Лютер. О приготовлении к смерти

Д-Р МАРТИН ЛЮТЕР, АВГУСТИНЕЦ
О ПРИГОТОВЛЕНИИ К СМЕРТИ
1519
1. Поскольку смерть есть расставание с этим миром, необходимо, чтобы человек разделил свои временные блага, как должно или как он себе это представляет, дабы среди его друзей после его кончины не было повода для споров, раздора или иной нелепости. В этом телесном или внешнем расставании с миром говорится последнее прости имуществу.
2. Это и духовное прощание. Сие означает, что ради Бога прощают всем людям, каковые нас обидели, и желают прощения со стороны тех людей, коих мы обидели (без сомнения, множество), дабы душа не находилась в плену каких-либо земных дел.
3. Ежели каждый таким образом простится, должен затем обратиться единственно к Богу. Подобно тому, как при рождении человек из своего жилища в материнской утробе чрез узкие врата приходит на нашу землю – точно так же он сквозь узкие врата смерти и покидает этот мир. И хотя небо и мир, в коем мы сейчас живём, почитается большим и просторным, по сравнению с будущим небом он столь же мал и тесен, как материнская утроба по сравнению с нашими небесами. Посему для всех святых смерть означает новое рождение. Но из-за узости дороги смерти эта жизнь кажется просторной, а жизнь будущая – тесной. Посему должно нам верить и поучаться плотским рождением чада, как говорит Христос: «Женщина,когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». Также и в смерти нужно ополчиться на страх и знать, что после неё наступит свобода и радость.
4. Такое приготовление к этому путешествию состоит, во-первых, в том, что совершают Таинство исповеди (особенно в больших грехах, каковые с величайшим тщанием находят в памяти), а также святые христианские Таинства Причащения и Елеопомазания, молитвенно возжелав их и приняв с полным доверием. Без этой веры они бесполезны.
5. Следует следить со всякой серьёзностью за тем, чтобы святые Таинства почитались бы должным образом, т.е. чтобы всё упование в борьбе со грехом, смертью и адом возлагалось на них и чтобы верующие более уделяли внимания Таинствам и их действию, нежели грехам. Почитание также означает, что я верую в истинность и действенность Таинств, равно как и всего того, что Бог обетовал и о чём Он свидетельствует нам в Таинстве. Ибо нельзя обесчестить Слово и Деяния Божии более, нежели сомневаясь в их истинности.
6. Чтобы познать силу Таинств, нужно знать о противоположных силах, с коими они борются. Таковых же три: первая – ужасающий образ смерти, вторая – страшный, многообразный образ греха, а третья – невыносимый образ преисподней и вечного проклятия. Каждый из этой тройки растёт и обретает силу, черпая её у двух других. Смерть ужасает нас потому, что слабая, отчаявшаяся наша природа слишком сильно запечатлела в себе её образ, слишком часто обращает свой взор к нему. Ибо чем глубже наблюдения за смертью, уважение к ней и познание её, тем труднее и опаснее умирать. Когда она приблизилась, мысли о ней опасны и бесполезны. Нужно изгнать её образ и не желать более его видеть.
7. Грех произрастает и увеличивается благодаря тому, что ему уделяют слишком много внимания. Этому помогает слабость нашей совести, стыдящейся пред Богом самой себя. Дьявол приумножает и возвеличивает грех, делая его для всех грешников столь очевидным, что человек вновь должен оробеть и испугаться смерти. Созерцая собственные прегрешения, он находит самого себя столь неподготовленным и негодным, что даже все его добрые деяния становятся грехами. Следствием этого должны затем сделаться злополучная кончина, непослушание воле Божией и вечное проклятие. Поэтому на созерцание греха тут уже нет ни права, ни времени. Это нужно делать в течение жизни. Однако, при жизни, когда нам следовало бы всегда иметь перед взором образы смерти, греха и ада, злой дух закрывает нам на них глаза. Зато в смерти, когда следовало бы нам иметь перед глазами исключительно образы жизни, милости и блаженства – лишь тогда он открывает нам глаза и заставляет несвоевременно ужасаться мрачным образам, дабы не дать увидеть утешительных.
8. Ад тоже возвеличивается и растёт благодаря тому, что ему в неподходящее время уделяется излишнее внимание и посвящается слишком много раздумий. Злой дух толкает душу к тому, чтобы она, будучи одержима ненужным любопытством, пустилась в опаснейшее предприятие, тщась исследовать, причислена она к избранным или нет. Здесь-то дьявол и являет своё последнее, величайшее и наихитрейшее искусство и власть, отвращая человека от Бога. Ибо, если я хочу знать, избран ли я, чем это желание отличается от того, как если бы я хотел знать всё, что известно Богу и стать равным Ему, чтобы Он не знал чего-то такого, что не известно мне? Бог не был бы Богом, если Ему не знал больше моего. Далее дьявол открывает взору человека, сколь многие язычники, иудеи и христиане погибнут, доводя человека такими опасными и тщетными мыслями до того, что если бы он и принял бы смерть охотно, то теперь проявляет в этом вопросе строптивость.
9. Теперь в этом деле нужно употребить всё старание на то, чтобы ни один из этих трёх образов, желающих совершенно завладеть душой, не просочился бы в дом. Если это происходит, то человек потерян и готов совершенно забыть Бога. Совершенное искусство состоит в том, чтобы заставить эти образы пасть, не имея с ними при этом никакого дела. Как же этого достичь? Ты должен взирать на смерть через жизнь, на грех через милость, на ад через небеса и не давать ничему оторвать себя от этого созерцания.
10. Ты не должен рассматривать смерть саму по себе – иначе ты потерян и побеждён ею вместе с другими. Тебе должно рассматривать её лишь на примере тех, кто умер в благодати Божией и преодолел смерть во Христе. Тут смерть не предстаёт ни ужасной, ни мерзкой, но, скорее, презренной, побеждённой и поглощённой жизнью. Ибо Иисус Христос есть никто иной, как сама жизнь. Чем глубже и прочнее ты запечатлеешь в себе сей образ, тем более отойдёт от тебя образ смерти. Сердце твоё обретёт мир и сможет мирно умереть со Христом и во Христе, как написано в Откровении: «Блаженны мёртвые, умирающие в Господе».
11. Точно также не подобает взирать на грех. Должно рассматривать его не иначе, как только через милость, и этот образ со всею силою запечатлеть в себе. Образ милости есть не что иное, как Христос на кресте. То есть, Христос на кресте снял с тебя твой грех, понёс и преодолел его за тебя. Твёрдо верить в это и созерцать мысленным взором означает почитать образ милости Божией, запечатлев его в душе своей. Ты можешь уверенно созерцать грехи свои. Они больше не грехи, так как преодолены и поглощены во Христе. Ибо также, как Он берёт на Себя смерть твою и уничтожает её, чтобы (если ты только веруешь) она не могла навредить тебе, Он берёт на Себя и грех твой и преодолевает его ради тебя исключительно по праведности и милости Своей. Если ты веруешь в это, смерть и грех никогда не смогут нанести тебе урон. Так Христос – образ жизни и благодати – является нашим утешением против образа греха и смерти.
12. Не должно тебе созерцать ад и вечные муки отверженных, равно как и печалиться по поводу стольких неизбранных людей во всём мире. Если не убережёшься, этот образ быстро овладеет тобой и победит тебя. Воззри на небесный образ Христа, сошедшего ради тебя во ад и бывшего оставленным Богом, как будто Он один из отверженных – когда Он воскликнул на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Ежели ты веришь в это, как свершившееся ради тебя, то будешь в этой своей вере спасён. Посему не позволяй ничему отвратить своего взора от Христа, ищи себя лишь в Нём. и пребудешь в Нём вечно.
13. В Книге Судей, когда Гедеон ночной порой напал на Мадианитян, то не делал ничего другого, как только велел трубить в трубы и бить кувшины, вследствие чего враги сами начали побивать друг друга и обратились в бегство. Также обратятся в бегство смерть, грех и ад со всеми силами его, если только мы в ночи будем упорно сохранять в себе сияющий образ Христа.
14. Христос не только в Себе Самом преодолел грех, смерть, ад и заповедал нам верить в то, но пострадал и преодолел искушение, каковое встречается и нам. Образы греха, смерти и ада стояли у Него пред глазами, когда иудеи говорили: «Пусть сойдёт со креста, Он исцелял других, пусть теперь поможет Себе Самому». Как будто они хотели сказать: «Вот, Ты должен умереть и ничто Тебе не поможет. Дела Твои сплошной обман. Ты – сын дьявола, а не Бога. Ты доверился Богу – посмотрим, поможет ли Он Тебе». Христос на все эти искушения отвечает молчанием, не вступает в борьбу, поступает так, как будто Он ничего не слышит и не видит – ибо, если бы Он ответил, то дал бы им лишь повод для ещё большего крика. Но, напротив, Он совершенно обращается лишь к воле Отца Своего, причём настолько, что забывает о смерти, грехе и аде и молится за преследователей. Так и мы должны предоставить этим образам нападать на нас как им угодно, думая лишь о том, чтобы пребывать в воле Божией, состоящей в том, чтоб мы прилепились ко Христу и твёрдо веровали,, что наши смерть, грех и ад ради нас преодолены Им и не смогут нам повредить и помешать, чтобы единственно Христов образ пребывал в нас и мы к нему обращались.
15. Теперь мы вновь возвращаемся к святым Таинствам и их силе, дабы научиться должным образом употреблять их. Если кому-либо дарованы милость и время, чтобы исповедаться, причаститься и собороваться, то у него, без сомнения, есть великая причина любить, благодарить и славить Бога и умереть с утешением. Ибо в Таинствах через священника действует и говорит Сам Бог твой Иисус Христос. Бог желает, чтобы Таинства были тебе знамением и охранной грамотой. Жизнь Христа приняла твою смерть на себя и преодолела её, Его послушание превозмогло твой грех, а Его любовь – твой ад. На смертном одре ничто другое нам не поможет.
16. Очень важно почитать святые Таинства, в коих произносится Слово Божие, даются обетования и видимые знаки, полагаться на них всецело, то есть нимало не сомневаться ни в Таинствах, ни в том, знаками чего они являются. Ибо там, где возникает сомнение, там всё уже потеряно. Ибо, как говорит Христос, во что и как мы верим, то нам и будет (Мф.21,2.1). Посему не должно быть никаких шуток с Таинствами. Должна присутствовать вера, полагающаяся на них и дерзновенно возлагающая на них всё упование. Но является тебе дьявол и нашёптывает: а что, если я принял Таинства недостойно и это лишит меня всех милостей? Тут соверши крестное знамение и не позволяй искушать себя. Если только веруешь, что всё это верные знаки, истинные слова, то ты уже достоин и пребудешь достоин. Вера делает достойным, сомнение недостойным. Бог основывает Слово Своё и Таинство не на твоём достоинстве и ничего не даёт тебе по достоинству твоему. Он укрепляет тебя из чистой милости. Держись этого прочно и скажи: если священник отпустил мне грехи, то положусь на это, как на Слово Самого Бога. Ибо ты должен столь же прочно верить в отпущение грехов священником, как если бы Бог послал тебе Своего ангела или апостола, как если бы тебя простил Сам Христос.
17. Смотри, какое огромное преимущество получает тот, кто жаждет принять Таинства. Без этих внешних знаков люди утомятся верить и станут опираться лишь на стремление сердца. Теперь находятся многие, кто хотел бы получить какой-либо знак с неба, как Бог к ним относится. Почему они не держатся Таинств, которые суть верные и установленные Господом знаки, явившие свою силу всем веровавшим? Употребление Таинства есть не что иное, как вера в истинность всего, что обетовано и даётся нам в нем. Посему необходимо не просто созерцать три образа во Христе и изгонять, повергать ими их антиподов, но и получить зримый знак, удостоверяющий дарованное нам. Вот что есть Таинства.
18. Ни один христианин не должен на закате дней своих думать, что он один на смертном одре. Он должен быть совершенно уверен, что согласно Таинству за ним наблюдает множество глаз: Сам Бог, а сверх того, ангелы, святые и все христиане. Ибо в том нет никакого сомнения – что и являет нам Таинство алтаря – они все вместе, как одно тело к одному члену, устремляются к нему, помогают ему преодолеть смерть, грех и ад и несут их вместе с ним. Вот это и есть настоящее деяние любви и общения святых во всём величии. Христианин должен устремить взор свой на него и не сомневаться, из чего будет потом черпать мужество умереть. Если ты пребываешь в вере, то они все поддерживают тебя. Когда исходит душа твоя из тела, то они тут и принимают её. Ты не можешь погибнуть. Об этом свидетельствует Елисей, говоривший слуге своему; «Не бойся, их больше с нами, нежели с ними», хотя враги окружили их, и они никого кроме врагов вокруг себя не видели. Но Бог отверз очи слуге и увидел множество коней огненных и колесниц. Так же, без сомнения, оказывается с каждым верующим в Бога.
19. Никто не должен проявлять дерзости и исходить из собственных сил. Но каждый да попросит смиренно Бога, дабы Он сотворил нам и сохранил в нас такую веру и такое понимание Его святых Таинств, чтобы мы принимали их со смирением и в страхе Божием, приписывая это деяние не себе, но исключительно славе Божией. Молиться же нужно безо всякого сомнения в том, что молитва будет услышана, ибо Бог заповедал, чтобы мы, желая молиться, твёрдо веровали в то, что будет нам по прошению нашему. На протяжении всей жизни нужно молить Бога о вере правой в свой последний час. Ибо если Он заповедал молиться и доверяться Ему в молитве, – зачем сомневаться? Ведь Он сделал так именно потому, что желает услышать и исполнить просимое.
20. Что ещё сделать для тебя Богу твоему, дабы ты охотно принял смерть, не боялся её и преодолел? Он являет тебе в Христе образы жизни, милости и блаженства, дабы не ужасался ты от образов смерти, греха и ада. К тому же Он возлагает твои смерть, грех и ад на Сына Своего возлюбленного и ради тебя преодолевает их все, делая для тебя безвредными. Ко всему прочему, Он попускает Сына Своего понести за тебя твоё искушение смерти, вины и ада и учит тебя придерживаться этого, делая и их безопасными и переносимыми. Дабы ты не сомневался в этом, Он дарует тебе верный знак, а именно – святые Таинства. Он заповедает о тебе ангелам Своим, всем святым и всем творениям Своим, дабы они воззрели вместе с Ним на Тебя, соблюли и приняли душу твою. Он заповедал тебе просить Его об этом с уверенностью и дерзновением. Что Ему ещё можно или должно сделать для тебя? Посему видишь, что Он – суть истинный Бог, совершающий в тебе славные, великие, божественные дела. И следует с великой радостью возносить благодарение Его божественной воле, ибо она чудесным образом столь щедро и милосердно одаривает нас для борьбы со смертью, грехом и адом. Любовь и хвала весьма облегчают кончину, как Бог говорит нам устами пророка Исайи: «Я огражу уста твои хвалой Моей, дабы ты не погиб» (Ис.48,9). Да поможет нам Бог.
Аминь.