О свободном национальном развитии граждан СССР

ЗАКОН СССР ОТ 26 АПРЕЛЯ 1990 Г. «О СВОБОДНОМ НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГРАЖДАН СССР, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СВОИХ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИЛИ НЕ ИМЕЮЩИХ ИХ НА ТЕРРИТОРИИ СССР»
Закон о свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР, призван способствовать гармонизации национальных отношений, удовлетворению специфических интересов каждой национальности и национальной группы, утверждению в межнациональном общении взаимного уважения и социалистического интернационализма.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан СССР по признакам национальной принадлежности, языка, оседлости, рода и характера занятий, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств. Гражданам СССР, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории СССР, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.
Статья 2.
Национально-государственные образования в СССР оказывают содействие в удовлетворении национальных культурных, духовных и языковых запросов граждан, принадлежащих к народам, давшим имя национально-государственным образованиям, и проживающих за их пределами.
Статья 3.
Удовлетворение национальных запросов граждан различных национальностей и национальных групп не должно наносить ущерба правам и законным интересам тех национальных общностей, среди которых они проживают.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Статья 4.
К ведению Союза Советских Социалистических Республик отнесены:
установление общих начал правового положения национальных административно-территориальных единиц;
координация взаимодействия государственных органов союзных, автономных республик, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР в решении важнейших вопросов экономического развития и социально-культурного строительства, затрагивающих интересы граждан различных национальностей и национальных групп;
образование общесоюзного фонда социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и национальных групп.
Статья 5.
Ведению союзной, автономной республики подлежит:
удовлетворение потребностей граждан различных национальностей и национальных групп при решении вопросов социального и экономического развития республики;
создание условий для развития национальной культуры, обучения детей всех национальностей в школе на родном языке с учетом желания родителей или лиц, их заменяющих;
подготовка национальных кадров для предприятий, учреждений и организаций;
сохранение среды обитания малочисленных народов и национальных групп в местах их традиционного расселения, содействие развитию их промыслов и занятий;
образование республиканских фондов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и национальных групп. Союзная, автономная республика решает также и другие вопросы, связанные с реализацией прав граждан различных национальностей и национальных групп, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза ССР.
В целях содействия удовлетворению национальных культурных, духовных и языковых запросов национальных групп, проживающих за пределами своих национально-государственных образований, союзные и автономные республики могут заключать межреспубликанские соглашения.
Статья 6.
Решение вопросов, связанных с реализацией прав граждан различных национальностей и национальных групп, предусмотренных настоящим Законом, относится также к ведению автономных областей и автономных округов.
РАЗДЕЛ III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Статья 7.
Для содействия удовлетворению национальных культурных, духовных и языковых запросов граждан в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности и не имеющих своих национально-государственных образований на территории СССР, могут образовываться национальные административно-территориальные единицы (национальные районы, национальные поселки и национальные сельсоветы).
Основанием образования национальных административно-территориальных единиц является добровольное волеизъявление большинства населения, проживающего в местах, упомянутых в части первой настоящей статьи. Решение о границах национальной административно-территориальной единицы, о сроках и формах волеизъявления населения по вопросу о ее создании принимается Верховным Советом союзкой, автономной республики.
Национальные административно-территориальные единицы могут образовываться и в других случаях по согласованию с соответствующей союзной, автономной республикой.
Статья 8.
В местах традиционного расселения малочисленных народов национальные районы, национальные поселки и национальные сельсоветы могут образовываться и в случае, если их национальные группы не составляют большинство населения.
Статья 9.
Порядок образования и упразднения национальных административно-территориальных единиц определяется законодательством союзных и автономных республик.
Статья 10.
Советы народных депутатов национальных районов, национальные поселковые и сельские (аульные, кишлачные, аильные и другие) Советы народных депутатов наряду с решением общих вопросов местного значения обеспечивают национальным группам представительство в исполнительных и распорядительных органах; свободное использование родного языка; создание национальных групп в детских дошкольных учреждениях, национальных классов и школ; развитие национальной культуры, традиций и быта; получение информации на родном языке.
Статья 11.
Проекты законодательных актов Союза ССР, союзных и автономных республик, затрагивающие интересы национальных районов, национальных поселков и национальных сельсоветов по вопросам их правового статуса, культурного развития, использования родного языка, природопользования в местах традиционного расселения, развития национальных промыслов, предварительно направляются на обсуждение соответствующих Советов народных депутатов, предложения и замечания которых учитываются при принятии законодательных актов.
Статья 12.
Организация и деятельность Советов народных депутатов национальных районов, национальных поселковых и сельских (аульных, кишлачных, аильных и других) Советов народных депутатов, вопросы их ведения определяются настоящим Законом, иным законодательством Союза ССР, а также законодательством союзных, автономных республик.
РАЗДЕЛ IV. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И ЗЕМЛЯЧЕСТВА
Статья 13.
В целях содействия развитию национальной культуры, традиций, языка, народных промыслов, установления и поддержания культурных связей с национально-государственными образованиями в СССР и родственными национальными государствами за рубежом могут создаваться национальные культурные центры, национальные общества и землячества.
Порядок образования и упразднения национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств, а также их полномочия, определяются настоящим Законом, законодательством союзных, автономных республик.
Советы народных депутатов оказывают содействие деятельности национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.
Статья 14.
Национальные культурные центры:
осуществляют деятельность по национальному культурному обслуживанию граждан и национальных групп;
разрабатывают и представляют в соответствующий Совет народных депутатов предложения о развитии национальной культуры, языка и традиций;
проводят массовые мероприятия в области национальной культуры (смотры, фестивали, выставки и другие);
содействуют организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и краеведческих музеев;
могут издавать печатную продукцию.
Статья 15.
Национальные общества и землячества создают национальные клубы и дома культуры; организуют кружки и студии национального языка и искусства; удовлетворяют культурные и духовные запросы членов национальных обществ и землячеств.
Статья 16.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:
иметь при местных Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах своих уполномоченных представителей, мнение которых заслушивается и учитывается при принятии решений, затрагивающих национальные интересы граждан;
устанавливать связи с родственными им национально-государственными образованиями в СССР;
поддерживать и развивать связи с культурно-просветительными организациями за рубежом.
Статья 17.
Для координации деятельности национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств могут создаваться союзные, республиканские и иные территориальные ассоциации, представляющие также интересы соответствующих национальных групп в союзных и республиканских государственных органах.
Статья 18.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, союзные, республиканские и иные территориальные ассоциации пользуются правами юридического лица. Их имущество и средства используются и расходуются на удовлетворение национальных культурных, духовных и языковых запросов.
РАЗДЕЛ V. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ СВОБОДНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАН СССР
Статья 19.
Лица, виновные в нарушении прав и свобод граждан в связи с их национальной принадлежностью, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Граждане СССР, проживающие за пределами своих национально-государственных образований или не имеющие их на территории СССР, могут обжаловать в суде действия органов государственного управления и должностных лиц, нарушающих их права, предусмотренные настоящим Законом. Жалобы на указанные действия рассматриваются в Верховном Суде автономной республики, краевом, областном, городском суде, суде автономной области, суде автономного округа или в районном (городском) народном суде в республиках, не имеющих областного деления, соответственно.
РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20.
На основе настоящего Закона союзные и автономные республики могут принимать соответствующие законодательные акты. Они не должны противоречить законам СССР, а также международным договорам СССР.
Статья 21.
Если международным договором СССР будут установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 19 ст. 33
РЕЗОЛЮЦИЯ XXVIII СЪЕЗДА КПСС ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС ПО XXVIII СЪЕЗДУ КПСС И ЗАДАЧАМ ПАРТИИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
Съезд, заслушав и обсудив политический отчет Центрального Комитета партии (докладчик Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев), отмечает, что в период между XXVII и XXVIII съездами партии произошли глубокие изменения в жизни общества.
Преодолевается тоталитарная сталинская система, нанесшая огромный урон стране, народу, партии, самой социалистической идее. Идет становление общества свободных граждан, основанного на социалистических ценностях.
Сверхцентрализованное государство преобразуется в действительно союзное, основанное на самоопределении и добровольном единении народов.
КПСС – партия последовательных интернационалистов, чуткая к национальным интересам, потребностям и обычаям, непримиримая к национализму, шовинизму и расизму, к любым проявлениям реакционной идеологии.
Съезд отмечает, что обострение межнациональных отношений застало партию врасплох. ЦК зачастую не владел инициативой при урегулировании конфликтов, мирился с половинчатыми мерами в центре и на местах. Заключение нового Союзного договора затянулось. Под угрозой оказались целостность и само существование Союза ССР.
XXVIII съезд КПСС осуждает сепаратистские тенденции как противоречащие интересам народов. Съезд выражает сожаление по поводу произошедшего раскола в компартиях республик Прибалтики, приведшего к потере их решающего влияния на развитие политической обстановки.
Съезд заявляет о поддержке позиций партийных организаций, отстаивающих социалистический выбор общественного развития. Он призывает коммунистов Литвы, Латвии и Эстонии к единению на основе программных документов XXVIII съезда КПСС.
Материалы XXVIII съезда коммунистической партии Советского Союза.
Москва, Политиздат, 1990, стр.69-75