Положение о порядке определения кадиев в Крыму

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ
ОТ 23 НОЯБРЯ 1826 Г. «О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КАДИЕВ В КРЫМУ».
На заседании 6 ноября заслушана записка Главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий от 31 октября за № 1531 (по 3 Отделению Департамента иностранных исповеданий), внесенная в журнал Комитета под № 1924, о порядке определения Кадиев в Крыму.
Комитет, признавая со своей стороны предлагаемый Главноуправляющим духовными делами иностранных исповеданий порядок избрания Таврических Кадиев соответствующими видами Правительства, полагал, что на введение оного в действие необходимо испросить Высочайшее соизволение, после которого следует поступить по сим новым правилам и в замещении вакансии Перекопского Кадия.
При подписании журнала начальник Главного Штаба Его Императорского Величества1 в особом мнении изъяснил, что по 4-му и 5-му пунктам предположения Губернатора Нарышкина2 нет никакого сомнения, что большинство голосов должно пасть на одного из двух кандидатов, выбранных самим собранием. Следовательно, такое представление от Муфтия и Кадия-Эскера сделалось бы вовсе ничтожным, хотя именно они должны знать способность кандидата и отвечать за оную. Посему он полагает, что такое назначение излишних кандидатов самим собраниям следует отменить, а собранию предоставить только выбор по баллотированию между кандидатами, представленными от Муфтия и Кадия-Эскера через Губернатора.
На заседании 23 ноября Комитету объявлено, что Государь Император находит замечание начальника Главного Штаба справедливым.
Комитет определил: сообщить о том Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий выпиской из журнала для исполнения.
Рапорт Главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий.
По случаю смерти Перекопского уездного кадия Абдуллы Эфенди, Таврический Муфтий3 представлял мне избранного им кандидата Миодириса Сеит-Мегмета Эфенди из рода Муфтиев. Я требовал от Таврического Гражданского Губернатора сведения о кандидате, представляемом Муфтием. При отзыве о нем Гражданский Губернатор представил правила, которые необходимо учитывать для избрания Кадиев, так как Члены Магометанского Духовного Правления и судьи в уезде по делам духовным и по разделам наследств между Магометанами имеют на них большое влияние. Правила, изложенные Губернатором, состоят в следующем:
1) Муфтий вместе с Кади-Эскером назначает несколько кандидатов из достойных людей и представляет их Гражданскому Губернатору.
2) Губернатор дает распоряжение о созыве в уездный город к назначенному времени Магометан того уезда, в который предполагается избрать Кадия: дворянства и мурз с уездным предводителем, волостных голов и по одному или по два депутата от поселян всякой деревни.
3) Для соблюдения порядка Губернатор отряжает туда Советника Губернского Правления, который объявит собранию кандидатов, назначенных Муфтием и Кади-Эскером.
4) От собрания зависит назначить сверх сих кандидатов от себя двух людей, достойных быть Кадиями.
5) Такие кандидаты баллотируются в установленном порядке.
6) Губернатор представляет Главному управлению духовными делами иностранных исповеданий список баллотированных со своим мнением для утверждения одного из них.
Найдя, что сей способ избрания Таврических Кадиев соответствует видам Правительства и не нарушает прав духовных Магометан, я предложил дополнить оные правила:
1) Если поселяне не пришлют от себя депутатов, то это не является поводом для отмены выборов.
2) Главное управление иностранных исповеданий, имея своей обязанностью рассмотрение предварительных списков кандидатов и отзыва Губернатора о них, должно докладывать об оном Правительствующему Сенату.
Я доложил об этом в Комитете Министров, и ныне получил выписку из журналов Комитета Министров от 6 и 23 ноября, в которой содержится Высочайшее Его Императорского Величества соизволение, чтобы назначение излишних кандидатов самим собранием отменить, а предоставить собранию только выбор по баллотированию между кандидатами, представленными от Муфтия и Кади-Эскера чрез Губернатора.
Представляя копию оной выписки, я испрашиваю у Правительствующего Сената предписания, кому следует провести введение Высочайше утвержденных правил избрания Таврических Кадиев, чтобы по сим правилам было произведено замещение вакансии Перекопского кадия.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1825-1827 гг.». – СПб, 1830, Т.1, с. 1239-1240 (№ 690).
1. Дибич Иван Иванович (1785-1831) – граф, русский военный деятель, генерал-фельдмаршал. С 1824 г. начальник Главного штаба.
2. Нарышкин Дмитрий Васильевич – действительный статский советник, в 1826 г. таврический губернатор.
3. Аджи Абдуранм Эфенди – таврический муфтий в 1826 г.