Ирландия) 2002 г. (глава 26).
    4) Следующие обязанности особого характера возлагаются для защиты этой независимости.
    5) Лорд-канцлер и другие министры Короны не должны пытаться оказывать влияние на вынесение судебных решений каким-либо способом.
    6) Лорд-канцлер должен:
    a) заботиться об этой независимости;
    b) требовать от органов судебной власти необходимой поддержки, делающей возможным осуществление ее функций;
    c) требовать в публичных интересах, относящихся к судебной власти или к управлению юстицией, должного представительства в решениях, к ним относящимся.
    7) В этом абзаце «судебная власть» (the judiciary) включает одно из следующих понятий:
    a) Верховный суд;
    b) какой-либо другой суд, учреждаемый на основе закона для какой-либо части Соединенного Королевства;
    c) какой-либо международный суд.
    8) В абзаце 7 термин «международный суд» означает международный суд или какой-либо иной суд или трибунал, осуществляющий юрисдикцию или выполняющий функции судебного характера при исполнении:
    a) какого-либо соглашения, в котором Соединенное Королевство и Правительство Ее Величества в Соединенном Королевстве является стороной; или
    b) резолюции Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций.
    <…>
    Судебная власть и суды в Англии и Уэльсе
  4. Председатель в судах Англии и Уэльсе.
    1) Лорд-главный судья выполняет обязанности председателя судов в Англии и Уэльсе и главы судебной власти Англии и Уэльса.
    2) В качестве председателя в судах Англии и Уэльса он обязан:
    a) представлять точку зрения судебной власти в парламенте, Лорду-канцлеру и всем министрам Короны;
    b) обеспечивать ресурсами функционирование судебной власти в Англии и Уэльсе, обучение и руководство ее персонала в пределах, устанавливаемых Лордом-канцлером;
    c) поддерживать и развивать существующую судебную власть в Англии и Уэльсе и распределять работу между судами.
    3) Председатель судов в Англии и Уэльсе является председателем судов, указанных в абзаце 4, и имеет право заседать в каком-либо из этих судов.
    4) Судами являются:
  • Апелляционный суд,
  • Высший суд,
  • Суд короны,
  • суды графств,
  • магистерские суды.
    5) В статье 1 Акта о Верховном суде 1981 г. (глава 54) абзац 2 (Лорд-канцлер является председателем Верховного суда Англии и Уэльса) утрачивает силу.
    <…>
    Председательство в Палате лордов
  1. Председательство в Палате лордов. Приложение 6 содержит поправки о председательстве в Палате лордов.
  2. Обязанности по передаче, изменению и отмене путем издания приказа.
    1) Лорд-канцлер может в этих целях:
    a) передавать существующие обязанности Лорда-канцлера другому лицу;
    b) приказать исполнять какие-либо из обязанностей Лорда-канцлера совместно с другим лицом;
    c) приказать, что какие-либо из обязанностей Лорда-канцлера, исполняемые совместно с другим лицом, прекращают исполняться Лордом-канцлером;
    d) изменить какую-либо из существующих обязанностей Лорда-канцлера;
    e) упразднить какую-либо из существующих обязанностей Лорда-канцлера.
    2) Приказом на основании абзаца 1 он может, в частности «a» изменить или отменить что-либо из следующего:
    i) норму, не содержащуюся в настоящем Акте или в изданном или действующем законодательстве Северной Ирландии, принятую после сессии, в которую настоящий Акт был принят;
    ii) иные подзаконные нормативные акты, изданные на основании настоящего Акта или на основании существующего или изданного законодательства Северной Ирландии после сессии, на которой был принят настоящий Акт;
    iii) какой-либо иной правовой акт или документ, включающий акты исполнительной власти.
    ЧАСТЬ III. ВЕРХОВНЫЙ СУД
    Верховный суд
  3. Верховный суд:
    1) Учреждается Верховный суд Соединенного Королевства.
    2) Суд состоит из 12 судей, назначаемых Ее Величеством путем выдачи писем-патентов (letters patent).
    3) Ее Величество может время от времени путем приказа в Совете изменять положение абзаца 2, уменьшая или увеличивая число судей.
    4) Никакого совета не может быть сделано Ее Величеству для издания приказа в Совете на основании абзаца 3, если проект приказа не будет предварительно одобрен резолюцией каждой палаты парламента.
    5) Путем выдачи письма-патента Ее Величество может назначить одного из судей Председателем, а одного — заместителем Председателя Суда.
    6) За исключением Председателя и заместителя Председателя Суда другие судьи именуются судьями Верховного суда.
    7) Суд правомочен проводить обсуждения в отношении вакантных мест судей Суда или в отношении Председателя или заместителя Председателя Суда.
  4. Первоначальные члены Суда. По вступлении в силу статьи 23:
    a) лица, которые непосредственно перед вступлением в силу этой статьи являются лордами по апелляции, становятся судьями Верховного суда;
    b) лицо, которое непосредственно перед вступлением в силу этой статьи является старшим лордом по апелляции, становится Председателем Суда, и
    c) лицо, которое непосредственно перед вступлением в силу этой статьи является вторым по старшинству, становится заместителем Председателя Суда.
    Назначение судей
  5. Квалификации для назначения.
    1) Лицо не обладает квалификациями для назначения судьей Верховного суда, если оно (в какое-либо время) не:
    a) занимало высшую судебную должность по меньшей мере в течение 2 лет или
    b) было практикующим юристом, по меньшей мере, в течение 15 лет.
    2) Практикующим юристом для целей настоящей статьи признается то лицо, которое в какое-либо время
    a) обладает квалификациями для назначения в Высшие суды в соответствии со статьей 71 Акта о судах и правовых службах 1990 г. (глава 41);
    b) является адвокатом в Шотландии или солиситором, имеющим право выступать в суде сессий и Высшем суде, или в Высшем суде;
    c) является членом коллегии адвокатов Северной Ирландии или солиситором в суде Северной Ирландии.
    <…>
  6. Пребывание в должности. Судья Верховного суда пребывает в должности до тех пор, пока ведет себя хорошо (during good behaviour), но может быть отозван с должности по представлению обеих палат парламента.
    <…>
    Юрисдикция, отношения с другими судами и т.д.
  7. Юрисдикция.
    1) Верховный суд является высшим судом письменного производства.
    2) Суд рассматривает апелляционные жалобы (An appeal lies) на приказы и решения апелляционного суда Англии и Уэльса по гражданским делам.
    3) Суд рассматривает апелляционные жалобы на приказы или судебные решения какого-либо суда в Шотландии, если апелляционная жалоба от такого суда была направлена в Палату лордов до вступления в силу настоящей статьи.
    4) Приложение 9
    a) передает Суду иную компетенцию Палаты лордов;
    b) передает судебные обязанности (devolution jurisdiction) судебного комитета Тайного совета и
    c) содержит иные изменения в юрисдикции.
    5) Суд правомочен разрешать вопросы, необходимые для представления апелляционной жалобы на основании какого-либо нормативного акта.
    6) Апелляционная жалоба на основании абзаца 2 рассматривается только тогда, когда имеется на этот счет разрешение апелляционного суда или высшего суда; такое рассмотрение зависит от положений нормативного акта, ограничивающего такую апелляцию.