Указ о запрете создания вооруженных формирований
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА СССР О ЗАПРЕЩЕНИИ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СССР, И ИЗЪЯТИИ ОРУЖИЯ В СЛУЧАЯХ ЕГО НЕЗАКОННОГО ХРАНЕНИЯ
В последнее время в ряде регионов страны при попустительстве местных властей создаются вооруженные формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних, железнодорожных войск и других военизированных формирований, предусмотренных законодательством Союза ССР. Это провоцирует напряженность, дестабилизирует обстановку; создает угрозу жизни людей. Подобные действия сопровождаются захватом оружия, нападениями на военнослужащих и работников милиции, на различные военные и гражданские объекты, сопряжены с совершением других тяжких преступлений, приводят к жертвам со стороны ни в чем неповинных граждан. Нередко в эти формирования вовлекаются уголовные элементы и лица, уклоняющиеся от призыва на действительную военную службу или дезертировавшие из Вооруженных Сил СССР. Захвату и другим противоправным способам приобретения оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, боевой техники и иного военного имущества способствуют безответственность и отсутствие должного порядка в организации их сохранности в ряде частей и подразделений Министерства обороны СССР и Министерства внутренних дел СССР, организаций других министерств и ведомств, незаконное изготовление оружия на предприятиях, финансирование вооруженных формирований, предоставление им транспорта и связи.
В соответствии со статьей 73 Конституции СССР и Законом СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» создание вооруженных формирований отнесено к исключительному ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления. Любые действия других органов и организаций по созданию таких формирований, независимо от их цели, являются незаконными.
На основании пункта 1 статьи 1271 Конституции СССР постановляю:
1. Созданные на территории СССР вооруженные формирования (вооруженные объединения, отряды, дружины, подразделения и другие организованные вооруженные группы), не предусмотренные законодательством СССР, являются незаконными и подлежат роспуску в 15-дневный срок с момента опубликования настоящего Указа.
В тот же срок имеющиеся у этих формирований оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества, боевая техника и иное военное имущество должны быть сданы представителям Министерства внутренних дел СССР.
В случаях неисполнения данного требования республиканским и местным органам власти, подведомственным им органам внутренних дел, а также Министерству внутренних дел СССР и Комитету государственной безопасности СССР обеспечить изъятие такого оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, техники и другого военного имущества. Соответствующим подразделениям Министерства обороны СССР принять их на хранение.
Если действия указанных вооруженных формирований представляют угрозу безопасности населения и государства, министр внутренних дел СССР вправе использовать внутренние войска, а в отдельных операциях разрешается участие подразделений Министерства обороны СССР.
2. Решения и действия любых органов и организаций, должностных лиц и граждан, направленные на сохранение ранее созданных или создание новых вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, не имеют юридической силы и влекут за собой ответственность в соответствии с Законом.
3. Министерству внутренних дел СССР и Прокуратуре Союза ССР оперативно решать вопросы о привлечении к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством участников незаконных формирований, добровольно не сдавших имеющееся у них вооружение, за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ. Генеральному прокурору СССР, прокурорам союзных и автономных республик надлежит взять эти вопросы под личный контроль.
4. Республиканским и местным органам власти и управления, Министерству внутренних дел СССР, Министерству обороны СССР и Комитету государственной безопасности СССР, другим министерствам и ведомствам, организациям, имеющим или изготавливающим вооружение, незамедлительно осуществить необходимые меры, исключающие незаконное изготовление, изъятие, небрежное хранение и утрату оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, боевой техники и другого военного имущества.
Лиц, допустивших утрату оружия или его продажу, привлекать к ответственности в соответствии с Законом.
5. Ответственность за исполнение настоящего Указа возложить лично на Председателей Советов Министров союзных и автономных республик, а также на министра внутренних дел СССР тов. Бакатина В.В., председателя Комитета государственной безопасности СССР тов. Крючкова В.А., министра обороны СССР тов. Язова Д.Т. и их органы на местах.
Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачев
Москва, Кремль, 25 июля 1990 г . Известия 1990, 26 июля
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА СССР ОТ 25 ИЮЛЯ 1990 ГОДА
Учитывая поступающие из союзных республик просьбы о необходимости проведения дополнительных мероприятий по обеспечению выполнения требований Указа Президента СССР от 25 июля 1990 года «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения», постановляю:
1. Продлить на два месяца срок добровольной сдачи незаконными вооруженными формированиями оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, боевой техники и иного военного имущества, установленный статьей 1 Указа Президента СССР от 25 июля 1990 года.
2. Настоящий Указ вступает в силу с момента его принятия.
Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачев
Москва, Кремль, 11 августа 1990 г.
Правда, 1990, 12 августа
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СССР ОТ 12 АВГУСТА 1990 ГОДА
Верховный Совет Эстонии принял постановление «Об отношениях Эстонской республики и Союза Советских Социалистических Республик», затрагивающее жизненные интересы республики и Союза в целом. Игнорируя волю всего народа Эстонии, Верховный Совет республики вновь предпринял попытку объявить недействующими Конституцию СССР, законы СССР и Конституцию Эстонской ССР, а также заявил о своем отказе вести переговоры с Союзом ССР на базе этих основополагающих правовых документов.
Подобные антиконституционные действия, ультимативные требования несостоятельны и бесперспективны. Они означают не что иное, как возврат на позицию, которую Верховный Совет Эстонской ССР занял своим постановлением «О государственном статусе Эстонии» от 30 марта 1990 года. Указом Президента СССР от 14 мая 1990 года оно было объявлено недействительным с момента принятия. Этот Указ остается в силе.
В соответствии с Конституцией СССР суверенитет СССР распространяется на всю его территорию. Законом «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» защита суверенитета и территориальной целостности СССР, охрана всей его государственной границы, вопросы организации обороны отнесены к исключительному ведению Союза. Поэтому утверждение Верховного Совета Эстонской ССР, что пребывание Вооруженных Сил СССР на территории республики нарушает ее суверенитет, нельзя признать правомерным.
Основной смысл постановления Верховного Совета Эстонской ССР от 7 августа заключается в том, что этим документом хотят узаконить выход Эстонии из состава Союза ССР в обход народа республики и существующих на этот счет законодательных актов. При этом нарушаются не только конституционные основы Союза ССР, но и общепринятые международные нормы: Устав ООН, Заключительный акт общеевропейского совещания и другие акты, отвергающие произвол в решении вопросов целостности территорий государств и нерушимости границ.
Как известно, в Москве в настоящее время интенсивно идут встречи рабочих групп Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и полномочных представителей Верховных Советов республик, совместно вырабатывается концепция Союзного договора, ведется поиск путей создания принципиально нового союза – союза суверенных государств. В рамках этого процесса открываются реальные возможности на подлинно демократической основе решить вопрос о суверенитете своего государства. Это разумный путь, отвечающий интересам всего населения Эстонии, и по нему надо идти.
Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачев
Правда, 1990, 13 августа