Временное положение о поселковом управлении
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСЕЛКОВОМ УПРАВЛЕНИИ
Временное Правительство постановило:
I. Установить прилагаемое при сем временное положение о поселковом управлении.
II. Временное положение о поселковом управлении ввести в действие в губерниях: Астраханской, Бессарабской (за исключением Измаильского уезда), Витебской, Владимирской, Вологодской, Волынской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Киевской, Костромской, Курской, Минской, Могилевской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Петроградской, Подольской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Ставропольской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской. По мере введения в остальных местностях России земских учреждений, распространять на эти местности действие временного положения о поселковом управлении.
III. Статью 207 Положения о Нотариальной Части (Св. Зак., т. XVI, ч. 1, изд. 1914 г.) изложить следующим образом:
Установленный статьею 201 сбор поступает: в городах и казенных местечках в общую массу местных доходов, а во владельческих местечках и посадах, равно как в поселках и селениях, на противопожарные меры по всему уезду.
IV. При приведении в действие временного положения о поселковом управлении соблюдаются нижеследующие правила:
1. В течение месяца со дня обнародования временного положения о поселковом управлении, уездные земские управы рассматривают, в каких населенных местах уезда, согласно статье 1 названного положения, поселковое управление могло бы быть введено безотлагательно, и в потребных случаях входят с соответствующими представлениями в ближайшие уездные собрания.
2. В местностях, на которые действие постановления о поселковом управлении распространяется по мере введения в них земских учреждений, указанный в предшедшей (1) статье срок, исчисляется со дня открытия действий подлежащих уездных или соответствующих им управ.
3. В представлениях уездных земских управ,— а в тех случаях, когда почин в деле принадлежит не управам,— в их заключениях, указываются:
а) число жителей населенного места;
б) сведения о наличности или отсутствии в нем сельского общественного управления;
в) сведения о количестве и роде торговых и промышленных заведений поселка;
г) о преимущественных занятиях и промыслах жителей;
д) сведения о прочих местных условиях, обусловливающих надобность во введении поселкового управления (ст. 1 временного положения о поселковом управлении) и
е) описание границ селитебной площади, которая определяется согласно статье 6 временного положения о поселковом управлении.
4. Не позднее двух недель со дня обращения к исполнению постановления о введении поселкового управления в населенном месте (ст. 8 временного положения о поселковом управлении), уездные земские управы:
1) приглашают особое лицо для председательствования в поселковой избирательной комиссии и выполнения других действий в статье 7 сего (IV) отдела указанных;
2) делают срочные распоряжения о производстве выборов гласных в поселковое собрание и определяют вместе с тем сроки: а) составления избирательных списков, б) первоначального предъявления их для всеобщего обозрения и в) производства самых выборов;
3) делят поселок для удобства подачи голосов, в случае надобности и ходатайства о том со стороны местного населения, на избирательные участки;
4) устанавливают число гласных поселкового собрания (ст. 17 временного положения о поселковом управлении).
5. При наличности в населенном месте, в коем вводится поселковое управление, каких-либо общественных организаций, по ходатайству последних после установления уездною земскою управою чис-
ла членов поселковой избирательной комиссии от четырех до шести, не считая председателя, одна половина этого числа членов комиссии приглашается названною управою, а другая половина пополняется лицами по избранию помянутых общественных организаций.
6. Уездным земским управам предоставляется собирать все необходимые по введению поселкового управления сведения чрез приглашенных ими лиц, податных инспекторов и волостные земские управы, а до открытия действий сих последних — через волостные правления и волостные продовольственные комитеты. На обязанности этих лиц и учреждений лежит доставлять уездным управам имеющиеся сведения не позже семи дней со дня поступления соответственных требований.
7. Приглашенное уездною земскою управою для введения в населенном месте поселкового управления и председательствования в поселковой избирательной комиссии лицо:
1) выполняет все обязанности председателя названной комиссии;
2) в течение трех дней после оглашения списка избранных поселковых гласных созывает и открывает первое поселковое собрание;
3) выполняет обязанности, указанные в статьях 9-11 сего (IV) отдела;
4) доставляет уездной земской управе требуемые ею сведения и исполняет другие ее поручения по введению поселкового управления в данном населенном месте, и
5) сообщает земской управе об открытии действий установлений поселкового управления, а равно представляет этой управе отчет в своих действиях.
8. Первое поселковое собрание, по своем открытии и избрании председателя, и независимо разрешения каких-либо других дел, должно:
1) установить состав поселковой управы (ст. 83 временного положения о поселковом управлении);
2) определить размеры присваиваемого председателю и членам поселковой управы содержания, и
3) произвести выборы означенных должностных лиц.
9. По закрытии первого поселкового собрания председатель оного в тот же день представляет журнал собрания (ст. 81 временного положения о поселковом управлении) председателю поселковой избирательной комиссии, который сообщает копии означенного журнала уездной земской управе и высшему в уезде представителю административной власти (ст. 155 временного положения о поселковом управлении).
10. В случае неизбрания председателя и членов поселковой управы (ст. 8 сего отдела), а равно в случае отказа лиц избранных от занятия должности (ст. 86 временного положения о поселковом управлении), председателем поселковой избирательной комиссии созывается для дополнительных выборов вторичное поселковое собрание не позднее двух недель со дня созыва первого.
11. По обращении к исполнению постановления поселкового собрания об избрании состава поселковой управы, председатель поселковой избирательной комиссии приводит председателя и членов названной управы к установленной присяге, а от неприемлющих ее — принимает торжественное обещание, после чего председатель и члены поселковой управы вступают в должность, и действия установлений данного поселкового управления почитаются открытыми.
12. В течение шести месяцев со дня обращения к исполнению постановления о введении поселкового управления в населенном месте (ст. 8 временного положения о поселковом управлении) уездною земскою управою составляется и представляется на утверждение уездного земского собрания план населенного места для сообщения поселковому управлению. Все последующие дела, касающиеся изменения этого плана или составления новых на поселок планов и всяких в оных изменений, разрешаются в порядке правил временного положения о поселковом управлении и подлежащих узаконений.
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСЕЛКОВОМ УПРАВЛЕНИИ
ГЛАВА I.
Общие положения
1. Поселковое управление вводится в целях заведывания делами общественного благоустройства и благосостояния:
1) в железнодорожных, пристанских, фабрично-заводских, рудничных, промысловых, дачных и иных населенных местах, если местные потребности благоустройства и благосостояния настолько развиты, что не могут быть удовлетворяемы путем добровольного соглашения жителей населенного места, но требуют особого ими управления;
2) в населенных местах, имеющих сельское общественное управление, если введение в них поселкового управления оказывается необходимым в виду значительности размеров таких поселений, большой населенности, торгово-промышленного их развития и иных условий, приближающих эти населенные места к типу городских поселений.
2. По ходатайству поселкового собрания, поселок, распоряжением подлежащей власти (ст. 8), может быть выделен из ведения волостного земства, в качестве самостоятельной волостной земской единицы. В таком случае поселковое управление выполняет также все возложенные на волостные земские учреждения в порядке воинского и гражданского управления обязанности, подчиняясь правилам, установленным в сем отношении для названных учреждений.
Примечание. По заявлению, поданному не менее как половиною числа жителей поселка, удовлетворяющих требованиям, установленным сим положением для участия в выборах поселковых гласных, поселок может быть выделен из ведения волостного земства в качестве самостоятельной волостной земской единицы при самом введении поселкового управления, если это будет признано необходимым подлежащею властью (ст. 8).
3. К предметам ведомства поселкового управления, в пределах, указанных сим положением, подлежащими уставами и другими узаконениями, принадлежат:
1) заведывание установленными в пользу поселка сборами и нижеследующими натуральными повинностями: а) по содержанию караулов; б) по тушению пожаров; в) по очистке дымовых труб; г) по устройству и содержанию в пределах поселка дорог, улиц, площадей, сточных труб, прудов, колодцев, канав, мостов, гатей и переправ; д) по вывозу нечистот из поселка или удалению их посредством канализации, а также отнесение этих повинностей на общие поселковые средства или на особые сборы;
2) заведывание поселковыми движимыми и недвижимыми имуществами;
3) составление плана поселка и последующих изменений его; попечение о лучшем устройстве поселка и надзор за правильным в нем строительством;
4) попечение об устройстве и содержании в исправности дорог, улиц, площадей, мостовых, тротуаров, общественных садов, бульваров, бечевников, набережных, пристаней, мостов, переправ, каналов, гатей, прудов, колодцев, канав, естественных протоков и т.п.;
5) устройство и содержание в исправности освещения поселка, водоснабжения, канализации, различных способов передвижения и сообщения и связанных с ними поселковых предприятий, а также иных предприятий и сооружений общего пользования; надзор за производством извозного и перевозного промыслов;
6) принятие мер предосторожности против пожаров, наводнений и других бедствий, устройство и содержание пожарных и трубочистных команд и пожарной сигнализации и т.п.;
7) мероприятия по народному образованию, устройство и содержание училищ и иных просветительных учреждений, содействие всем видам внешкольного образования, торговля произведениями печати и т. п.;
8) мероприятия по народному здравию, устройство и содержание лечебных заведений, как то: больниц, приемных покоев, амбулаторий, аптек и заведывание сими заведениями;
9) мероприятия по призрению бедных, устройство благотворительных заведений, приютов, богаделен, странноприимных домов и т.п., а равно и заведывание сими заведениями;
10) мероприятия по устранению недостатка продовольственных средств и по устройству продовольственных лавок, пекарен и т.п. заведений; содействие к возникновению потребительных обществ;
11) участие в мероприятиях по улучшению местных санитарных условий и по борьбе с заразными болезнями;
12) участие в мерах предупреждения падежей скота, попечение о ветеринарном надзоре, обеспечение лечения животных, устройство скотобоен и проч.;
13) воспособление местной торговле и промышленности, содействие возникновению кооперативных учреждений, надзора за правильным производством торговли;
14) воспособление охране труда, наблюдение за санитарным состоянием отводимых наемным рабочим жилищ, устройство бирж труда, содействие деятельности примирительных учреждений и т.п.;
15) оказание юридической помощи населению;
16) устройство общественных учреждений мелкого кредита;
17) установление, по соглашению с уездными и губернскими земскими учреждениями, способов участия поселкового управления во всякого рода земских мероприятиях, совершаемых за счет и под руководством уездного и губернского земств;
18) удовлетворение возложенных в установленном порядке на поселковое управление потребностей воинского и гражданского управлений;
19) охрана общественного порядка и безопасности;
20) исполнение государственных и земских повинностей, а также законных распоряжений как правительственных, так и общественных установлений, и
21) дела, предоставленные ведению поселковых управлений на основании особых законоположений и уставов.
4. Предметы ведения, перечисленные в пунктах 7-15 предыдущей (3) статьи, осуществляются поселковыми управлениями в объеме и на основаниях, определяемых по соглашению поселковых собраний с уездными, а в подлежащих случаях — и с губернскими земскими собраниями.
5. Круг действий поселкового управления ограничивается селитебною площадью поселка, определяемою планом, который составляется на основании правил сего положения и подлежащих узаконений.
6. В пределы селитебной площади поселка входят сплошь застроенные пространства с расположенными среди них незастроенными участками, складочными местами, пустопорожними землями, огородами, садами, коноплянниками, улицами, площадями, дворами и тому подобными принадлежностями усадебных поселений.
Перерывом в сплошной застройке не считаются улицы, проулки, дороги, железнодорожные пути, торговые, базарные и иные площади, реки, каналы, пруды, овраги, выпуски и т.п.
7. Расположенные в пределах поселка предметы и устройства общего пользования, связанные с земельным владением, остаются в собственности их владельцев, обществ или частных лиц, с тем, что в пользовании и распоряжении своем сими имуществами владельцы их подчиняются всем законным требованиям и постановлениям поселковых учреждений.
Примечание. Требования и постановления поселковых учреждений не могут касаться находящейся в пределах селитебной площади поселка полосы отчуждения под железные дороги, за исключением случаев отвода таковой под частное строительство служащих железной дороги, согласно правилам, утвержденным 31 января 1903 г.
8. Дела о введении поселкового управления, о выделении поселка из ведения волостного земства в качестве самостоятельной волостной земской единицы, об установлении и изменении границ селитебной площади поселка и о последующих изменениях сих границ, равно как и об утверждении планов на поселок и изменений в оных, разрешаются уездными земскими собраниями по представлениям и заключениям уездных земских управ.
Постановления уездных земских собраний о выделении поселков в качестве самостоятельной волостной земской единицы с поселковым управлением представляются в копиях губернским земским собраниям на утверждение. О состоявшемся решении губернские земские управы уведомляют уездные земства и, в случае утверждения постановления, вносят выделяемый поселок в особый список.
9. Поселковые управления имеют право именем поселка, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать имущества, заключать договоры, вступать в обязательства, а также вчинять иски и отвечать на суде по делам поселка, с соблюдением правил, установленных для казенных управлений.
10. Для удовлетворения потребностей, отнесенных к ведению поселкового управления, поселковое собрание имеет право, на основании правил сего положения, облагать денежными сборами находящиеся в пределах поселка недвижимые имущества и устанавливать иные сборы из указанных в статье 123.
11. Поселковым управлениям предоставляется, на основании особых правил, вступать в союзы и товарищества для удовлетворения тех потребностей, которые входят в круг ведомства названных управлений.
12. По введении поселкового управления в населенном месте, входящем в целом или в части в состав сельских, станичных, либо инородческих обществ, из управления последних изъемлются все дела, отнесенные настоящим положением к ведомству поселковых установлений.
13. Поселковое управление имеет свою печать.
14. Населенные места, в коих введено поселковое управление, сохраняют значение местностей сельских.
15. Установления поселкового управления суть:
1) поселковое собрание и
2) поселковая управа.
ГЛАВА II
Об избрании поселковых гласных
16. Поселковые гласные избираются населением поселка на три года.
На первых по введении в населенном месте поселкового управления выборах гласные избираются сроком на один год.
17. Число поселковых гласных определяется уездною земскою управою: а) в поселках с населением менее ста жителей в двенадцать гласных; б) в поселках с населением более ста жителей в двенадцать гласных, с добавлением на каждых сто жителей, сверх первых ста, по одному гласному, пока число их не достигнет двадцати — в поселках с девятью стами жителей, и в) в поселках с населением свыше девяти сот жителей — в тридцать гласных, с добавлением на каждых двести жителей, сверх девятисот, по одному гласному, пока число их не достигнет сорока, свыше чего число гласных не увеличивается.
18. Каждый поселок составляет один избирательный округ. Поселок, для удобства подачи голосов, может, по постановлению поселкового собрания, подразделяться на отдельные избирательные участки.
19. Правом участия в выборах гласных пользуются российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время составления этих списков проживают в данном поселке, либо имеют в поселке домашнее обзаведение, или состоят там на службе, или же имеют иные, связанные с поселком, определенные занятия.
Лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общих основаниях.
20. Никто не может иметь на выборах более одного голоса.
21. Из лиц, удовлетворяющих условиям, означенным в статье 19, в выборах поселковых гласных не участвуют:
1) лица монашествующие, и
2) лица, признанные в установленном законом порядке безумными или сумасшедшими, а также состоящие под опекою глухонемые.
22. Приговоренные судом к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояний, и осужденные по суду за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку или принятие в заклад в виде промысла заведомо краденого или полученного чрез обман имущества, подлоги, ростовщичество, лихоимство и лиходательство, а также осужденные по суду за преступные деяния против избирательного права (ст. 46) до истечения трех лет по отбытии наказания лишаются права участия в поселковых выборах.
23. В гласные и кандидаты могут быть избираемы не только лица, пользующиеся правом участия в выборах, но и все прочие лица, хотя и не проживающие в поселке и не имеющие там домашнего обзаведения, службы или занятий (ст. 19), но удовлетворяющие остальным условиям, установленным для участия в выборах (ст. 21 и 22).
24. Список лиц, имеющих право участвовать в выборах поселковых гласных, составляется один для всего поселка.
При разделении поселка на избирательные участки (ст. 18) включаемые в список лица распределяются в нем по означенным участкам.
25. В избирательном списке обозначаются фамилии (или прозвище), имя, отчество, возраст, род занятий и местожительство каждого из вносимых в список лиц.
26. Составление избирательного списка возлагается на поселковую избирательную комиссию, а производство выборов на поселковую и, в подлежащих случаях, на участковые избирательные комиссии.
Поселковая избирательная комиссия образуется из председателя, назначаемого уездною управою, и от трех до шести членов, приглашаемых председателем комиссии. Состав членов поселковой избирательной комиссии немедленно сообщается председателем ее уездной земской управе.
Участковые избирательные комиссии образуются из председателя, назначаемого поселковою избирательною комиссиею как из своего состава, так и из числа лиц, имеющих право участия в выборах по соответствующему избирательному участку, и не менее двух членов из числа избирателей, приглашаемых председателем.
Обязанности секретарей поселковой и участковых избирательных комиссий исполняются лицами, приглашаемыми для сего председателями комиссий из числа избирателей.
27. Составленный поселковою избирательною комиссиею список, не позднее как за шесть недель до выборов, выставляется для всеобщего обозрения, причем поселковою избирательною комиссиею принимаются меры к широкому оповещению о сем населения, между прочим, путем обязательной расклейки объявлений.
28. В течение семи дней со дня предъявления избирательного списка для всеобщего обозрения высший в уезде представитель административной власти может заявить протесты, а избиратели подавать жалобы как письменные, так и словесные, на неправильности или неполноту этого списка; словесные жалобы заносятся в особый протокол. Означенные протесты и жалобы подаются в поселковую избирательную комиссию, которая рассматривает их в пятидневный срок. Если в этот срок уведомления поселковой избирательной комиссии на протест или жалобу не последовало, а также в случае отказа в удовлетворении протеста или жалобы, лицо, принесшее протест или жалобу, имеет право в трехдневный срок обратиться с протестом или жалобою к административному судье, который постановляет свое решение в пятидневный срок. Решения эти подлежат исполнению, но могут быть опротестованы и обжалованы лишь по окончании выборов в порядке опротестования и обжалования выборов, согласно статьям 47-49.
29. Избирательный список по исправлении его порядком, указанным в предыдущей (28) статье, не позднее как за две недели до наступления выборов, вновь предъявляется для всеобщего обозрения порядком, указанным в статье 27. К означенному в сей (29) статье списку присоединяются составленные расположенными в данном поселении воинскими частями и ими проверенные списки всех лиц, состоящих на военной службе в упомянутых воинских частях, с соблюдением лишь правил, установленных в статье 22.
30. За две недели до начала выборов в помещении поселковой и, в подлежащих случаях, участковых избирательных комиссий кроме избирательных списков должны быть вывешены объявления:
1) о дне и часе производства выборов;
2) о месте производства выборов;
3) о составе участковых избирательных комиссий и о времени открытия их действий;
4) о числе подлежащих избранию поселковых гласных;
5) о правилах статей 19-22 сего положения, с разъяснением, что незаконно принявшие участие в выборах подвергаются наказаниям, определенным в уголовном законе (ст. 46).
31. Не позднее, чем за десять дней до выборов, избирателям предоставляется заявлять председателю поселковой избирательной комиссии списки предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные, выразивших желание баллотироваться. Число указываемых в списке кандидатов не должно превышать общего числа гласных, подлежащих избранию в данном поселке; в списках с большим числом излишние кандидаты, стоящие последними в списке, в счет не принимаются.
Списки должны быть подписаны таким числом избирателей, которое составляло бы не менее половины числа гласных, подлежащих избранию в данном поселке (ст. 17). Каждый избиратель может подписать только один какой-либо список кандидатов в гласные.
Заявленные списки, удовлетворяющие означенным в сей (31) статье условиям, нумеруются председателем поселковой избирательной комиссии в порядке их поступления и с такою нумерациею, а также с обозначением, по желанию заявителей, партии или группы, от которой они предложены, объявляются во всеобщее сведение не позднее как за семь дней до производства выборов установленным поселковою избирательною комиссиею способом.
32. Выборы производятся в один из воскресных или праздничных дней по постановлению о том уездной земской управы. При разделении поселка на избирательные участки выборы производятся одновременно по всем участкам. Избирательные комиссии для подачи избирательных записок открыты в день выборов с восьми часов утра до восьми часов вечера.
33. Лица, не внесенные в избирательный список или утратившие избирательные права до производства выборов (ст. 21 и 22), в выборах не участвуют.
34. Вопросы и сомнения, возникающие при удостоверении личности избирателя, разрешаются избирательною комиссиею, которая обязана устранить от выборов лиц, не пользующихся, по имеющимся данным, правом участия в них.
35. Выборы производятся подачею голоса избирателем только за один из списков заявленных кандидатом в гласные (ст. 31). Выборы эти производятся закрытою подачею голосов посредством подачи избирательных записок.
36. В каждой избирательной записке должен быть указан номер того заявленного списка кандидатов в гласные, за который избиратель подает свой голос. Записки вкладываются избирателями в непрозрачные, одноцветные, без каких-либо пометок, конверты, заготовленные уездною земскою управою и снабженные ее печатью, заклеиваются и лично вручаются избирателями в открытом заседании комиссии ее председателю, который опускает их в присутствии избирателей, в опечатанный ящик.
37. Надзор за порядком во время производства выборов принадлежит избирательной комиссии, которая обязана наблюдать, чтобы в помещении, в коем открыто заседание комиссии, не допускались ни нарушение правильности свободы выборов, ни предвыборная агитация.
38. На следующий день после подачи записок и в назначенный час участковые избирательные комиссии, — если выборы производились по участкам, — в присутствии явившихся избирателей, производят, в открытом заседании, подсчет поданных за каждый заявленный список голосов. Результаты подсчета отмечаются на особом листе, который подписывается председателем и членами комиссии и в тот же день представляется в поселковую избирательную комиссию.
39. Поселковая избирательная комиссия на следующий день после производства ее выборов по всему избирательному округу, если поселок не делился на избирательные участки, — или же на следующий после представления ей выборных производств участковыми избирательными комиссиями, в назначенный час производит в открытом заседании в присутствии явившихся избирателей подсчет поданных за каждый заявленный список голосов по всему избирательному округу, отмечая результаты подсчета на особом листе, подписываемом председателем и членами комиссии.
40. Записки, не соответствующие требованиям, указанным в статье 36, а также записки с помарками и исправлениями при подсчете голосов во внимание не принимаются.
41. Общее число гласных, подлежащих избранию во всем избирательном округе (ст. 17), распределяется между заявленными списками (ст. 31) пропорционально числу голосов, поданных на выборах за каждый из этих списков.
42. Для определения числа гласных, причитающихся на каждый из заявленных списков, общее число подлежащих избранию гласных, умноженное на число поданных за данный список голосов, делится на число голосов, поданных во всем избирательном округе за все списки. Полученными от таких делений цифрами (частное) определяется количество гласных, избранных по каждому списку. В состав гласных из каждого списка зачисляется, в порядке записи в нем кандидатов, начиная с первого, такое количество, какое соответствует полученному от деления частному. Если в полученных частных будут находиться целые числа с дробями или же только дроби, вследствие чего до общего числа подлежащих избранию гласных, сравнительно с числом избранных, будет недоставать одного или нескольких гласных, то частные с дробями располагаются в порядке относительной величины дробей, начиная с большей, и недостающее число гласных распределяется между списками, коим соответствуют наибольшие дроби, по одному на каждый список.
43. Если в одном или нескольких из заявленных списков кандидатов в гласные число этих кандидатов окажется менее числа гласных, которое по сделанному на основании предыдущей (42) статьи расчислению должно быть взято из соответственных списков, то из списков этих в гласные зачисляются все указанные в нем кандидаты, остающееся же нераспределенным число гласных распределяется между остальными списками порядком, указанным в статье 42, с тем лишь различием, что при производстве расчета подлежащий распределению остаток, умноженный на число голосов, поданных за соответствующий список, делится не на число голосов за все списки, а на число голосов, поданных лишь за списки, между коими производится распределение.
44. По установлении общего числа избранных гласных и по составлении списка их избирательная комиссия всех остальных лиц, значащихся в заявленных списках и не вошедших в список гласных, заносит в список кандидатов к гласным, распределяя их по соответствующим заявленным спискам в том порядке старшинства, в каком они последовательно в списках этих занесены.
45. В избирательных комиссиях секретарями их ведется протокол, в который заносятся: время открытия и закрытия собрания, число избирателей, принимавших участие в голосовании, сделанные избирателями заявления, распоряжения председателя и постановления комиссии. К означенному протоколу прилагается избирательный список, с отметкою на нем, кто из избирателей подал избирательную записку. Протокол и выборный лист (ст. 38 и 39) читаются на избирательном собрании, подписываются председателем и членами комиссии и скрепляются секретарем.
46. Лица, виновные в нарушении свободы и правильности выборов гласных в поселковые собрания, подлежат ответственности по статьям 3281-3287. Уложения о Наказаниях Уголовных и исправительных (по Прод. 1912 г.).
47. По окончании производства выборов избирательные комиссии закрываются и все выборное производство, с относящимися к нему документами и выборными листами, в течение двух суток направляется к высшему в уезде представителю административной власти, который в семидневный срок может заявить свой протест административному судье.
48. Жалобы на допущенные при выборах неправильности могут быть подаваемы только лицами, имеющими право участия в выборах, и притом в течение десяти дней со дня окончания их. Жалобы эти подаются административному судье.
49. Административный судья рассматривает протесты и жалобы (ст. 47 и 48) на допущенные при выборах нарушения в семидневный срок со дня получения выборочного производства.
Если в результате этого рассмотрения судья признает произведенные выборы во всей их совокупности неправильными, он постановляет об отмене их. Уездная земская управа, по получении решения суда по сему делу, постановляет о производстве в течение месячного срока новых выборов.
В случае признания судьею неправильным избрания отдельных гласных, они исключаются уездною земскою управою из списка гласных и заменяются очередными кандидатами по соответствующему списку кандидатов к гласным (ст. 44).
50. Уездною земскою управою составляется список гласных по всему поселку и кандидатов к ним по каждому из заявленных избирателями списков и оглашается во всеобщее сведение порядком, указанным в статье 27. Поселковые собрания созываются и приступают к исполнению своих обязанностей после того, как избрано не менее двух третей положенного (ст. 17) числа гласных.
51. Решения административного судьи подлежат исполнению, но могут быть опротестованы и обжалованы установленным порядком в месячный срок.
52. В случае отмены административным отделением окружного суда или Правительствующим Сенатом выборов всего состава гласных, уездною земскою управою назначаются новые выборы по правилам статьи 49.
53. Постановления поселкового собрания, состоявшиеся до дня получения поселковою управою извещения об отмене выборов всего состава собрания, сохраняют свою силу. Должностные лица, избранные поселковым собранием отмененного состава, сохраняют свои полномочия впредь до вступления в отправление своих обязанностей должностных лиц, избранных поселковым собранием нового состава.
54. В случае отмены административным отделением окружного суда или Правительствующим Сенатом выборов части состава гласных, а также в случае последующего выбытия отдельных гласных за смертью или отказом от звания гласного, либо по причинам, указанным в статье 59, уездная земская управа недостающую часть пополняет кандидатами к гласным по соответствующему списку (ст. 44).
55. Подробности порядка производства выборов, не предусмотренные настоящим временным положением, определяются наказом, издаваемым Министром Внутренних Дел и обнародываемым во всеобщее сведение Правительствующим Сенатом.
ГЛАВА III.
О поселковом собрании
56. Поселковое собрание состоит из поселковых гласных.
57. Обязанности поселкового гласного исполняются безвозмездно.
58. Передача права голоса в поселковом собрании одним гласным другому не допускается.
59. Поселковые гласные теряют до истечения срока своих полномочий право на участие в поселковом собрании:
1) вследствие наступления обстоятельств, лишающих их права участия в поселковых выборах,
2) вследствие неприсутствования в течение года в поселковом собрании без уважительных причин.
60. Для председательствования в поселковом собрании последнее ежегодно избирает из своего состава закрытою баллотировкою председателя и заместителя его, на случай отсутствия или выбытия из состава гласных.
В первом по избрании нового состава поселковых гласных собрания, до избрания им председателя, председательствует старший по возрасту гласный, изъявивший на то согласие.
61. К ведению поселкового собрания, в пределах, указанных сим положением, подлежащими уставами и другими узаконениями, принадлежат:
1) производство выборов в указанные законом должности и определение размеров присваиваемого сим должностям содержания; установление, в подлежащих случаях, числа должностей, замещаемых по выборам;
2) учреждение должностей по поселковому общественному управлению, замещаемых по найму, в пределах назначаемых для сего по сметам сумм, и определение порядка замещения сих должностей; учреждение в подлежащих случаях поселковой охраны;
3) определение порядка действий поселковых исполнительных органов и снабжение их надлежащими инструкциями;
4) рассмотрение и принятие поселковых смет и раскладок натуральных повинностей; отнесение последних на общие поселковые средства или на особые сборы;
5) определение размера поселковых сборов на основании правил сего положения;
6) производство оценки недвижимых имуществ на основании норм, установленных губернскою земскою управою; освобождение от обложения малоценных или малодоходных имуществ; сложение безнадежных к поступлению или неправильно исчисленных недоимок и пеней по поселковым сборам;
7) определение правил для заведывания капиталами и другими имуществами, принадлежащими поселковому управлению или находящимися в его ведении и распоряжении, а также состоящими в ведении поселкового управления лечебными, благотворительными и иными общеполезными заведениями;
8) приобретение, отчуждение и залог недвижимых имуществ;
9) образование особых капиталов специального назначения;
10) заключение от имени поселка обязательств и займов на нужды поселка и кратковременных заимствований из поселковых капиталов, имеющих определенное назначение;
11) поверка действий и отчетов поселковых управ и рассмотрение жалоб на их действия;
12) рассмотрение предположений об изменении плана поселка и его границ, а равно о составлении новых на поселок планов;
13) надзор за производством торговли в установленных законом пределах;
14) издание в подлежащих случаях постановлений, ограничивающих или запрещающих продажу натуральных виноградных вин (постановление Временного Правительства 27 марта 1917 г. об изменении и дополнении некоторых, относящихся к изготовлению и продаже крепких напитков, постановлений п. 5; Собр. Узак., ст. 475);
15) издание, в подлежащих случаях, такс:
а) на предметы первой необходимости и за пользование общественными банями,
б) за пользование извозчичьими и другими общественными экипажами, а также усовершенствованными местными средствами сообщения;
16) обсуждение вопросов общественного благоустройства и благосостояния, представление в подлежащих случаях отзывов и заключений, возбуждение ходатайств через уездное земское собрание, принесение жалоб через уполномоченных и поверенных и решение прочих дел, в указанных законом случаях.
62. Поселковым собраниям предоставляется право составлять обязательные для всех жителей поселка постановления: а) о постройках, б) о мерах предосторожности против пожаров, в) о тушении пожаров, г) о содержании в чистоте и порядке труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов, гатей и переправ, д) о мерах предосторожности против порчи воды, е) об уборке и уничтожении палых животных, ж) о чистке дворов, з) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах, и) о содержании в санитарном отношении торговых, промышленных и ремесленных заведений, й) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности иных, к) об убое скота, л) о предупреждении и прекращении заразительных, повальных и местных болезней и м) по борьбе с вредителями садов, огородов и прочих культур в черте поселка.
63. Составляемые поселковым собранием обязательные постановления не должны ни в чем противоречить действующим законам, а также ранее изданным по тем же предметам обязательным постановлениям уездного и губернского земских собраний. При издании уездным или губернским земским собранием обязательного постановления, однородного по предмету с действующим уже в пределах поселка обязательным постановлением поселкового собрания, последнее обязательное постановление теряет свою силу в том лишь случае, если это оговорено в вышеуказанном обязательном постановлении уездного или губернского земских собраний.
64. Составленные поселковыми собраниями обязательные постановления представляются на утверждение уездной земской управе. Дела об утверждении обязательных постановлений по предметам, касающимся здравоохранения, санитарным и ветеринарным мероприятиям разрешаются уездною земскою управою при участии представителей местного врачебного и ветеринарного управления, по принадлежности, или соответствующего лица по назначению высшего представителя административной власти в губернии, по вопросам же об устройстве и содержании пристаней, переправ, перевозов, бечевников и т. п. — при участии местного представителя ведомства путей сообщения или лица, назначенного для сего Министром Путей Сообщения, а в подлежащих случаях — представителя Министерства Торговли и Промышленности.
65. Утвержденное уездною земскою управою обязательное постановление поселкового собрания сообщается в копии поселковой управе и высшему в губернии представителю административной власти, который в праве принести на означенное обязательное постановление в окружный суд протест в порядке статьи 86 Положения о земских учреждениях (по постановлению Временного Правительства 9 июня 1917 г.; Собр. Узак., ст. 870). Обращенное к исполнению обязательное постановление троекратно публикуется уездною земскою управою в местных официальных изданиях и, сверх сего, объявляется поселковою управою иными способами, обеспечивающими возможность осведомления о них населения.
Отмена или изменение обязательных постановлений поселкового собрания производится тем же порядком, какой установлен для их издания.
66. Жалобы частных лиц, обществ и установлений на незаконность обязательных постановлений поселкового собрания приносятся окружному суду (по административному отделению) без ограничения каким-либо сроком. Жалобы эти подаются в подлежащую уездную земскую управу, которая представляет их в недельный срок окружному суду с своим заключением.
67. Срок, с которого обязательные постановления поселковых собраний получают обязательную силу, и порядок наблюдения за точным исполнением означенных постановлений, а также возбуждения судебного преследования и обличения пред судом виновных в нарушении их, определяются применительно к правилам, установленным в Положении о земских учреждениях [ст. 112 (Св. Зак., т. II, ч. 1, изд. 1915 г.), ст. 113 по постановлению Временного Правительства 9 июня 1917 г. (Собр. узак., ст. 870), ст. 114 по тому же постановлению и ст. 1141 по тому же постановлению].
68. Виновные в неисполнении обязательных постановлений поселковых собраний привлекаются к ответственности на общем основании и приговариваются к наказаниям, определенным в статье 29 (по постановлению Временного Правительства 17 марта 1917 г., Собр. узак., ст. 376) Устава о Наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями, если нарушение означенных постановлений не предусмотрено другими карательными постановлениями.
69. Поселковое собрание созывается председателем поселковой управы путем посылки гласным повесток.
70. Поселковое собрание созывается в сроки, устанавливаемые самим собранием. Для рассмотрения поселковой сметы и производства раскладок сборов и повинностей на предстоящий год собрание должно быть созвано: в поселках, не выделенных из волостей, не позднее 15 августа, а в выделенных поселках — не позднее 1 ноября.
71. Поселковые собрания созываются обязательно не позднее недели:
1) по заявлению не менее одной пятой части поселковых гласных, сделанному председателю поселковой управы;
2) по предложению уездной земской управы;
3) по заявлению ревизионной комиссии и
4) по предложению высшего в уезде представителя административной власти.
72. Для законности решений поселкового собрания необходимо присутствие председателя собрания или его заместителя и не менее половины положенного числа гласных. Если назначенное собрание не состоится по неприбытию требуемого числа гласных, то созывается не позднее четырнадцати дней после сего вторичное собрание. За неприбытием на вторичное собрание достаточного числа гласных, те дела, которые были внесены на разрешение первого собрания, представляются непосредственно на разрешение уездной земской управы.
73. Поселковое собрание для поверки отчетности и деятельности управы может избирать из своей среды на три года особые ревизионные комиссии, заключения которых поступают на рассмотрение собрания. Членами ревизионной комиссии не могут быть лица, состоящие на службе в поселковом управлении.
74. Поселковое собрание открывается и закрывается председателем оного. Заседания собрания происходят публично.
По открытии собрания, для заведывания делопроизводством в оном, собрание избирает секретаря из числа своих членов.
75. Поселковое собрание приступает к рассмотрению подлежащих его ведению дел:
1) по предложению председателя поселкового собрания и поселковых гласных, губернской и уездной земских управ, поселковой управы;
2) по просьбам и жалобам частных лиц;
3) по предложению ревизионной комиссии и
4) по предложениям высших в губернии или уезде представителей административной власти.
76. Поселковое собрание может возлагать предварительное рассмотрение подлежащих его ведению дел на особые комиссии из членов собрания, а также на лиц, не состоящих поселковыми гласными. Такие же комиссии могут быть избираемы собранием и для исполнения отдельных поручений, в помощь управе.
77. В заседании поселкового собрания по его постановлению могут быть приглашаемы для представления объяснений сведущие лица, не принадлежащие к составу собрания, с правом совещательного голоса.
78. Дела в поселковом собрании решаются простым большинством голосов присутствующих членов. В случае равенства голосов при открытом голосовании, считается принятым мнение, с которым согласится председатель. В случае равенства голосов при закрытом голосовании поставленное на голосование предложение считается отклоненным.
79. Для решения вопросов, касающихся привлечения к ответственности поселковых должностных лиц, распоряжения поселковыми капиталами и недвижимыми имуществами, заключения договоров на срок свыше двенадцати лет и займов, а равно поручительств и гарантий от имени поселка, требуется согласие не менее 2/3 присутствующих в собрании гласных.
80. Выборы поселковых должностных лиц и членов ревизионной комиссии производятся закрытою подачею голосов. Таким же порядком постановляются определения по вопросам, касающимся привлечения к ответственности поселковых должностных лиц, и разрешаются вопросы о назначении содержания, наград и денежных пособий служащим. Все прочие дела могут быть решаемы по усмотрению собрания открытою или закрытою подачею голосов.
81. Решения поселкового собрания излагаются в виде кратких журналов, в которые вписывается лишь существо принятых решений. Журналы утверждаются собранием и подписываются председателем и секретарем собрания, председателем и членами поселковой управы, а также, по желанию, участвовавшими в собрании членами оного.
82. Порядок производства дел в поселковом собрании определяется применительно к правилам, установленным в сем отношении для уездных земских собраний.
ГЛАВА IV.
О поселковой управе и других исполнитильных органах поселкового управления
83. Поселковая управа состоит из председателя и членов в числе по определению поселкового собрания, но не менее двух.
84. Председатель и члены поселковой управы избираются на трехлетий срок поселковым собранием из числа грамотных лиц, достигших двадцатиодноголетнего возраста и имеющих право быть избранными в поселковые гласные.
Первый, по введению в населенном месте поселкового управления, состав поселковой управы избирается сроком на один год.
85. Избранными в должности, замещаемые по выбору поселкового собрания, считаются лица, получившие избирательных голосов более половины числа поданных. Если таковых лиц окажется более, чем следует избрать, то избранными считаются лица, получившие наибольшее число голосов. При равенстве же голосов избрание определяется жребием.
86. Лица, избранные в должность председателя или члена поселковой управы и отсутствовавшие во время избрания, уведомляются в течение трех дней о сем председателем собрания, причем о согласии своем на принятие должности обязаны в десятидневный срок со времени отправления им уведомления сообщить председателю собрания; в противном случае лица эти считаются отказавшимися от принятия должности.
87. В случае неизбрания председателя или членов поселковой управы, либо отказа лиц, избранных на эти должности, от их занятия, председатель поселковой управы делает распоряжение о созыве поселкового собрания для производства дополнительных выборов.
88. Правило, изложенное в предыдущей (87) статье, соблюдается также в случае выбытия председателя или членов поселковой управы после вступления в должность.
89. Должность председателя управы не может быть совмещаема ни с какими другими штатными должностями по государственной и общественной службе.
90. Должности председателя и членов поселковой управы не могут занимать в одно и то же время лица, находящиеся в первых двух степенях родства или в первой степени хозяйства, а также усыновители и усыновленные и супруги.
91. Перед вступлением в должность председатель и члены поселковой управы приводятся председателем уездной земской управы или уполномоченным им на сие лицом к установленной присяге; не приемлющие таковой дают торжественное обещание.
92. Председатель и члены поселковой управы состоят членами поселкового собрания, хотя бы они не имели звания гласного.
93. Председатель и члены поселковой управы не могут в течение всего времени отправления должности принимать участия в подрядах, поставках и иных подобных договорах, заключаемых поселковым управлением, должностными лицами коего они состоят.
94. Председателю и членам поселковой управы отпуски на срок не свыше месяца разрешаются поселковою управою, а на более продолжительное время — поселковым собранием, с доведением в последнем случае до сведения уездной земской управы.
95. В случае отказа от должности председатель и члены поселковой управы освобождаются от исполнения своих обязанностей поселковым собранием, а в случае наступления обстоятельств, лишающих их права участия в выборах поселковых гласных (ст. 21 и 22), выбывают из состава поселковой управы.
96. На поселковые управы возлагается непосредственное заведывание делами поселкового хозяйства и управления по правилам сего положения и подлежащих уставов и узаконений, а также согласно указаниям поселковых собраний.
В отдельности к обязанностям поселковых управ относятся:
1) распоряжения о созыве поселковых собраний, собрание нужных для последних сведений, составление докладов и внесение на рассмотрение этих собраний подлежащих ведению их дел, а равно и исполнение состоявшихся постановлений;
2) составление проектов поселковых смет и раскладок; наблюдение за поступлением поселковых сборов и доходов и расходование согласно поселковой смете поселковых сумм, взимание поселковых денежных сборов в поселках, где не имеется особых сборщиков; ведение инвентаря всем поселковым имуществам;
3) определение с разрешения собрания правил и сроков отчетности подчиненных поселковому управлению лиц, учреждений, а также ревизия этой отчетности;
4) ведение под наблюдением поселковых собраний исков по делам поселкового управления;
5) представление поселковым собраниям отчетов о своей деятельности, о денежных оборотах по поселковым суммам и о состоянии подведомственных им частей, заведений и имуществ;
6) уведомление подлежащих лиц и учреждений об эпидемиях, эпизоотиях, наводнениях и других происшедших в поселке общественных бедствиях и принятие мер по борьбе с этими бедствиями;
7) уведомление одного из чинов местной милиции о преступных деяниях, случившихся в поселке, и принятие до прибытия чинов милиции или следственной власти необходимых мер по восстановлению нарушенного порядка, охране безопасности лиц и имуществ, по задержанию виновных, застигнутых на месте преступления, и сохранение следов такового;
8) наблюдение за правильным возведением построек, выдача разрешения на постройки, согласно уставу строительному и существующим обязательным постановлениям;
9) наблюдение за правильным производством торговли и промыслов, за применением к торговле и промышленности законных мер и весов, за своевременным выполнением натуральных повинностей, а равно за исполнением в пределах поселка изданных в установленном порядке обязательных постановлений, и привлечение к ответственности виновных в нарушении сих постановлений;
10) ведение общих списков населения, а равно списков лиц, имеющих право участия в выборах поселковых гласных;
11) исполнение основанных на законе предложений правительственных мест и лиц;
12) исполнение поручений волостного, уездного и губернского земств по предметам их ведения, а равно состоявшихся с ними соглашений поселкового управления, под руководством и надзором названных земств;
13) прочие обязанности, отнесенные законом к ведению поселковых управ.
97. Дела, подлежащие обсуждению управы, решаются большинством голосов. Если, однако, председатель управы найдет определение большинства несогласным с законом или постановлением поселкового собрания, то, приостановив исполнение сего определения, доводит о сем до сведения ближайшего поселкового собрания.
98. В случаях, не терпящих отлагательства, председатель поселковой управы в праве сам принять меры, предоставленные коллегиальному ведению управы, но обязан о своих действиях довести до сведения управы в ближайшем ее заседании.
99. Распределение обязанностей между председателем и членами поселковой управы, порядок замещения должности председателя членами управы, а равно и другие правила, относящиеся до внутреннего распорядка в управе, определяются поселковою управою и сообщаются для сведения поселковому собранию.
100. При поселковой управе состоят поселковый секретарь и лица, занимающие другие вспомогательные должности, учреждаемые поселковым собранием.
101. Поселковый секретарь и прочие лица, состоящие на поселковой службе по найму, приглашаются, увольняются со службы или в отпуск и перемещаются порядком, установленным поселковым собранием.
102. Размер содержания председателю и членам поселковой управы определяется поселковым собранием на каждое трехлетие обязательно до выбора их и не может быть уменьшаем до истечения сего срока. Поселковые должностные лица, указанные в статье 100, получают содержание, определяемое поселковым собранием на общем основании.
ГЛАВА V.
О поселковом обложении, поселковых сметах и раскладках
103. Для взимания поселковых сборов и производства расходов на удовлетворение потребностей поселка ежегодно составляется смета доходов и расходов.
104. Всякое постановление поселкового собрания, вызывающее денежный расход, не иначе может быть приведено в действие, как по внесении соответствующего кредита либо в общую годовую, либо в дополнительную поселковые сметы, кроме постановлений, состоявшихся в случаях особой важности, как-то: во время народных бедствий, по военным обстоятельствам и т. п.
105. В смету вносятся обязательно:
1) содержание поселковым должностным лицам;
2) сумма на канцелярские расходы;
3) запасная сумма, ассигнуемая ежегодно, в размере от одного до двух процентов доходной сметы, на недоборы доходов и на непредвиденные издержки;
4) суммы, определенные по постановлению поселкового собрания на ежегодные пособия общеполезным заведениям, находящимся в ведении Правительства, духовного ведомства, общественных учреждений или частных обществ и лиц, если в постановлении собрания указано, что эти суммы назначаются бессрочно и если пожертвования сии приняты на предложенных поселковым управлением условиях;
5) указанные в пункте 4 суммы, определенные на срок, до истечения сего срока;
6) суммы, подлежащие принудительному взысканию с поселка по исполнительным листам судебных мест;
7) суммы на уплату процентов и на погашение по долгам поселка.
106. К общей годовой смете должны быть прилагаемы:
1) смета доходов и расходов по специальным капиталам и
2) расписание натуральных повинностей и раскладки сих повинностей. Означенные раскладки должны заключать в себе точное указание числа дней работы и тех предметов действий, которые составляют содержание повинности, а также и самые основания раскладки.
107. На покрытие исчисленных по смете расходов обращаются все ожидаемые в предстоящем сметном году неокладные поступления и сборы, как то: проценты с поселковых капиталов, плата за лечение, доходы с поселковых имуществ, сооружений и предприятий, сбор с промысловых свидетельств, лошадей, автоматических экипажей и т. п. Остальная затем сумма определенных по смете расходов покрывается за счет поселкового сбора.
Примечание. Доходы с поселковых капиталов, имеющих специальное назначение, могут быть расходуемы на те лишь потребности, для удовлетворения которых капиталы эти образованы или пожертвованы.
108. Не имеющая определенного назначения наличность поселковых сумм, оставшаяся свободною к концу сметного года, поступает на образование особого запасного капитала, который расходуется — в случае недостаточности запасной суммы — на указанные в пункте 3 статьи 105 надобности.
109. В случае необходимости временного усиления текущих средств, вследствие задержки в поступлении доходов, могут быть производимы позаимствования из запасного капитала, подлежащие возврату немедленно по поступлении в кассу достаточных средств.
110. Обложению поселковым сбором подлежат находящиеся в пределах селитебной площади поселка недвижимые имущества, как-то: земельные участки, жилые дома, фабричные, заводские и торговые помещения и вообще всякого рода здания и сооружения.
111. Обложению поселковым сбором не подлежат те имущества, кои изъяты из обложения городским оценочным сбором.
112. Размер оценочного с недвижимых имуществ сбора определяется поселковым собранием в процентах с чистого дохода сих имуществ или со стоимости их, определяемых поселковым собранием посредством оценки, которая должна производиться на основании норм, устанавливаемых губернскою земскою управою.
113. С помещений промышленных предприятий, облагаемых промысловым налогом по свидетельствам не ниже четвертого разряда, в поселках, не выделенных из волостей, поселковый сбор не взимается, но взамен его поступает в пользу поселков одна пятая часть волостного земского сбора, исчисленного с этих предприятий, с тем чтобы за удержанием в пользу данной волости одной пятой части того же сбора (ст. 4 Правил о волостном земском обложении, волостных сметах и раскладках и о волостном сборщике; Собр. узак. 1917 г., ст. 867) остальные три пятых части его вносились в распределительный фонд, образуемый при уездном земстве для выдачи пособий волостным земствам и поселковым управлениям.
114. В поселках, выделенных из волостей, обложение оценочным поселковым сбором промышленных предприятий, указанных в предыдущей (113) статье, не должно превышать десяти процентов чистого дохода сих предприятий или одного процента их оценочной стоимости. Две пятых части этого сбора должны поступать в пользу поселка, в котором означенные предприятия находятся, а три пятых части в распределительный фонд уездного земства, для выдачи пособий волостным земствам и поселковым управлениям.
115. Поселковой управе, в целях собирания необходимых для оценки данных, предоставляется входить в сношение с подлежащими учреждениями и лицами о сообщении данных из окладных книг земских общественных учреждений, сведений о продажных и наемных ценах на недвижимые имущества, страховых и земских оценок и т.д. Если окажется нужным, предоставляется избранным поселковым собранием для производства оценки лицам производить осмотры имуществ на месте, с поверочным измерением отдельных владений или частей их и с участием в потребных случаях сведущих лиц, опросы нанимателей и других лиц и т. д., но не иначе, как по заблаговременном оповещении о том владельца или его уполномоченного.
Примечание. В случае особой надобности поселковому собранию предоставляется обязывать владельцев недвижимых имуществ сообщать в определенный срок сведения о составе, ценности и доходности их имуществ и о способах пользования оными с предъявлением в надлежащих случаях документов, которыми эти сведения подтверждаются.
116. Страховые общества и кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог недвижимых имуществ, а также местные агенты этих обществ и учреждений, обязаны по требованию поселковой управы доставлять имеющиеся у них сведения о страховых или залоговых оценках сих имуществ.
117. В случае установления обложения недвижимых имуществ поселковым сбором на основании их доходности, застроенные имущества, не приносящие дохода, облагаются на основании доходности однородных имуществ; незастроенные участки, доходность коих ниже пяти процентов их ценности, облагаются по расчету не ниже пяти процентов их стоимости.
118. Новые строения, равно как надстройки и пристройки к существующим уже зданиям, подлежат обложению поселковым сбором, начиная с полугодия, следующего за установлением оценки сих строений, надстроек и пристроек.
119. При определении стоимости фабрик, заводов, а также промышленных и торговых заведений, в оценку может входить только стоимость зданий и земли под дворовым участком, без включения стоимости машин и всего внутреннего устройства, а также таких сооружений и участков земли, которые служат для санитарных целей.
120. Поселковому собранию предоставляется освобождать от обложения малоценные или малодоходные имущества. В этом случае в постановлении собрания должен быть указан размер ценности или доходности имуществ, дающий право на льготу.
121. Жалобы отдельных плательщиков и протесты высшего в уезде представителя административной власти на неправильные постановления поселкового собрания по поводу установления размера ценности или доходности недвижимых имуществ для обложения поселковым сбором — приносятся в общем для прочих постановлений поселкового собрания порядке (ст. 160).
122. Поселковая управа приступает к оценке недвижимых имуществ поселка не ранее как по установлении губернскою земскою управою норм для производства оценочных работ в данном поселке.
123. Сверх указанного в статье 110 сбора, по постановлению поселкового собрания утверждаемому уездным земским собранием, могут быть в пользу поселка устанавливаемы следующие сборы:
1) с промысловых свидетельств;
2) с заведений трактирного промысла;
3) с извозного промысла;
4) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами;
5) с собак;
6) с велосипедов и автоматических экипажей, а также;
7) особые денежные сборы взамен натуральных повинностей.
124. Означенные в пункте 1 предшедшей (123) статьи сборы взимаются с промысловых свидетельств, выдаваемых на торговые и промышленные предприятия, по коим торг или промысел производится в пределах местности, подведомственной поселковому управлению. Сборы эти определяются поселковым собранием в процентах с цены, платимой за сии свидетельства в казну, в размерах не свыше десяти процентов и взимаются одновременно с казенною пошлиною.
125. Сбор с заведений трактирного промысла устанавливается поселковым собранием по правилам, изложенным в Положении о трактирном промысле.
126. Размеры и порядок взимания сборов с извозного промысла, с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами, с собак и с велосипедов и автоматических экипажей определяется поселковым собранием согласно правилам, установленным для взимания перечисленных сборов в городских поселениях.
127. Независимо от сборов, указанных в статьях 110 и 123, в доход поселков поступают сборы, взимаемые в их пользу при совершении засвидетельствования, протесте и предъявлении ко взысканию различных актов (Пол. Нотар., ст. 201).
128. Проекты поселковой сметы расходов и доходов и расписания натуральных повинностей, а также предположения об основаниях раскладки поселковых сборов и натуральных повинностей составляются поселковою управою и вносятся на рассмотрение поселкового собрания: в поселках, не выделенных из волостей, не позднее 15 августа, а в выделенных поселках не позже 1 ноября предшествующего сметному года.
129. Постановления поселковых собраний по указанным в предыдущей (128) статье предметам сообщаются в двухнедельный срок в копиях высшему в уезде представителю административной власти, пользующемуся в отношении этих постановлений правом протеста на общем основании, и уездной земской управе — для сведения.
130. В случае неутверждения годовой поселковой сметы до 1 января сметного года, впредь до ее утверждения, сохраняет силу смета, действовавшая в предшествовавшем сметном году.
131. По вступлении в законную силу сметы и расписания натуральных повинностей, поселковая управа составляет на основании оценочных данных или раскладки каждому плательщику окладной лист с указанием исчисленного с него сбора. Окладные листы должны быть разосланы плательщикам в месячный, по утверждении сметы, срок.
132. Дополнительные к внесенным в годовую смету поселковые расходы, сборы и повинности устанавливаются таким же порядком и на тех же основаниях как расходы, сборы и повинности, включаемые в годовые сметы.
133. При исполнении сметы поселковая управа может расходовать кредиты, назначенные по каждому параграфу оной, только на предметы, по существу своему относящиеся к этому именно параграфу; перевод же свободных остатков из одного параграфа в другой допускается не иначе как по постановлению о том поселкового собрания. В пределах параграфа перевод кредита из нумера в нумер допускается по постановлению поселковой управы.
134. Хозяйственные операции для потребностей поселка производятся или посредством найма, подряда и поставки, или хозяйственным распоряжением поселковой управы. Принятие одного из сих способов исполнения той или другой хозяйственной операции зависит от собрания, а если никаких указаний по сему предмету от собрания не последует, то избрание способа исполнения операции зависит от поселковой управы.
135. Годовой отчет о действительном исполнении смет составляется поселковою управою и вносится не позднее 1 мая на утверждение поселкового собрания, а затем копия утвержденного отчета сообщается уездной земской управе.
136. Поселковый сбор вносится поселковой управе или сборщику в сроки, устанавливаемые поселковым собранием.
137. Налог, не внесенный в установленные для уплаты оного сроки, считается недоимкою.
138. Уплата недоимки, накопившейся на имуществе за время, предшествовавшее переходу оного от одного владельца к другому, лежит на обязанности нового владельца. Правило сие не распространяется на имущества, проданные с публичного торга.
139. Недоимка взыскивается с наложением в пользу поселка пени по одному проценту в месяц. Пеня взыскивается не по числу просроченных дней, а за полные месяцы, а именно, — по наступлении пятнадцатого числа каждого месяца начисляется один процент пени за текущий месяц со всей суммы просроченной недоимки. Пеня исчисляется на целые рубли недоимочной суммы, причем пятьдесят и более копеек принимается за рубль, а менее пятидесяти копеек вовсе в расчет не принимаются. При пополнении недоимки из поступившей суммы прежде всего покрывается пеня, а затем — недоимка.
140. На пополнение недоимки обращаются, по распоряжению поселковой управы или поселкового сборщика, доходы с недвижимого имущества. Если же имущество это не приносит дохода, или доход с него недостаточен для покрытия сей недоимки, или же не предвидится поступления такового до 1 марта, то для взыскания недоимки управа (сборщик) распоряжается немедленною продажею принадлежащей недоимщику движимости, находящейся в его доме или в другом недвижимом имуществе, по которому числится недоимка, посредством продажи этой движимости с публичного торга, за исключением предметов, указанных в статьях 973-975 Устава Гражданского Судопроизводства (Св. Зак., т. XVI, ч. I, изд. 1914 г.). Недоимщику предоставляется указывать предметы, которые прежде других должны быть обращаемы в продажу на пополнение недоимок.
141. Если мерами, указанными в предшедшей статье 140, недоимка не будет пополнена до 1 марта, то управа (сборщик) производит опись и оценку недоимочного имущества по правилам, установленным Положением о взысканиях по бесспорным делам казны (Св. Зак., т. XVI, ч. 2, изд. 1910 г.).
Примечание. Участки надельной земли (не исключая и строений, на них расположенных) продаже за недоимки поселкового сбора не подлежат.
142. В течение времени от составления описи до самого дня переторжки владельцу недоимочного имущества предоставляется право приостановить продажу внесением недоимки с пенею.
143. Если недоимка не будет внесена и в этот последний срок, то имущество продается с публичного торга — или в целом составе, или в части, достаточной для покрытия недоимки, по правилам Положения о взысканиях по бесспорным делам казны. Из вырученной суммы удерживается недоимка, а остальная часть выдается немедленно владельцу, если на нее не обращено никаких взысканий.
144. При принятии мер взыскания для пополнения числящихся за плательщиком окладных государственных и земских сборов к общей сумме совместно взыскиваемых платежей могут быть присоединены и недоимки поселковых сборов.
145. Поселковый сбор со служащих на железных дорогах за постройки на участках, отведенных сим лицам по правилам 31 января 1903 г., взыскивается в порядке статьи 8 сих правил.
146. В случае перенесенных плательщиком поселкового сбора бедствий, или в случае затруднительного положения плательщика, при котором взыскание недоимки угрожало бы ему разорением, поселковому собранию представляется слагать недоимку сбора.
147. Поселковым собраниям предоставляется сложение безнадежных к поступлению или неправильно числящихся недоимок и пени по поселковому сбору. Те же собрания могут допускать отсрочку и рассрочку уплаты числящихся за отдельными плательщиками недоимок названного сбора.
148. Если в не выделенном из волости поселке учреждена должность поселкового сборщика (ст. 100), то на последнего, по соглашению податного инспектора с уездною земскою управою, могут быть возложены обязанности волостного сборщика. Помимо сего поселковому сборщику на основании того же соглашения может быть поручено принимать добровольно приносимые плательщиками суммы сборов, взимаемые через посредство волостного сборщика, а также исполнять поручения сего сборщика о применении к неисправным плательщикам установленных в законе принудительных мер, за исключением торгов по продаже и сдаче в аренду имуществ.
149. На поселкового сборщика могут быть возложены обязанности торгового депутата (ст. 444 Уст. Прям. Налог., изд. 1914 г.).
150. В поселках, не выделенных из волости, на поселковую управу может быть возлагаема порядком, указанным в статье 148, рассылка окладных листов по казенным и земским сборам и налогам, по платежам страховым и в возврат долгов по выданным из казны ссудам, причитающимся с проживающих в поселке лиц или имеющих в нем недвижимое имущество.
151. Поселковою управою ведутся лицевые счета плательщиков поселкового сбора. В предусмотренных статью 148 случаях условия ведения лицевых счетов проживающих в поселке плательщиков по иным сборам и платежам, с освобождением волостной земской управы соответственно сему от ведения таковых же счетов, определяются податным инспектором по соглашению с уездною земскою управою.
152. На Министерство Внутренних Дел возлагается преподание, по соглашению с Министерством Финансов, правил относительно порядка составления поселковых смет, а равно хранения и расходования поселковых денежных сумм и отчетности по иным, с приложением образцов поселковых смет и раскладок, а также годовых отчетов поселковых управ по исполнению поселковых смет. Правила эти представляются Правительствующему Сенату для распубликования во всеобщее сведение.
ГЛАВА VI.
О надзоре и обжаловании
153. Нижеследующие постановления поселкового собрания вносятся на утверждение ближайшего уездного земского собрания:
1) о приобретении, отчуждении и залоге недвижимых имуществ и о распоряжении капиталами поселка;
2) о заключении договоров, срок действия которых превышает двенадцать лет, а также займов;
3) о поручительствах и гарантиях от имени поселка;
4) об установлении в пользу поселка сборов:
а) с промысловых свидетельств;
б) с заведений трактирного промысла;
в) с извозного промысла;
г) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами;
д) с собак;
е) с велосипедов и автоматических экипажей; а также
ж) особых денежных сборов взамен натуральных повинностей;
5) об освобождении от обложения малоценных или малодоходных имуществ;
6) об установлении такс.
154. Постановления поселкового собрания, которые, на основании предыдущей (153) статьи, подлежат утверждению уездного земского собрания, не приводятся в исполнение до воспоследования такового утверждения.
155. Постановления поселкового собрания, не требующие утверждения (ст. 153), представляются в копиях в недельный срок поселковою управою высшему в уезде представителю административной власти, который по этим делам имеет право требовать от подлежащих поселковых управ необходимые сведения.
156. Указанные в статье 155 постановления поселковых собраний приводятся в действие, если в двухнедельный срок со дня сообщения их высшему в уезде представителю административной власти они не будут приостановлены, как несогласные с законом.
157. В случаях, не терпящих отлагательства, поселковой управе предоставляется, под ее ответственность, приводить в исполнение постановления поселкового собрания до истечения указанного в статье 156 срока.
158. Губернские и уездные земские собрания могут избирать комиссии для решения поселковых общественных установлений. О результатах ревизии подлежащее земское собрание сообщает поселковой управе для доклада ближайшему поселковому собранию.
159. Высшему в уезде представителю административной власти предоставляется производить ревизии делопроизводства поселковых общественных установлений в отношении дел, указанных в пунктах 18-20 статьи 3 настоящего Положения. О результатах ревизии высший в уезде представитель административной власти сообщает поселковой управе для доклада ближайшему поселковому собранию. По поводу замеченных им нарушений закона он возбуждает протест или уголовное обвинение на общем основании.
160. Порядок возбуждения протеста и принесения жалобы на незаконные постановления, распоряжения или действия установлений поселкового управления определяется в статьях 13 и 18-34 Положений о судах по административным делам (Собр. Узак. 1917 г., ст. 692).
Подписал:
Управляющий Министерством
Внутренних Дел Ир. Церетели
15 июля 1917 года.