Конституция Кот-д-Ивуара
КОНСТИТУЦИЯ КОТ-Д-ИВУАРА
Принята 26 июня 1995 года
ПРЕАМБУЛА
Народ Кот-д-Ивуара,
Осознавая свою свободу и национальную принадлежность, ответственность перед историей и человечеством, этническое культурное и религиозное многообразие, и желая построить единую нацию, основанную на солидарности и богатстве; уверенные в том, что объединение с этой целью будет способствовать экономическому прогрессу и благополучию нации; строго следуя законно принятой конституции и уважая демократические учреждения, человеческое достоинство, культурных и духовных ценностей; сообщает о своей готовности принять права и свободы определенные Универсальной Декларацией Прав Человека от 1948 года и Африканской Хартией Прав Человека и Народов от 1981 года; выражает свое согласие с общепринятыми демократическими ценностями, будучи свободным народом, изъявили желание:
– уважать и защищать фундаментальные индивидуальные и коллективные свободы,
– разделять и уравновешивать полномочия,
– обеспечить прозрачность государственной власти,
Обязуется способствовать региональной и межрегиональной интеграции, в соответствии с конституцией Африканского Союза, торжественно и по доброй воле признавать фундаментальным законом данную конституцию признанную референдумом.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: СВОБОДЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ГЛАВА I: СВОБОДЫ И ПРАВА
Статья 1
Государство Кот-д-Ивуар признает фундаментальные свободы, права и обязанности, представленные в данной конституции, и обязуется принимать законодательные или регламентарный меры для обеспечения эффективного выполнения ее положений.
Статья 2
Человеческое существо священно.
Все человеческие существа свободны и равны перед законом с момента рождения. Они пользуются такими неотъемлемыми правами как право на жизнь, свободу, расцвет личности и уважением своего достоинства. Права человеческого существа являются нерушимыми. В обязанности государственной власти входит обеспечение уважения, защиты и способствованию таких прав. Запрещаются любые приказы, подразумевающие лишения человеческой жизни.
Статья 3
Рабство, принудительные работы, бесчеловечное и жестокое обращение, приводящее к деградации и унижению человеческого существа, физическое и моральное насилие, нанесение увечий и любые формы унижений человека запрещены законом.
Статья 4
Жилье является неприкосновенным. Попытки проникновения или ограничения возможны только на основании законодательных постановлений.
Статья 5
Семья является ячейкой общества. Государство гарантирует защиту семьи.
Статья 6
Государство гарантирует защиту детям, людям преклонного возраста и инвалидам.
Статья 7
Любое человеческое существо имеет право на развитие и расцвет личности в материальном, интеллектуальном и духовном аспекте. Государство гарантирует всем гражданам равный доступ в учреждения здравоохранения, образования, культуры, информации, профессионального образования и работы. Государство обязано охранять и популяризировать цивилизованные национальные и культурные ценности, не противоречащие нормам закона и морали.
Статья 8
Государство и государственные учреждения обязаны контролировать развитие молодежи. Они обязаны создавать благоприятные условия для гражданского и духовного воспитания и обеспечивать защиту от эксплуатации и морального падения.
Статья 9
Каждому гарантирована свобода выражения, а именно свободы мыслей, свобода вероисповедания и философских взглядов в рамках уважения закона, прав остальных, соблюдения национальной безопасности и поддержания общественного порядка.
Статья 10
Каждый обладает правом свободного выражения и распространения своих идей. Любая пропаганда целью, которой является пропаганда превосходства одной социальной группы над другой, способствует разжиганию расовой или религиозной ненависти запрещена законом.
Статья 11
Закон гарантирует свободу собраний и проведения митингов.
Статья 12
Никто из граждан Кот-д-Ивуара не может быть подвергнут изгнанию. Любой человек, которого преследуют по политическим, религиозным философским взглядам, а также на основании расовой принадлежности может попросить убежища на территории Кот-д-Ивуара, если согласится соблюдать законы республики.
Статья 13
Политические партии и группы свободно ведут свою деятельность при условии уважения законов республики, принципов национального суверенитета и демократии. Они обладают равными правами и обязанностями. Политические партии и группы, построенные по региональному, конфессиональному, племенному, этническому и расовому принципам запрещены законодательством.
Статья 14
Политические партии и группы содействуют формированию волеизъявления народа и проведению голосования.
Статья 15
Каждому гарантировано право собственности. Никто не может быть лишен своей собственности за исключением случаев, когда лишение собственности общественно обосновано и является справедливой мерой наказания, определенной судом.
Статья 16
Каждый гражданин имеет право на занятие предпринимательской деятельностью в рамках определенных законом.
Статья 17
Каждый обладает правом свободного выбора профессии и места работы. Каждый гражданин имеет право на работу, как в государственных, так и в частных структурах. Запрещены любые формы дискриминации касательно приема на работу или выполнения своих обязанностей, дискриминацию по половому признаку, дискриминация на основании политических религиозных и философских взглядов.
Статья 18
Работники государственных и частных структур имеют право на организацию профсоюзов и проведения забастовок в соответствии с условиями, определенным законом.
Статья 19
Каждый гражданин обладает правом на чистую окружающую среду. Le droit à un environnement sain est reconnu à tous.
Статья 20
Каждый гражданин обладает правом свободного и равноценного доступа в органы правосудия.
Статья 21
Гражданин может преследоваться, быть задержанным, находиться под наблюдением или быть обвиненным только на основании положений соответствующего законодательства, касающегося правонарушений вменяемых ему в вину.
Статья 22
Никто не может быть незаконно задержан.
Каждый человек обладает презумпцией невинности до момента, пока его вина не доказана в соответствующем порядке, а также обладает правом на защиту.
ГЛАВА II: ОБЯЗАННОСТИ
Статья 23
Любой человек, проживающий на территории государства, обязан уважать конституцию, законы и постановления республики.
Статья 24
Каждый гражданин Кот-д-Ивуара обязан защищать государство и целостность его территории. Армия и служба безопасности непосредственно осуществляют защиту территории на условиях, предусмотренных законодательством.
Статья 25
Государственное имущество является неприкосновенным. Каждый гражданин обязан его уважать и защищать.
Статья 26
Любой гражданин, который назначен на государственную должность или в обязанности которого входит выполнение общественных работ, обязан тщательно полностью и преданно выполнять возложенные на него полномочия.
Статья 27
В обязанность каждого гражданина входит выплата налогов в соответствии с законодательством.
Статья 28
Любой регион, физическое и юридическое лицо обязаны охранять окружающую среду и способствовать улучшению качества жизни.
РАЗДЕЛ II: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 29
Государство Кот-д-Ивуар является независимой суверенной республикой. Государственная эмблема – трехцветный флаг, состоящий из вертикальных полосок оранжевого, белого и зеленого цвета равного размера. Гимн Республики – Абиджанский. Девиз Республики: Объединение, Дисциплина, Работа. Официальный язык французский. В законе указаны условия для распространения и развития национальных языков.
Статья 30
Республика Кот-д-Ивуар является неделимой, светской, демократической и социальной. Республика гарантирует равенство всех перед законом независимо от происхождения, расовой, этнической, половой и религиозной принадлежности. Государство уважает все вероисповедания. Принцип государства – правительство людей, управляемое людьми и для людей.
Статья 31
Народ обладает суверенитетом. Ни одна группа людей или один человек не может воспользоваться этим правом.
Статья 32
Народ изъявляет свой суверенитет посредством референдума и выбранных представителей. Условия созыва референдума и назначение представителей народа определены данной конституцией и органическим законом. Конституционный совет осуществляет контроль правильности проведения референдума и избрания представителей народа. Независимая комиссия ответственна за организацию и контроль проведения референдума и выборов на условиях, предусмотренных законодательством.
Статья 33
Выборы являются повсеместными, свободными, равными и тайными. Все граждане Кот-д-Ивуара обеих полов с восемнадцати лет обладают правом голоса на условиях, предусмотренных законодательством.
РАЗДЕЛ III: ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 34
Президент Республики является главой государства. Он является воплощением национального единства. Он осуществляет контроль уважения Конституции, гарантирует преемственность государства, выступает гарантом независимости государства, целостности территории, уважения международных договоренностей.
Статья 35
Президент Республики избирается сроком на пять лет посредством повсеместного прямого голосования. Президент может избираться на повторный срок только один раз. Кандидату в президенты должно быть не менее сорока и не более семидесяти пяти лет. Он должен являться гражданином Кот-д-Ивуара и быть рожденным от родителей, рожденных в Кот-д-Ивуаре. Кандидат в президенты не должен менять свое гражданство. У кандидата в президенты не должно быть гражданств других стран, он должен постоянно проживать в Кот-д-Ивуаре не менее пяти лет до момента подачи своей кандидатуры на президентские выборы и в течение десяти лет активно интересоваться жизнь государства. Обязательство касательно проживания, указанное в данной статье, не распространяется на членов дипломатических представительств и консульств, лиц назначенных государством на работу или на должность за границей, международных должностных лиц и политических беженцев. Кандидат в президенты республики должен представить детальную медицинскую справку о физическом и умственном здоровье, заверенную коллегией из трех врачей, назначенных конституционным советом на основании списка кандидатур представленного Аттестационной комиссией врачей. Указанные три врача должны принести присягу перед Конституционным Советом. Врачи должны обладать высоким моральным уровнем и кристальной честностью. Они должны быть верными государству и подтвердить свою верность.
Статья 36
Президент республики считается избранным, если за него отдано абсолютное большинство голосов. В случае отсутствия абсолютного большинства, в течение пятнадцати дней с момента объявления результатов первого тура выборов, организовывается второй тур президентских выборов. Во втором туре выборов принимают участие два кандидата набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Выборы считаются объявленными после обнародования декрета совета министров. Первый тур выборов организовывается в октябре последнего года полномочий президента республики.
Статья 37
Если в течение семи дней до момента подачи кандидатур на президентские выборы, один из кандидатов, публично объявивших о своем намерении баллотироваться в президенты за тридцать дней до этого, умер или возникли серьезные препятствия для продолжения участия в выборах, то конституционный совет имеет право перенести выборы. В случае смерти или серьезных препятствий для дальнейшего участия выборов одного из кандидатов, вышедших во второй тур, конституционный суд принимает решение о повторном объявлении выборов.
Статья 38
В случае событий или чрезвычайных ситуаций, касающихся целостности территории или природных катаклизмов, в результате которых не возможно нормально провести выборы или объявить результаты выборов, президент избирательной комиссии немедленно прекращает полномочия конституционного совета до окончания сложившейся ситуации. Конституционный совет в течение двадцати четырех часов принимает решение о прекращении или продолжении избирательной компании или переносе объявления результатов выборов. Президент республики информирует об этом нацию посредством обращения. Президент продолжает выполнять свои полномочия. В случае если конституционный совет издает приказ о прекращении избирательной компании или о переносе объявления результатов выборов, избирательная комиссия составляет и передает президенту ежедневные отчеты о течении ситуации. Когда конституционный совет придет к выводу об окончании чрезвычайной ситуации, им устанавливается новая дата проведения выборов более тридцати дней для объявления результатов и восьмидесяти дней для проведения новых выборов.
Статья 39
Срок действия полномочий действующего президента заканчивается на момент принятия присяги новоизбранным президентом. Новоизбранный президент принимает присягу в течение двадцати четырех часов с момента объявления окончательных результатов выборов. Президент произносит присягу торжественно перед конституционным советом. Текст присяги следующий:
«Торжественно клянусь перед независимым народом Кот-д-Ивуара уважать и ревностно защищать конституцию, уважать права и свободы граждан, тщательно выполнять возложенные на меня обязанности в интересах государства. Принимая возложенное народом на меня доверие, я подчиняюсь закону и приношу присягу».
Статья 40
В случае наличия вакансии на должность президента в связи со смертью, отставкой, безусловным препятствием для действующего президента, функции президента республики временно исполняет президент национальной ассамблеи в течение сорока пяти дней, в течение которых организовываются выборы нового президента.
Конституционный совет по просьбе правительства, подтвержденного большинством министров, немедленно подтверждает безусловное препятствие. Положения первого и пятого абзацев статьи 38 применяются в случае временного исполнения обязанностей президента. Президент национальной ассамблеи, временно исполняющий обязанности президента, республики не может использовать второй абзац статьи 41, статьи 4,43 и 124 данной конституции. В случае смерти, отставки или наличия безусловных препятствий у президента национальной ассамблеи обязанности президента временно исполняет первый вице-президент национальной ассамблеи.
Статья 41
Президент республики является единственным держателем исполнительной власти. Он назначает премьер- министра, председателя правительства, которые отчитываются перед ним. Он увольняет их с должностей. Премьер министр руководит и координирует деятельность правительства. Президент республики назначает остальных членов парламента и определяет их полномочия по представлению премьер- министра. Он увольняет их с должностей на тех же условиях.
Статья 42
Президент республики и члены национальной ассамблеи выступают с предложениями законопроектов. Президент республики выступает гарантом обнародования закона в течение пятнадцати дней с момента его получения от президента национальной ассамблеи. Срок уменьшается до пяти дней, если законопроект рассматривается как срочный. Если закон не был обнародован президентом республики в срок, установленный в данной статье, то конституционный совет с согласия президента национальной ассамблеи объявляет его подлежащим к исполнению, если он не противоречит конституции. Президент имеет право в течение срока, предусмотренного для обнародования, потребовать от национальной ассамблеи направить такой законопроект или его части на повторное чтение. Закон должен быть обнародован после повторного чтения.
Президент также имеет право в течение срока, отведенного на обнародование законопроекта, потребовать и получить разрешение, чтобы чтение законопроекта проходило только во время обычного заседания национальной ассамблеи в первом чтении. Обнародование закона после второго чтения допускается только после получения голосов двух третей членов национальной ассамблеи, присутствующих на заседании.
Статья 43
Президент республики имеет право, после проведения консультаций с бюро национальной ассамблеи, выставить на референдум весь текст или любой вопрос, который, по мнению президента, требует непосредственной консультации граждан. Если по результатам референдума текст был принят, президент республики обнародует законопроект в срок, установленный в предыдущей статье.
Статья 44
Президент республики выступает гарантом выполнения законопроектов и решений судебных органов. Президент издает указы, применимые на всей территории республики.
Статья 45
Президент республики назначает послов и специальных посланников в иностранных государствах; послы и специальные посланники иностранных государств, аккредитованы при президенте республики.
Статья 46
Президент республики является руководителем администрации. Он назначает государственных и военных чиновников.
Статья 47
Президент республики является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент Республики является председателем совета национальной безопасности.
Статья 48
В случае наличия серьезной и неотвратимой угрозы функционированию государственных учреждений, независимости государства, целостности территории или выполнению международных договоров, работы с перебоями государственных органов президент принимает чрезвычайные меры в зависимости от обстоятельств после обязательной консультации с президентами национальной ассамблеи и конституционного совета. Президент информирует государство о ситуации посредством обращения. Национальная ассамблея собирается с применением всех полномочий.
Статья 49
Президент республики обладает правом помилования.
Статья 50
Президент республики определяет и ведет политику нации.
Статья 51
Президент республики является председателем совета министров. В обязанности совета министров входит принятие решений о:
– общей политике государства;
– законопроектах, постановлениях и регламентарных декретах;
– назначениях на высшие государственные должности, список которых утвержден законодательством.
Статья 52
Законопроекты, приказы и регламентарные декреты могут подаваться на рецензию в конституционный совет, после рассмотрения советом министров.
Статья 53
Президент республик имеет право на основании декрета, делегировать часть своих полномочий членам правительства. Премьер министр выполняет обязанности президента, когда президент находится в заграничных командировках. В таких случаях президент республики может делегировать премьер министру свои полномочия председателя совета министров, указав точную повестку дня. Президент имеет право на основании декрета делегировать часть своих полномочий премьер – министру или члену правительства, временно исполняющему его обязанности. Такая передача полномочий должна быть ограничена по времени, передача должна производиться под конкретное дело или задачу.
Статья 54
Функции президента республики не совместимы с выполнением депутатской должности, государственной службой, профессиональной деятельностью и полномочиями руководителя политической партии.
Статья 55
В течение всего срока действия своих полномочий президент республики обязан предоставлять достоверную информацию о своих доходах в Счетную Палату. В течение всего срока действия своих полномочий президент республики не имеет права приобретать или сдавать в аренду объекты, являющиеся государственной собственностью или собственностью общин, ни лично, ни через посредников, без предварительного разрешения счетной палаты на условиях, предусмотренных законодательством. Президент республики не имеет права выставлять заявку на государственный тендер или тендер общин.
Статья 56
Полномочия члена правительства не совместимы с выполнением каких-либо других обязанностей или занятием профессиональной деятельностью. Депутат, назначенный на правительственную должность, не может заседать в национальной ассамблее на срок выполнения министерских полномочий. Положения второго и третьего абзацев предыдущей статьи применимы к членам правительства на срок выполнения их полномочий.
Статья 57
Президент республики может общаться с национальной ассамблеей лично или посредством сообщений, зачитываемых президентом национальной ассамблеи. Сообщения не являются основанием для проведения дебатов.
РАЗДЕЛ IV: ПАРЛАМЕНТ
Статья 58
Парламент состоит из одной палаты, называемой национальной ассамблеей, члены которой называются депутатами. Депутаты избираются посредством повсеместного прямого голосования.
Статья 59
Срок действия полномочий парламентария составляет пять лет.
Парламентарии могут избираться на повторный срок.
Полномочия национальной ассамблеи заканчиваются по завершении второго заседания, проводимого в последний год срока действия полномочий. В законодательстве указано количество членов национальной ассамблеи, условия подачи кандидатур в депутаты, условия лишения депутатского мандата и несовместимости с занимаемой должностью, порядок выборов, условия для организации новых выборов в случае наличия вакантных депутатских мандатов.
Статья 60
Конституционный совет подтверждает соответствие кандидатов в депутаты, контролирует правильность и действительность выборов депутатов в национальную ассамблею.
Статья 61
Национальная ассамблея принимает налоговый кодекс.
Статья 62
Национальная ассамблея собирается на полные заседания два раза в год. Первая сессия открывается в последнюю среду апреля и длится не более трех месяцев. Вторая сессия начинается в первую среду октября и заканчивается в первую среду декабря.
Статья 63
Национальная ассамблея собирается на внеочередное заседание по приказу президента или требованию абсолютного большинства депутатов с наличием определенной повестки дня. Внеочередные заседания закрываются при рассмотрении всех вопросов, представленных на повестке дня.
Статья 64
Общее содержание дебатов национальной ассамблеи публикуется в официальном журнале дебатов. Национальная ассамблея может проводить закрытое заседание по требованию президента республики или трети депутатов.
Статья 65
Президент национальной ассамблеи выбирается на срок действия полномочий национальной ассамблеи. На президента национальной ассамблеи и первого вице президента национальной ассамблеи распространяются такие же требования соответствия, как и на президента республики.
Статья 66
Каждый депутат является представителем целой нации. Повелительный тон не имеет силы. Депутат имеет право голосовать только лично. Однако в случае болезни или отсутствии в связи с поездкой по заданию правительства или национальной ассамблеи, выполнению воинских обязанностей или по какой-либо уважительной причине депутат может передать свое право голоса. Никто не может получить более одного голоса для голосования.
Статья 67
Никого из депутатов не имеют права преследовать, разыскивать арестовывать, задерживать или осуждать за голос, отданный им при выполнении депутатских полномочий.
Статья 68
Депутата во время сессии могут преследовать или арестовать за совершение преступления или другого правонарушения только с разрешения национальной ассамблеи за исключением фактов преступлений, обнаруженных в момент совершения. Вне заседания депутата могут арестовать только с разрешения бюро национальной ассамблеи за исключением фактов преступлений, обнаруженных в момент совершения, ордеров на слежку или явных преступлений. Арест или преследование депутата должен быть прекращен по требованию национальной ассамблеи.
Статья 69
Депутаты получают зарплату в размере, установленном законодательством.
Статья 70
Национальная ассамблея устанавливает свой регламент. Перед принятием регламента и его изменений проект регламента и внутренних изменений должен быть представлен на рассмотрение в Конституционный Совет, который должен подтвердить соответствие проекта и вносимых изменений конституции. Конституционный совет обязан вынести решение в течение пятнадцати дней с момента получения заявки.
РАЗДЕЛ V: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕТВЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 71
Национальная ассамблея является законодательным органом. Она принимает только законы. В законах устанавливаются правила касательно:
— гражданство, гражданские права и фундаментальные гарантии, предоставляемые гражданам для выполнения своих гражданских свобод;
— национальность, статус и полномочия граждан, имущественные режимы, режимы наследования и преемственности;
— процедура приведения обычаев в соответствие фундаментальным принципам конституции;
— определение преступлений и правонарушений и мер и их пресечения, процессуального кодекса и амнистии;
— организация административных и общих судов и определение их полномочий;
— статус судей, министерских служащих и работников судебной системы министров;
— общие положения о государственных учреждениях;
— статус работников префектуры;
— статус сотрудников дипломатического корпуса;
— статус работников муниципалитетов;
— статус военнослужащих
— статус работников национальной полиции ;
— базовые налоговые ставки, количество налогов и порядок их выплаты;
— режим эмитирования валюты;
— режим выборов национальную и местную ассамблеи;
— создание категории государственных учреждений;
— осадное и чрезвычайное положения;
Закон определяет фундаментальные принципы организации:
— общей структуры администрации;
— образования и научных исследований;
— организации национальной обороны;
— режима собственности, отдельных правомочий и гражданских и финансовых обязательств;
— права на работу, право на создание профсоюзов и создания общественных организаций;
— отчуждение и управления государственной собственностью;
— приватизации государственных предприятий;
— кооперативное страхование и накопление;
— охраны окружающей среды;
— организации производства;
— статусы политических партий;
— режим транспорта и телекоммуникаций.
В бюджете указана прибыль и расходы государства. Программные законы определяют задачи социально-экономической политики государства. Задача органических законов регулировать деятельность различных учреждений, структур и систем, трактуемых как таковые в соответствии с положениями конституции. Законы, трактуемые конституцией как органические, принимаются и изменяются в следующем порядке:
Законопроект или предложение предоставляется на рассмотрение и голосование национальной ассамблеей только через пятнадцать дней после создания.
Национальная ассамблея имеет право принять текст законопроекта или предложения, если за него проголосовало большинство 2/3 членов национальной ассамблеи. Органические законы могут быть обнародованы только после подтверждения конституционным советом их соответствия конституции.
Статья 72
Остальные сферы не указанные в конституции и органических законах относятся к регламентарному праву. Законодательные тексты данной категории вступают в силу с момента принятия данной конституции. Они могут изменяться на основании декрета после рассмотрения конституционным советом.
Статья 73
В полномочия национальной ассамблеи входит объявление войны.
Статья 74
Осадное положение объявляется декретом совета министров. При такой ситуации национальная ассамблея собирается на внеочередное заседание. Продление осадного положения на срок более пятнадцати дней возможно только с разрешения национальной ассамблеи, полученного на основании простого большинства голосов.
Статья 75
В рамках выполнения своей программы действий президент республики имеет право требовать у национальной ассамблеи подтвержденное декретом разрешение, принять чрезвычайные меры, которые принимаются в основном законодательной властью. Приказы издаются советом министров после консультации с конституционным советом. Приказы вступают в силу с момента публикации и теряют свою силу, если законопроект на ратификацию не был подан в срок, установленный соответствующим законом. По истечении срока, указанного в первом абзаце данной статьи постановления могут быть изменены только в тех пунктах, которые касаются законодательной сферы.
Статья 76
Предложения и дополнения, не касающиеся сферы законодательства, не принимаются. Президент национальной ассамблеи объявляет о непринятии. В случае споров конституционный совет после получения распоряжения президента республики или на основании голосов, по крайней мере, одной четверти депутатов, объявляет об утверждении предложений и дополнений.
Статья 77
Президент национальной ассамблеи или, по крайней мере, одна десятая депутатов или парламентских групп могут направить законы на рассмотрение в конституционный совет перед их обнародованием. Ассоциации по защите прав человека также имеют право на законных основаниях передать в конституционный совет законы, касающиеся общественных прав. Конституционный совет обязан вынести решение в течение пятнадцати дней с момента получения закона на рассмотрение.
Статья 78
Депутаты имеют право внесения дополнений. Предложения и дополнения, внесенные членами национальной ассамблеи, не принимаются, если их утверждение влечет за собой уменьшение государственных ресурсов, создание или нагнетание общественной напряженности, если в них нет указания на способы увеличения прибыли или способы экономии ресурсов.
Статья 79
Национальная ассамблея принимает проект бюджета на условиях определенных законодательством.
Статья 80
Национальная ассамблея принимает проект бюджета на второй сессии в октябре. В проекте бюджета должны быть предусмотрены источники прибыли необходимые для полного покрытия расходов. Национальная ассамблея принимает бюджет половиной голосов. Если национальная ассамблея не принимает проект бюджета в течение шестидесяти дней, то проект бюджета утверждается постановлением. Для принятия бюджета президент республики созывает внеочередное заседание национальной ассамблеи в течение пятнадцати дней. Если национальная ассамблея не приняла бюджет в конце внеочередного заседания, то бюджет утверждается постановлением. Если проект бюджета не был принят в сроки, установленные для обнародования бюджета, президент республики имеет право потребовать у национальной ассамблеи разрешение принять бюджет предыдущего года после двух чтений.
Статья 81
Национальная ассамблея предоставляет гражданам ежегодные отчеты об использовании бюджетных средств в соответствии с условиями, предусмотренными бюджетом. Проект регламента должен быть представлен в бюро национальной ассамблеи в течение года с момента принятия бюджета.
Статья 82
Национальная ассамблея получает информацию о действиях правительства посредством устных и письменных вопросов, следственных комиссий. В течение обычных сессий одно заседание в месяц выделяется на рассмотрение вопросов депутатов и ответов президента республики. Президент республики имеет право делегировать председателю правительства и министрам полномочия отвечать на вопросы депутатов. В таком случае национальная ассамблея может повторно принять решения, основываясь на рекомендациях правительства.
Статья 83
Члены правительства имеют доступ к комиссиям национальной ассамблеи. Их могут выслушать по требованию комиссий. Им могут помогать ассистенты, работающие в правительстве.
РАЗДЕЛ VI: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И ДОГОВОРА
Статья 84
Президент республики ведет переговоры и ратифицирует международные соглашения.
Статья 85
Мирные соглашения, соглашения и договоренности касательно международного сотрудничества, изменяющие внутренние интересы государства могут быть ратифицированы только на основании закона.
Статья 86
Если конституционный совет, после требования президента республики или президента национальной ассамблеи или, по крайней мере, одной четверти депутатов, вынес решение о несоответствии положений договора конституции страны, то договор может быть ратифицирован только после пересмотра конституции.
Статья 87
Регулярно ратифицируемые соглашения и договоренности имеют более высокую юридическую силу с момента их публикации, чем законы, при условии следования каждому соглашению и договоренности другой стороной.
РАЗДЕЛ VII: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ
Статья 88
Конституционный совет подтверждает соответствие законов конституции. Выступает регулирующим органом функционирования государственной власти.
Статья 89
Конституционный совет состоит из:
— действующего президента;
— бывших президентов республики, за исключением президентов добровольно подавших в отставку;
— шести советников, трое из которых назначены президентом республики и три президентом национальной ассамблеи.
Конституционный совет обновляется наполовину каждый три года.
Статья 90
Президент республики назначает президента конституционного совета на срок шесть лет без права замены на лиц с юридическим или экономическим образованием. Президент конституционного совета приносит перед президентом республики присягу. Текст присяги следующий: » Обязуюсь тщательно и преданно выполнять возложенные на меня обязанности, независимо и беспристрастно следуя конституции. Обязуюсь даже после завершения моих полномочий не занимать какую-либо государственную должность в политической, экономической или социальной сфере, а также не предоставлять частных консультаций касательно вопросов деятельности конституционного совета».
Статья 91
Президент республики назначает советников, выбирая кандидатуры среди лиц с юридическим или экономическим образованием на срок шесть лет без права замены. Перед вступлением в должность советники произносят следующую присягу перед президентом конституционного совета: » обязуюсь тщательно и ревностно исполнять свои обязанности, принимать независимые и беспристрастные решения в соответствии с конституцией и хранить тайны заседаний и голосования, даже после завершения срока действия своих полномочий».
Первый конституционный совет будет состоять из:
— Троих советников, двое из которых назначаются президентом национальной ассамблеи, сроком на три года. Срок установлен президентом республики;
— Троих советников, утвержденных президентом национальной ассамблеи, назначенных президентом республики сроком на шесть лет.
Статья 92
Полномочия членов конституционного совета не совместимы с политическими постами, государственной службой, выборной должностью и любой профессиональной деятельностью. В случае смерти, отставки или безусловных препятствий для выполнения полномочий президентом совета и советниками, в течение восьми дней назначается новый президент конституционного и советники на срок до окончания полномочий конституционного совета
Статья 93
Членов конституционного совета могут преследовать, арестовывать, задерживать или судить по причастность к криминальному или административному делу только с разрешения совета.
Статья 94
Конституционный совет контролирует правильность проведения референдума и оглашает результаты референдума. Конституционный совет подтверждает:
— соответствие кандидатов в президенты и депутаты;
— разрешает спорные вопросы касательно выборов президента республики и депутатов.
Конституционный совет объявляет окончательные результаты президентских выборов.
Статья 95
Президент республики или президент национальной ассамблеи обязан предоставить на рассмотрения конституционного совета международные соглашения, перед их ратификацией в соответствии со статьей 84, органические законы, регламент национальной ассамблеи перед их обнародованием. Президент республики, президент национальной ассамблеи, парламентская группа или 1/10 членов национальной ассамблеи также могут направить в конституционный совет предложения на тех же условиях. Рассмотрение предложений конституционным советом откладывает срок их обнародования.
Статья 96
Любая сторона может заявить о несоответствии закона конституции в любую судебную инстанцию. Условия подачи жалоб в конституционный совет определяются законом.
Статья 97
Проекты или предложения законов и проекты приказов могут быть поданы на рассмотрение в конституционный совет.
Статья 98
Решения конституционного совета не подлежат обжалованию. Все органы государственной власти, административные судебные инстанции, военные ведомства, физические и юридические лица обязаны следовать решению конституционного совета.
Статья 99
Положение, объявленное не соответствующим конституции, не может быть обнародовано или применено.
Статья 100
В органическом законе указаны правила функционирования конституционного совета, процедура и сроки вынесения решений.
РАЗДЕЛ VIII: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 101
Судебная власть не зависит от законодательной и исполнительной власти.
Статья 102
Правосудие распространяется на территорию всего государства во имя граждан государства высшими судебными инстанциями: кассационным судом, государственным советом, счетной палатой, апелляционным судом и местными судами. В органических законах указан состав, структура и правила работы этих судебных органов.
Статья 103
При выполнении своих полномочий судьи руководствуются только законом. Члены суда назначаются пожизненно.
Статья 104
Президент республики выступает гарантом независимости судей. Он является председателем высшего совета суда.
Статья 105
Высший суд состоит из:
— председатель кассационного суда, вице президент по праву;
— председатель государственного совета;
— председатель счетной палаты;
— генеральный прокурор кассационного суда;
— шесть внутренних судей три основных судьи и три заместителя назначаемые президентом республики и президентом национальной ассамблеи;
— трое членов суда два и один заместитель и три судьи прокуратуры назначаются вышестоящим начальством. Эти судьи могут выполнять только обязанности, предоставляемые им конституционным советом.
Статья 106
Совет высшего суда собирается по требованию и под председательством президента республики для рассмотрения всех вопросов, касающихся независимости суда. Работая под председательством вице президента суда, совет высшего суда рассматривает следующие вопросы:
— предложения касательно назначения судей высших судов, первый президентов апелляционного суда и президентов судов первой инстанции;
— принятие окончательного решения по поводу назначения и продвижения остальных судей;
— выступает в роли дисциплинарного совета для судей и судей прокуратуры.
Статья 107
В органическом законе указаны условия применения положений касательно высшего совета суда.
РАЗДЕЛ IX: ВЫСШИЙ СУД
Статья 108
Высший суд состоит из депутатов национальной ассамблеи, избранных на первом заседании. Председателем выступает председатель кассационного суда. В органическом законе указано количество членов суда, их полномочия, правила работы и процедура назначения.
Статья 109
Президент республики несет ответственность за действия совершенные им во время выполнения президентских полномочий и отчитывается только перед высшим судом в случае измены.
Статья 110
В компетенцию высшего суда входит суд членов правительства за подтвержденные преступления или правонарушения совершенные ими во время выполнения своих полномочий.
Статья 111
Решение выдвинуть обвинение президенту республики и членам правительства принимается национальной ассамблеей на основании результатов тайного голосования двух третей депутатов в случае выдвижения обвинения президенту республики и абсолютного большинства голосов в случае выдвижения обвинения членам правительства.
Статья 112
В обязанности высшего суда входит определение преступлений и правонарушений, а также меры их пресечения, принимая во внимание факты, предоставленные обвиняемыми.
РАЗДЕЛ X: СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Статья 113
Социально – экономический совет выносит решения по поводу законопроектов, постановлений, декретов и законопроектов. В социально- экономический совет направляются на рассмотрение программы социально- экономического характера. Президент республики может проконсультироваться с советом по любому социально-экономическому вопросу.
Статья 114
В органическом законе указан состав социально-экономического совета и правила его работы.
РАЗДЕЛ XI: ПОСРЕДНИК РЕСПУБЛИКИ
Статья 115
Учреждает посредническую организацию под названием «Посредник Республики». Посредник республики является независимым административным органом, задача которого служение народу. Организация не подчиняется кому либо.
Статья 116
Посредник республики назначается президентом республики после консультации с президентом национальной ассамблеи, сроком на шесть лет без права продления. Президент может уволить посредника республики с занимаемой должности до окончания срока действия полномочий, подтвержденного конституционным советом после консультации с президентом республики.
Статья 117
Посредника республики не имеют права преследовать разыскивать, задерживать или судить за мнения или действия совершенные им при выполнении своих полномочий. Полномочия посредника республики не совместимы с выполнением каких-либо политических полномочий, работой на государственной службе и занятием какой-либо профессиональной деятельностью.
Статья 118
В органическом законе указаны полномочия, структура работы и обязанности посредника республики.
РАЗДЕЛ XII: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
Статья 119
Закон определяет фундаментальные принципы самоуправления территориальных коллективов, их полномочия и ресурсы.
Статья 120
Регионы и общины называются территориальными коллективами.
Статья 121
Остальные коллективы создаются и аннулируются законом.
РАЗДЕЛ XIII: АЛЬЯНСЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ СТРАНАМИ
Статья 122
Республика Кот-д-Ивуар имеет право заключать соглашения о сотрудничестве с другими государствами. Республика допускает создание межправительственных организаций с общим административным координационным, аппаратом, основанные на принципе свободного сотрудничества с такими государствами.
Статья 123
Организации, указанные в предыдущей статье могут создаваться с целью:
— стандартизации монетарной, экономической и финансовой политики;
— создания таможенных союзов;
— создания общих фондов;
— стандартизации планов развития;
— стандартизации международной политики;
— созданию собственных средств для защиты национальной безопасности;
— координации судебной организации;
— сотрудничества в сфере безопасности и защиты людей и имущества;
— сотрудничество в сфере высшего образования и науки;
— сотрудничество в сфере здравоохранения;
— стандартизация правил касательно устава функционирования государства и права на работу;
— координация транспортной, коммуникационной и телекоммуникационной сети;
— сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и управления природными ресурсами
РАЗДЕЛ XIV: ПЕРЕСМОТР
Статья 124
Президент республики и члены национальной ассамблеи могут выступить с инициативой пересмотра конституции.
Статья 125
Для принятия во внимание предложения о пересмотре оно должно быть утверждено голосов большинства двух третей действующих депутатов национальной ассамблеи.
Статья 126
Решение о пересмотре конституции набирает силу только после положительного ответа большинства граждан на референдуме.
На референдум обязательно выносятся вопросы, касающиеся пересмотра положений о выборах президента республики, выполнения президентских полномочий, вакансии президента республики и процедуры пересмотра действующей конституции. Проекты и предложения о пересмотре остальных вопросов не выносятся на референдум, если президент республики принял решение о представлении данных проектов и предложений на рассмотрение национальной ассамблеи. В таком случае проект или предложение считается принятым, если за него проголосовало 4/5 действующих депутатов национальной ассамблеи. Президент республики обнародует текст пересмотренной конституции, утвержденный на референдуме или парламентском голосовании.
Статья 127
Процедура пересмотра не может быть начата или доведена до логического завершения, если пересмотр подразумевает попытки нарушить целостность территории. Республиканская форма правления и светскость государства также не подлежат пересмотру.
РАЗДЕЛ XV: ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 128
Данная конституция вступает в силу с момента ее обнародования
Статья 129
Избранный президент республики занимает свой пост, и национальная ассамблея начинает свою работу в течение шести месяцев с момента обнародования конституции. Действующий президент республики и временное правительство предпринимают необходимые меры для функционирования государственных властей, жизни государства, защиты граждан и имущества и охраны свобод. Однако президент республики, отвечающий за переход, не имеет права в какой либо форме изменить конституцию, выборное законодательство, закон о политических партиях и группах и закон об ассоциациях и средствах массовой информации.
Статья 130
Существующие учреждения продолжают выполнять свои функции в соответствии с действующим законодательством до момента организации других учреждений.
Статья 131
На выборах 2000 года верховный суд выполняет функции контроля и проверки действующей конституции конституционным советом на условиях, определенных законом и торжественно принимает присягу президента республики.
Статья 132
Членам национального комитета и остальным участникам событий повлекших за собой смену режима 24 декабря 1999 года, гарантирован гражданский и судебный иммунитет.
Статья 133
Действующее законодательство Кот-д-Ивуара остается в силе, если не противоречит положениям данной конституции.