Вероятность реформ

VZCZCXRO4998
RR RUEHDBU
DE RUEHMO #3109/01 3580930
ZNY CCCCC ZZH
R 240930Z DEC 09
FM AMEMBASSY MOSCOW
TO RUEHC/SECSTATE WASHDC 5789
INFO RUCNCIS/CIS COLLECTIVE
RUEHXD/MOSCOW POLITICAL COLLECTIVE
RHEHNSC/NSC WASHDC
RUEAIIA/CIA WASHDC
СЕКРЕТНО ЧАСТЬ 01 ИЗ 03 МОСКВА 0033109
SIPDIS
E.O. 12958: DECL: 12/24/2018
МЕТКИ: PGOV PREL PHUM PINR ECON ETRD KDEM RS

ТЕМА: ВЕРОЯТНОСТЬ СИСТЕМНЫХ РЕФОРМ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МЕДВЕДЕВА МАЛА
Засекречено: замкомандира дивизии по личному составу Сьюзен Эллиотт, согласно пунктам 1.4 (b) и (d).
1. (C) Аннотация. Широкомасштабная кампания Дмитрия Медведева по модернизации России направлена на достижение страной умеренных, в основном долгосрочных экономических результатов без коренного изменения ключевых экономических и политических структур, унаследованных им от премьер-министра Владимира Путина. К разочарованию некоторых экспертов, близких к президенту, планируемые изменения являются по сути тактическими. Если бы отдельные меры, предлагаемые Медведевым – такие, как главенство закона, уменьшение коррупции, увеличение прозрачности, налаживание основной инфраструктуры и защита интеллектуальной и частной собственности – были внедрены, это помогло бы добиться широкомасштабного роста. На стремление модернизировать страну и, в отличие от Путина, заставить чиновников нести ответственность за недавние трагедии, могло повлиять желание Медведева повторно баллотироваться на пост президента. Тем не менее, модернизационная инициатива Медведева может стать зацепкой для сотрудничества для представителей США. Конец аннотации.
2. (НВИ – незасекреченная, но важная информация)
Способность Медведева изменить Россию зависит от его личного определения понятия модернизации, которое он и Путин в своих публичных выступлениях определили по-разному. Во время своего ежегодного послания к Федеральному собранию 12 ноября Медведев описал модернизацию как широкомасштабное изменение мировоззрения и деловых отношений, с акцентом на разработку медицинских, энергетических и информационных технологий, космических и телекоммуникационных систем, а также повышения энергетической эффективности. Он описал Россию как многопартийную демократию (телеграмма для ссылок) и отметил, что страна нуждается во “всесторонней модернизации”, которая поможет построить более демократическое, рыночное и конкурентоспособное государство. Медведев продолжает обсуждать вопросы модернизации в своих публичных выступлениях и проводит встречи с различными комитетами, правительственными комиссиями и представителями СМИ, продвигая свою программу.
3. (НВИ) В своем выступлением перед конгрессом партии “Единая Россия” 21 ноября Путин подчеркнул важность экономических аспектов модернизации и напомнил о пяти основных точках приложения усилий, обозначенных Медведевым. Он отдельно упомянул важность модернизации для промышленного и оборонного секторов, портов и пенсионной системы. Путин также отметил, что призыв Медведева «преодолеть хроническую отсталость» и повысить общий уровень развития России отражает настроения всего российского общества. Путин упомянул модернизацию лишь дважды во время своего четырехчасовой беседы с телезрителями 3 декабря, несмотря на обилие вопросов о том, что правительство делает для улучшения экономической ситуации в России.
4. (C – Секретно) Тактические меры Медведева по достижению успеху в указанных пяти областях могут быть достигнуты с минимальными структурными изменениями в экономике. Установка индивидуальных счетчиков газа для популяризации более экономного расхода горючего, переход на энергосберегающие лампочки, изучение эффекта от уменьшения количества часовых поясов в России и создание новых суперкомпьютеров могут помочь в достижении кратко- и средневременных целей. Однако эти меры не способны существенно изменить непредсказуемые экономические и политические условия, в которых приходится работать предпринимателям и инвесторам. Некоторые из наших собеседников употребляли словосочетания вроде «всеобъемлющая модернизация», намекая, вероятно, на позитивный взгляд на модернизацию как инициатора масштабных изменений экономической и политической систем в России.
———————————–
Перспективы стратегических реформ
———————————–
5. (С) Наши собеседники отметили, что модернизация в принципе способна принести ожидаемые экономические плоды, но, за редкими исключениями, выразили серьезные сомнения относительно перспектив системных реформ. XXXXXX 22 декабря заявил, что президент способен обеспечить некоторые изменения на периферии политической системы, но отрицает возможность каких-либо существенных изменений в политической системе России, которая, как он сказал, со значительными трудностями прошла через реформы последних 15 лет. Медведев мог бы существенно изменить экономическую структуру государства, но для этого ему придется «мягко навязать» модернизацию бизнес-элите, которая привыкла к существующему статус-кво и постарается избежать существенных инвестиций.
6. (C) xxxxx сообщил нам 7 декабря, что, в то время как разные группы элит не могут выработать единого мнения по поводу модернизации, Медведев мог бы, при поддержке правительства, преодолеть бюрократическую инертность и провести широкомасштабные экономические и политические реформы. Одним из ключевых общественных институтов для Медведева является Комиссия по модернизации и технологическому развитию, которую де-факто возглавляет Владислав Сурков, первый заместитель Руководителя Администрации Президента России. Медведев, добавил xxxxx, хочет видеть среди членов комиссии влиятельных членов элиты и проводить встречи с ней как можно чаще, чтобы повысить авторитет комиссии и придать необходимый импульс для выполнения своей модернизационной программы. Некоторые силовики, однако – например, глава “Ростенхнологии” Сергей Чемезов – по слухам бойкотируют комиссию.
————————————-
Тактическое значение модернизации
————————————-
7. (С)
Прочие аналитики отмечают, что у Медведева нет шансов изменить экономическую или политическую систему страны, так как у него не хватает необходимой для этого решимости, власти или поддержки бюрократии. 21 декабра xxxxx сообщил нам, что они не видят значительных перспектив для системной реформы в рамках президентской программы модернизации. Xxxxx отметил, что демократические реформы могли бы стать тем толчком, который запустит более обширный каскад реформ, но “к сожалению” он не видит в Медведеве потенциала для принципиального изменения политической и экономической сфер. XXXXX сообщил, что модернизация касается в основном экономической политики государства и что Медведев мог бы реформировать экономику в конструктивном ключе. Однако xxxxx согласился с тем, что эти реформы пришлось бы проводить в текущем политическом климате, так как, с его точки зрения, «наивно» полагать, что президент способен существенно изменить политическую систему.
8. (С) 17 декабря xxxxx сообщил, что Медведев – которого он полушутливо называет министром экономики и заместителем по кадровой политике при Путине – не имеет шансов на модернизацию России. Модернизация, добавил он, вряд ли добавит очков Медведеву в глазах общества или поможет ему усилить собственную команду.
9. (С) Опытный эксперт по политическим системам xxxxxx отметил 10 декабря, что Медведев пытается провести тактические реформы, но для этого у него отсутствуют нужные рычаги давления. Российская бюрократия уже сотни лет успешно ограничивает, тормозит и попросту саботирует любые попытки системного реформирования страны, и нет причин сомневаться в том, что преуспеет в этом и сейчас. Xxxxx добавил, что в на словах медведевские реформы звучат неплохо, но президент вряд ли когда-нибудь сможет существенно изменить политическую систему в сторону «истинной» демократии. Если верить xxxx, Медведев сам является продуктом нынешней политической системы, и любые попытки ее изменить принесут лишь нестабильность в обществе, как это уже случилось с бывшим лидером Советского Союза Михаилом Горбачевым. Xxxx также отметил, что бюрократы опасаются за сохранность своих привилегий и будут сражаться за них имеющимися административными средствами.
10. (С) Член Общественной палаты xxxx напрямую заявил нам 9 декабря, что президент не способен реформировать политическую систему. Медведев не справится с выполнением собственной программы модеризацию — которую xxxx считает полезной для России – поскольку у него отсутствуют необходимые рычаги для проведения системных реформ, а также из-за противодействия бюрократии. Xxxxx назвал Медведева «Маниловым», намекая на персонажа из книги писателя 19 века Николая Гоголя по имени Манилов, который, как они нам рассказали, был склонен строить далеко идущие планы, которым никогда не было суждено сбыться.
——————————————— ———
Модернизация – лишь часть планов Медведева
——————————————— ———
11. (С) Президентская предвыборная кампания неофициально начинается примерно через год, и многие наши собеседники считают текущий момент ключевым для будущего Медведева, если он рассчитывает доказать свою способность стать независимым лидером. XXXXX заметил, что президенту нужно выполнить свои обещания, такие как модернизация страны, чтобы доказать всем россиянам, что на него можно рассчитывать как на надежного руководителя. Xxxxx сообщил, что главный вопрос состоит в том, наступит ли раскол в тандеме, и что модернизация – лишь часть замысла Медведева по удержанию власти. Президент уже предпринял несколько шагов, отличающихся по стилю от путинских – например, призвал к ответственности высокопоставленных региональных чиновников в свете
пожара в пермском клубе, в результате которого погибли 150 человек, а также смерти юриста Сергея Магнитского, содержавшегося в камере предварительного заключения – и могли бы выгодно сказаться на его перспективах.
——-
Комментарий
——-
12. (C) Модернизация может оказаться неспособной привнести структурные изменения в политической и экономической сферах, на которые надеются некоторые эксперты, но она может стать возможностью для Медведева продемонстрировать свои лидерские качества, и в то же время, в зависимости от методов реализации его планов и управленческих навыков, может пошатнуть его репутацию в обществе и среди представителей элит. Через 19 месяцев нахождения на посту президента Медведев наконец бросает вызов скептикам, считавшим его не более чем младшим помощником премьер-министра Путина. Однако Медведев пока не пытался напрямую оспаривать авторитет Путина, его экономическую политику или влияние на общество и силовиков. Мало кто сомневается, что решать, кто займет президентский пост в 2012 году, будет Путин. Тем не менее, по мере приближения президентской предвыборной кампании, для большинства групп элит, заинтересованных в преемственности политической системы, риски и выгоды от попытки расшатать стабильное положение в тандеме существенно возрастают.
Рубин