Закон Абхазии о ЧП

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ».
Статья 1.
Чрезвычайное положение является временной мерой, объявляемой в соответствии с Конституцией Республики Абхазии и настоящим Законом в интересах обеспечения безопасности граждан при стихийных бедствиях, крупных авариях или катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях, а также при массовых беспорядках.
Целью объявления чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка.
Статья 2.
В соответствии с пунктом 13 статьи 53 Конституции Республики Абхазия чрезвычайное положение на территории республики или в ее отдельных регионах объявляется Президентом Республики Абхазия.
Решение Президента о введении режима чрезвычайного положения не позднее чем в трехдневный срок направляется для утверждения в Парламент Республики Абхазия.
Парламент Республики Абхазия принимает большинством не менее двух третей от общего числа его депутатов решение о пpaвомерности введения чрезвычайного положения.
В зависимости от конкретных обстоятельств Президент Республики Абхазия может вводить особый режим поведения граждан с использованием отдельных элементов режима чрезвычайного положения с последующим внесением на рассмотрение Парламента Республики Абхазия не позднее трех суток.
Статья 3
При введении чрезвычайного положения в Республике Абхазия указываются мотивы принятия такого решения, срок и территориальные границы его действия
Чрезвычайное положение может быть объявлено сроком на 3 месяца и продлено еще на такой же срок.
Президент Республики Абхазия вправе отменить чрезвычайное положение до истечения установленного срока или продлить его действие, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для его объявления. Решение о продлении срока действия чрезвычайного положения принимается в порядке и сроки, установленные статьей 2 настоящего Закона.
Решение о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения вступает в силу с момента его принятия, если иное не оговорено особо, и незамедлительно обнародуется.
Статья 4.
В условиях чрезвычайного положения в зависимости от конкретных обстоятельств органы государственной власти и управления Республики Абхазия могут применить следующие меры:
1) усилить охрану общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
2) временно выселять граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных других жилых помещений;
3} вводить особый режим въезда и выезда граждан;
4) запрещать отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру (дом); выдворять нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;
5) временно изымать у граждан огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций – также и учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
6) запрещать проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;
7) вносить изменения в планы предприятий и организаций по производству и поставкам продукции, устанавливать особый режим работы предприятий, учреждений и организаций, а также решать другие вопросы их хозяйственной деятельности;
8) назначать и освобождать от должности руководителей предприятий, учреждений и организаций; запрещать увольнения рабочих и служащих по собственному желанию, кроме случаев увольнения по уважительным причинам;
9) использовать ресурсы предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;
10) запрещать проведение забастовок;
11) привлекать трудоспособных граждан для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, обеспечения безопасности труда;
12) ограничивать или запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также спиртными напитками и спиртосодержащими веществами;
13) вводить карантин и проводить другие обязательные санитарно-противоэпидемические мероприятия:
14) ограничивать или запрещать использование множительной техники, а также радио- и телепередающей аппаратуры, аудио- и видеозаписывающей техники; изымать звукоусиливающие технические средства; устанавливать контроль за средствами массовой информации;
15) вводить особые правила пользования связью;
16) ограничивать движение транспортных средств и проводить их досмотр;
17) вводить комендантский час;
18) приостанавливать деятельность политических партий, общественных организаций, массовых движений, самодеятельных объединений граждан, препятствующих нормализации обстановки;
19) запрещать создание и деятельность вооруженных формирований граждан, не предусмотренных законодательством Республики Абхазия;
20) проверять документы в местах массового скопления граждан, а в необходимых случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, проводить личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств.
Статья 5.
Президент Республики Абхазия, Кабинет Министров Республики Абхазия вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих в местностях, где объявлено чрезвычайное положение.
Для координации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств Кабинетом Министров Республики Абхазия могут образовываться специальные временные органы.
Статья 6
На период чрезвычайного положения руководители предприятий, учреждений и организаций вправе в необходимых случаях переводить рабочих и служащих без их согласия на работу, не обусловленную трудовым договором.
Принцип выборности руководителей предприятий, учреждений и организаций в указанный период не применяется.
Статья 7.
Гражданам во время комендантского часа запрещается без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих их личность, находиться на улицах или в иных общественных местах, либо пребывать вне своего жилища без документов, удостоверяющих личность.
Лица, допустившие нарушения порядка, предусмотренного частью первой настоящей статьи, задерживаются милицией или военными патрулями до окончания комендантского часа, а те из них, которые не имеют при себе документов, – до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные могут быть подвергнуты личному досмотру, а также могут быть досмотрены находящиеся при них вещи.
Статья 8.
Нарушение требований, установленных в соответствии с пунктами 3, 4, 6, 10, 12-16 статьи 4, а также требований, предусмотренных частью первой статьи 7 настоящего Закона, влечет административное взыскание в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Статья 9.
Распространение провокационных слухов, действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие межнациональную рознь, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно злостное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего, народного дружинника или иных лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране общественного порядка, либо другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, либо нарушения правил административного надзора, совершенные в местностях, где объявлено чрезвычайное положение, — влекут наложение штрафа в соответствии с действующим законодательством.
Протоколы по делам об указанных правонарушениях составляются уполномоченными на то работниками органов внутренних дел или комендатуры отдельной местности.
Дела о нарушениях, предусмотренных статьями 8 и 9 настоящего Закона, рассматриваются в течение трех суток единолично народным судьей, либо начальником органа внутренних дел, или его заместителями, либо комендантом отдельной местности.
Статья 10.
Руководство запрещенной забастовкой в условиях чрезвычайного положения, в равно воспрепятствование работе предприятия, учреждения, организации влекут уголовную ответственность и наказываются штрафом в соответствии с действующим законодательством.
Статья 11.
Для координации действий и руководства воинскими частями привлекаемыми для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, а также для организации взаимодействия с органами внутренних дел и государственной безопасности Президентом Республики Абхазия может создаваться оперативный штаб во главе с Президентом Республики Абхазия и назначаться комендант соответствующей местности (района).
Комендант издает приказы, регламентирующие вопросы поддержания режима чрезвычайного положения в рамках настоящего Закона.
Статья 12.
При объявлении чрезвычайного положения в соответствии с решением Кабинета Министров Республики Абхазия могут призываться на срок до трех месяцев военнообязанные – специалисты, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий или катастроф, эпидемий и эпизоотии-
Статья 13.
Верховному Суду Республики Абхазия предоставляется право в условиях чрезвычайного положения изменять установленную законом территориальную подсудность гражданских и уголовных дел.
Статья 14.
Гражданам, пострадавшим при чрезвычайных обстоятельствах либо в связи с производством работ по их предотвращению или ликвидации, соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями предоставляется жилое помещение, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и иная необходимая помощь.
Условия и порядок предоставления жилища, возмещения ущерба и оказания иной необходимой помощи определяются Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Президент Республики Абхазия В. Ардзннба
г. Сухум
5 января 1996 года
№ 238-с