Концепция внешней политики ПМР
Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской Республики.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, руководствуясь статьей 90 Регламента Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию внешней политики Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания.
Утверждена на девятом пленарном заседании IX сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики III созыва (Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2005 года №2241).
Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики
1. Общие положения
Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики является документом, определяющим основные цели и стратегию Приднестровской Молдавской Республики в области внешней политики, а также механизмы ее осуществления, на долгосрочную перспективу.
Внешняя политика Приднестровской Молдавской Республики основана на положениях Конституции, нормативных правовых актах государства и общепризнанных принципах и нормах международного права. Являясь органичным продолжением внутренней политики, внешняя политика Приднестровской Молдавской Республики отражает консолидированные интересы многонационального, поликонфессионального народа республики и направлена на обеспечение и защиту государственного суверенитета, формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований.
2. Приднестровская Молдавская Республика в современном мире
Приднестровская Молдавская Республика образована 2 сентября 1990 года. Опираясь на основополагающие принципы международного права, народ Приднестровья создал собственное государство, подтвердив тем самым законное право народов на самоопределение.
С распадом Союза ССР и прекращением деятельности его легитимных органов власти, а также с принятием Парламентом Республики Молдова в 1990 году решения об аннулировании пакта Молотова-Риббентропа было фактически признано незаконным создание Молдавской ССР, образованной путем присоединения Бессарабии к Молдавской Автономной Советской Социалистической Республике. Таким образом, автоматически признавалось восстановление суверенитета и государственного статуса Молдавской АССР и, соответственно, правомерность создания Приднестровской Молдавской Республики.
Закрепление волеизъявления народа Приднестровья 1 декабря 1991 года на референдуме о независимости Приднестровской Молдавской Республики является решающим фактором для отстаивания политико-правового статуса нашего государства и его объективного существования с точки зрения международного права.
Создание Приднестровской Молдавской Республики является исторически обоснованным, юридически законным и нравственно оправданным следствием развития политико-правовых, процессов в современном мире.
Сегодня Приднестровская Молдавская Республика — суверенное, независимое, демократическое, правовое и светское государство. Приднестровская Молдавская Республика имеет атрибуты государственной власти, которые являются символами республики и утверждаются законом.
Народ Приднестровья, сознавая себя частью мирового сообщества, подтверждая приверженность общечеловеческим ценностям, стремление жить в мире и согласии со всеми народами, в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права на референдуме принял Конституцию Приднестровской Молдавской Республики.
Приднестровье стремится стать полноправным субъектом международного права и строит свои отношения с другими субъектами международной системы на основе равноправия, сотрудничества, взаимного уважения и партнерства. Соглашения с государствами и государственными образованиями о возможностях создания общих органов власти и управления вступают в силу на территории Приднестровской Молдавской Республики на основании результатов всеобщего референдума. Внешнеполитическая деятельность Приднестровской Молдавской Республики реализуется на основе международного права, учитывая при этом динамизм развитая и совершенствование содержания его основных принципов и норм.
3. Приоритеты внешней политики
Современный мир переживает динамичные перемены, затрагивающие интересы Приднестровской Молдавской Республики. Международная обстановка, сложившаяся в начале XXI века, требует переосмысления приоритетов приднестровской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения.
Обеспечение национальных интересов государства является смысловым стержнем внешней политики Приднестровской Молдавской Республики. С учетом этой фундаментальной задачи и выстраиваются основные приоритеты:
а) укрепление и защита независимости и суверенитета;
б) защита прав, свобод и достоинства человека, независимо от национальной принадлежности;
в) открытость в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений с государствами ближнего и дальнего зарубежья;
г) приверженность исключительно мирным, политико-демократическим, переговорным методам в вопросе урегулирования отношений с Республикой Молдова;
д) обеспечение благоприятных внешних условий для продвижения социально-экономических реформ, необходимых для повышения благосостояния населения.
Реализация национальных интересов Приднестровской Молдавской Республики обеспечивается, главным образом, развитием дружественных, взаимовыгодных отношений с сопредельными государствами, ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества.
В осуществлении внешней политики, направленной на обеспечение национальных интересов, Приднестровье определяет основные задачи:
а) укрепление стабильности и безопасности в регионе;
б) развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами и углубление интеграционных процессов;
в) укрепление дружественных связей с государствами-членами мирового сообщества;
г) одним из приоритетов является реализация национальных интересов через вступление в ООН;
д) развитие сотрудничества с международными организациями, финансовыми и экономическими институтами.
4. Основные направления внешней политики
Приднестровская Молдавская Республика заинтересована в расширении круга своих союзников, в создании вокруг себя пояса добрососедства и активном использовании механизмов международного сотрудничества для отстаивания своих национальных интересов, поскольку именно это во многом определяет прочность позиций государства в современном мире.
4.1 Отношения с Республикой Молдова
Укрепление стабильности и безопасности в регионе является целью приднестровской внешней политики. Необходимость урегулирования взаимоотношений, стремление не допустить повторения вооруженного конфликта предопределило спустя два года после окончания вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья начало переговоров с Республикой Молдова.
В этих целях активно используется посредничество России, Украины и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, также механизм миротворческой операции, направленный на предотвращение нового конфликта.
Позиция Приднестровской Молдавской Республики в переговорном процессе основана па принципах мирного политического урегулирования, равенства сторон, принятия взаимосогласованных решений, отказа от применения силы или угрозы силой.
Разработка конкретной модели государственно-правовых отношений Приднестровья и Молдовы должна учитывать существующую международную практику мирного урегулирования и базироваться на результатах всеобщего референдума.
Важным условием реализации будущей модели государственно-правовых отношений Приднестровья и Молдовы должна стать всеобъемлющая система и механизм обеспечения внутренних и внешних гарантий. В этой связи существует необходимость выработки и заключения Соглашения о механизме гарантий, подписание которого сняло бы опасность возобновления вооруженного конфликта и сделало бы невозможным применение экономических блокад и других форм силового давления.
Приднестровская Молдавская Республика считает, что развитие добрососедских отношений с Молдовой является необходимым компонентом обеспечения безопасности, поддержания мира, укрепления взаимного доверия и сотрудничества, устойчивого социально-экономического развития двух стран.
4.2 Отношение со странами Содружества Независимых Государств
Центральным направлением внешней политики Приднестровская Молдавская Республика определяет развитие партнерских отношений со странами Содружества и рассматривает их как важный фактор включения республики в региональные политические и экономические интеграционные процессы.
Данные процессы республика рассматривает с позиций прагматизма, принимая во внимание встречную открытость и готовность партнеров – государств-членов СНГ учитывать интересы Приднестровья.
4.2.1. Большое внимание Приднестровская Молдавская Республика уделяет сотрудничеству со странами-гарантами — Российской Федерацией и Украиной. Приоритетность данного направления приднестровской внешней политики обосновывается как геополитическим положением, так и исторической взаимосвязью трех государств. Отношениям со странами-гарантами Российской Федерацией и Украиной придается особое значение как на уровне общественного мнения, так и на уровне государственных институтов.
Российская Федерация и Украина объективно являются важнейшими стратегическими партнерами Приднестровской Молдавской Республики и, прежде всего, в основополагающем экономическом аспекте. На протяжении длительного периода Россия прочно удерживает лидирующее место в числе основных внешнеэкономических партнеров Приднестровья.
В вопросах безопасности Россия, как государство-гарант, несла и несет основную нагрузку по поддержанию мира, играет важную роль в проведении миротворческой операции. Посредством военных наблюдателей Украина участвует в совершенствовании форм деятельности Совместных миротворческих сил в зоне безопасности. Приднестровская Молдавская Республика и в дальнейшем намерена выступать за расширение участия Украины в миротворческом процессе.
4.2.2. Приднестровская Молдавская Республика установила и поддерживает дружественные отношения с государствами, находящимися на пути признания.
В принципиальном плане данный внешнеполитический вектор определяется заинтересованностью новообразованных государств в солидарном и согласованном взаимодействии в условиях современных вызовов и угроз.
В целях поддержания диалога вокруг вопросов, представляющих взаимный интерес, а также координации деятельности в сфере международных отношений, Приднестровье продолжит развитие дружественных отношений с Республикой Абхазия, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Южная Осетия.
4.3. Отношения со странами дальнего зарубежья и международными организациями
Отношения со странами дальнего зарубежья и, в особенности, с европейскими государствами имеют приоритетное значение для Приднестровской Молдавской Республики.
Ориентация Приднестровья па Европу объясняется общим пониманием основных ценностей мировой цивилизации. На этом направлении реализуется значительный массив приднестровских внешних интересов. Необходимость активного взаимодействия определяется важностью гармоничного вхождения Приднестровья в международное демократическое сообщество.
Приднестровская Молдавская Республика уделяет особое внимание взаимодействию с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ, являясь посредником в переговорном процессе между Молдовой и Приднестровьем, служит весомым фактором обеспечения стабильности в регионе.
Приднестровье и в дальнейшем рассчитывает использовать европейский опыт для позитивного политического, экономического, научно-технического и культурного развития.
5. Приднестровская Молдавская Республика и международные экономические отношения
Одним из приоритетов внешней политики Приднестровской Молдавской Республики является содействие развитию национальной экономики. Для этого Приднестровье будет реализовать комплекс организационно-управленческих мер с целью:
а) создания благоприятных внешних условий для формирования в Приднестровье экономики рыночного типа;
б) расширения отечественного экспорта и рационализации импорта в страну;
в) привлечения иностранных инвестиций в Приднестровье.
6. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики
Важным направлением внешнеполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики является доведение до широких кругов мировой общественности объективной информации по основным международным проблемам по вопросам урегулирования приднестровско-молдавских отношений по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Приднестровской Молдавской Республики. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия Приднестровской Молдавской Республики.
7. Формирование и реализация внешней политики
Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики воплощает в себе идеологию государства в сфере международных отношений, определяет основные направления, пути и методы отстаивания национальных интересов Приднестровья в международных делах.
Президент Приднестровской Молдавской Республики на основе законов Приднестровской Молдавской Республики осуществляет общее руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Приднестровье в международных отношениях.
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики утверждает Концепцию внешней политики, создает условия для претворения ее в жизнь путем принятии и ратификации необходимых внутригосударственных и международных актов, а также в рамках своих конституционных полномочий ведет законодательную работу по правовому обеспечению внешнеполитического курса Приднестровской Молдавской Республики выполнению ее международных обязательств.
Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики ведет работу по непосредственной реализации внешнеполитического курса, контролирует выполнение международных обязательств и координирует деятельность органов исполнительной власти в сфере внешней политики.