Российско-грузинские отношения

Секретно СЕКЦИЯ 01 из 04 Москва 002701
NOFORN SIPDIS E.O. 12958: DECL: 09/08/2018
Метки: PREL, PGOV, GG, RS
ТЕМА: НОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ САРКОЗИ-МЕДВЕДЕВА: ОСТАВЛЯЕТ ВОПРОСЫ
Засекречено: Political Minister Counselor Элис Г. Уэллс согласно 1.4(b) и (d) 1. (S/NF)
Аннотация. Резюме: Несмотря на то, что удалось добиться от России ряда ключевых уступок относительно дальнейших шагов в конфликте с Грузией, соглашение Саркози-Медведева от 8 сентября всё ещё оставляет ряд вопросов о характере и численности российских войск, роли наблюдателей от Евросоюза и формате октябрьских переговоров по безопасности. После напряжённых переговоров, продолжавшихся четыре часа, стороны достигли соглашения относительно времени вывода российских военных сил из Грузии, обустройства системы международного наблюдения и созыва международной конференции по безопасности и делам беженцев 15 октября в Женеве. Министр иностранных дел Лавров потребовал, чтобы Южная Осетия и Абхазия также участвовали в переговорах и заявил, что российские войска останутся в этих регионах. Медведев ясно дал понять, что Россия не намерена отказываться от признания независимости Абзахии и Северной Осетии. Медведев и особенно Путин оставались демонстративно вызывающими в отношении США, а заместитель начальника Генштаба генерал Наговицын приписал С.Ш.А. «соучастие» в вооружённом конфликте. Эксперты заявляют, что визит Саркози 8 сентября — это победа России, а последовавшее соглашение c Саркози, по всей видимости, может привести к решению проблемы по кипрскому сценарию, чем российская сторона вполне удовлетворена. Конец резюме—- Напряжённые переговоры———- 2 (U) На встрече 8 сентября президенты Саркози и Медведев обсудили заключённое 12 августа соглашение о приостановлении огня и пришли к соглашению относительно добавочных пунктов в трёх областях. Конец аннотации.
Вывод войск. В течение семи дней Россия выведет свои войска с наблюдательных пунктов между Поти и Сенаки, в то же время Россия в течение 10 дней, следующих за передислокацией «международных механизмов», выведет своих миротворцев из зон, примыкающих к Южной Осетии и Абхазии, на довоенные позиции. Документ также требует полного возвращения грузинских вооружённых сил на свои базы к 1 октября 2008 года.
Механизмы международного наблюдения. Обе существующие на данный момент миссии наблюдателей — ООН и ОБСЕ — остаются в силе несмотря на то, что «по меньшей мере 200″ наблюдателей ООН будут передисдлоцированы к 1 октября 2008 года в зоны, граничащие с Южной Осетией и Абхазией. — Международные обсуждения. Международная конференция по безопасности на Кавказе начнётся 15 октяря 2008 года в Женеве и будет посвящена главным образом безопасности, беженцам и временно перемещённым лицам. Правительство России полагает, что эта конвенция удовлетворяет требования шестого пункта плана Медведева-Саркози от 12 Августа 2008 года, который требует международного обсуждения мероприятий по достижению безопасности и стабильности. 3. (S/NF) Заместитель французского посла Филипп Лефорт (бывший посол Франции в Грузии – необходима защита) заявил, что атмосфера на протяжении переговоров была довольно наэлектризованной и временами становилась открыто враждебной. Так, Саркози один раз схватил министра Лаврова за лацканы пиджака и назвал его лжецом в довольно резких выражениях. Это стало реакцией на то, что Лавров отрицал, что Россия не смогла сдержать данные ранее обязательства по выводу войск. По словам Лефорта, Саркози начал переговоры в настроении ««либо да, либо нет», очень американским по стилю и очень конфронтационным», а россияне отвечали холодно. Левитт играл центральную роль в обсуждении текста с Приходько, который, по-видимому, находился под большим давлением и, следовательно, в дурном настроении. 4. (S/NF) В итоге французская сторона убеждена, что добилась максимума из того, чего можно было ожидать. Лефорт заявляет, что они приписывают свой успех в первую очередь тому, что русские были готовы к такому соглашению – и вообще-то очень хотели его заключить, чтобы иметь повод вывести войска. Сплоченность Евросоюза и гармония между ним и США также сыграли свою роль. Лефорт видел, что русские чётко понимали: они имеют дело со сплоченным фронтом. Есть сведения, что Саркози предупредил Медведева о том, что репутация России как «серьёзной силы» сильно пострадала, и если Россия не выполнит обязательства, которые она взяла на себя в рамках данного соглашения, это может нанести ей большой вред в будущем. 5. (S/NF) Лефорт добавил, что русские жёстко обошлись с Баррозо, держались с ним свысока и попытались исключить его из числа присутствующих на многих встречах. Француз приписал это русскому взгляду на Баррозо как на «международного госслужащего-выскочку», который «не стоит того, чтобы находиться там же, где и царь». Лефорт подтвердил, что Путина во время визита никто не видел. MOSCOW 00002701 002 OF 004 6. (SBU)
На совместной пресс-конференции после переговоров Медведев особо отметил роль Евросоюза и Соединённых Штатов, назвав Евросоюз «нашим естественным, нашим ключевым партнёром» и приветствовал подход Евросоюза как «сбалансированный», противопоставив его «экзотическим или экстремистским» позициям тех, кто призывал к санкциям. Он также обвинил Америку в том, что она поддержала желание Грузии применить в конфликте силу вне зависимости от того, было ли это «прямым приказом или молчаливым согласием», и использовал означенное поведение США как аргумент к установлению нового мирового порядка. Медведев ясно показал, что Россия не откажется от признания независимости Абхазии и Южной Осетии. 7. (SBU) Саркози в свою очередь вновь указал на отказ Евросоюза признавать российское признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Иногда казалось, что он смеётся — например, когда он благодарил Медведева за то, что тот выступил как «представитель европейской позиции» по Грузии и позже, когда он подверг сомнению право России определять грузинские границы. —– Остаются неясности —————— 8. (C) Определив временные рамки вывода войск, соглашение успешно обновило устаревшие пояснения Саркози, сделанные 14 августа к пунктам, которые обсуждались 12 августа. Российское правительство утверждало, что никогда не соглашалось с ними. Как бы то ни было, соглашение от 8 сентября оставляет открытыми ряд неясных и спорных вопросов. Так, не указана численность и состав российских войск, которые остаются в Южной Осетии и Абхазии. Поздно вечером 9 сентября Медведев объявил, что Россия оставит 7600 человек в двух зонах, по 3800 в каждой. Похоже, cоглашение Саркози принимает условия России, что наблюдатели от Евросоюза должны находиться только в местах, граничащих со спорными территориями.
Характер международных обсуждений оставляет точный формат переговоров открытым, то есть, не ясно, будет Россия выступать как посредник или как одна из конфликтующих сторон, будут ли — и если да, то в каком виде — участвовать Абхазия и Южная Осетия, и каковы цели переговоров. Наконец, хотя Саркози передал Медведеву соглашение о неприменении оружия, подписанное Саакашвили, у документа нет никакого официально связывающего действия и неясно, будет ли предпринята попытка придать ему такой статус. 9. (C) После отъезда Саркози министр Лавров на пресс-конференции 9 сентября вновь указал на то, что русские войска (не миротворцы) останутся в Южной Осетии «надолго» под предлогом защиты тамошних жителей от грузинской агрессии. О наблюдателях Евросоюза он сказал, что их роль — гарантировать, что Грузия не применит силу против Южной Осетии и Абхазии. Говоря о международном обсуждении, он заявил, что Южная Осетия и Абхазия должны получить места за столом переговоров как полноправные участники. 10. (U) Послы и атташе по обороне были приглашены на брифинг представителем Министерства обороны, генералом Анатолием Наговициным 9 сентября. Пришло очень много людей, однако Наговицын разочаровал дипломатический корпус: он просто пересказал российские аргументы, которые используются, чтобы оправдать российские действия в Грузии, напомнил историю соглашений, которые легализуют присутствие российских миротворческих войск и хронологию событий 6-10 августа. Он отметил, что в ответ на запрос Грузии Америка быстро помогла эвакуировать грузинские войска из Ирака и переправить их в Грузию. Помогая Грузии, Америка «установила прецедент соучастия» в вооружённом конфликте, заявил он. Наговицын также предъявил некие, предположительно грузинские, планы нападения на Абхазию, которые были «обнаружены» российскими войсками, и заявил, что это доказывает: Грузия планировала захватить Абхазию целиком, не допустить отток беженцев, среди целей были больницы и гражданская инфраструктура и так далее. Он заявил, что эти планы есть «несомненная манифестация геноцида» . Он сказал также, что 9 сентября у России в конфликтной зоне находилось 2452 миротворца. Подведя итоги соглашения Саркози и Медведева от 8 сентября он добавил, что Россия ожидала от Евросоюза, что тот пошлёт «по меньшей мере 250″ наблюдателей. ——- Россия демонстративно груба, Наблюдение за тандемократией ———————————- 11. (C) Депутат Думы и участник «мозгового центра» Сергей Марков заявил, что миссия налюдателей Евросоюза, ограниченная одной лишь Грузией, стала дипломатическим успехом России, даже учитывая, что российское правительство накануне встречи Саркози и Медведева категорически отказалось разрешить наблюдателям от Евросоюза участвовать в посткризисном менеджменте. Алексей Макаркин из Центра политических исследований счёл договор Саркози-Медведева максимальным компромиссом, которого только могла ожидать каждая из сторон. Он назвал соглашение о выводе российских войск именно тем, что MOSCOW 00002701 003 OF 004 было нужно Москве, чтобы избежать нарастающего международного давления из-за несоблюдения своих обещаний. 12 (С) Хорошо осведомлённые редакторы рассказали нам, что настроения внутри правящих кругов остаются вызывающими. Константин Ремчуков из «Независимой газеты» и Павел Гусев из «Московского комсомольца», принявшие участие в путинском собрании главных редакторов в Сочи 29 августа, независимо друг от друга сообщили 8 сентября, что застали Путина «в самом жёстком» настроении. Путин отметал значимость любой западной ответной реакции на Грузию — про Олимпиаду в Сочи: «пусть отменят — построим один стадион вместо двух», об энергии: «будем продавать центрально-азиатский газ тем, кто захочет, включая Азию», об охлаждении отношений с Европой: «не волнуйтесь, европейские лидеры уже сказали мне, всё будет в порядке». «Если Западу не нужна Россия, то и России не нужен Запад», повторял Путин. «Они не могут нас запугать». В то же время Ремчуков отметил, что Путин не защищал карательный подход и особенно возражал против вывода российских инвестиций из (американских ипотечных агенстств) Fannie Mae and Freddie mac, заявляя, что рынкам следует быть более, а не менее, предсказуемым. Путин настаивал на том, что Россия хотела быть как Китай — «сидеть под корнями дерева» и тихо копить силы — но что насущная ответственность за то, что происходит в мире, вынуждает её действовать. «Когда на Россию нападают, она обязана ответить — мы не можем просто поддаться» Ремчуков заявил нам, что лидеры продолжают отметать возможность рыночного наказания за действия России, утверждая, что общество склонится к тому, что экономические проблемы Америки, а вовсе не Грузия, вызвали проблемы России. 13. (C) Публичные заявления, которые делали Медведев и Путин (о том, что Америка сознательно не замечала или даже поддерживала грузинское нападение на Цхинвал 7 августа) продолжают транслироваться и набирать силу. При личной встрече Путин сказал редакторам, что США были вовлечены в циничную войну за электорат, так что им необходимо было создать «врага», чтобы бороться с ним и не получил никакого отпора, описывая одностороннюю политику США, направленную на поддержку «марионетки» Саакашвили.
Также не было споров насчёт путинского предположения, что грузинский лидер политически «мёртв», или, предположительно, ненормален, и не важен для решения России признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Ремчуков удивился позиции Путина, добавив, что премьер-министр был «убеждён, что правда на его стороне» и тон его был авторитарен . Гусев, известный либерал и частый критик Путина, предупредил нас, что действия России дали импульс волне патриотизма и антиамериканских настроений. «Никогда россияне не были столь сплочены Путиным и Медведевым» — и это состояние, добавил он, дополнено резким отвращением общества к Саакашвили, которое он разделяет. 14. (C) Комментируя правящий тандем, Гусев отметил, что «Путин показал себя» во время кризиса: сводя на нет теорию, что премьер-министр намерен скоро вернуться в Кремль, Гусев скаал, что война в Грузии очень чётко показала, что Путин не намерен оставлять Медведева одного. Хотя Гусев отрицает гибель плана медведевских реформ, он согласился с тем, что они были отложены. Ремчуков сделал более пессимистичное замечание, споря с тем, что война сыграла на руку антивоенному лагерю. Русские посмотрели на заявления США и сделали вывод, что Америке не нравится независимость России и что она представляет опасность для стратегических интересов России. Ремчуков считает, что «окружив» Россию, Америка должна понимать, какой ответный удар она может почувствовать. 15 (C) Известный журналист и автор недавней книги интервью с Медведевым Николай Сванидзе сказал 9 сентября, что президент стал сильнее в результате грузинского кризиса. Путин взял на себя командование во время битвы, однако Медведев показал характер, объявив условия, на которых согласен прекратить конфликт. Решение признать сепаратистские регионы было «неизбежно» после того, как лидеры решили выйти за границы Южной Осетии (решение, которое Сванидзе связывает с личной враждой Путина и Саакашвили). Он подчеркнул, что Москва не могла пойти на попятный относительно этого решения. Медведев, по всей видимости, удовлетворён состоянием дел. Сванидзе отметил, что Медведев выглядел «расслабленным» на закрытом ужине в Сочи 2 сентября. На данный момент Сванидзе видит Медведева как человека, загнанного в угол и вынужденного избирать более агрессивную, «эмоциональную» публичную позицию, чем его обычный, общий для юристов, подход к политике. В нынешнем состоянии политики России любая попытка избрать «более мягкий курс» приведёт всего лишь к тому, что он будет выглядеть слабаком. —-Комментарий—-16 (С) Документ, подписанный Саркози и Медведевым 8 сентября — это шаг MOSCOW 00002701 004 OF 004 вперёд в установлении чётких временных рамок для вывода российских войск. Однако ограничения для миссии наблюдателей Евросоюза, равно как и вопросы о конференции по безопасности 15 октября и настойчивые утверждения Медведева, что Россия не изменит своего решения признать (Абхазию и Южную Осетию) предвещают возможность образования нового замороженного конфликта «по типу Кипра» в Кавказском регионе. BEYRLE