Конституция Эритреи
КОНСТИТУЦИЯ ЭРИТРЕИ
Ратифицированная Конституционной Ассамблеей,
23 мая 1997 года
Преамбула
Мы, народ Эритреи, объединились во всеобщей борьбе за наши права и общую судьбу.:
С безграничной благодарностью множеству тысяч наших мучеников, пожертвовавших своими жизнями во имя наших прав и независимости, во время долгой и героической революционной борьбы за освобождение, а также храбрости и стойкости наших эритрейских патриотов и пожиная плоды единства и справедливости, завещанные нашими мучениками и бойцами,
Понимая, что священным долгом всех граждан является строительство сильной и продвинутой Эритреи на принципах свободы, единства, мира, стабильности и безопасности, достигнутых путём долгой борьбы всех жителей Эритреи, чью традицию мы должны почитать, хранить и развивать.
Осознавая, что для строительства продвинутой страны необходимо, чтобы единство, равенство, любовь к правде и справедливости, самонадеянность и трудолюбие, которые мы прививали на протяжении нашей революционной борьбы за независимость и которые помогли нам одержать победу, должны стать нашими центральными национальными ценностями.
Признавая тот факт, что для развития и здоровья нашего общества необходимо, чтобы мы унаследовали и усовершенствовали традиционную помощь и братство, основанные на общественности, уважение к старшим, семье, взаимное уважение и внимание;
Уверены в том, что установление демократического порядка с помощью участия и в ответ на нужды и интересы граждан, что гарантирует признание и защиту прав граждан, человеческого достоинства, равенства, сбалансированного развития и удовлетворения материальных и духовных нужд граждан, является основой экономического роста, социальной гармонии и прогресса;
Признавая тот факт, что героическое участие эритрейских женщин в борьбе за независимость, права человека и солидарность, основанное на равенстве и взаимном уважении, вызванном такой борьбой, послужит нерушимой основой нашей приверженности к созданию общества, в котором женщины и мужчины будут взаимодействовать по принципам взаимного уважения, солидарности и равенства;
Желая, чтобы Конституция, которую мы принимаем, была оглашением между нами и правительством, которое мы будем формировать по своей собственной воле, как средство правления в гармонии этим и будущими поколениями и для укрепления справедливости и мира, основанных на демократии, национальном единстве и букве закона;
Сегодня, 23 мая 1997 года в эту историческую дату после активного народного участия, одобряем и торжественно ратифицируем, через Конституционную Ассамблею, данную Конституцию как фундаментальный закон нашего суверенного и независимого государства Эритреи.
Глава I: Общие нормы
Статья 1 — Государство Эритрея и его территория
1. Эритрея является суверенным и независимым государством, основанным на принципах демократии, социальной справедливости и буквы закона.
2. Территория Эритреи включает все её территории, в том числе острова, территориальные воды и воздушное пространство, ограниченное общепризнанными границами.
3. В государстве Эритрея, суверенная власть находится в руках народа и должна выполняться согласно нормам данной Конституции.
4. Правительство Эритреи должно быть установлено путём демократических процедур для представления суверенитета народа и должно иметь сильные ведомства, привлекая народное участие и служа основой жизнеспособного демократического политического порядка..
5. Эритрея является унитарным государством, разделённым на единицы местного правления. Полномочия и обязанности этих единиц должны определяться законом.
Статья 2 — Верховенство Конституции
1. Эта Конституция является юридическим выражением суверенитета народа Эритреи.
2. Данная Конституция провозглашает принципы, на которых основано государство и согласно которым оно должно управляться, и определяет организацию и функционирование правительства. Она является источником легитимности государства и основой защиты прав, свобод и достоинства граждан и справедливого управления.
3. Данная Конституция является верховным законом страны и источником всех законов государства, а все законы, указы и акты, противоречащие её нормам и духу, не должны иметь юридическую силу.
4. Все органы государства, все общественные и частные ассоциации и ведомства, а также все граждане обязуются выполнять и оставаться верными Конституции, а также обеспечить её соблюдение.
5. Данная Конституция должна служить базой для внедрения конституционной культуры и просвещения граждан с целью уважения фундаментальных прав и обязанностей человека.
Статья 3 — Гражданство
1. Любое лицо, отец или мать которого является гражданином или гражданкой Эритреи, является гражданином Эритреи по рождению.
2. Любой иностранный гражданин может получить эритрейское государство согласно закону.
3. Детали касательно гражданства должны регулироваться законом.
Статья 4 — Национальные символы и языки
1. Флаг Эритреи должен иметь зелёные, красные и голубые цвета с золотыми листьями оливы. Детальное описание флага должно определяться законом.
2. Эритрея должна иметь Национальный гимн и герб, отражающие историю и надежды своего народа. Детальное описание Национального гимна и герба должно определяться законом
3. Равенство всех эритрейских языков гарантируется.
Статья 5 — Упоминание пола
Несмотря на формулировку нормы в данной Конституции по поводу пола, все её статьи должны в равной степени применяться к обоим полам.
Глава II: Национальные цели и руководящие принципы
Статья 6 — Национальное единство и стабильность
1. Так как народ и правительство стремятся установить единую и продвинутую страну в контексте разнообразия Эритреи, ими должен руководить основной принцип «единство в многообразия».
2. Государство должно, через участие всех граждан, обеспечить национальную стабильность и развитие, поощряя демократический диалог и национальный консенсус и закладывая стойкую политическую, культурную и моральную основу национального единства и социальной гармонии.
3. Государство должно обеспечить мирные и стабильные условия, устанавливая подходящие коллегиальные ведомства, и ускорять регулируемый правом экономический и социальный прогресс.
Статья 7 — Демократические принципы
1. Основополагающим принципом государства Эритреи является гарантия для его граждан широкого и активного участия во всей политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.
2. Любое действие, нарушающее человеческие права женщин или ограничивающее или иным образом препятствующее их роли и участию, запрещается.
3. Для побуждения и развития инициативы народа и его участия в сообществах должны быть учреждены соответствующие ведомства.
4. Согласно нормам данной Конституции и законам, вступившим в силу согласно ей, все граждане Эритреи без различий имеют гарантию равных возможностей для участия на любом лидерском посту в стране.
5. Ведение дел в правительстве и всех организациях должно быть подконтрольно и прозрачно.
6. Организация и функционирование всех политических, общественных ассоциаций и движений должны руководствоваться принципами национального единства и демократии.
7. Государство должно создавать условия, необходимые для развития политической культуры, определяемой свободным и критическим мышлением, толерантностью и национальным консенсусом.
Статья 8 — Экономическое и социальное развитие
1. Государство должно стремиться к созданию возможностей для обеспечения выполнения прав граждан на социальную справедливость и экономическое развитие и выполнению их материальных и духовных потребностей.
2. Государство должно работать для обеспечения сбалансированного и постоянного развития по всей стране и должно использовать все доступные средства, чтобы все граждане могли постоянно улучшать свои средства существования с помощью своего участия.
3. В интересах настоящих и будущих поколений государство должно нести ответственность за управление все земельными, водными, воздушными и природными ресурсами и за сбалансированное и постоянное руководство, а также за создание правильных условий для обеспечения участия народа в защите окружающей среды.
Статья 9 — Национальная культура
1. Государство должно нести ответственность за создание и укрепление условий, благоприятных для развития национальной культуры , способной к выражению национальной идентичности, единства и прогресса народа Эритреи.
2. Государство должно укреплять ценности общественной солидарности и любви, а также уважения к семье.
3. Государство должно способствовать развитию искусства, науки и спорта и должно создавать благоприятные условия для того, чтобы люди работали в атмосфере свободы и проявляли свою креативность и инновацию.
Статья 10 — Компетентная система правосудия
1. Система правосудия Эритреи должна быть независимой, компетентной и подконтрольной согласно Конституции и законам..
2. Суды должны работать при системе правосудия, способной вершить быстрый и равный для всех суд и легкой для понимания и доступа всех людей.
3. Судьи не должны совершать коррупцию иди дискриминацию и при вынесении решения не должны делать различия между людьми.
4. Государство должно способствовать равному для всех внесудебному улаживанию споров через мировую сделку, медиацию или арбитраж
Статья 11 — Компетентная гражданская служба
1. Гражданская служба Эритреи должна иметь эффективные, целесообразные и подконтрольные административные учреждения, посвятившие себя службе народу.
2. Все административные учреждения должны быть свободны от коррупции, дискриминации и задержки в предоставлении эффективной и равной для всех государственной службы.
Статья 12 — Национальная оборона и защита
1. Оборонные и защитные силы Эритреи должны подчиняться и следовать Конституции и установленному согласно ей правительству..
2. Оборонные и защитные силы являются неотъемлемой частью общества и должны быть эффективными и уважительными по отношению к народу.
3. Оборонные и защитные силы должны быть компетентными и подчиняться и регулироваться законом.
4. Оборонные и защитные силы Эритреи зависят от народа и его активного участия.
Статья 13 — Внешняя политика
Внешняя политика Эритреи основывается на уважении к государственному суверенитету и независимости, а также на укреплении интересов регионального и межнационального мира, сотрудничества, стабильности и развития.
Глава III: Основные права, свободы и обязанности
Статья 14 — Равенство перед законом
1. Все люди равны перед законом.
2. Никого нельзя дискриминировать по расе, этническому происхождению, языку, цвету кожи, полу, религии, ограниченным способностям, возрасту, политическим взглядам, социальному или экономическому статусу или любым другим соответствующим факторам.
3. Национальная Ассамблея должна приводить в действие законы, которые могут помочь в устранении неравноправий в эритрейском обществе.
Статья 15 — Право на жизнь и свободу
1. Никто не может быть лишён жизни без соответствующего законного процесса.
2. Никто не может быть лишён свободы без соответствующего законного процесса.
Статья 16 — Право на человеческое достоинство
1. Достоинство всех людей должно быть ненарушимо..
2. Никого нельзя подвергать пыткам или жестокому, нечеловеческому или деградирующему обращению или наказанию.
3. Никого нельзя держать в рабстве или неволе, также как никого нельзя принуждать к труду без разрешения закона.
Статья 17 — Арест, задержание и справедливей суд
1. Никого нельзя арестовать или задержать кроме как согласно законному процессу.
2. Никого нельзя судить или осудить за любое действие или бездействие, не составляющее уголовного преступления во время его совершения.
3. Любое арестованное или задержанное лицо должно быть проинформировано об основаниях для ареста или задержания и оправах, которые оно имеет в связи со своим арестом или задержанием на понятном ему языке.
4. Любое лицо, находящееся под задержанием, должно быть представлено в суд в течение сорока восьми (48) часов после его ареста, а если это невозможно по некоторым причинам, как можно скорее после истечения данного срока, и никого нельзя держать в заключении больше этого срока без разрешения суда.
5. Любое лицо должно иметь право на подачу петиции в суд на основании судебного приказа о защите неприкосновенности личности от произвольного ареста. Если офицер, совершивший арест, не представляет арестованное лицо в суд и приводит основания для этого ареста, суд должен принять петицию и приказать освободить заключённого.
6. Любое лицо, обвиняемое в преступлении, должно иметь право на справедливый, скорый и публичный судебный процесс при условии, однако, что суд может исключить прессу и общественность со всего или части слушания по причинам морали или национальной безопасности, как полагается в справедливом и демократическом обществе.
7. Лицо, обвиняемое в преступлении, должно считаться невиновным, пока его не объявят виновным в суде.
8. Если обвиняемого осудили, он должен иметь право подать апелляцию. Ни одно лицо не имеет право на повторный процесс по любому уголовному преступлению, по которому уже вынесен приговор.
Статья 18 — Право на приватность
1. Каждое лицо имеет право на приватность.
2. (a) Никто не может быть подвергнут обыску так же, как ни в чьи владения нельзя проникать или обыскивать, а также нельзя вмешиваться ни в чьё общение, корреспонденцию или другое имущество без основательной причины.
(b) Нельзя выдавать разрешение на обыск, кроме как по правдоподобной причине, закрепления присягой подробного описания места обыска и лиц, а также вещей, которые необходимо захватить..
Статья 19 — Свобода совести, религии, самовыражения, передвижения, собраний и организаций
1. Любое лицо имеет право на свободу мысли, совести и мнения..
2. Любое лицо имеет свободу речи и самовыражения, включая свободу прессы и других средств массовой информации.
3. Любой гражданин должен иметь право доступа к информации.
4. Любое лицо должно иметь свободу исповедования любой религии и проявления такого вероисповедания.
5. Все люди должны иметь право на собрания и мирные демонстрации наравне с остальными.
6. Любой гражданин должен иметь право формировать организации с политическими, социальными, экономическими и культурными целями.
7. Любой гражданин должен иметь право заниматься любой законной профессией, работой или торговлей.
8. Любой гражданин должен иметь право на свободное передвижение в пределах Эритреи и за её границей и проживать в любой её части.
9. Любой гражданин должен иметь право покидать и въезжать в Эритрею и иметь паспорт или любые другие документы для путешествий.
Статья 20 — Право голосования и права стать кандидатом на выборную должность
Любой гражданин, соответствующий требованиям избирательного закона, должен иметь права голосовать и участвовать в выборах в качестве кандидата.
Статья 21 — Экономические, социальные и культурные права и обязанности
1. Любой гражданин должен иметь право равного доступа к государственным социальным услугам. Государство должно стремиться в рамках своих ресурсов сделать для всех граждан доступными здоровье, образование, культурные и другие социальные услуги..
2. Государство должно обеспечить в рамках имеющихся средств социальное благополучие всех граждан и в особенности неблагополучных.
3. Любой гражданин должен иметь право свободно участвовать в любой экономической деятельности и заниматься любым законным бизнесом.
4. Государство и общество должны нести обязанность определения, сохранения и развития, по необходимости и завещания последующим поколениям исторического и культурного наследия и должно заложить необходимую основу для развития искусства, науки, технологии и спорта, этим побуждая граждан к участию в подобных мероприятиях..
5. Национальная Ассамблея должна ввести в силу законы, гарантирующие и обеспечивающие социальное благополучие граждан, пара и условия труда и другие права и обязанности, перечисленные в данной статье.
Статья 22 — Семья
1. Семья является естественной и фундаментальной единицей общества и имеет право на защиту и особый уход со стороны государства и общества.
2. Мужчины и женщины правоспособного возраста должны иметь право по их согласию вступать в брак и свободно основывать семью без какой-либо дискриминации, и они должны иметь равные права и обязанности по поводу всех семейных дел..
3. Родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей с заботой и нежностью; в взамен, дети имеют право и обязанность уважать своих родителей и содержать их в пожилом возрасте..
Статья 23 — Право на имущество
1. Согласно нормам подстатьи 2 данной статьи, любой гражданин имеет право в любом месте в Эритрее, приобрести и использовать имущество индивидуально или совместно с другими и завещать его своим наследникам и преемникам.
2. Все земельные и все природные ресурсы над и под поверхностью территории Эритреи принадлежат государству. Интересы, которые граждане имеют по отношению к земле, должны определяться законом.
3. Государство может в национальных и общественных интересах забрать имущество после оплаты справедливой компенсации и в соответствии с должным законным процессом.
Статья 24 — Административная компенсация
1. Любое лицо с административным вопросом должно иметь право быть выслушанным с уважением соответствующими административными чиновниками и получить быстрые и равноправные ответы от них.
2. Любое лицо с административным вопросом, в чьи права или интересы вмешиваются или угрожают, должно иметь право на требование должной административной компенсации.
Статья 25 — Обязанности граждан
Все граждане должны иметь обязанность:
1. сохранять преданность Эритрее, стремиться к её развитию и укреплять её процветание;
2. быть готовым к обороне страны;
3. выполнить свой долг в национальной службе;
4. укреплять национальное единство;
5. уважать и защищать Конституцию;
6. уважать права других; а также
7. выполнять требования закона.
Статья 26 — Ограничения по основным правам и свободам
1. Основные права и свободы, гарантируемые данной Конституцией, могут ограничиваться лишь в той степени, если это в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, здоровья или морали, для предотвращения общественных беспорядков или преступления или для защиты прав и свобод других.
2. Любой закон, предусматривающий ограничение основных прав и свобод, гарантируемых данной Конституцией, должен:
a) соответствовать принципам демократии и справедливости,
b) иметь общее применение и не должны отрицать основное содержание соответствующего права или свободы;
c) указывать определённую степень такого ограничения и определить статью или статьи закона, на которых должно основываться подобное ограничение.
3. Нормы подстатьи 1 данной статьи не должны быть использованы для ограничения основных прав и свобод, гарантируемых статьями 14(1) и (2); 15; 16; 17(2), (5), (7) и (8); а также 19(1) данной Конституции.
Статья 27 — Чрезвычайное положение
1. Во время, когда общественная безопасность или защита или стабильность государства находится под угрозой войны, внешнего вторжения, гражданского беспорядка или природной катастрофы, президент может прокламацией, опубликованной в официальной правительственной газете, объявить о существовании чрезвычайного положения в Эритрее или какой-либо её части.
2. Объявление по подстатье 1 данной статьи не должно вступать в силу , пока не будет одобрено резолюцией, принятой большинством двух третей всех членов Национальной Ассамблеи. Объявление, сделанное, когда Национальная Ассамблея находится на сессии, должно быть представлено в течение двух дней после его опубликования или же Национальная Ассамблея должна быть созвана для встречи и рассмотрения декларации в течение тридцати дней с её опубликования..
3. Декларация, одобренная Национальной Ассамблеей согласно подстатье 2 данной статьи, должна быть в силе в течение шести месяцев после такого одобрения. Национальная Ассамблея может резолюцией голосованием большинства двух третей всех своих членов расширить одобрение декларации на период трёх месяцев за один раз.
4. Национальная Ассамблея может в любое время резолюцией отозвать декларацию , одобренную ей согласно нормам данной статьи.
5. Объявление чрезвычайного положения или любых принимаемых мер или законов, введённых в силу согласно ему, не должно
a. отменять статьи 14(1) и (2); 16; 17(2); и 19(1) Конституции;
b. давать помилование или амнистию лицу или лицам, которые действуя по разрешению государства, совершили неправомерные действия; или
c. вводить военное положение, если нет внешнего вторжения или гражданского беспорядка.
Статья 28 — Введение в силу основных прав и свобод
1. Национальная Ассамблея или любой подчиняющийся ей законодательный орган не могут составлять закон, а исполнительная власть и ведомства правительства не могут совершать какое-либо действие, которое отменяет или ограничивает основные права и свободы, данные этой Конституцией, без разрешения по данной Конституции. Любой закон или действие, нарушающее её, должно быть лишено юридической силы.
2. Любое пострадавшее лицо, которое заявляет, что основное право или свобода, гарантируемые данной Конституцией, не предоставлены или нарушены, должен иметь право подать петицию в компетентный суд для требования компенсации. Если установлено, что такое основное право или свобода не предоставлены или нарушены, суд должен иметь полномочия составить приказы, необходимые для обеспечения истца этим основным правом или свободой, а если истцу нанесен ущерб, включить выплату денежного вознаграждения.
Статья 29 — Остаточные права
Права, перечисленные в данной главе, не должны исключать другие права, исходящие из духа данной Конституции, и принципы общества, основанные на социальной справедливости, демократии и букве закона.
Глава IV: Национальная Ассамблея
Статья 30 — Представление народа
1. Все граждане Эритреи возраста восемнадцати лет и старше должны иметь право на голосование..
2. Национальная Ассамблея должна ввести в силу избирательное право, которое должно обеспечивать представление и участие народа Эритреи.
Статья 31 — Учреждение и срок службы Национальной Ассамблеи
1. Должна существовать Национальная Ассамблея, которая должна являться верховным репрезентативным и законодательным органом.
2. Национальная Ассамблея должна состоять из представителей, избранных народом.
3. Члены Национальной Ассамблеи должны избираться секретным голосованием среди всех граждан, имеющих право голоса.
4. Члены Национальной Ассамблеи являются представителями народа Эритреи в целом. При выполнении своих обязанностей, они руководствуются целями и принципами Конституции, интересами народа и страны и своей совестью.
5. Первая сессия Национальной Ассамблеи должна проводиться в течение одного месяца после общих выборов. Срок служб Национальной Ассамблеи должен быть пять лет с даты её первой подобной сессии. Если существует чрезвычайное положение, которое мешает проведению всеобщих выборов, Национальная Ассамблея может резолюцией, поддержанной не менее, чем двумя третями голосов всех их членов, продлить срок службы Национальной Ассамблеи на срок, не превышающий шести месяцев.
6. Квалификация и выборы членов Национальной Ассамблеи, условия для освобождения их кресел и другие связанные с этим вопросы определяются законом.
Статья 32 — Полномочия и обязанности Национальной Ассамблеи
1. Согласно нормам данной Конституции:
a. Национальная Ассамблея должна иметь полномочия вводить в силу законы и принимать резолюции для мира, стабильности, развития и социальной справедливости Эритреи;
b. без разрешения согласно нормам данной Конституции и закону, приведенному в силу Национальной ассамблеей, ни одно лицо или организация не могут иметь полномочия принимать решения, имеющие силу закона..
2. Национальная Ассамблея должна соблюдать цели принципы Конституции и должна стремиться к реализации указанных в ней целей.
3. Национальная Ассамблея должна одобрить национальный бюджет и приводить в силу законы о налогах.
4. Национальная Ассамблея должна ратифицировать международные соглашения законом.
5. Национальная Ассамблея должна иметь полномочие одобрять займы правительства..
6. Национальная Ассамблея должна одобрять состояние мира, войны или национального чрезвычайного положения..
7. Национальная Ассамблея должна иметь полномочия контролировать выполнение законов.
8. Национальная Ассамблея должна иметь полномочие избирать среди своих членов абсолютным большинством голосов всех своих членов, президента сроком на пять лет.
9. Согласно нормам статьи 41(6)(a), (b) и (c)
Конституции, Национальная Ассамблея может большинством двух третей голосов всех своих членов инициировать импичмент или инициировать импичмент с обвинением против президента до окончания срока его службы.
10. Национальная Ассамблея должна иметь полномочие одобрить назначение согласно данной Конституции.
11 Национальная Ассамблея должна учредить постоянный комитет доя рассмотрения петиций граждан.
12. Национальная Ассамблея должна иметь полномочие приводить в силу все резолюции и предпринимать необходимые меры и учреждать постоянные или специальные комитеты, необходимые для выполнения своих конституционных обязанностей.
Статья 33 — Одобрение законопроектов
Любой законопроект, одобренный Национальной Ассамблеей, должен быть передан президенту, который в течение тридцати дней с его получения должен подписать и поручить его опубликовать в официальной правительственной газете.
Статья 34 — Председатель Национальной Ассамблеи
1. Во время первого собрания на своей первой сессии Национальная Ассамблея должна избрать абсолютным большинством голосов всех своих членов, председателя сроком в пять лет..
2. Председатель Национальной Ассамблеи должен созывать все сессии Национальной Ассамблеи и председательствовать на её собраниях и должен вовремя парламентских каникул координировать и руководить операциями постоянных и специальных комитетов и секретариата Национальной Ассамблеи.
3. Председатель Национальной Ассамблеи может быть заменен абсолютным большинством голосов всех членов Национальной Ассамблеи.
.
Статья 35 — Присяга
Каждый член Национальной Ассамблеи должен принять следующую присягу:
Я, __________,клянусь _________________ что я буду преданным и достойным доверия народа Эритреи, возложенным на меня, что я буду придерживаться и защищать Конституцию Эритреи, и что я буду стремиться по мере сил насколько это возможно к единству и развитию своей страны.
Статья 36 — Правила процедуры в Национальной Ассамблее
1. Национальная Ассамблея должна иметь регулярные сессии и должна определять время и срок их проведения.
2. По просьбе президента, её председателя или одной трети всех её членов, Национальная Ассамблея должна созвать внеочередное заседание.
3. Кворум Национальной Ассамблеи должен составить пятьдесят процентов всех своих членов..
4. Кроме случаев, предписанных в данной Конституции, любой вопрос, вынесенный на обсуждение в Национальной Ассамблее должен решаться большинством голосов присутствующих и голосующих членов, председатель должен иметь решающий голос.
5. Национальная Ассамблея должна выпускать правила и нормы относительно её функционирования и задач, а также организации постоянных и специальных комитетов и её секретариата, а также правил, руководствующихся кодексом поведения её членов и прозрачностью её операций.
Статья 37 — Офис Национальной Ассамблеи и полномочия её комитетов
1. Национальная Ассамблея должна под руководством её председателя иметь секретариат, предоставляющий услуги Национальной Ассамблее и её комитетам.
2. Различные комитеты, учреждённые согласно нормам статьи 32(12) должны иметь полномочия вызвать любое лицо к ним для дачи показаний под присягой или сдачи документов.
Статья 38 — Обязанности, иммунитет и привилегии членов Национальной Ассамблеи
1. Все члены Национальной Ассамблеи должны нести обязанность сохранения высокой чести своей должности и поведения как скромных служителей народа.
2. Ни один член Национальной Ассамблеи не может обвиняться ни в каком преступлении, если его не застали на месте преступления.
Однако если необходимо снять иммунитет, такой член может быть обвинен в соответствии с процедурами, установленными Национальной Ассамблеей.
3. Ни один член Национальной Ассамблеи не может обвиняться или иным образом быть призван к ответу за мнения, произнесенные или записанные на заседании Национальной Ассамблеи или любом заседании её комитетов или любое изречение или мнение, произнесенное за пределами Национальной Ассамблеи в связи со своими обязанностями в качестве её члена.
4. Обязанности, иммунитет и компенсация членов Национальной Ассамблеи должны определяться законом, и все её члены должны иметь право на защиту такого иммунитета.
Глава V: Исполнительная власть
Статья 39 — Президент: глава государства и правительства
1. Президент Эритреи является главой государства и правительства Эритреи и главнокомандующим Эритрейскими Оборонными силами.
2. Исполнительная власть возложена на президента, он должен выполнять после консультируясь с Кабинетом согласно нормам данной Конституции..
3. Президент должен обеспечить уважение к Конституции, честность и достоинство государства, эффективное управление государственной службой, и интересы, а также безопасность всех граждан, включая их основные права и свободы, признаваемые данной Конституцией.
Статья 40 — Требования к кандидату на пост президента
Любой член Национальной Ассамблеи, желающий стать кандидатом на пост президента Эритреи, должен быть гражданином Эритреи по рождению.
Статья 41 — Выборы и срок службы президента
1. Президент должен избираться из членов Национальной Ассамблеи абсолютным большинством её членов. Кандидат на пост президента должен быть номинирован по крайне мере 20 процентами голосов всех членов Национальной Ассамблеи.
2. Срок службы президента составляет пять лет, как и срок службы Национальной Ассамблеи, избирающей его.
3. Ни одно лицо не может быть избрано на пост президента более, чем на два срока.
4. Если пост президента освобождается из-за смерти или отставки лица, исполняющего его обязанности, или по причинам, перечисленным в подстатье 6 данной статьи, председатель Национальной Ассамблеи должен вступить в должность президента. Председатель должен служить в качестве действующего президента не более чем тридцать дней, пока ожидаются выборы другого президента для службы в оставшийся срок его предшественника.
5. Срок службы лица, избранного президентом, по подстатье 4 данной статьи не должен считаться полным сроком для подстатьи 3 данной статьи.
6. Президент может быть снят с поста большинством двух третей голосов всех членов Национальной Ассамблеи по следующим причинам:
a. нарушение Конституции или грубое нарушение закона;
b. поведение таким образом, который заставляет смеяться, презирать и не уважать власть и честь поста президента; а также
c. неспособность выполнять функции своей должности по причине физической или умственной слабости.
7. Национальная Ассамблея должна определить процедуру для выборов и снятия президента с поста.
Статья 42 — Полномочия и обязанности президента
Президент должен иметь следующие полномочия и обязанности:
1. раз ежегодно, выступать с речью в Национальной Ассамблее о состоянии страны и политики правительства;
2. согласно нормам статьи 27 данной Конституции, dобъявлять чрезвычайное положение а когда необходима оборона страны — военное положение;
3. созывать Национальную ассамблею на внеочередное заседание и представить свои взгляды на нём.;
4. подписать и опубликовать в официальной правительственной газете законы, одобренные Национальной Ассамблеей;
5. обеспечить выполнение законов и резолюций Национальной Ассамблеи;
6. обговаривать и подписывать международные соглашения и делегировать эти полномочия;
7. с одобрением Национальной Ассамблеи назначать министров, комиссаров, генерального ревизора, председателя Центрального банка, Верховного судью Верховного суда и другое лицо или других лиц, требуемых любыми другими нормами Конституции или другими законами к назначению президентом;
8. назначать судей Верховного суда по предложению Комиссии по вопросам судебной службы и одобрению Национальной Ассамблеи;
9. назначать судей низших судов по предложению Комиссии по вопросам судебной службы;
10. назначать и принимать послов и дипломатических представителей;
11. назначать членов Вооружённых сил и сил безопасности высшего ранга;
12. согласно нормам статьи 27(5)(b), издавать распоряжение об отсрочке приговора преступников и даровать помилование и амнистию;
13. учреждать правительственные министерства и отделы, необходимые или целесообразные для правильного управления Эритреей, консультируясь с Администрацией по вопросам государственной службы и распускать таковые;
14. председательствовать на заседаниях Кабинета и координировать его деятельность;
15. вносить законодательные предложения и национальный бюджет вы Национальную Ассамблею;
16. даровать медали или другие почести гражданам, резидентам и друзьям Эритреи, консультируясь с соответствующими организациями и лицами.
17. Согласно нормам статьи 52(1), снимать с поста любое лицо, назначенное им.
Статья 43 — Иммунитет от гражданских и уголовных процессов
1. На любое лицо, занимающее пост президента, не может быть подан гражданский иск, кроме случаев, когда
а. такие процессы касаются совершённого действия во время пребывания на должности президента, из-за которого иск может быть подан на государство;
b. обвиняется в уголовном преступлении, если не инициирован импичмент и обвинение по статье 41(6)(a) и (b) данной Конституции.
2. После того, как президент освобождает свою должность, ни один суд не может совершить какое-либо действие по любому гражданскому процессу в отношении действия, совершенного во время пребывания на должности президента..
Статья 44 — Привилегии, предоставляемые бывшим президентам
Закон должен предусматривать привилегии, предоставляемые бывшим президентам.
Статья 45 — Присяга
После своего избрания, президент должен принять следующую присягу:
Я, ____________, клянусь ___________ что я буду придерживаться и защищать Конституцию Эритреи и что я буду стремиться по силам и возможностям служить народу Эритреи.
Статья 46 — Кабинет
1. Должен существовать Кабинет министров, возглавляемый президентом..
2. Президент может избирать министров среди членов Национальной Ассамблеи или среди лиц, не являющихся членами Национальной Ассамблеи.
3. Кабинет должен помогать президенту при:
a. управлении, контроле и координации дел правительства;
b. изучении и подготовке национального бюджета;
c. изучению и подготовке законопроектов для презентации Национальной Ассамблее;
d. изучению и подготовке правил и планов правительства.
4. Президент должен издавать правила и регулирующие нормы для организации, функций, операций и кодексу поведения относительно членов Кабинета и секретариата своего офиса.
Cтатья 47 — Подотчётность министерств
1. Все министры Кабинета должны отчитываться:
а. лично президенту об управлении своими собственными министерствами; а также
b. коллегиально Национальной Ассамблее, через президента об управлении работой Кабинета.
2. Национальна я Ассамблея или её комитеты могут через офис президента вызвать любого министра к себе для допроса касательно функционирования его министерства.
Глава VI: Совершение правосудия
Статья 48 — Судебная система
1. Судебная власть возложена на Верховный суд и на другие низшие суды, учреждённые законом, и должна исполняться во имя народа согласно данной Конституции и законам, изданным согласно ей.
2. При исполнении судебной власти, суды не должны управляться или контролироваться неким лицом или органом. Судьи должны соблюдать лишь закон и судебный кодекс поведения, определяемый законом и своей совестью.
3.На судью не может быть подан иск за любое действие, совершенное в ходе выполнения своих судебных функций.
4. Все органы государства должны предоставлять судам помощь, необходимую для защиты своей независимости и достоинства для того, чтобы они могли выполнять свою судебную власть правильно и эффективно согласно нормам данной Конституции и законов, изданных по ней.
Статья 49 — Верховный суд
1. Верховный суд должен быть судом последней инстанции и возглавляться Верховным судьёй.
2. Верховный суд должен иметь
а. единоличную юрисдикцию толкования данной Конституции и конституционности любого закона, приведенного в силу или любого действия, предпринятого правительством,
b. единоличную юрисдикцию рассмотрения и вынесения решения по обвинениям против президента, которому Национальная Ассамблея инициировала импичмент согласно нормам статьи 41(6)(a) и (b) данной Конституции; а также
c. полномочия рассмотрения и вынесения решения по делам, по которым подана апелляция из низших судов согласно закону.
3. Верховный суд должен определить свою внутреннюю организацию и работу.
4. Срок службы и количество судей Верховного суда должны определяться законом.
Статья 50 — Низшие суды
Юрисдикция, организация и функции низших судов, а также срок службы их судей должен определяться законом.
Статья 51 — Присяга
Каждый судья должен принять следующую присягу:
Я, _____________, клянусь _____________ что я буду выносить решения в соответствии с нормами Конституции и законами, приведенными в силу по ней и я буду выполнять судебную власть, возложенную на меня лишь на основании закона и своей совести.
Статья 52 — Снятие судей с поста
1. Судья может быть снят с поста до истечения его срока службы лишь президентом, действующим по рекомендации Комиссии по вопросам судебной службы, согласно нормам подстатьи 2 данной статьи из-за физической или умственной слабости, нарушения закона или нарушения судебного кодекса поведения.
2. Комиссия по вопросам судебной службы должна расследовать, нужно или нет снимать судью с поста на основаниях, перечисленных в подстатье 1 данной статьи. В случае, если Комиссия по вопросам судебной службы решает, что судью необходимо снять с поста, она должна предоставить эту рекомендацию президенту.
3. Президент может по рекомендации Комиссии по вопросам судебной службы освободить от должности судью, чью деятельность рассматривают.
Статья 53 — Комиссия по вопросам судебной службы
1. Должна быть учреждена Комиссия по вопросам судебной службы, которая должна нести ответственность за внесение рекомендаций по набору судей и правил предоставления услуг.
2. Организация, полномочия и обязанности Комиссии по вопросам судебной службы должны определяться законом.
Статья 54 — Генеральный адвокат
Должен быть генеральный адвокат, чьи полномочия и обязанности определяются законом.
Глава VII: Прочие нормы
Статья 55 — Генеральный ревизор
1. Должен быть генеральный ревизор, который проверяет доходы и расходы и другие финансовые операции правительства и который ежегодно сдаёт отчёт о результатах в Национальную Ассамблею.
2. Генеральный ревизор должен быть назначен на пять лет президентом по одобрению Национальной Ассамблеи и должен отчитываться Национальной Ассамблее.
3. Подробная организация, полномочия и обязанности генерального ревизора должны определяться законом.
Статья 56 — Национальный банк
1. Должен существовать национальный банк, выполняющий функции центрального банка, контролирующий финансовые учреждения и управляющий национальной валютой.
2. Национальный банк должен иметь председателя, назначаемого президентом по одобрению Национальной Ассамблеи. Должен существовать Совет директоров, чьи члены должны назначаться президентом.
3. Подробная организация, полномочия и обязанности Национального банка должны определяться законом.
Статья 57 — Администрация по вопросам государственной службы
1. Должна быть учреждена Администрация по вопросам государственной службы, которая должна нести ответственность за набор, отбор и увольнение государственных служащих, а также за определение условий их работы, включая права и обязанности, а также кодекс поведения таких государственных служащих.
2. Подробная организация, полномочия и обязанности Администрации по вопросам государственной службы должны определяться законом.
Статья 58 — Избирательная комиссия
1. Должна быть учреждена Избирательная комиссия, функционирующая независимо без вмешательства, которая должна на основе избирательного права обеспечить проведение свободных и справедливых выборов и управление их проведением, решение вопросов, возникающих в ходе избирательного процесса; а также формулирование и внедрение гражданских образовательных программ касательно выборов и других демократических процедур.
2. Комиссар избирательной комиссии должен быть назначен президентом по одобрению Национальной Ассамблеи.
3. Подробная организация, полномочия и обязанности Избирательной комиссии должны определяться законом.
Статья 59 — Доработка Конституции
1. Предложение по доработке любой нормы данной Конституции может быть инициировано и вынесено на обсуждение президентом или 50 процентами всех членов Национальной Ассамблеи.
2. Любая норма данной Конституции может быть доработано следующим образом:
a. если Национальная Ассамблея большинством трех четвертей голосов всех своих членов предлагает доработку относительно определённой статьи Конституции, вынесенной на обсуждение по доработке; а также
b. если год спустя после того, как она предложила доработку, Национальная Ассамблея после обсуждения, одобряет опять ту же самую доработку большинством четырёх пятых голосов всех её членов.