Положение о революционных трибуналах
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ДЕКРЕТ
от 18 марта 1920 года
О РЕВОЛЮЦИОННЫХ ТРИБУНАЛАХ (ПОЛОЖЕНИЕ)
Вводная статья
Во исполнение поручения Февральской Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 7 Созыва Президиум ВЦИК постановил:
1. В целях объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против Рабоче-Крестьянской власти, и устанавливаемого революцией порядка, в видах достижения единства в применении мер чрезвычайной репрессии по делам о таковых деяниях и во изменение декрета о революционных Трибуналах от 12 апреля 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 13, Статья 132) и декрета о революционных Военных Трибуналах от 20 ноября 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 58, Статья 549) устанавливается впредь, в качестве основного закона о Революционных Трибуналах Республики следующее о них Положение.
2. Согласование действующих Положений о Трибуналах Военных, Военно-Железнодорожных, о Трибуналах Штаба Войск Внутренней Охраны и иных Трибуналах, кои могут быть впредь организованы, поскольку о них в законе будет оговорено противное с публикуемым Положением, поручается соответствующим ведомствам.
Положение о Революционных Трибуналах
Статья 1. Революционные Трибуналы Республики учреждаются со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и Комиссиями по борьбе с дезертирством по делам о дезертирах и принятых Трибуналами к своему рассмотрению. В соответствии с этим Трибуналам предоставляется, в пределах действующих декретов, неограниченное ничем право в определении мер репрессии. Кроме Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, право направления непосредственно дел в трибуналы принадлежит в отдельных случаях Народному Комиссару Юстиции, Народному Комиссару Внутренних Дел, Народному Комиссару Рабоче-Крестьянской Инспекции, местным Губернским Исполнительным Комитетам и Президиумам местных Советов Народных Судей по представлении Народных Судей.
Поводом к начатию дел в Трибуналах могут быть, сверх того, всякое заявление граждан или сообщения должностных лиц, административных мест, военных и гражданских судебных властей, явка с повинной, равно как и постановление самого Трибунала, вынесенное им в судебном заседании при рассмотрении иного дела. Трибуналы направляют в этих случаях все поступившие к ним заявления в Чрезвычайные Комиссии для расследования.
Примечание. В изъятие из Статья 1, в целях борьбы с нарушителями трудовой дисциплины, охранения революционного порядка и борьбы с паразитическими элементами населения, в случае, если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о них в порядке уголовного преследования, за Всероссийской Чрезвычайной Комиссией и Губернскими Чрезвычайными Комиссиями с утверждения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, сохраняется право заключения таких лиц в лагерь принудительных работ на срок не свыше 5-ти лет.
Статья 2. Ведению Революционных Трибуналов подлежат дела:
1. О контрреволюционных деяниях.
2. Дела о крупной спекуляции товарами и предметами, взятыми на учет.
3. Дела по крупным должностным преступлениям лиц, обвиняемых в хищениях, подлогах, неправильной выдаче нарядов и участии в спекуляции той или иной формы, равно как и об иных более выдающихся должностных преступлениях, в том числе и взяточничестве.
4. Дела о явном дискредитировании власти Советскими работниками.
5. Дела о дезертирах, признанных злостными, и укрывателях дезертиров, поскольку таковые дела Комиссиями по борьбе с дезертирством будут признаны превышающими их компетенцию, а также о пособниках и подстрекателях к дезертирству.
Определения Трибунала о принятии или непринятии к своему производству направляемых по указанным выше признакам к ним дел окончательны и ни в каком порядке обжалованью не подлежат. Трибуналы вправе принять к своему производству из направляемых дел сверх указанных категорий и дела о всяких иных деяниях, если усмотрят в них признаки опасности для Р.С.Ф.С.Р. или порядков, в нем установленных.
Статья 3. Революционные Трибуналы учреждаются во всех губернских городах Республики по одному на губернию. Такие же Трибуналы могут быть учреждены местными Советами по соглашению с Народным Комиссариатом Юстиции в городах, насчитывающих не менее 200000 населения.
Статья 4. В отношении Военно-Революционных Трибуналов на фронтах и Трибуналов, учрежденных в тылу, но подчиненных Революционному Военному Трибуналу Республики, как равно и Военно-Железнодорожных Трибуналов, учреждаемых в порядке охраны железных дорог, по случаю введения на них военного Положения, действуют особые о таковых Трибуналах Положения, с изменениями, кои непосредственно оговорены в настоящем Положении.
Статья 5. С опубликованием настоящего Положения Постановление Президиума ВЦИК о внесудебных полномочиях Чрезвычайной Комиссии от 20 июня 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 27, Статья 301), декрет об Особом Трибунале при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии от 21 октября 1919 г. (Собр. Узак., 1919, N 53, Статья 504) отменяются. Все существующие Чрезвычайные Военные Суды и иные учреждения чрезвычайного характера с судебными функциями, равно как Революционные Трибуналы, учрежденные в ином порядке или действующие не на основании правил, изложенных в настоящем Положении, упраздняются.
Организация Трибунала
Статья 6. Революционные Трибуналы избираются местными Советами и Губернскими Исполнительными Комитетами в составе одного Председателя Трибунала и двух членов Трибунала, в том числе один из состава местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии. Об избрании или изменении состава Трибунала местный Совет сообщает в Кассационный Трибунал, которому принадлежит право мотивированного отвода Председателя Трибунала. Губернские Исполнительные Комитеты могут, в пределах штатов Трибуналов и в зависимости от местных потребностей, как равно для выездных сессий Трибунала, образовывать тем же порядком второй и третий составы Трибуналов из 3-х членов, которые работают согласно настоящего Положения по указанию Председателя Трибунала, который назначает и председательствующего для этих составов.
Примечание. Входящий в состав Трибуналов член местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии для Военных и Военно-Железнодорожных Трибуналов, соответственно правилам и порядкам, изложенным в Положении о таковых Трибуналах, заменяется в Военных Трибуналах членом, назначаемым по представлению начальника Особого Отдела, а для Железнодорожных Трибуналов — членом по представлению местной Районной Транспортной Чрезвычайной Комиссии.
Статья 7. Члены Трибунала избираются сроком на 3 месяца. Каждый член Трибунала может быть как переизбран, так и отозван до срока постановлением тех же Советов и Губернских Исполнительных Комитетов.
О предварительном следствии по делам, поступающим в Трибуналы, и следователях-докладчиках при Трибуналах
Статья 8. Предварительное расследование по делам, долженствующим согласно Статья 2 настоящего Положения поступить на рассмотрение Трибунала, производится Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и иными органами, коим принадлежит право направления дел в Трибуналы. В случае если дела, поступившие в Трибуналы, требуют дополнительного следствия, они передаются Трибуналом для доследования, равным образом, в Чрезвычайные Комиссии, Особые Отделы, Транспортные Чрезвычайные Комиссии, Комиссии по борьбе с дезертирством, или в те органы, от коих данное дело поступило. В случае если дело направляется в Трибунал, в силу Статья 1 настоящего Положения, не из Чрезвычайных Комиссий, от Трибунала зависит признать произведенное расследование достаточно полным, с немедленным назначением его к слушанию.
Примечание. В отношении Военных Трибуналов и Военно-Железнодорожных Трибуналов впредь до полного слияния существующих при них самостоятельных следственных органов с соответствующими аппаратами Особых Отделов и Транспортной Чрезвычайной Комиссии следственные аппараты означенных Трибуналов временно сохраняются.
Статья 9. Для подготовки докладов по поступающим делам и составления заключений по ним при Трибуналах состоят особые следователи-докладчики, причем Председатель Трибунала назначает одного из членов Трибунала наблюдающим за их действиями. В исключительных случаях Трибуналы могут возлагать на этих следователей производство дополнительных следственных действий по принятым к своему производству делам, без особого направления таких дел в Чрезвычайную Комиссию или Особые Отделы для доследования. Докладчиками по делам в Распорядительных заседаниях Трибунала могут быть как члены самого трибунала по назначению Председателя, так и следователи-докладчики за ответственностью, однако, члена Трибунала, наблюдающего за их действиями. Трибуналам принадлежит право проверки следственных действий по всем, уже поступившим к ним, как равно находящимся еще в производстве Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, делам, розыскные действия по которым уже закончены.
Статья 10. Постановление следователей Трибуналов об арестах, выемках, обысках, освобождении арестованных и изменении меры пресечения, равно как и привлечении новых лиц в качестве обвиняемых, имеют силу только за подписью Председателя Трибунала, по докладу того члена Трибунала, коему поручено наблюдение за производством дополнительных следствий по данному делу. Вопрос о прекращении дела до судебного разбирательства разрешается Пленумом Трибунала в Распорядительном заседании.
Статья 11. Производство следственных действий в уездах возлагается на Губернскую Чрезвычайную Комиссию.
При назначении дополнительных следственных действий Трибуналы могут использовать, сверх того, все имеющиеся на местах следственные и розыскные органы.
Статья 12. Члены Трибунала, по поручению Трибунала, имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания арестованных, сообщая через Распорядительное заседание Трибунала о замеченных нарушениях с предложением изменения меры пресечения тому учреждению, за коим числится арестованный. Последнее обязано в семидневный срок либо освободить заключенного, либо представить мотивированное объяснение по возбужденному Трибуналом поводу.
О подготовительных к суду действиях Трибуналов
Статья 13. Все поступающие дела не позднее 7 дней с момента поступления докладываются соответствующим членом Трибунала в Распорядительном заседании Трибунала, от коего зависит постановить либо о немедленном назначении дел к слушанию, при чем в этом случае Трибунал в том же заседании утверждает следователя и разрешает вопросы о вызове или невызове на заседание допрошенных на предварительном следствии свидетелей и экспертов, допущении защиты и обвинения и иные возникающие по делу вопросы и заявленные ходатайства, либо постановляет о доследовании или производстве отдельных дополнительных следственных действий, либо о прекращении дел, если не усмотрит во вменяемом деянии признаков, указанных в Статья 2 настоящего Положения, с направлением в таком случае дела в соответствующее судебное место, составляя о сем особое постановление. В случае принятия дела Трибуналом и утверждения заключения следователя фактическое слушание дел должно иметь место не позднее одной недели с момента рассмотрения его в Распорядительном заседании.
Примечание. В случаях скопления большого количества дел, в особенности дезертирских, и невозможности рассмотрения их с точным соблюдением сроков, указанных в настоящей статье, обязательно образуется параллельный состав Трибунала, коему поручается специальное рассмотрение дел упомянутой категории.
Статья 14. При разрешении вопроса о вызове к рассмотрению дела допрошенных ранее свидетелей и экспертов и допущении обвинителя и защиты Революционный Трибунал сообразуется исключительно со степенью ясности дел, доказанностью преступления и необходимостью личного опроса свидетелей, для проверки данных ими на предварительном следствии показаний и устранения имеющейся в них неполноты, либо противоречивости. При признании Трибуналом полноты, категоричности, достоверности и совершенной ясности показаний этих лиц. Трибунал вправе не вызывать их на судебное рассмотрение дела, независимо от существенности их показаний по делу.
Статья 15. В случае обращения дела к доследованию либо назначения отдельных дополнительных действий производство таковых и заключение следствия должно последовать в течение одного месяца. Для продления срока обязательно постановление Трибунала.
Статья 16. В Трибуналах всех категорий, в том числе Военных и Военно-Железнодорожных, утвержденное Трибуналом заключение следователя и определение Трибунала о вызове свидетелей, экспертов и допущении обвинителя и защиты сообщаются обвиняемому. Причем, в случае его просьбы о том, обвиняемому должна быть предоставлена возможность ознакомиться со всем производством по делу. Рассмотрение дела не может иметь место ранее чем через 24 часа с момента вручения копии заключения. Обвиняемый имеет право возбуждать ходатайства и жалобы по поводу произведенного следствия. Все эти ходатайства приобщаются к делу и разрешаются непосредственно в судебном заседании, если по существу этих ходатайств (допущение защиты и иные) уже не состоялось определение Трибунала при назначении дела к слушанию или в особом Распределительном заседании.
Обвинение и защита в Трибуналах
Статья 17. Допущение к участию в деле обвинения и защиты всецело зависит от Трибунала и разрешается в Распорядительном заседании. Защитниками, кроме членов Коллегии Защитников и Обвинителей при Советах, образуемой порядком, указанным в Положении о Народном Суде (Собр. Узак., 1918, N 85, Статья 889), могут быть только близкие или родственники подсудимого или лица, пользующиеся полным доверием Трибунала. В случае допущения Трибуналом по какому-либо делу обвинителя Трибунал обязан допустить или назначить защитника.
О порядке рассмотрения дел в Трибуналах
Статья 18. Заседания Трибунала публичны и имеют место в присутствии обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не может служить препятствием к слушанию дела в случае согласия на то обвиняемого, или если доказано уклонение обвиняемого от суда, или если обвиняемый находится вне пределов РСФСР. Трибунал вправе постановить в этих случаях как о выделении дела, так и о его заочном слушании по своему усмотрению.
Статья 19. Во всех Трибуналах, в том числе Военных и Военно-Железнодорожных, порядок допроса вызванных на заседание свидетелей и экспертов зависит от Трибунала. Трибунал вправе прекратить допрос и не допрашивать остальных свидетелей, если признает дело и обстоятельства, для проверки которых свидетели вызывались, достаточно выясненными. Допущение новых свидетелей, не допрошенных ранее на предварительном следствии и приведенных в заседание средствами сторон, также зависит от Трибунала. Оглашение показаний свидетелей, не вызванных на заседание, в порядке ст. 14 настоящего Положения, либо вызванных, но не явившихся, оглашение и предъявление имеющихся по делу документов, приобщение новых документов также зависит от Трибунала и разрешается им как по собственной инициативе, так и по ходатайству обвинителя и защиты по своему усмотрению. Показания подсудимого, данные им на предварительном следствии, равным образом могут быть оглашены.
Статья 20. В Трибуналах всех категорий обвинение и защита, если они допущены, имеют право ссылаться на все без исключения документы и показания, приобщенные к делу, независимо от их оглашения или не оглашения в судебном заседании. Трибунал вправе постановить о недопущении прений сторон после заключения судебного следствия, если признает дело в достаточной степени судебным следствием выясненным.
Статья 21. В Трибуналах всех категорий подсудимый имеет право задавать вопросы свидетелям и давать объяснения как по существу всего дела, так и по поводу каждого документа или показания в любой момент судебного следствия. Трибунал может, однако, устранить вопрос, если признает его не относящимся к делу. Подсудимому всегда принадлежит последнее слово.
Статья 22. Обращение дела к доследованию может иметь место только в случае признания Трибуналом такой неполноты следствия, которая не может быть восполнена на заседании Трибунала. Трибунал составляет о сем особое мотивированное постановление.
Постановление приговора
Статья 23. Приговоры постановляются большинством голосов. Приговоры постановляются в письменном виде за подписью всех членов Трибунала, участвовавших на заседании. В приговоре должны быть указаны: состав суда, время слушания дела, имя, отчество, фамилия, лета, классовая принадлежность обвиняемого, место, время и существо преступного деяния, определение меры репрессии или постановление об оправдании. О ходе заседания ведется протокол, где отмечаются главные моменты рассмотрения дела, порядок допроса и существо показаний свидетелей и подсудимых, оглашение или предъявление документов, все частные постановления Трибунала, вынесенные им по тому или иному поводу при рассмотрении дела, и все заявления сторон по специальному их о том ходатайству. Содержание прений сторон в протокол не заносится.
Статья 24. Трибунал выносит приговоры, руководствуясь исключительно оценкой обстоятельств дела и интересами пролетарской революции.
Статья 25. Никто не может присутствовать в совещательной комнате, кроме членов Трибунала, участвующих в заседании.
Статья 26. Приговоры Революционных Трибуналов являются окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. Копия приговора вручается осужденным не позднее 24-х часов после вынесения приговора. В кассационном порядке приговоры могут быть обжалованы, кроме приговоров Верховного Трибунала при ВЦИК и приговоров Военных Трибуналов и Трибуналов, приравненных к ним, в том числе военно-железнодорожных.
Статья 27. На подачу кассационных жалоб и протестов Трибуналов предоставляется 48 часов с момента вручения приговора осужденным. Право принесения в тот же срок кассационных протестов на мягкость приговора или оправдательный приговор принадлежит всякому гражданину Республики.
О Кассационном Трибунале
Статья 28. Для установления единообразия в деятельности всех Революционных Трибуналов, надзора за таковой деятельностью, разрешения процессуальных или иных вопросов, как равно рассмотрения кассационных жалоб и протестов по делам, разбираемым в Трибуналах, учреждается Кассационный трибунал при ВЦИК в составе Председателя Кассационного Трибунала, избираемого ВЦИК из состава членов Коллегии Народного Комиссариата Юстиции, двух членов его — Председателя Верховного Трибунала и Председателя Революционного Военного Трибунала Республики, входящих в состав Кассационного Трибунала по должности, и члена — докладчика Кассационного Трибунала, назначаемого ВЦИК.
Статья 29. Кассационные жалобы и протесты на обжалованные приговоры Революционный Трибунал в 24 часа с момента поступления жалобы обязан направить вместе со всем делом в Кассационный Трибунал, причем приостанавливает исполнение приговора до разрешения дела в кассационной инстанции с принятием мер пресечения.
Статья 30. Член-докладчик Кассационного трибунала дает заключение по жалобам и протестам и не присутствует в совещательной комнате.
Статья 31. Поступившие в Кассационный Трибунал жалобы и протесты должны быть рассмотрены не позднее недельного срока со дня поступления жалобы.
Статья 32. Допущение жалобщиков и их представителей к поддержанию жалобы в заседании Кассационного Трибунала разрешается трибуналом по своему усмотрению и объявляется им при опубликовании списка дел, назначенных к слушанию.
Статья 33. Поводом для кассации является:
1) признание Кассационным Трибуналом существенным нарушение Трибуналом, вынесшим приговор, форм и порядка рассмотрения дел, установленных настоящим Положением,
2) определение меры репрессии, явно не соответствующей деянию осужденного.
Статья 34. Дела, приговоры по которым кассируются за силою п. 1 Статья 33, передаются Кассационным Трибуналом для нового рассмотрения в другой или тот же Трибунал, но в новом составе.
Статья 35. В случае признания меры репрессии явно не соответствующей деянию осужденного от Кассационного Трибунала зависит изменить меру репрессии без вторичного направления дела к слушанию, направляя свои определения об изменении меры репрессии в Президиум ВЦИК для утверждения.
Об отчетности Трибуналов и правах Кассационного
Трибунала по надзору
Статья 36. Все Революционные Трибуналы, в том числе Военные и Военно-Железнодорожные, обязаны представлять отчетность и копии своих приговоров в Кассационный Трибунал периодически и в сроки, указанные Кассационным Трибуналом, при чем Военные Трибуналы, подчиненные Трибуналу Республики, представляют копии своих приговоров и отчетность предварительно в Революционный трибунал Республики, а Железнодорожные — в Главный Военный Железнодорожный Трибунал и через них порядком, определенным ниже, в Кассационный Трибунал.
Статья 37. Член-докладчик Кассационного Трибунала представляет в Кассационный Трибунал сводки о деятельности всех Трибуналов, как равно докладывает ему обо всех замеченных им нарушениях, предлагая применение тех или иных дисциплинарных мер по отношению к председательствующему в заседании до отстранения от должности и предания суду включительно, при чем независимо от наличия или отсутствия кассационной жалобы, если найдет нужным, истребует от Трибунала все дело для осмотра его в ревизионном порядке. От Кассационного Трибунала будет в этом случае зависеть, признав допущенные нарушения существенными, отменить приговор и передать его на новое рассмотрение в Трибунал в ином составе либо изменить меру репрессии в порядке ст. 35 настоящего Положения. О своей собственной деятельности Кассационный Трибунал представляет отчетность в Президиум ВЦИК и Народному Комиссару Юстиции.
Примечание. В отношении Военных Трибуналов и Трибуналов, подчиненных ему, в том числе и Военно-Железнодорожных Трибуналов, обязанности члена-докладчика по представлению отчетности в Кассационный Трибунал исполняет председатель Революционного Военного Совета Республики, при чем член — докладчик Кассационного Трибунала дает свое заключение по его докладам, указанные в ст. 37 права Кассационного Трибунала по надзору целиком распространяются на все Военные и Военно-Железнодорожные Трибуналы.
Статья 38. Разрешение возникающих в порядке Трибунального производства вопросов процессуального характера как по кассационным жалобам, так и в результате ревизионной деятельности Кассационного Трибунала, если разрешение их требует принципиального истолкования статей закона и преподания определенных указаний всем Трибуналам для исполнения, осуществляется Кассационным Трибуналом путем инструкций, циркуляров и разъяснений, по предварительному докладу члена-докладчика и после утверждения таковых Народным Комиссариатом Юстиции. Тот же порядок относится и к циркулярам, рассылаемым Революционным Трибуналом Республики, Военным Трибуналам, Трибуналам, подчиненным ему, и Военно-Железнодорожным Трибуналам.
О Верховном Революционном Трибунале
Статья 39. Верховный Революционный Трибунал избирается Президиумом ВЦИК в составе Председателя и двух членов и принимает к своему производству дела по определению Президиума ВЦИК, Народного Комиссариата Юстиции и Председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. Порядок рассмотрения дел, установленный в настоящем Положении, распространяется на Верховный Трибунал. Функции Особого Трибунала при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии полностью переходят к Верховному Трибуналу ВЦИК.
Статья 40. Для производства предварительного следствия по делам, передаваемым на рассмотрение Верховного Трибунала, учреждается Следственная Комиссия, председательствующий коей назначается Президиумом ВЦИК, с возложением на него обязанностей члена-докладчика в Распорядительном заседании Трибунала и иных, определенных настоящим Положением.
Особое постановление
Настоящее Положение входит в силу через 14 дней после его опубликования. Ведомства: Военное, Железнодорожное, Внутренних Дел и Центральная Комиссия по борьбе с дезертирством обязываются в 14-дневный срок со дня опубликования настоящего Положения согласовать с ним действующие Положения о Трибуналах, подчиненных вышепереименованным ведомствам.
За Председателя
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Ю.ЛУТОВИНОВ
Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЕНУКИДЗЕ