Конституция Индонезии, 1945 г. (ред. 2003 г.)
КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ ИНДОНЕЗИИ
(18 АВГУСТА 1945 ГОДА)
ПРЕАМБУЛА
Поскольку независимость является неотъемлемым правом каждой нации, на этой земле должно быть уничтожено колониальное угнетение, как противоречащее гуманности и справедливости.
Борьба за независимость Индонезии вступила в свою счастливую стадию и благополучно привела индонезийский народ к вратам независимости, к вратам свободного, единого, суверенного, справедливого и процветающего индонезийского государства.
С благословения Всемогущего Аллаха, движимый возвышенным желанием жить в семье свободных наций, индонезийский народ настоящим провозглашает свою независимость.
И он формирует Правительство государства Индонезия, призванное защищать весь народ Индонезии и независимость той земли, за которую он боролся, содействовать общественному благоденствию, обучать народ и участвовать в установлении мирового порядка, основанного на началах свободы, постоянного мира и социальной справедливости. Для этого Конституция провозглашает национальную независимость Индонезии как Республики, в которой суверенитет принадлежит народу и которая основывается на вере в единого Бога, справедливости и цивилизованной гуманности, единстве Индонезии и демократии, которая направляется разумной политикой, обеспечивающей посредством консультаций и представительства социальную справедливость для всего индонезийского народа.
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА И СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 1
- Государство Индонезия является унитарным государством с республиканской формой правления.
- Суверенитет принадлежит народу и осуществляется в соответствии с настоящей Конституцией.
- Государство Индонезия является государством, основанным на правлении права.
ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЕ СОБРАНИЕ
Статья 2 - Народное консультативное собрание состоит из членов Совета народных представителей и членов Совета представителей провинций; оно избирается на всеобщих выборах и его деятельность регулируется законом.
- Народное консультативное собрание собирается на сессию по меньшей мере один раз в пять лет в столице государства.
- Все решения Народного консультативного собрания принимаются большинством голосов.
Статья 3 - Народное консультативное собрание имеет право изменять действующую и принимать новую Конституцию.
- Народное консультативное собрание осуществляет инаугурацию Президента и (или) Вице-президента.
- Только Народное консультативное собрание имеет право отрешить от должности действующего Президента и (или) Вице-президента в порядке, установленном настоящей Конституцией.
ГЛАВА 3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 4 - Президент Республики Индонезии осуществляет исполнительную власть в соответствии с настоящей Конституцией.
2 В осуществлении его (ее) полномочий Президенту оказывает содействие Вице-президент.
Статья 5 - Президент имеет право вносить законопроекты в Совет народных представителей.
- Президент может издавать правительственные указы, необходимые для осуществления законов.
Статья 6 - Кандидат в президенты или вице-президенты обязан быть гражданином Индонезии по рождению, он не вправе принимать по своей воле какое-либо иное гражданство, не должен когда-либо совершать предательство в отношении государства, быть умственно и физически неспособным осуществлять обязанности и полномочия Президента или Вице-президента.
- Дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам в президенты или вице-президенты, устанавливаются законом.
Статья 6A - Президент и Вице-президент избираются единым списком непосредственно народом.
- Списки кандидатов в президенты и вице-президенты выдвигаются до проведения всеобщих выборов политическими партиями или коалициями политических партий, участвующими во всеобщих выборах.
- Кандидаты в президенты и вице-президенты, набравшие более 50 процентов голосов избирателей, участвующих во всеобщих выборах, а кроме того не менее 20 процентов голосов избирателей более чем в половине провинций Индонезии, объявляются избранными Президентом и Вице-президентом.
- Если ни один список кандидатов в президенты и вице-президенты не наберет указанного большинства голосов, проводятся дополнительные всеобщие выборы, на которых народ выбирает между теми двумя списками кандидатов, которые набрали наибольшее число голосов, и те кандидаты, которые получат наибольшее число голосов, объявляются избранными Президентом и Вице-президентом.
- Процедура проведения выборов Президента и Вице-президента устанавливается законом.
Статья 7
Президент и Вице-президент занимают должности в течение пяти лет и могут быть в дальнейшем переизбраны на ту же должность только на один срок.
Статья 7A
Президент и (или) Вице-президент могут быть отрешены от должности Народным консультативным собранием по представлению Совета народных представителей, если они нарушили закон посредством актов предательства, коррупции, взятничества либо иных серьезных уголовных деяний, или совершили аморальные проступки и (или) перестали соответствовать тем требованиям, которые предъявляются при избрании Президента и Вице-президента.
Статья 7B - Любое предложение об отрешении Президента и (или) Вице-президента от должности может быть внесено Советом народных представителей в Народное консультативное собрание только после обращения в Конституционный суд с запросом о расследовании, проведении судебного разбирательства и вынесении решения по вопросу о том, совершили ли Президент и (или) Вице-президент нарушение закона посредством актов предательства, коррупции, взятничества либо иных серьезных уголовных деяний, или совершили аморальные проступки и (или) перестали соответствовать тем требованиям, которые предъявляются при избрании Президента и Вице-президента.
- Позиция Совета народных представителей о том, что Президент и (или) Вице-президент нарушили закон либо не соответствуют требованиям, предъявляемым при избрании Президента и Вице-президента, формируется при осуществлении контрольных функций Совета народных представителей.
- Представление запроса Совета народных представителей в Конституционный суд осуществляется по решению, принятому большинством по меньшей мере в две трети членов Совета народных представителей, присутствующих на пленарном заседании, в котором участвуют не менее двух третей от общего состава членов Совета народных представителей.
- Конституционный суд обязан расследовать дело, провести слушание дела и вынести наиболее справедливое решение по делу, инициированному по запросу Совета народных представителей, в течение 90 дней со дня поступления запроса в Конституционный суд.
- Если Конституционный суд примет решение о том, что Президент и (или) Вице-президент нарушили закон посредством актов предательства, коррупции, взятничества либо иных серьезных уголовных деяний, или совершили низкие моральные проступки и (или) перестали соответствовать тем требованиям, которые предъявляются при избрании Президента и Вице-президента, Совет народных представителей проводит пленарное заседание, на котором выносится решение об инициировании процедуры импичмента Президента и (или) Вице-президента в Народном консультативном собрании.
- Народное консультативное собрание проводит заседание по инициативе Совета народных представителей в течение не более 30 дней со дня принятия решения Совета народных представителей.
- Решение Народного консультативного собрания по предложению об импичменте Президента и (или) Вице-президента принимается на пленарном заседании Народного консультативного собрания, на котором присутствуют по меньшей мере три четверти от общего состава его членов, большинством голосов не менее двух третей присутствующих на заседании членов Народного консультативного собрания после того, как Президенту и (или) Вице-президенту будет предоставлена возможность представить свои объяснения на пленарном заседании Народного консультативного собрания.
Статья 7C
Президент не может приостановить деятельность либо распустить Совет народных представителей.
Статья 8 - Если Президент умирает, уходит в отставку, отрешается от должности либо не может осуществлять свои полномочия на постоянной основе, он (она) замещаются в должности Вице-президентом до истечения срока его (ее) полномочий.
- Если должность Вице-президента становится вакантной, Народное консультативное собрание проводит пленарное заседание не позднее 60 дней, чтобы избрать Вице-президента из числа двух кандидатов, предложенных Президентом.
- Если Президент и Вице-президент одновременно умирают, уходят в отставку, отрешаются от должности либо не могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, президентские обязанности и полномочия осуществляются совместно министром иностранных дел, министром внутренних дел и министром обороны. Не позднее 30 дней после этого Народное консультативное собрание проводит заседание для избрания нового Президента и Вице-президента по спискам, которые предложены теми политическими партиями или коалициями политических партий, чьи списки кандидатов заняли первое и второе места на последних президентских выборах; и избранные таким образом лица осуществляют президентские функции до истечения оставшегося срока президентских полномочий.
Статья 9 - До вступления в должность Президент и Вице-президент приносят присягу в соответствии с канонами своей религии либо дают торжественное обещание перед Народным консультативным собранием или Советом народных представителей. Присяга или торжественное обещание даются в следующей форме.
Присяга Президента (Вице-президента): «Я клянусь перед Богом, что по мере всех своих сил буду осуществлять как можно более справедливо мои полномочия как Президента (Вице-президента) Республики Индонезия и что я буду преданно поддерживать Конституцию, последовательно исполнять все законы и иные правовые акты и полностью посвящу себя служению Стране и Нации».
Торжественное обещание Президента (Вице-президента): «Я торжественно обещаю, что по мере всех своих сил буду осуществлять как можно более справедливо мои полномочия как Президента (Вице-президента) Республики Индонезия и что я буду преданно поддерживать Конституцию, последовательно исполнять все законы и иные правовые акты и полностью посвящу себя служению Стране и Нации». - Если Народное консультативное собрание или Совет народных представителей не могут собраться на заседание, Президент и Вице-президент приносят присягу согласно канонам своей религии или дают торжественное обещание перед руководством Народного консультативного собрания в присутствии руководства Верховного суда.
Статья 10
Президент является Главнокомандующим Вооруженными силами, Военно-морским флотом и Военно-воздушными силами.
Статья 11 - Президент с согласия Совета народных представителей может объявлять войну, заключать мир и договоры с другими государствами.
- Президент при заключении других международных соглашений, которые могут оказать значительное влияние на жизнь народа, влекут за собой расходы из государственного бюджета и (или) требуют изменения действующих либо принятия новых законов, должны получить согласие Совета народных представителей.
- Дальнейшие требования к международным соглашениям устанавливаются законом.
Статья 12
Президент может объявить чрезвычайное положение. Условия такого объявления, а также те меры, которые могут быть предприняты в условиях чрезвычайного положения, устанавливаются законом.
Статья 13 - Президент назначает послов и консулов.
- При назначении послов Президент учитывает мнение Совета народных представителей.
- Президент при аккредитации послов зарубежных государств учитывает мнение Совета народных представителей.
Статья 14 - Президент обладает правом помилования и восстановления в правах с учетом мнения Верховного суда.
- Президент обладает правом амнистии и снятия уголовных обвинений с учетом мнения Совета народных представителей.
Статья 15
Президент может награждать званиями, орденами и знаками отличия в порядке, установленном законом.
Статья 16
Президент создает Консультативный совет, в обязанности которого входит подготовка советов и рекомендаций Президенту в порядке, установленном законом.
ГЛАВА 4. ВЫСШИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ
Отменена
ГЛАВА 5. МИНИСТРЫ ГОСУДАРСТВА
Статья 17 - Президенту содействуют министры государства.
- Министры государства назначаются на должности и смещаются с должности Президентом.
- Каждый министр государства несет ответственность за определенную сферу деятельности Правительства.
- Порядок формирования, изменения состава и роспуска Правительства устанавливается законом.
ГЛАВА 6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ
Статья 18 - Единое государство Республика Индонезия разделяется на провинции, эти провинции разделяются на округа и муниципалитеты, в каждом из которых формируются местные власти в порядке, установленном законом.
- Местные власти провинций, округов и муниципалитетов осуществляют принадлежащие им функции в соответствии с принципами местной автономии и сотрудничества.
- Власти провинций, округов и муниципалитетов включают местные советы народных представителей, которые избираются на всеобщих выборах.
- Губернаторы провинций, главы округов и мэры муниципалитетов являются главами соответственно провинций, округов и муниципалитетов и должны избираться демократическим путем.
- Местные власти наделены широкой автономией, за исключением тех вопросов, которые в соответствии с законом отнесены к ведению центрального Правительства.
- Местные власти имеют право принимать локальные нормативные и иные правовые акты, необходимые для осуществления автономии и сотрудничества.
- Структура и административные механизмы местных властей устанавливаются законом.
Статья 18A - Отношения между центральным Правительством и властями провинций, округов и муниципалитетов либо между властями провинций и входящими в их состав властями округов и муниципалитетов регулируются законом с учетом особенностей и разнообразия каждого из местных сообществ.
- Отношения между центральным Правительством и властями провинций в вопросах финансов, публичных служб, использования природных и других ресурсов должны регулироваться справедливо и равноправно в соответствии с законом.
Статья 18B - Государство признает и учитывает интересы объединений местных сообществ, решающих специальные и четко обозначенные вопросы в рамках, установленных законом.
- Государство признает и учитывает интересы традиционных сообществ, а также принадлежащие им традиционные права, которые сохраняют силу, соответствуют социальному развитию и принципам единого государства Республики Индонезии и должны регулироваться законом.
ГЛАВА 7. СОВЕТ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Статья 19 - Члены Совета народных представителей избираются на всеобщих выборах.
- Организационная структура Совета народных представителей устанавливается законом.
- Совет народных представителей собирается на сессию по меньшей мере один раз в год.
Статья 20 - Совет народных представителей имеет полномочие принимать законы.
- Каждый закон должен обсуждаться Советом народных представителей и Президентом в целях достижения общего согласия между ними.
- Если по законопроекту не удается добиться общего согласия, такой законопроект не может быть вновь внесен на той же сессии Совета народных представителей.
- Президент подписывает совместно одобренный законопроект с целью придания ему силы закона.
- Если Президент не подписывает совместно одобренный законопроект в течение 30 дней после его одобрения, такой законопроект приобретает силу закона и должен быть промульгирован по истечении указанного срока.
Статья 20A - Совет народных представителей исполняет законодательные, бюджетные и контрольные функции.
- При исполнении своих функций в дополнение к правам, установленным в других статьях настоящей Конституции, Совет народных представителей наделяется также правом интерпелляций, правом проведения расследований, а также правом выражать свое мнение.
- Помимо прав, установленных в других статьях настоящей Конституции, каждый член Совета народных представителей имеет право задавать вопросы, выдвигать предложения и высказывать мнения, а также право на сохранение иммунитета.
- Другие положения о правах Совета народных представителей, а также правах членов Совета народных представителей устанавливаются законом.
Статья 21
Члены Совета народных представителей имеют право предлагать законопроекты.
Статья 22 - В случае необходимости Президент имеет право принимать правительственные указы вместо законов.
- Такие правительственные указы должны получить одобрение Совета народных представителей на следующей его сессии.
- Если такие правительственные указы не получают одобрения, они подлежат отмене.
Статья 22A
Дальнейшие положения, касающиеся процедур принятия законов, устанавливаются законом.
Статья 22B
Члены Совета народных представителей могут быть отрешены от должности в соответствии с теми основаниями и процедурами, которые установлены законом.
ГЛАВА 7A. СОВЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОВИНЦИЙ
Статья 22C - Члены Совета представителей провинций избираются от каждой провинции на всеобщих выборах.
- Число членов Совета представителей провинций от каждой провинции должно быть равным, а общее количество членов Совета представителей провинций не должно превышать одной трети численного состава Совета представителей провинций.
- Совет представителей провинций проводит сессии по меньшей мере один раз в год.
- Организационная структура и состав Совета представителей провинций устанавливаются законом.
Статья 22D - Совет представителей провинций может предлагать Совету народных представителей законопроекты, касающиеся местной автономии, отношений между центральными и местными властями, формирования, расширения и слияния провинций, управления природными и другими экономическими ресурсами, а также распределения финансов между центром и провинциями.
- Совет представителей провинций участвует в обсуждении законопроектов, касающихся местной автономии, отношений между центральными и местными властями, формирования, расширения и слияния провинций, управления природными и другими экономическими ресурсами, а также распределения финансов между центром и провинциями; Совет представителей провинций представляет свое мнение Совету народных представителей по бюджетным законопроектам, а также по законопроектам о налогообложении, образовании и религии.
- Совет представителей провинций может контролировать исполнение законов, касающихся местной автономии, отношений между центральными и местными властями, формирования, расширения и слияния провинций, управления природными и другими экономическими ресурсами, распределения финансов между центром и провинциями, исполнения законов о налогообложении, образовании и религии; Совет представителей провинций представляет результаты своего контроля на рассмотрение Совета народных представителей в виде обобщенных материалов.
- Члены Совета представителей провинций могут быть отрешены от должности в соответствии с теми основаниями и процедурами, которые установлены законом.
ГЛАВА 7B. ВСЕОБЩИЕ ВЫБОРЫ
Статья 22E - Всеобщие выборы являются прямыми, общими, свободными, тайными, честными и справедливыми и проводятся один раз в пять лет.
- Всеобщие выборы проводятся для избрания членов Совета народных представителей, Совета представителей провинций, Президента и Вице-президента, а также провинциальных советов народных представителей.
- Члены Совета представителей провинций и члены провинциальных советов народных представителей избираются по партийным спискам.
- Члены Совета народных представителей избираются в личном качестве.
- Всеобщие выборы организуются избирательной комиссией, являющейся общенациональным, постоянно действующим и независимым органом.
- Дальнейшие положения, касающиеся всеобщих выборов, устанавливаются законом.
ГЛАВА 8. ФИНАНСЫ
Статья 23 - Государственный бюджет как основа управления государственными средствами устанавливается ежегодно посредством принятия закона и должен осуществляться открыто и подконтрольно в целях достижения наибольшего благоденствия народа.
- Законопроект о государственном бюджете представляется Президентом для совместного рассмотрения с Советом народных представителей и с учетом мнения Совета представителей провинций.
- Если Совет народных представителей не одобряет представленный проект государственного бюджета, Правительство руководствуется показателями государственного бюджета предшествующего года.
Статья 23A
Все налоги и другие обязательные платежи в бюджет государства должны устанавливаться законом.
Статья 23B
Единица национальной валюты и ее стоимость определяются законом.
Статья 23C
Другие вопросы, касающиеся финансовой сферы, регулируются законом.
Статья 23D
Государство имеет Центральный банк, структура, состав, полномочия, ответственность и самостоятельность которого регулируются законом.
ГЛАВА 8A. ВЫСШИЙ СОВЕТ АУДИТА
Статья 23E - Для расследования вопросов управления и использования государственных финансов формируется единый Высший совет аудита, как самостоятельный и независимый орган.
- Результаты расследований использования государственных финансов представляются в соответствии с их компетенцией Совету народных представителей, Совету представителей провинций и провинциальным советам народных представителей.
- Действия, предпринимаемые представительными и иными органами по результатам таких расследований, устанавливаются законом.
Статья 23F - Члены Высшего совета аудита избираются Советом народных представителей с учетом мнения Совета представителей провинций и назначаются на должность Президентом.
- Руководители Высшего совета аудита назначаются из числа его членов.
Статья 23G - Высший совет аудита размещается в столице государства и имеет представительства в каждой из провинций.
- Дальнейшие положения, касающиеся Высшего совета аудита, устанавливаются законом.
ГЛАВА 9. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 24 - Судебная власть является независимой и наделена правом организации судопроизводства в целях применения законов и отправления правосудия.
- Судебная власть осуществляется Верховным судом и нижестоящими судебными органами, в том числе светскими судами, религиозными судами, военными трибуналами и государственными административными судами, в состав судебной власти входит также Конституционный суд.
- Деятельность государственных органов, чьи полномочия имеют отношение к осуществлению судебных функций, регулируется законом.
Статья 24A - Верховный суд имеет право рассматривать дела в качестве высшей кассационной инстанции, осуществлять контроль за соответствием указов, иных нормативных актов законам, а также исполнять иные полномочия, установленные законом.
- Каждый судья Верховного суда должен быть честным и иметь безупречную репутацию, быть справедливым, профессионально подготовленным и обладать профессиональным опытом.
- Кандидаты в судьи Верховного суда выдвигаются Комиссией по судейским делам для одобрения Советом народных представителей и последующего назначения на должность Президентом.
- Председатель и заместитель Председателя Верховного суда избираются судьями Верховного суда из числа судей Верховного суда.
- Организационная структура, статус, полномочия членов и процедура деятельности Верховного суда и подчиненных ему органов регулируются законом.
Статья 24B - Формируется независимая Комиссия по судейским делам, которая наделена правом предлагать кандидатов в судьи Верховного суда, а также иными полномочиями, обеспечивающими честь, достоинство и надлежащее поведение судей.
- Члены Комиссии по судейским делам должны обладать профессиональными знаниями и опытом, быть честными, иметь безупречную репутацию.
- Члены Комиссии по судейским делам назначаются и смещаются с должности Президентом с согласия Совета народных представителей.
- Организационная структура, состав, полномочия членов Комиссии по судейским делам устанавливаются законом.
Статья 24C - Конституционный суд обладает полномочием рассматривать дела как первая и последняя инстанция и имеет право принимать окончательные решения по вопросам соответствия законов Конституции, о спорах между государственными органами о полномочиях, установленных Конституцией, о роспуске политической партии, о результатах всеобщих выборов.
- Конституционный суд имеет право выносить решения по запросу Совета народных представителей, касающемуся предполагаемых нарушений Конституции Президентом и (или) Вице-президентом.
- Конституционный суд состоит из девяти членов, которые являются судьями конституционного правосудия и назначаются на должность Президентом: трех кандидатов, представленных Верховным судом, трех кандидатов, представленных Советом народных представителей, и трех кандидатов, представленных Президентом.
- Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда назначаются судьями Конституционного суда из числа судей Конституционного суда.
- Каждый конституционный судья должен быть честным, иметь безупречную репутацию, быть государственным деятелем, хорошо знающим Конституцию и публичные институты, и не должен занимать какую-либо иную должность в качестве государственного служащего.
- Порядок назначения и смещения с должности конституционных судей, судебная процедура и другие положения, касающиеся Конституционного суда, устанавливаются законом.
Статья 25
Порядок назначения и смещения с должности судей устанавливается законом.
ГЛАВА 9A. ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Статья 25A
Единое государство Республика Индонезия – это государство, расположенное на архипелаге, чьи границы и права в отношении принадлежащей ему территории устанавливаются законом.
ГЛАВА 10. ГРАЖДАНЕ И РЕЗИДЕНТЫ
Статья 26 - К гражданам относятся лица, рожденные от коренных жителей Индонезии, а также лица, которые были рождены от иностранцев, но приобрели гражданство Индонезии в порядке, предусмотренном законом.
- К резидентам относятся индонезийские граждане и иностранные граждане, проживающие в Индонезии.
- Вопросы, относящиеся к гражданам и резидентам, регулируются законом.
Статья 27 - Все граждане равны перед законом и органами власти и обязаны, без всяких исключений, уважать законы и органы власти.
- Каждый гражданин имеет право на труд и на существование, которое соответствует человеческому достоинству.
- Каждый гражданин имеет право и обязанность защищать государство.
ГЛАВА 10A. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Статья 28
Свобода объединений и собраний, свобода слова и печати регулируется законом.
Статья 28A
Каждое лицо имеет право на жизнь и на защиту своей жизни и существования.
Статья 28B - Каждое лицо имеет право создавать семью и иметь потомство в законном браке.
- Каждый ребенок имеет право на жизнь, на развитие и защиту от насилия и дискриминации.
Статья 28C - Каждое лицо имеет право на развитие посредством удовлетворения своих основных потребностей, на получение образования и пользование достижениями науки и технологий, искусства и культуры в целях улучшения качества своей жизни и благополучия человечества в целом.
- Каждое лицо имеет право улучшать свою жизнь посредством совместной с другими борьбы за свои права, за развитие общества, нации и государства.
Статья 28D - Каждое лицо имеет право на признание, гарантии, защиту и определенность своих прав, а также на справедливое действие закона и равенство перед законом.
- Каждое лицо имеет право на работу и на получение честного и соответствующего его труду вознаграждения и обращения по месту работы.
- Каждый гражданин имеет право на получение равных возможностей от органов власти.
- Каждое лицо имеет право на обладание статусом гражданина.
Статья 28E - Каждое лицо имеет право свободно исповедовать религию по своему выбору, выбирать место получения образования, место работы, гражданство, место жительства на территории государства, покидать ее и впоследствии вновь возвращаться обратно.
- Каждое лицо имеет право на свободу веры и на выражение своих суждений и мнений в соответствии с верой.
- Каждое лицо имеет право на объединение, на проведение собраний и на распространение своих мнений.
Статья 28F
Каждое лицо имеет право распространять и получать информацию в целях собственного и социального развития, вправе искать, получать, обладать, хранить, обрабатывать и передавать информацию, используя все доступные виды связи.
Статья 28G - Каждое лицо имеет право на защиту своей личности, семьи, чести, достоинства и собственности, а также право на гарантии и защиту от угроз и страха быть лишенным прав человека в результате чьих-либо действий или бездействия.
- Каждое лицо имеет право быть защищенным от пыток, негуманного или унижающего обращения, и оно имеет право на получение политического убежища от другого государства.
Статья 28H - Каждое лицо имеет право жить в физическом и духовном благополучии, иметь дом и пользоваться хорошим и здоровым окружением, а также имеет право на получение медицинской помощи.
- Каждое лицо имеет право получать социальную помощь и претендовать на особое обращение для достижения равных возможностей и благ во имя равенства и справедливости.
- Каждое лицо имеет право на социальное обеспечение для своего полного развития как достойной уважения личности.
- Каждое лицо имеет право иметь имущество в собственности, и такое имущество не может быть несправедливо изъято у него каким бы то ни было другим лицом.
Статья 28I - Право на жизнь, свобода от пыток, свобода мысли и совести, свобода религии, свобода от рабства, признание личности со стороны закона, право не быть осужденным по закону с обратной силой являются теми правами человека, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.
- Каждое лицо должно быть свободно от дискриминации по каким бы то ни было основаниям и имеет право на защиту от дискриминации.
- Культурные особенности и права традиционных сообществ должны уважаться с учетом потребностей времени и цивилизации.
- Защита, развитие, поддержка и осуществление прав человека являются обязанностью государства, прежде всего его Правительства.
- В целях поддержки и защиты прав человека в соответствии с принципом демократического и правового государства законы и иные нормативные акты должны гарантировать, регулировать и укреплять осуществление прав человека.
Статья 28J - Каждое лицо обязано уважать права других лиц в соответствии с нормами права, действующими в жизни сообщества людей, нации и государства.
- При осуществлении своих прав и свобод каждое лицо обязано соблюдать ограничения, установленные законом в исключительных целях, для гарантирования признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований, основанных на началах морали, религиозных ценностей, безопасности и публичного порядка в демократическом обществе.
ГЛАВА 11. РЕЛИГИЯ
Статья 29 - Государство основывается на вере в Единственного и Единого Бога.
- Государство гарантирует всем лицам свободу вероисповедания в соответствии с его религией или верой.
ГЛАВА 12. ОБОРОНА ГОСУДАРСТВА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Статья 30 - Каждое лицо имеет право и обязанность участвовать в обороне и обеспечении безопасности государства.
- Защита и обеспечение безопасности государства осуществляются через целостную систему национальной обороны и безопасности, основу которой составляют Вооруженные силы Индонезии и Национальная полиция Индонезии и которую поддерживает народ.
- Вооруженные силы Индонезии состоят из сухопутных, морских и воздушных сил и, как государственное образование, они обязаны защищать, охранять и поддерживать целостность и суверенитет государства.
- Национальная полиция Индонезии, как государственное образование, которое отвечает за общественный порядок и безопасность, обязана защищать, охранять и служить народу, а также поддерживать правовой порядок.
- Организационная структура Вооруженных сил Индонезии и Национальной полиции Индонезии, распределение обязанностей между ними, условия участия граждан в защите и обеспечении безопасности государства и другие вопросы, касающиеся обороны и безопасности, регулируются законом.
ГЛАВА 13. ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 31 - Каждый гражданин имеет право на образование.
- Каждый гражданин обязан получить базовое образование, и Правительство обязано гарантировать его финансовое обеспечение.
- Правительство должно обеспечить организацию и управление единой системой национального образования, которая ставит задачи возрастания уровня духовной веры, целостности и морали с учетом развивающейся жизни нации в соответствии с требованиями закона.
- Государство должно в приоритетном порядке выделять не менее 20 процентов государственного бюджета и бюджетов провинций для целей обеспечения потребностей национального образования.
- Правительство должно содействовать развитию науки и технологий, как можно более полно учитывать религиозные ценности и требования национального единства во имя развития цивилизации и благополучия человечества.
Статья 32 - Государство должно развивать национальную культуру Индонезии, существующую в ряду цивилизаций мира, обеспечивая свободу общества в деле сохранения и приумножения собственных культурных ценностей.
- Государство должно уважать и сохранять языки местных сообществ как национальное культурное богатство.
ГЛАВА 14. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОДЕНСТВИЕ
Статья 33 - Экономика страны создается совместными усилиями как общественное достояние, в основе которого лежит семейный труд.
- Важные для государства и жизни общества отрасли производства принадлежат государству.
- Земля, воды и природные богатства, которые находятся в них, принадлежат государству и используются по возможности более полно для роста благосостояния народа.
- Организация национальной экономики должна осуществляться на основе экономической демократии, поддерживающей принципы единения, действенности и правосудия, преемственности, экологической безопасности, самодостаточности и сохранения баланса в развитии и единстве национальной экономики.
- Дальнейшие положения, касающиеся осуществления целей настоящей статьи, регулируются законом.
Статья 34 - Государство заботится о бедных и беспризорных детях.
- Государство развивает систему социального обеспечения для всего народа в целом и помогает обделенным и обездоленным членам общества сохранять человеческое достоинство.
- Государство обязано предоставлять необходимые медицинские и публичные услуги.
- Дальнейшие положения, касающиеся осуществления целей настоящей статьи, устанавливаются законом.
ГЛАВА 15. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЛАГ, ЯЗЫК, ГЕРБ И ГИМН
Статья 35
Национальный флаг Индонезии включает белые и красные цвета.
Статья 36
Национальный язык — индонезийский.
Статья 36A
Национальный герб — орел Гаруда с символами «Панча шила» и надписью «Единство в многообразии».
Статья 36B
Национальный гимн — «Великая Индонезия».
Статья 36C
Дальнейшие положения, касающиеся национального флага, языка, герба и гимна, устанавливаются законом.
ГЛАВА 16. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ
Статья 37 - Предложение об изменении статей Конституции могут быть включены в повестку заседаний Народного консультативного собрания по инициативе по меньшей мере одной трети от общего состава Народного консультативного собрания.
- Любое предложение об изменении статей Конституции должно быть представлено в письменном виде и четко указывать статьи, в которые вносятся поправки, и причины внесения таких поправок.
- Для внесения изменения в Конституцию необходим кворум в две трети от общего состава членов Народного консультативного собрания.
- Любое решение об изменении статей Конституции принимается с согласия по меньшей мере 50 процентов плюс один голос от общего состава Народного консультативного собрания.
- Положения, касающиеся унитарной формы устройства государства Республика Индонезия, не подлежат пересмотру.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Все существующие государственные органы сохраняются до формирования в соответствии с настоящей Конституцией новых государственных органов.
Статья 2
Все действующие законы и иные нормативные акты остаются в силе до принятия новых законов и иных нормативных актов в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 3
Конституционный суд должен быть сформирован самое позднее 17 августа 2003 года, и до его формирования его функции должен исполнять Верховный суд.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Народное консультативное собрание должно проверить содержание и правовой статус действующих актов Народного консультативного собрания на своей сессии 2003 года.
Статья 2
С принятием настоящей поправки Конституция Республики Индонезии будет состоять из преамбулы и статей.