Доктринальные основы исламского государства

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА
Вопросы гуманитарных наук, номер 1 за 2011 год, с. 50-55
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
1. ФОРМА ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Западная концепция формы государства.
Кратко изложим западную концепцию формы государства. Форма государства является собирательным понятием, включающим в свою очередь форму правления, государственное устройство, государственно-правовой режим.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и население, то есть эта категория показывает, кто и как правит в государстве. По форме правления государства подразделяются на республиканские и монархические.
Форма государственного устройства отражает структуру государства. Соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов существования государственной власти. Различают тоталитарные, авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
Исламская концепция формы государства.
Исламская концепция государства отличается от западной. Прежде всего это концепция исламского государства, то есть государства дар аль ислам, то есть земли ислама, и государства, построенного по исламским законам. Таким образом, эта концепция описывает только собственно исламское государство, а не все вообще государства.
Необходимо заметить, что деления по формам государственного устройства в исламе затруднено. Классическая исламская государственно-правовая доктрина полагала, что мусульман нельзя делить в государстве по народам и все мусульмане суть единая умма, нераздельная и неразрывная. Существующие федерации, например, Объединенные Арабские Эмираты или Малайзия являются объединением государств, а не народов и в этом коренное отличие от пусть даже вестернизированных основ этих государств от западного понимания федерации. Конечно и в западных странах есть территориальное деление в федерации по территориям, но это больше условность, для удобства территориального деления.
Понятие исламская форма государства является собирательным и включает в себя понятие политической формы ислама и типа исламского государства. Политическая форма государства показывает, при помощи каких доктринальных основ правит правитель, на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формы правления, но включает в себя и доктринальные вещи правления.
Тип исламского государства наиболее близок к западному понятию государственно-правового режима, однако это вся совокупность конкретных форм государств, а не только средств и способов правления.
Существующие политические формы ислама.
Исламская национальная форма в традиционализме (авторский собирательный термин) – политическая форма ислама, существующая в исламских странах, опирающая на традиционные институты власти, играющие роль дополнительности к руководящей деятельности государства, вытекающая из религиозного союза государства и общества и имеющая в качестве идеологии исламский ренесссанс. В исламской национальной форме исламские институты всего лишь дополнение к западным институтам власти для стабилизации власти и выполняют роль громоотвода в политической системе.
Исламская форма правления с точки зрения фундаменталистов – политическая форма ислама, создаваемая в исламской стране как универсальный согласованный набор правовых институтов с миссией вечного джихада и непрерывного освоения мира. В принципе исламская форма правления не совсем правильное наименование, но такое название прочно закрепилось и его приняли сами фундаменталисты. Правильнее говорить об исламистской форме государства, но звучит гораздо мене благозвучно.
Исламократия в модернизме (более широкое словоупотребление – исламская демократия) – политическая форма ислама, которую стремятся построить в исламском мире вестернизированные страты, опираясь на мировой опыт, определенную часть традиции и воплощающая дух ислама. Самое слабое место исламократии – это ее западный характер, который никак не удается скрыть.
Типы исламского государства: султанат, эмират, имамат, халифат.
Султанат.
Султанатом исторически называлось исламское государство с наследственной властью династии султана.
В мире в настоящее время два султаната: Султанат Оман в Аравии и Султанат Бруней в Юго-Восточной Азии. Султанат Оман расположен на юго-востоке Аравийского полуострова, граничит с королевством Саудовская Аравия, Объединенными Арабскими Эмиратами и Республикой Йемен. В 1970 году приход к власти Его Величества Султана Кабуса Бэн Сэида.
В настоящее время в Султанате Оман сложилась следующая система управления. Совет государства (Majlis-al-Dalwa) назначается султаном. Первое заседание в 1998 году. Совет шуры (Majlis-al-Shura) сформирован в 1991 году вместо Государственного совещательного совета (создан в 1981 году). Руководитель Совета шуры назначается королевским указом, вице-руководители выбираются самим Советом. Срок полномочий – 3 года, 82 депутата. Совет шуры обсуждает пятилетние планы развития, доносит до султана свое мнение, заботится об экологии. Международные дела полностью в ведении султана.
Регионы составляют территорию государства, их 8, в том числе автономные регионы Маскат (столица) и Дофар. Главы регионов назначаются министром внутренних дел и подчиняются ему, далее вали в 59 вилайетах. Судебная система включает Высший султанский суд и султанские суды в вилайетах.
Эмират.
Эмират есть небольшое исламское государство, характеризуемое наследственной властью династии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именно небольшой характер государства и его как бы этапность на пути возрождения халифата.
Северо-Кавказский Эмират – исламское государство, существовавшее на территории Чечни и Западного Дагестана с сентября 1919 года по март 1920 года. Поглощено РСФСР.
К середине 1918 года для борьбы с белогвардейскими армиями началось объединение горцев вокруг шейха Аварии, панисламиста Узун-Хаджи. Узун-Хаджи с небольшим отрядом горцев занял аул Ведено и объявил войну Деникину. Вскоре было провозглашено образование Эмирата Северного Кавказа.
В сентябре 1919 года в аул Ведено к Узун-Хаджи прибыл гонец, некий Иналук Арсанукаев Дышнинский, с грамотой якобы от турецкого султана. После ряда совещаний со своими сподвижниками Узун-Хаджи, по сведениям историков, объявил о создании Эмирата Северного Кавказа в качестве самостоятельной шариатской монархии под протекторатом халифа его величества оттоманского императора Магомета Вахитт Дина Шестого. Временная столица эмирата была учреждена в ауле Ведено, предполагалось при этом иметь постоянную столицу в городе Грозном. Себе Узун-Хаджи присвоил титул: его величество имам и эмир Северо-Кавказского Эмиратства, шейх Узун Хаир Хаджи Хан.
В созданном эмирате, как и в других монархических государствах, стали образовывать привилегированные сословия. Вооруженные силы эмирата состояли из 7 армий. Для управления страной было сформировано правительство во главе с великим визирем (высшим сановником) князем Дышнинским, являвшимся одновременно главнокомандующим Северо-Кавказского эмирата. В состав правительства входило 8 министров, имевших, за исключением министра юстиции, звание генерал-майора.
Имамат.
Имамат является исламским государством, в котором лидером является религиозный духовный руководитель имам, обладающий непререкаемым религиозным авторитетом. Имамат свойственен больше шиитской доктрине государственной власти и возможен его глобальный характер как у халифата.
Северо-Кавказский имамат (Имамат Шамиля) — исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829—1859 гг. Завоевано и поглощено Российской Империей. Наибольшее развитие получило в годы правления имама Шамиля (1834—1859).
Шамилю удалось сплотить полиэтничный регион и сформировать стройную централизованную систему управления. Территория была разделена на административные единицы – наибства, число и размер которых менялись в зависимости от военно-политической обстановки. Более или менее постоянными были 20, иногда их число доходило до 50. Некоторое время их объединяли в 4 губернии (округа) во главе с мудирами. Наибства делились на участки под управлением мазунов, которые занимались военными сборами и заготовкой провианта. Судебные и административные функции выполняли кадии, муфтии, алимы. Низшей единицей административного деления являлся аул, в котором сохранялась выборная система управления, однако старшины стали утверждаться имамом по представлению наибов.
Глава государства – имам-уль-Аззам (великий имам), «отец страны и шашки» являлся духовным, военным и светским вождем, имел огромный авторитет и решающий голос, однако его власть нельзя считать неограниченной. Примерно с 1841 года ежедневно, кроме пятницы, при нем заседал Диван-ханэ (высший совет) и рассматривал административные, военные, хозяйственные, судебные дела, заслушивал доклады наибов. Периодически созывались съезды наибов и алимов для обсуждения важнейших государственных проблем (1841,1845,1847,1851,1858,1859 гг.)
Местное управление находилось в руках назначаемых Шамилем наибов. Их деятельность регламентировало «Положение о наибах» : сбор налогов и ополчения, суд, наказания, забота о вдовах и сиротах. Наиба сопровождали муфтий, палач, отряд охраны – муртазикаты. Они выполняли не только роль личной гвардии высших должностных лиц имамата, но и составляли ядро войска. Эти воины отказывались от семьи, давали присягу, были наиболее религиозны и фанатично преданы имаму. Низшую административную инстанцию представляли старшины, избранные народом и утвержденные Шамилем по представлению наибов. Старшины и кадии заботились об исполнении указов и распоряжений имама, отвечали за порядок в ауле.
Халифат.
Халифат является единым всемирным исламским государством по государственно-правовой доктрине ислама.
Халифа́том называют феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — (умма). В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд. Слово Халифат (араб. Khalīfah — «наследник», «представитель») — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его халифов.
Историю Халифата условно делят на три периода. Первый период датируется 630–750. В этот период, начавшийся сразу после смерти Мухаммада, сформировалось мусульманское государство, подчинявшееся халифу. Эпоха первых четырех халифов (632–661), называемых хулафа ар-рашидун («праведные халифы»), вызвала последующие споры между теми, кто называл себя суннитами и шиитами. Последние считали, что выборный халиф, если он не является родственником пророка, не легитимен. Лишь Али, двоюродный брат и зять пророка, отец его внуков Хасана и Хусейна, принимается шиитами без оговорок в качестве халифа. В этот же период включается эпоха правления династии Омейадов (661–750), штаб-квартирой которых был Дамаск.
Второй период (750 – середина 9 в.) приходится на эпоху правления династии Аббасидов, правивших в Багдаде. В этот период халифы утратили политическую власть над основной частью мусульманского мира, так как наместники в провинциях стремились к автономии. Однако халиф сохранил за собой звание духовного главы мусульман. Фактически независимые правители признавали его духовный суверенитет, и объявляя себя его вассалами, упоминали его имя в пятничных молитвах.
Одновременно в этот период заявляют о себе новые династии халифов – Фатимиды в Египте и Омейады в Испании.
Третий период начинается в середине 9 в., продолжается до 13 в. и характеризуется упадком династии Аббасидов. Но с 1171 Аббасиды являются единственными халифами. В 1258 правление этой династии было прервано вторжением монголов под предводительством Хулагу. Захватив Багдад, монголы казнили халифа Муста’сима, который не имел наследника. Возникла беспрецедентная ситуация: мусульманский мир остался без своего духовного главы. Кровавой расправы в Багдаде избежали только два аббасида. Один из них – дядя убитого халифа, был приглашен мамлюкским султаном Байбарсом в Каир, где он был принят с почестями и в 1261 провозглашен халифом. Мамлюкские правители рассматривали присутствие аббасидов в Каире как гарантию легитимности их правления.
После завоевания турками Египта идея халифата постепенно исчезает. Однако в 18 в. она была реанимирована в виде легенды, согласно которой последний египетский Аббасид (халиф Мутаваккиль) якобы передал халифат османскому султану Селиму (1517). На самом деле 24 августа 1516 на Дабикском поле (Мардж – Дабик, неподалеку от Алеппо) произошло сражение между османскими войсками и отрядами мамлюков. Битва закончилась беспорядочным бегством мамлюков, и 28 августа турецкий султан торжественно вступил в Алеппо. На следующий день султан Селим I был увенчан титулом «Служитель обоих священных городов». Это означало, что султан принимает на себя функции духовного и светского главы всех мусульман, для которых священными городами были Мекка и Медина. Присвоив этот титул, османские султаны стали называть себя халифами и требовать от правителей других мусульманских стран признания своих верховных прав.
Автором легенды о передаче права на халифат султану от последнего Аббасида историки называют дипломата К.Мурджу д’Оссона. Халиф Мутаваккиль, увезенный османами в Стамбул, после смерти султана Селима получил разрешение вернуться в Каир, где прожил, сохраняя титул халифа, до 1543. Официально халифат был упразднен в 1924 году турецкими революционерами.
Новая исламская форма.
К новым правовым явлениям можно отнести разработку такой политической формы ислама как новая исламская форма и такого типа исламского государства как исламат. Новая исламская форма направлено на преобразование мира и ее можно определить как форму, возникающую в мусульманском мире в результате Реформации, воплощающая традиции исламской мысли и раскрывающая себя как гуманистическая система публичных институтов и права. Новая исламская форма может быть в форме халифата (арабский мир) или исламата (не в арабских странах). Измениться понимание систем таких типов исламского государства. Новая исламская форма правления раскроет себя в последующем Халифате.
Второй Новый Халифат возникнет в результате объединительной Реформации мусульманского мира. Правительства мусульманских стран или будут участвовать в данном процессе или они сменяться. Этот процесс необратим, так как застой не может продолжаться вечно. Второй Новый Халифат будет демократическим гуманистическим духовным государством, где будут соблюдаться права человека как фундамент отношений человека и государства. Второй Новый Халифат будет нацелен на объединение всех мусульманских государств различным путем, но может и не включать все мусульманские страны, оставаясь национальным государством арабов. В таком случае Второй Новый Халифат выступить ядром сообщества Халифат мусульманских государств.
Исламат как национальной государство мусульманского народа синтезирует в себе достижения демократии и традиции ислама. Во главе исламат будет стоять амир государства как верховный руководитель мусульман. Исламат будет вторым типом исламского государства в будущем наряду с халифатом, образуя сообщество мусульманских государств. Амир является выборным должностным лицом как и халиф.
2. ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОГО ПРАВА.
Источники исламского права.
К основным источникам исламского права как нормативно-правовым актам можно отнести:
Байа,
Доктрина шариата,
Фетвы.
В данном случае речь идет именно о нормативно-правовых источниках права как определенных документах, сформулированных принципах, готовых правил, а не общих источниках права как Коран, Сунна, иджма и кыйас.
Байа является конституционно-правовым договором правителя с народом об основных условиях избрания и правления. Шариат выступает целостной доктриной права, разработанной мусульманскими учеными. И наконец фетвы как умозаключения выдающихся ученых мира ислама, имеющих общепризнанный авторитет.
О природе байа.
Дадим определение байа, переводимого на русский язык как договор. Байа – это конституционно-правовой договор правителя мусульманской страны с высшим представительным органом – парламентом об условиях своего избрания и правления, что выражается в принятых на себя обязательствах и вытекающих из этого прав для их реализации.
То есть байа – это прежде всего конституционно-правовой договор. Западный мир знает понятие административно-правового договора, хотя вопрос является дискуссионный там. Но вот конституционно-правовой договор явление новое для современной мировой практики, но органичное и естественное для исламского мира.
В понятие договор вкладывает равноправие и свободная воля обеих сторон. В байа это присутствует в полной степени: и правитель и парламент свободны в своих действиях. Байа является следствием вступление в должности правителя в смысле того, что без договора невозможно не просто правление, а именно справедливое и мудрое правление на основе взаимных прав и обязанностей.
В содержание байа можно отнести следующие условия:
Условия избрания, что включает в себя факт заключения договора, соблюдение процедуры избрания и условия цензов, к которым можно отнести возраст – 35 лет, мусульманин (все-таки это есть, ведь страна мусульманская, хотя возможны и исключения), добрый и справедливый нрав (имеется ввиду поведение, репутация), высшее образование, политический опыт
Условия правления – система взаимных обязательств, возможно более конкретизированных: политических, экономических, социальных и культурных прав и обязанностей, то есть обязательства по выполнению своей предвыборной программы.
Условия досрочного ухода с поста – импичмент, по состоянию здоровья и так далее, это больше выражается именно в байа, а не в Конституции (Основном низаме).
Процедура заключения байа выглядит следующим образом: правитель избирается в стране, Меджлис аль Байа в срок от 10 до 30 дней после избрания и не позднее чем за месяц до вступления в должность предлагает заключить договор правителю. Отказ от Байа делает избрание недействительным. Попытка вступить в должность без байа есть государственный мятеж против основ власти в стране.
Байа можно отнести к числу источников конституционного права и он стоит ниже по юридической силе Конституции и выше законов. Законы не могут противоречить байа. Меджлис аль Шура вправе вносить изменения в байа. Прощу говоря, байа есть не социальное, а правовое согласие мусульман на право властвовать над ними определенным лицом.
Таким образом, байа является одним из отличительных правовых институтов исламского конституционного права и позволяет ему динамично развиваться, не теряя связи с традицией. Байа, думается, сможет сыграть положительную роль в обретении собственно исламской государственности.
Статус адата в исламе в его перспективы.
Адат исторически первое право самих мусульман, известное мусульманам. Вторым был соответственно шариат. Адат есть прежде всего право человеческой практики мусульман. И поэтому оно-то и возникло первым в то время, когда призыва еще не было и мусульман тоже не было. Человек шел от практического освоения мира и его понимания и формой регуляции отношений этого практического отношения стал адат, приобретя своеобразные черты через преломление ислама.
Соотношения адата и шариата сложно. Фундаменталисты настаивают на вытеснении адата шариатом. Мусульманские ученые первых веков ислама прямо писали о том, что три из четырех суннитских мазхаба, кроме ханбалитского, прямо допускают урф как метод применения адата. В современном виде адат не остался неизменным, а испытал широкое и многогранное влияние ислама. Ислам выступил фундаментом, ценностной системой адата, но именно ислам, а не шариат. Шариат задавал рамки развития адата, но прямого влияния не было.
Противоречие между шариатом и адатом заключается в том, что обе системы права регулируют одни и те же отношения, только адат – из области практики, а шариат как божественный закон. Если понимать шариат как созданное по божественным законам право и впрямую систему его развития, а не методы регулирования, то оно приближается к праву человеческого разума и в принципе им и является, но исходит из божественной религии, сохраняя ее концептуальные основы. Адат же, оставаясь в рамках мусульманского миропонимания, превращается в право племен, которые еще не интегрировались в единое ценностное и поведенческое пространство мусульман. Адат выступает здесь не как отсталое право, а как историческое право, регулирующее отношения, которые исчезают из общественной жизни.
Мусульманам надо предоставить право выбора и соответственно отказа от этого выбора. Адат мог бы выступить неосновной, консультативной, формой судопроизводства для членов племен. В рамках каждого племени возможно создание Свода адата и на центральном уровне Кодекс адата, регулирующий наиболее общие отношения. При халифе (президенте) может быть образована Комиссия по вопросам адата. Ее функции – окончательная инстанция по делам адат, назначение судей адата второй инстанции, предложения по общей политике в отношении племен. Судами второй инстанции выступят Судебные советы каждого племени численность свыше 200 тысяч человек и приравненные к ним племенные объединения. И, наконец, первичные суды адата, члены которых избираются Шурой (джиргой) племени и утверждаются главой (шейхом) племени.
Соотношение систем права: адата, шариата и государственного права.
Прежде всего необходимо выяснить как понимается адат, шариат и государственное право в исламе. Адат или обычное право мусульманских народов можно объяснить как система права, созданная в ходе человеческой практики как повторяющееся наиболее оптимальное правило поведения в жизненной ситуации. Шариат – божественный закон, данный мусульманам Аллахом через пророка Мухаммеда, совершенный в своем создании. Государственное право – право государства, созданное человеческим разумом в ходе своей эволюции и представляет собой наиболее рациональную форму правового регулирования.
Исторически первым появился адат как наиболее доступная система права, вырабатываемая всеми членами общества в ходе своей жизнедеятельности. Шариат не мог быть дан сразу, так как просто не был бы воспринят. Адат подготовил почву для реализации готовой формы, проще говоря, он выступил фундаментом для построения это системы. Шариат мгновенно формализовал правовые отношения, вложив их в готовую форму.
Наиболее сложным вопрос остается о статусе государственного права. Западный мир выработал полностью секуляризованное светское право, дойдя до логического завершения, в то же время мусульманский мир с трудом признавал государственное право, справедливо считая его результатом вестернизации.
К сожалению, рациональное государственное право как оригинальную систему мусульмане не выработали до сих пор, хотя работа ведется. Одновременно шариат не модернизируется, так как предполагается его неизменный характер. Шариат совершенен не в том, как он дан, а в том, как он развивается. В самом шариате заложен механизм эволюции и это возможно единственный путь его развития до момента. Когда придет новый пророк или настанет Судный день.
Необходимо развитие шариата как государственного права, вобравшего лучшие традиции первоначального того, что было дано Пророком. Та форма шариат была дана так, чтобы божественный закон был принят, иначе было бы полное непонимание. И сейчас нужно отойти от совершенного в другое историческое время.
Таким образом, адат является законом человеческой практики, шариат – божественный законом и государственное право результатом человеческого разума. Наиболее правильный путь состоит в развитии шариата, сохраняя его суть, как государственного права, исходящего из человеческой практики.
Фетвы.
Фетвы выносятся выдающими мусульманскими учеными-законоведами, имеющими общепризнанный авторитет в мусульманском мире – муджтахидами. Фетва является мнением муджтахида по конкретной правовой проблеме и должна быть основана на принципах шариата. В конечно счете фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата, впрочем, как и байа.
Фетва содержит в себе вводную часть, то есть постановку проблемы, ее описание, мотивировочную, то есть изложение доводов муджтахида и в конце повеление, то есть установленное правило поведения.
Фетвы сильно обусловлены мазхабами (правовыми школами) муджтахидов, но все же многие из фетв носят общемусульманский характер. Фетва является в какой-то степени аналогом прецедента в англосаксонской правовой системе, так как выносится конкретным человеком по конкретной правовой проблеме, однако этим человеком не является судья, а ученый.
3. КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Концепции исламской политической системы.
Можно выделить две основные концепции исламской политической системы. В основу каждой из них положены принципы как основные начала организации политической власти. В первой концепции принципы складываются из трех составных частей:
Принципы создания исламской политической системы,
Принципы функционирования исламской политической системы,
Принципы данного исламского политического института.
Принципами создания исламской политической системы являются принципы:
Таухид,
Рисалят,
Умма.
Принцип таухида означает единобожие в исламе. Аллах единственен и никто не может его увидеть. Аллах есть бог, давший мусульманам истину и веру в него. Рисалят означает пророчество Дня страшного суда. Пророк открыл мусульманам пророчество и сказало о его исполнении. Концом земной жизни мусульман будет День Страшного суда, когда Аллах будет судить всех и решать о новой жизни. Умма есть всемирная община мусульман. Ничто и никто не может разъединить мусульман в изх стремлении к познанию Аллаха и это высшая цель. Все мусульмане братья и друзья друг другу.
Принципами функционирования исламской политической системы являются:
Меджлис,
Шура,
Халиф.
Меджлис создает представительное правление мусульман для блага демократического строя и процветания мусульман. Меджлис воплощает в себе представительство мусульман на Земле перед лицом верховной власти и их право решать свою судьбу по законам Аллаха. Меджлис может принимать законы, обязательные для земной жизни мусульман.
Шура есть принцип консультаций в исламе халифа с представителями уммы. Консультации предполагают исполнение воли представителей халифом для чего он обязан узнать их волю. Халиф не может идти против воли уммы, кроме часа тяжких бедствий уммы и заблуждений мусульман и с согласия улемов.
Вторая концепция более проста и предполагает наличие общих принципов организации власти как целостную систему. К таким принципам относятся:
Суверенитет Аллаха,
Доктрина шариата как источник права,
Принцип консультаций,
Повиновение амиру,
Заключение байа.
Высший политический суверенитет принадлежит Аллаху и правитель лишь его наместник до Судного дня. Один Аллах может творить божественный суд и распоряжаться судьбами человечества.
Исламское право покоится на доктрине шариата как источнике права. Ни прецедент как в англосаксонской правовой системе, или закон в континентальной романо-германской правовой системе, а именно доктринальное понимание права. И именно из доктрины вытекает толкование права путем фетвы ученых как второй источник права.
Принцип консультации совпадает с принципом Шуры в первой концепции. Добавим только, что сейчас этот принцип приближается все больше к западному пониманию парламентаризма.
Повиновение амиру как главе государства является необходимым условием стабильного развития исламского государства. Амиру надлежит повиноваться до тех пор, пока он соблюдает шариат. Высшим критерием оценки справедливости правления амира является шариат.
Отношения народа и правителя регламентирует байа как конституционно-правовой договор. Байа несет в себя все основные обязанности правителя помимо Конституции государства. Только байа содержит конкретную программу деятельности правителя и устанавливает ответственность за ее невыполнение.
Эволюция исламской политико-правовой доктрины.
Затронем вначале вопрос о суверенитете. В классическом понимании суверенитет над мусульманами принадлежит только Аллаху как Творцу миров. Правитель же властвует как богоданное лицо. В современной доктрине: суверенитет принадлежит Аллаху, но он вручил его мусульманам до Судного дня, чтобы жили они по законам его по свободной воле. Человек есть наместник Аллаха на Земле.
В период средневековья федерация, союз не допускался. Мусульмане равны перед Аллахом и национальность их разделяет. В мусульманском мире существуют федерации, главным принципом которых является принцип единства в многообразии. Национальное более частное по отношению к исламскому и дополняет его.
Возник плюрализм политических партий. Раньше их не было, так как считалось, что мусульмане суть единая партия Аллаха. И партии их разделяют, сеют вражду. Партии вырабатывают политическую волю мусульман, обеспечивая их представительство в высших органах власти и реализацию политики в государстве.
В классическое время понятие разделения властей конечно не было. Это достижение западной политико-правовой мысли. Сейчас допускается разделение властей. Но в исламе разделение носит вторичный характер, а главное – единство и баланс властей перед лицом верховной власти правителя.
Меджлис аль Шура в классическое время, как правило, назначался правителем для совета с общиной и он имел совещательные функции. Сегодня Меджлис аль Шура имеет право принимать законы, так как Шариат есть идеальный наиболее общий закон, а Конституция и законы конкретизируют его и Шариат возможно реформировать в соответствии с новым пониманием.
В классической политико-правовой доктрине министры напрямую подчиняются главе государства. В современном понимании стал допускаться институт правительства как коллегиального органа исполнительной власти. Лавинообразно возросли функции исполнения и поэтому исламские ученые согласились с практикой создания правительства.
В судебной системе в классический период был кади всех кади. Он имел право назначать и смещать судей. Сейчас постулируется создание такого органа как Высшая судебная шура. Это коллегиальный орган, возглавляемый правителем и административно руководит судебной системой. Функции высшей судебной инстанции и управления разделены.
Возникла концепция Нового исламского мирового порядка. В классическое время мировое сообщество отсутствовало, было противоборство отдельных государств. Сейчас исламский мир стремиться занять достойное место в нем, вырабатывая свои взгляды и проводя свою внешнюю политику. Концепция Нового исламского мирового порядка предполагает равноправие и совместное развитие всего человечества и мусульман как его части.
Принцип Шура.
Чем же является принцип Шура и чем он не является ? Первое, что очевидно – это принцип власти, ее функционирования и развития, причем власти государственной и в исламском мире. Точнее, это принцип исламской политической системы, а именно принцип функционирования исламской политической системы как системы политико-правовых координат, в которой нахождятся исламские государства.
Классическое знаменитое понимание принципа Шура предполгает, что есть правитель и Шура. Правитель возможно халиф или правитель обычной мусульманской реальной страны. Шуры как орган, представляющий интересы общины мусульман, это может быть община страны или община всех мусульман в халифате – умма. Принцип Шура переводится как принцип консультаций и в таком названии он и известен. Шура же в переводе означает совет. Главная суть классического понимания данного принципа: правитель при принятии решений обязан узнать, проконсультироваться с Шурой.
Западные ученые ставят вопрос ребром: консультации не обязывают, правитель может проигнорировать или сделать вид, что он принял во внимание мнение Шуры. И реальный механизм контроля отсутствует. Сама постановка такого вопроса некорректна. Правитель есть верховная власть, а Шура законодательная. Вероятно, правильнее было бы ставить вопрос о компетенции Шуры как парламента национального государства мусульман. В таком случае, Шура как принцип превращается в Меджлис аль Шура как орган.
Принцип Шура в современном понимании звучит так: правитель обязан выполнять законы, принимаемые парламентом в рамках его компетенции. Данное понимание наиболее приближено к мировому достижению правовой мысли и позволяет выразить новое значение того, что было дано в классическое время. Необходимо коренное обновление многих положений исламской политико-правовой мысли и оно-то сейчас и происходит.
Принцип Меджлис.
Меджлис есть собрание, палата. Если Шура понимается как Совет общины, то Меджлис есть представительный властный государственный орган, принимающий решения. Одновременно Меджлис, как и также Шура, является принципом политической жизни мусульман. В самом общем виде Меджлис – это орган, принимающий решения конституционно-правового значения или по-другому – наиболее важные решения по вопросам государственной жизни. Отсюда Меджлис как принцип – это то, что в западном мире известно как представительное правление.
Меджлис есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира. Принцип Меджлис и принцип Шура есть единое целое, две стороны одной медали, одно без другого немыслимо и вместе они неразрывное целое.
Представительство означает выборный характер Меджлиса как свободно избранного парламента, представительства мусульман. Нарушение этого права ведет немедленно к деспотизму и тирании. Нарушение этого права позволяет говорить о сопротивлении угнетению.
Интересен вопрос о верхней палате парламента. Ранее политико-правовая доктрина не допускала ее образование, так как она строилась по территориальному принципу в федеративном государстве, а федерация не допускалась как раскалывающая мусульман. Все мусульмане едины и равны – так говорилось об этом. Сейчас произошло изменение взглядов: все равны в вере и вместе в разнообразии целое. Наиболее целесообразно верхнюю палату составлять из глав султанатов- султанов, чем достигается взаимодействие региональной и союзной властей. Возможно, данный орган позволит наиболее правильно организовать такое взаимодействие.
Мусульманский мир долго шел к этому принципу, так как божественность предполагает очевидность и самодоказуемость власти правителя, но пока эта власть не наступила, надлежит руководствоваться человеческим разумом.
4. УСТРОЙСТВО ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Халиф Халифата.
Предполагаемая кандидатура на должность халифа также должна отвечать определенным требованиям. В первую очередь кандидат должен быть справедливым и популярным человеком способным на вынесение решений (иджтихад) по первоисточникам религии – Корану и Сунне, то есть он должен быть ученым человеком. Кроме того, он должен обладать всеми необходимыми качествами для управления государством – решительностью, храбростью, способностью защитить государство. Большое значение имеет и физическая полноценность и здоровье кандидата. Он должен быть здоровым человеком и лишен явных физических недостатков.
После своего избрания халиф в качестве главы государства обязан выполнять следующие функции:
Обеспечивать действие шариата;
Защищать неприкосновенность имущества и всех видов собственности граждан;
Обеспечивать всех граждан минимальными средствами к существованию;
Защищать государство от внешней агрессии и укреплять границы;
В случае агрессии врага вести военные действия;
Организовать сбор различных видов налога (закята и джизьи);
Обеспечить государственных служащих достаточным жалованием;
Обеспечить социальные выплаты, установленные религией, всем нуждающимся;
Выполнять все основные государственные и религиозные обязанности самому.
В обязанности граждан страны входит безусловная поддержка и подчинение халифу. Такая полная поддержка должна быть только в том случае, если халиф на деле показывает свою полную приверженность шариату. Если халиф же открыто нарушает положения религии, следует своим страстям и даже если совершает сомнительные с точки зрения религии действия, то может возникнуть проблема его несоответствия занимаемый должности. Однако это необходимо подробно исследовать и доказать. Если же согрешивший халиф раскается и снова приведет свои действия в соответствие с шариатом, то для продолжения пребывания у власти необходимо его новое избрание. Также является неправомочным пребывание у власти халифа еще в двух случаях: если у него имеются явные физические недостатки и если он не свободен в своих действия и является марионеткой других лиц.
Амир исламата.
Исламат возглавляет амир государства как верховный политический руководитель государства. Амир является прежде всего политическим лидером, действующим в согласии с духовным главой мусульман страны шейх-уль-ислам. Налицо их симбиоз, союз, как в халифате. Амир не обязательно должен обладать ученостью. Он прежде всего должен быть храбрым и умным политическим лидером, однако широко образованным и понимающим проблемы ислама. Амир должен быть лише явных физических недостатков и обладать душевным здоровьем.
Высшим критерием деятельности амира является общественная польза и следование шариату. Амиру надлежит повиноваться, пока он поступает для блага государства в согласии с шариатом. Амира необходимо отстранить от должности, если он преследует в своей деятельности частный интерес или подвержен пагубным страстям. Амир обязательно должен быть мусульманином по вероисповеданию.
К вопросу о классификации Меджлисов.
Сначала определим, что же такое Меджлис. Меджлис – представительный орган, решающий вопросы конституционно-правового значения. Имеется ввиду и принятие законов в данном случае. Шура – профессиональный орган по рассмотрению важных государственных вопросов. Джирга – представительный орган племени или федерации племен в общинном исламе или устройстве. Диван – совет верховной власти, совещательный орган или орган по реформе.
Наиболее полное наименование Меджлисов можно представить так:
Меджлис аль Умма (Вселенское собрание),
Меджлис аль Байа (Собрание договора),
Меджлис аль Шура (Палата совета),
Меджлис аль Улема (Духовная палата),
Меджлис аль Даава (Палата призыва),
Меджлис аль Шариа (Палата шариата),
Меджлис аль Эмира (Палата эмиров).
Меджлисы.
Дадим определения. Меджлис аль Умма – вселенский представительный орган мусульман верховной учредительной власти по изменению высшего правового закона, данного мусульманам, то есть шариата. Дело в том, что шариат есть высший закон, но он понимается мусульманами и это понимание меняется в соответствии с историческим временем. К тому же, первоначально шариат как право был дан для регулирования жизни общества первых веков хиджры. Именно вселенский орган мусульманам в соответствии с исламским духом и законами Аллаха может изменить шариат как закон всех мусульман.
Меджлис аль Байа – высший представительный орган Халифата или в мусульманской стране, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования. В принципе, если Меджлис аль Умма может составляться из высших Меджлисов или избираться всеми мусульманами, то Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.
Меджлис аль Шура – высший законодательный орган халифата или в мусульманской стране, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет. Меджлис аль Шура – это однопалатный парламент. Как правило, все-таки унитарного государства, федерализм признается с трудом как раскалывающий единство мусульман, Ведь Коран не знает национального деления, а только религиозную принадлежность.
Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц как орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата. В принципе, говоря откровенно, это орган духовенства, так сказать, профессиональный, в том числе, и с представительством духовных авторитетов, не принадлежащих к церкви. Главное – это духовный авторитет лиц, их высшая сила в обществе, которая позволяет им выносить подобные решения.
Меджлис аль Даава – высший представительный орган, являющийся по сути верхней палатой парламента, то есть контролирующий, уравновешивающий Меджлис аль Шура, органом. Избирается он или парламентами исламских земель или мусульманами в административно-территориальных единицах. Он обладает, например, функциями высшего суда для должностных лиц.
Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых. Меджлис аль Шариа может вносить свои предложения в органы государственной власти и в его состав входят признанные выдающиеся муджтахиды, но он не должен подменять собой официальные государственные органы. Можно указать, что Меджлис аль Шариа может быть органом подготовки изменений к шариату.
Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов) в Халифате и мусульманской стране. Это именно опять же совещательный орган, вносящий свои предложения главе государства для совершенствования работы, но это не орган, принимающий решения. Хотя возможен вариант, когда Меджлис аль Эмира может быть вместо Меджлиса аль Даава или третья палата парламента, но это вряд ли возможно.
Таким образом, Меджлис аль Байа, Меджлис аль Шура, Меджлис аль Улема, Меджлис аль Даава, Меджлис аль Эмира являются государственными органами. Меджлис аль Улема – духовная палата. Меджлис аль Даава и Меджлис аль Эмира органами территориального представительства. Меджлис аль Эмира и Меджлис аль Шариа – органы совещательного характера.
Проблема правительства.
Система организации органов исполнения:
Исполнительный помощник ведомства – назначается главным везирем с согласия халифа из числа большинства исламских партий в Меджлисе и несет ответственность перед Меджлисом.
Исполняющий обязанности министр – «назначен» до Дня Страшного суда, единственный критерий оценки – Аллах в День суда.
Амир ведомства – назначается главным везирем с согласия халифа из числа государственных служащих и он ответственен перед халифом.
Согласно классической исламской государственно-правовой доктрине халиф или имам не имеют правительства как коллегиального органа исполнительной власти. Правительство есть ненужная преграда между великим везирем как начальником канцелярии и везирями или исполнительными помощниками (руководителями) ведомств. Руководители напрямую подчиняются ему. Сейчас в доктрине исламской формы правления это институт не вполне признан, но в практике произошло его окончательное утверждение как органа, возглавляющего исполнительную власть или сферу исполнительных дел.
5. ШАРИАТСКАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.
Хисба.
Европа знает суд как орган разрешения конфликтов, а исламская политико-правовая доктрина обосновала административный способ разрешения конфликтов и, в том числе, конфликтов в области прав человека. Современная политическая жизнь мусульман знает такой институт как Канцелярия жалоб, которая представляет материалы конфликта для разрешения вопроса главой государства. Хисба же является межведомственным органом по административному разрешению конфликтов о праве.
Признаки хисбы:
Орган государственной власти,
Межведомственный орган,
Окончательная инстанция по разрешению административных конфликтов по своей компетенции,
Орган полицейского надзора в области нравов,
Включает в свой состав системы административных судебных трибуналов.
Хисба включает главного мухтасиба, мухтасибов провинций, Апелляционную коллегию мухтасибов, полицию нравов и судебные административные трибуналы. Таким образом, хисба имеет трехчленную структуру мухтасибов, полиции и суда.
Главный мухтасиб имеет право рассматривать споры ведомств и принимать обязательные решения, кроме решений по деятельности правительства. Стороны могут оспорить решение мухтасиба в Апелляционной коллегии мухтасибов, чье решение окончательно. Главный мухтасиб руководит полицией нравов, а мухтасибы провинций ее территорильными подразделениями.
В систему хисбы входят судебные административные трибуналы как органы суда, рассматривающие споры с участием государства и граждан. Судебные административные трибуналы включают Верховный административный трибунал и Административные трибуналы провинций. Судьи административных трибуналов назначаются и освобождаются от должности Высшей судебной шурой государства. В заключение можно отметить, что предлагаемый институт позволит эффективно решать поставленные перед ним задачи.
К вопросу о Высшей судебной шуре.
Прежде всего о статусе высшего судебного органа. Это орган судебной власти и поэтому он воплощает в себе государственное начало, начало государственной власти. Но при этом он не должен пересекаться с органами самоуправления судебного сообщества или с органами отправления правосудия как такового. Должно быть достигнуто равновесие.
Поднимается вопрос о кади всех кади вместо Высшей судебной шуры. Кадит всех кади будет совмещать функции и отправления правосудия и возглавлять судебную власть. На наш взгляд это не вполне правильно. Высшая судебная шура есть орган административного руководства судебной системой со стороны государства, а кади всех кади будет совмещать такие важнейшие функции. Он физически не сможет справиться с таким объемом работы и поэтому реально все будет решать его канцелярия, готовящая документы, да и в принципе это орган далекого прошлого, мусульманского средневековья.
Главу Судебной власти ИРИ назначает лидер страны (рахбар) на пятилетний срок из числа «сведущих в судебных делах муджтахидов». Глава Судебной коллегии имеет право назначать и увольнять судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически независим от двух других ветвей власти: исполнительной и законодательной, и ответственен только перед Лидером страны. Министр юстиции в исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную судебную роль.
Вряд ли целесообразно создавать единый орган для прокурорского и судейского сообществ, тем более что прокуратура строится целиком на подчинении и централизации. В то же время судебное сообщество внутренне плюралистично и допускает широкое самоуправление.
Наконец, к вопросу о том, кто будет возглавлять Высшую судебную шуру. Кади всех кади либо глава государства. Думается, что должность кади всех кади как лица, возглавляющего судебную власть, неприменима в современных условиях. Высшую судебную шуру должен возглавлять глава государства как высшее должностное лицо, направляющее государственную политику в области административного руководства судебной системой.
Структура шариатской судебной системы.
Решение данного вопроса зависит напрямую от понимания сущности шариата. Если шариат понимается как божественный закон, данный в неизменном виде, то структура будет следующая. В данном случае на самом деле будет две структуры: для мусульман и немусульман. Для мусульман наиболее вероятен такой вариант: Верховный шариатский суд, Апелляционный окружной шариатский суд и первичный (участковый) шариатский суд кади. Для немусульман западноевропейская система права и соответственно – и судебная система. Обычно это Верховный суд по уголовным делам, участковые суды по уголовным делам, Высший суд по гражданским делам и Суд по социальным и трудовым делам.
Если же шариат понимается как развивающееся государственное право с общими принципами функционирования, но проявляющее себя в разнообразных правовых формах мусульманских государств, то может быть возможна и такая система. Конституционный суд как орган исламской конституционной юстиции, система арбитражных шариатских судов во главе с Высшим шариатским арбитражным судом, система судов общей юрисдикции, включающая Верховный суд и суды по уголовным и гражданским делам. Административные шариатские трибуналы как органы административной юстиции наиболее целесообразно включить в структуру хисбы.
В принципе на самом деле, структура шариатской судебной системы во втором случае очень будет похожа на то, что мы видим в западноевропейских странах, но, возможно, будет создано и что-то глубоко оригинальное. В любом случае параллели будут очевидны. В данном случае мусульманским странам придется в какой-то степени повторить путь западного мира, творчески перерабатывая его.
Наиболее положительным здесь является опыт Германии в части построения разнообразной судебной системы и опыт Франции в области административной юстиции. Также рациональным кажется и опыт России в области арбитражных судов. В любом случае все это позволит мусульманам создать подлинно исламскую судебную систему.
6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ХАЛИФАТА).
Соотношение власти халифа и султанов.
Первый исторический Халифат базировался по мнению средневековых мусульманских мыслителей на взаимосвязи трех элементов: халифа, султанов и улемов. Последние выступали как корпоративное сословие во главе религиозным главой всех мусульман шейх-уль-ислам. Именно на согласии этих трех политических субъектов базировался мир и спокойное развитие Первого Халифата. Эта концепция не осталась неизменной – изменилось время и изменилось и ее содержание, но основы не поколебались.
Халиф представляет собой верховную власть в Халифате, султаны же главы мусульманских земель – султанатов. Это разные уровни власти во Второй новом Халифате. Если раньше султаны возглавляли всю власть в султанатах, то теперь исполнительную или там все равно есть правительство как орган исполнительной власти. Появился и Меджлис как парламент мусульман. Взаимоотношения халиф и султанов можно охарактеризовать как подчинения законам в рамках своей компетенции, установленной Основным низамом Халифата и последующими законами государства.
Халиф представляет Халифат в международных отношениях, султаны представляют султанаты в отношениях с халифом как властители. Вали представляют вилайеты в отношениях с султанатами. И так далее. Данная система является оправданной и целесообразной при функционировании политических институтов Халифата.
Халиф первое лицо в Халифате, султан и они принимают решения о направлениях развития страны. Естественно, необходимо увязывание воли султанов и халифа в единое целое и одними волевыми решениями халифа много не сделаешь. Встает вопрос об органе представительства султанов, куда бы входили султаны по должности. Таким органом мог бы стать Меджлис аль Даава как верхняя палата союзного парламента Халифата.
Данное понимание соотношения власти халифа и султанов полностью соответствует мусульманского историческому властному миропониманию и позволяет приблизиться к оптимальной точке взаимодействия всех уровней власти в Халифате.
Эмиратство.
Прежде всего определим, что такое эмиратство. Эмиратство – федеральный округ в федеральном исламском государстве, то есть административно-территориальная единица, создаваемая федеральными властями для эффективности управления вилайетами со стороны федерального центра. Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства. Султанат – административно-государственная единица в возможном будущем Втором Новом Халифате мусульман как исламское национальное государство.
К органам эмиратства можно отнести: Эмира, Шура эмиратства, территориальные службы федеральных ведомств. Эмиром может быть гражданин Халифата., старше 35 лет, возможно немусульманин в христианском эмиратстве либо очень близкий к мусульманам, имеющий высшее образование и опыт управленческой деятельности.
Шура эмиратства составляет: половина от – руководители вилайетов и половина руководители территориальных служб федеральных ведомств. Шура эмиратства является консультативным органом при Эмире, обсуждая вопросы государственного управления. состав Шуры определяет сам Эмир и он несет ответственность за невыполнение рекомендаций Шуры эмиратства.
Предполагается, что эмиратство по территории будет совпадать с султанатом для удобства и четкости государственного управления и эмиратство делиться на более мелкие единицы не будет в отличие от султаната, включающего вилайеты, хакимияты и джамааты.
Эмиратство может образовываться по решению Премьер-министра либо Халифа и оформляется решение в виде низама. Предложение об этом может вносить Меджлис аль Эмира либо Премьер-министр. Главными критериями создания эмиратства могут быть историческая общность языка, культуры, религии и так далее. Один султанат может совпадать с территорией нескольких эмиратств, но эмиратства не должны включать территорию разных султанатов, то есть от двух и более.