Африканская хартия прав человека

АФРИКАНСКАЯ ХАРТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ.
Опубликована 06 июня 1981 года.
Принята в июне 1981 года
Вступила в силу в январе 1988 года.
ПРЕАМБУЛА.
Африканские государства-члены Организации африканского единства, участники настоящей Конвенции, названной «Африканская хартия прав человека и народов»,
памятуя Решение 115 (ХVI) Совещания глав государств и правительств на их шестнадцатой сессии, состоявшейся в Монровии (Либерия) с 17 по 20 июля 1979 года «о разработке предварительного проекта Африканской хартии прав человека и народов, предусматривающей inter alia установление институтов в целях содействия и защиты прав человека и народов»;
принимая во внимание Хартию Организации африканского единства, которая устанавливает, что «свобода, равенство, справедливость и достоинство являются существенными условиями для достижения законных стремлений африканских народов»;
вновь подтверждая торжественное обещание, которое они единодушно дали в статье 2 указанной Хартии — искоренить все формы колониализма в Африке, координировать и интенсифицировать свое сотрудничество и усилия для достижения лучшей жизни для народов Африки и содействовать международному сотрудничеству, проявляя при этом должное уважение к Уставу ООН и Всеобщей декларации прав человека;
принимая во внимание значение их исторических традиций и ценность африканской цивилизации, которые воодушевляют и характеризуют их отношение к концепции прав человека и народов;
признавая, с одной стороны, что основные права происходят из самого свойства человеческой личности, что подкрепляет их международную защиту, и, с другой стороны, что реальность и уважение прав народов были бы необходимой гарантией прав человека; учитывая, что обладание правами и свободами также предполагает и выполнение обязанностей со стороны каждого;
полагая, что впредь чрезвычайно важно уделять особое внимание праву на развитие, и что гражданские и политические права не могут быть отделены от экономических, социальных и культурных прав как в их концепции, так и вообще, и что удовлетворение экономических, социальных и культурных прав является гарантией для пользования гражданскими и политическими правами;
сознавая свою обязанность в достижении всеобщей свободы Африки, народы которой еще борются за свое достоинство и подлинную независимость и берут на себя обязательство уничтожить колониализм, неоколониализм, апартеид, сионизм и устранить агрессивные иностранные военные базы и все формы дискриминации, особенно те, которые основываются на расе, этнической группе, цвете кожи, пола, языка, религии или политических убеждений; вновь подтверждая свою приверженность принципам прав и свобод человека и народов, содержащимся в декларациях, конвенциях и других документах, одобренных Организацией африканского единства, Движением неприсоединения и Объединенными Нациями;
решительно убежденные в своей обязанности способствовать и защищать права и свободы человека и народов, принимая во внимание значение, традиционно уделявшееся этим правам и свободам в Африке; согласились о нижеследующем:
ЧАСТЬ I. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
ГЛАВА I. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ.
Статья 1.
Государства-члены Организации африканского единства, участники настоящей Хартии, признают права, обязанности и свободы, содержащиеся в данной Хартии, и обязуются принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы все они стали действенными.
Статья 2.
Каждый получает права и свободы, признанные и гарантированные в настоящей Хартии, без каких-либо различий в отношении расы, принадлежности к определенной этнической группе, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.
Статья 3.
1. Все равны перед законом.
2. Каждый находится в равной защите закона.
Статья 4.
Человеческая жизнь неприкосновенна. Каждый имеет право на уважение его жизни и целостности его личности. Никто не может быть произвольно лишен этого права.
Статья 5.
Каждый имеет право на уважение достоинства, присущего человеческой личности, и на признание его правосубъектности, Всякие формы эксплуатации и умаления достоинства, особенно рабство, работорговля, пытки, жесткое, бесчеловечное или унижающее достоинство наказание или обращение, должны быть запрещены.
Статья 6.
Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никто не может быть лишен свободы иначе как по основаниям и условиям, предварительно определенным законом, и частности, не может быть произвольно подвергнут аресту или задержанию.
Статья 7.
1. Каждый имеет право на гласное рассмотрение его дела. Это включает:
• а) право обращаться к компетентным национальным органам за защитой в случае действий, нарушающих его основные права как они признаны конвенциями, законами, правилами или обычаями, находящимися в силе;
• b) право считаться невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена компетентным судом или трибуналом;
• с) право на защиту, включая право на защиту лично выбранным адвокатом;
• d) право на рассмотрение дела в пределах разумного срока беспристрастным судом или трибуналом.
2. Никто не может быть осужден за действия или упущения, которые на момент их совершения не рассматривались преступлениями по закону. Не может быть назначено наказание, которое не было установлено за данное преступление на момент его совершения. Наказание является личным и может быть наложено только на преступника.
Статья 8.
Свобода совести и свободное отправление религиозных обрядов гарантируется. Никто не может, в соответствии с законом и порядком, быть подвергнутым мерам, ограничивающим пользование этими свободами.
Статья 9.
1. Каждый имеет право на доступ к информации.
2. Каждый имеет право на выражение и распространение своих взглядов в соответствии с законом.
Статья 10.
1. Каждый имеет право на свободную ассоциацию, если он при этом следует закону.
2. В соответствии с обязанностью солидарности, предусмотренной в статье 29, никто не может принуждаться вступать в ассоциацию.
Статья 11.
Каждый имеет право свободно объединяться с другими. Пользование этим правом может быть предметом только таких ограничений, которые предусмотрены законом и, в частности, предписаны в интересах национальной безопасности, спокойствия, здоровья, этики, прав и свобод других.
Статья 12.
1. Каждый имеет право свободно перемещаться или селиться в пределах государства при условии соблюдения закона.
2. Каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, а также возвращаться в свою страну. Это право может быть ограничено только на условиях, предусмотренных в законе для защиты национальной безопасности, право порядка, общественного здоровья и морали.
3. Каждый имеет право в случае преследования искать и получать убежище в других странах в соответствии с законодательством этих стран и международными соглашениями.
4. Иностранец, правомерно пребывающий на территории государства- участника настоящей Хартии, может быть выслан только в силу решения, принятого в соответствии с законом.
5. Массовые высылки иностранцев запрещены. Массовой является такая высылка, которая производится на национальной, расовой, этнической или религиозной основе.
Статья 13.
1. Каждый гражданин имеет право свободно участвовать в управлении своим государством как непосредственно, так и через свободно избранных представителей в соответствии с положениями закона.
2. Каждый гражданин имеет право на равный доступ к публичной службе своего государства.
3. Каждый имеет право доступа к общественной собственности и учреждениям на условиях строгого равенства всех перед законом.
Статья 14.
Право собственности гарантируется. Оно может быть ограничено только тогда, когда этого требуют публичная необходимость или общие интересы общества и в соответствии с положениями, относящимися к этому закону.
Статья 15.
Каждый имеет право на работу на справедливых и удовлетворительных условиях и получать равную оплату за равный труд.
Статья 16.
1. Каждый имеет право на высший достижимый уровень физического и психического здоровья.
2. Государства-участники настоящей Хартии предпримут необходимые меры по охране здоровья своего народа и по обеспечению медицинской помощью всех, кто в ней нуждается.
Статья 17.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Каждый может свободно принимать участие в культурной жизни своего общества.
3. Охрана и защита моральных и традиционных ценностей, признаваемых обществом, является обязанностью государства.
Статья 18.
1. Семья является естественной ячейкой и основой общества Она находится под защитой государства, которое заботится о ее физическом и моральном здоровье.
2. Государство обязано помогать семье, которая является хранителем моральных и традиционных ценностей, признанные обществом.
3. Государство не допускает никакой дискриминации в отношении женщин, а также обеспечивает защиту прав женщин к ребенка, как это предусмотрено в международных декларациях и конвенциях.
4. Престарелые и нетрудоспособные также имеют право на специальные меры защиты, которая требуется им в силу их физического и морального состояния.
Статья 19.
Все народы равны; они пользуются равным уважением и имеют равные права. Ничто не оправдывает господства одного народа над другим.

Статья 20.
1. Все народы имеют право на существование. Им принадлежит несомненное и неотъемлемое право на самоопределением Они свободно определяют свой политический статус и следуют в своем экономическом и социальном развитии политике, которую они свободно избирают.
2. Колониальные и зависимые народы имеют право освободить себя от цепей господства путем обращения к любым средствам, признанным международным сообществом.
3. Все народы имеют право на помощь государств-участников настоящей Хартии в их освободительной борьбе против иностранного господства, будь то политическим, экономическим или культурным.
Статья 21.
1. Все народы свободно распоряжаются своими материальными и природными ресурсами. Это право проводится в жизнь исключительно в интересах народа. Ни при каких обстоятельствах народ не может быть лишен этого права.
2. В случае захвата лишенный собственности народ имеет право на ее законное возвращение или на соответствующую компенсацию.
3. Свободное распоряжение материальными и природными ресурсами не должно вестись в ущерб обязательству содействовать международному экономическому сотрудничеству, основанному на взаимном уважении, справедливом обмене и принципах международного права.
4. Государства-участники настоящей Хартии индивидуально или коллективно используют право на свободное распоряжение своими материальными и природными ресурсами, имея при этом в виду усиление африканского единства и солидарности.
5. Государства-участники настоящей Хартии обязуются устранять все формы иностранной экономической эксплуатации, особенно те, которые практикуются международными монополиями, чтобы дать своим народам возможность получить в полной мере выгоду от использования их национальных ресурсов.
Статья 22.
1. Все народы имеют право на их экономическое, социальное и культурное развитие с должным уважением к их свободе и самобытности и в равном доступе к общему наследию человечества.
2. Государства обязаны самостоятельно или совместно обеспечивать проведение в жизнь права на развитие.
Статья 23.
1. Все народы имеют право на мир и безопасность как внутри страны, так и на международном уровне. Принципы солидарности и дружеских отношений, безоговорочно утвержденные Уставом Организации Объединенных Наций и подтвержденные Хартией Организации африканского единства, регулируют от ношения между государствами.
2. В целях упрочнения мира, солидарности и дружественных отношений государства-участники настоящей Хартии гарантируют, что:
• а) любое лицо, использующее право убежища по статье 12 настоящей Хартии, не будет заниматься подрывной деятельностью против своего государства или любого другого государства-участника настоящей Хартии;
• b) их территория не будет использоваться в качестве баз для подрывной или террористической деятельности против народа любого другого государства-участника настоящей Хартии.
Статья 24.
Все народы имеют право на общую удовлетворительную окружающую среду, благоприятную для их развития.
Статья 25.
Государства-участники настоящей Хартии обязаны содействовать и обеспечивать путем обучения, преподавания и публикации уважение к правам и свободам, содержащимся в на стоящей Хартии, и наблюдать за тем, как эти свободы и права, а также корреспондирующие им обязанности и обязательства понимаются.
Статья 26.
Государства-участники настоящей Хартии обязуются гарантировать независимость судам и разрешать создание и Улучшение соответствующих национальных институтов, занятых поддержкой и защитой прав и свобод, гарантированных настоящей Хартией.
ГЛАВА II. ОБЯЗАННОСТИ.
Статья 27.
1. Каждый несет обязанности в отношении своей семьи, общества, государства и других правомерно признанных объединений и международного сообщества.
2. Каждый пользуется предоставленными ему правами и свободами, должным образом уважая права и свободы других, общественную безопасность, мораль и общие интересы.
Статья 28.
Каждый обязан уважать и относиться к своему ближнему без дискриминации, а также поддерживать отношения, имеющие целью помощь, защиту и усиление взаимного уважения и терпимости.
Статья 29.
Каждый несет также следующие обязанности:
1. Поддерживать гармоничное развитие семьи и работать по укреплению и уважению семьи; всегда уважать своих родителей, помогать им в случае нужды.
2. Служить национальным интересам, предоставляя свои физические и интеллектуальные возможности на службу обществу;
3. Не ставить под угрозу безопасность своего государства или государства проживания;
4. Сохранять и усиливать социальную и национальную солидарность, особенно в случае угрозы ей;
5. Сохранять и усиливать национальную независимость и территориальную целостность своей страны и способствовать ее защите в соответствии с законом;
6. Работать по мере сил и возможностей, а также исправно платить налоги, предусмотренные законом в интересах общества;
7. Сохранять и развивать позитивные африканские культурные ценности в отношениях с другими членами общества в духе терпимости, диалога и консультаций и в целом способствовать поощрению морального здоровья общества;
8. Способствовать по мере сил в любое время и на любом уровне поощрению и достижению африканского единства.
ЧАСТЬ II. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГАРАНТИЙ.
ГЛАВА I. УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОЙ КОМИССИИ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ.
Статья 30.
Создается Африканская комиссия по правам человека и народов в рамках Организации африканского единства (именуемая далее «Комиссия») с тем, чтобы содействовать правам человека и народов и обеспечивать их защиту в Африке.
Статья 31.
1. Комиссия состоит из одиннадцати членов, избранных из африканцев с безупречной репутацией, известных своими высокими моральными качествами, честностью и беспристрастием и компетентностью в области прав человека и народов; особое внимание при этом уделяется лицам, обладающим познаниями в праве.
2. Члены Комиссии выполняют свои обязанности в личном качестве.
Статья 32.
В комиссии не может быть двух и более членов, имеющих гражданство одного и того же государства.
Статья 33.
Члены Комиссии избираются тайным голосованием Ассамблеей глав государств и правительств из числа лиц, выдвинутых для этой цели государствами-участниками настоящей Хартии.
Статья 34.
Каждое государство-участник настоящей Хартии может выдвигать не более двух кандидатов. Кандидаты должны быть гражданами одного из государств-участников Хартии. Если государство выдвигает двух кандидатов, то один из них может не быть гражданином этого государства.
Статья 35.
1. Генеральный секретарь Организации африканского единства по крайней мере за четыре месяца до начала выборов приглашает государства-участников настоящей Хартии назвать кандидатов.
2. Генеральный секретарь Организации африканского единства составляет алфавитный список названных ему лиц и направляет его по крайней мере за месяц до выборов главам государств и правительств.
Статья 36.
Члены Комиссии избираются на шесть лет и могут быть переизбраны. Однако срок полномочий четырех членов, избранных на первых выборах, истекает через два года, а срок трех других — через четыре года.
Статья 37.
Сразу же после первых выборов Председатель Ассамблеи глав государств и правительств Организации африканского единства по жребию определяет имена тех членов, о которых говорится в ст. 36.
Статья 38.
Члены Комиссии после своего избрания выступают с торжественным заявлением об исполнении своих обязанностей беспристрастно и добросовестно.
Статья 39.
1. В случае смерти или отставки члена Комиссии ее Председатель немедленно информирует о том Генерального секретаря Организации африканского единства, который объявляет место вакантным со дня смерти или отставки члена Комиссии.
2. Если по единогласному мнению членов Комиссии один из ее членов прекратил выполнение своих обязанностей по основаниям иным, чем временное отсутствие, Председатель Комиссии информирует о том Генерального секретаря Организации африканского единства, который затем объявляет место вакантным.
3. В каждом из случаев, предусмотренных выше, Ассамблея глав государств и правительств заполняет вакантное место на оставшийся срок полномочий выбывшего члена, когда он превышает шесть месяцев.
Статья 40.
Каждый член Комиссии исполняет свои обязанности до тех пор, пока его преемник не вступит в должность.
Статья 41.
Генеральный секретарь Организации африканского единства назначает секретаря Комиссии. Он же предоставляет также штат и обслуживание, необходимые для эффективной работы Комиссии. Организация африканского единства берет на себя расходы по штату и обслуживанию.
Статья 42.
1. Комиссия избирает своего Председателя и его заместителя на два года с правом переизбрания.
2. Комиссия принимает собственные правила процедуры.
3. Семь членов Комиссии составляют кворум.
4. В случае разделения голосов голос Председателя является решающим.
5. Генеральный секретарь может присутствовать на заседаниях Комиссии, но он не участвует ни в обсуждении, ни в голосовании. Председатель Комиссии может, однако, пригласить его высказаться.
Статья 43.
При выполнении своих функций члены Комиссии пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Общей Конвенции по привилегиям и иммунитетам Организации африканского единства.
Статья 44.
Расходы по жалованию и вознаграждению членов Комиссии включены в Ежегодный бюджет Организации африканского единства.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ.
Статья 45.
Функциями Комиссии являются:
1. Содействовать правам человека и народов и в частности:
• а) собирать документы, предпринимать изучение и исследование африканских проблем в области прав человека и народов, организовывать семинары, симпозиумы, конференции, распространять информацию, поддерживать национальные и локальные институты, имеющие отношением к правам человека и народов, и в случае надобности высказывать свою точку зрения и делать рекомендацию правительствам;
• b) формулировать и устанавливать принципы и нормы, имеющие целью решение правовых проблем, относящихся к правам человека и народов и основным свободам, на базе которых африканские правительства могут развивать свое законодательство,
• с) сотрудничать с другими африканскими и международными институтами, связанными с содействием и защитой прав человека и народов.
2. Обеспечивать защиту прав человека и народов на условиях, установленных настоящей Хартией.
3. Толковать все положения настоящей Хартии по просьбе государства-участника, институтов Организации африканского единства или африканской организации, признаваемой Организацией африканского единства.
4. Выполнять любые другие задания, которые могут быть поручены ей Ассамблеей глав государств и правительств.
ГЛАВА III. ПРОЦЕДУРА КОМИССИИ.
Статья 46.
Комиссия может избрать любой подходящий метод исследования, она может получать информацию от Генерального секретаря Организации африканского единства или любого другого лица, способного дать разъяснения.

Статья 47.
Если государство-участник настоящей Хартии имеет достаточные основания полагать, что другое государство-участника этой Хартии нарушило положения Хартии, оно может письменно обратить внимание такого государства на нарушение. Такое же сообщение направляется Генеральному секретарю Организации африканского единства и Председателю Комиссии, и течение трех месяцев со дня получения сообщения государство, которому адресовано сообщение, дает письменное объяснение запросившему государству или заявление с разъяснением по делу. Они включают в себя по возможности исчерпывающую информацию относительно законодательства и процедуры, которые были применены или могут быть применены, а также о том, что уже сделано по улучшению положения или возможного направления действий.
Статья 48.
Если в течение трех месяцев со дня получения первичного сообщения государством, которому оно адресовано, спор не будет решен к удовлетворению обоих государств, вовлеченных в двухсторонние переговоры или иным мирным средством, то любое государство имеет право направить спор в комиссию через Председателя и известить все другие заинтересованные государства.
Статья 49.
Безотносительно к положениям статьи 47, если государство-участник настоящей Хартии считает, что другое государство-участник нарушило положения Хартии, то оно может передать дело непосредственно Комиссии, направив сообщение Председателю Комиссии, Генеральному секретарю Организации Африканского единства и соответствующему государству.
Статья 50.
Комиссия может рассматривать переданный ей вопрос только после того, как удостоверится, что все имеющиеся внутренние средства были исчерпаны или установит, что процедура их применения неоправданно затягивается.
Статья 51.
1. Комиссия может просить соответствующие государства предоставить ей всю имеющуюся информацию.
2. Когда Комиссия рассматривает спор, соответствующие государства могут быть представлены в Комиссии и подавать письменные или устные представления.
Статья 52.
После получения всей информации, которая считается необходимой, от соответствующих государств и из других источников и после использования соответствующих мер по достижению мирного решения, основанного на уважении прав человека и народов. Комиссия подготавливает доклад в пределах разумного срока, исчисляемого с момента уведомления, как это предусмотрено в статье 48, в котором излагаются факты и ее выводы. Этот доклад направляется соответствующим государствам и доводится до сведения Ассамблеи глав государств и правительств.

Статья 53.
При направлении доклада Комиссия может давать Ассамблее глав государств и правительств такие рекомендации, какие сочтет полезными.
Статья 54.
Комиссия представляет на каждую очередную сессию Ассамблеи глав государств и правительств доклад о своей деятельности.
Другие сообщения.
Статья 55.
1. Перед началом каждой сессии секретарь комиссии составляет список сообщений, поступивших от государств, не являющихся участниками настоящей Хартии, и направляет их членам Комиссии, которые определяют, какие из этих сообщений подлежат рассмотрению Комиссии.
2. Сообщения рассматриваются Комиссией, если простое большинство членов Комиссии выскажется за это.
Статья 56.
Сообщения, относящиеся к правам человека и народов, упомянутые в статье 55 и полученные Комиссией, подлежат рассмотрению, если они:
• 1) указывают их авторов, даже если запрос анонимный;
• 2) совместимы с Хартией Организации африканского единства и настоящей Хартией;
• 3) не содержат оскорбительных и порочащих выражений в адрес соответствующего государства или Организации африканского единства;
• 4) не основываются исключительно на сообщениях, распространяемых средствами массовой информации;
• 5) направлены после того, как все местные средства исчерпаны, или если ясно, что национальная процедура необоснованно затягивается;
• 6) направлены в течение разумного срока после того, как национальные средства исчерпаны, или с того времени, когда Комиссия занялась этим делом;
• 7) не относятся к делу, которое было рассмотрено этими государствами, на основе принципов Организации Объединенных Наций или Хартии Организации африканского единства, или положений настоящей Хартии.
Статья 57.
Все сообщения до их рассмотрения по существу доводятся до сведения соответствующего государства Председателем Комиссии.
Статья 58.
1. Если в процессе рассмотрения сообщения Комиссией выявится, что одно или более сообщений имеют отношение к специальным случаям, связанным с серией серьезных массовых нарушений прав человека и народов, Комиссия обращает внимание Ассамблеи глав государств и правительств на эти специальные случаи.
2. Ассамблея глав государств и правительств может затем просить Комиссию предпринять углубленное изучение этих случаев и представить доклад с изложением фактов, сопроводив это собственными выводами и рекомендациями.
3. Критическая ситуация, должным образом оцененная Комиссией, передается последней Председателю Ассамблеи глав государств и правительств, который может попросить провести углубленное изучение.
Статья 59.
1. Все меры, предпринимаемые в рамках положений настоящей Хартии, остаются конфиденциальными до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не решит иначе.
2. Однако, доклад публикуется Председателем Комиссии на основе решения Ассамблеи глав государств и правительств.
3. Доклад о деятельности Комиссии публикуется ее Председателем после рассмотрения Ассамблеей глав государств и правительств.
ГЛАВА IV. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Статья 60.
В своей деятельности Комиссия руководствуется нормами международного права, относящимися к правам человека и народов, и особенно выделяет при этом положения различных африканских институтов по правам человека и народов, Уставом Организации Объединенных Наций, Хартией Организации африканского единства, Всеобщей декларацией прав человека, другими документами, одобренными Объединенными Нациями и африканскими странами в области прав человека и народов, а также различными документами, одобренными в рамках специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, в которых участники настоящей Хартии состоят членами.
Статья 61.
Комиссия принимает также во внимание в качестве дополнительных средств определения принципов права, другие общие и специальные международные конвенции, содержащие нормы, явно признанные государствами-членами Организации африканского единства, африканскую практику, соответствующую международным нормам по правам человека и народов, обычай, всеобщепризнанный в качестве права, общие принципы права, признаваемые африканскими государствами, а также правовые прецеденты и доктрину.
Статья 62.
Каждое государство-участник обязано направлять через каждые два года, считая со дня вступления Хартии в силу, доклады о законодательных и иных мерах, предпринятых в целях обеспечения действия прав и свобод, признанных и гарантированных настоящей Хартией.
Статья 63.
1. Настоящая Хартия открыта для подписания, ратификации и присоединения государствами-участниками Организации африканского единства.
2. Документы о ратификации и присоединении настоящей Хартии сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации африканского единства.
3. Настоящая Хартия вступает в силу через три месяца после получения Генеральным секретарем документов о ратификации или присоединении простого большинства государств -членов Организации африканского единства.
ЧАСТЬ III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 64.
1. После вступления в силу настоящей Хартии члены Комиссии избираются на основании соответствующих статей данной Хартии.
2. Генеральный секретарь Организации африканского единства организует первое заседание Комиссии в штаб-квартире Организации в течение трех месяцев со дня создания Комиссии. После этого Комиссия созывается ее Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Статья 65.
Для тех государств, которые ратифицируют или присоединяются к Хартии после ее вступления в силу. Хартия вступает в силу через три месяца со дня депонирования данным государством своего документа о ратификации или присоединении.
Статья 66.
Специальные протоколы или соглашения могут, если необходимо, дополнять положения настоящей Хартии.
Статья 67.
Генеральный секретарь Организации африканского единства извещает членов Организации о принятии на хранение любого документа о ратификации или присоединении.
Статья 68.
Настоящая Хартия может быть изменена, если государство-участник направит просьбу об этом Генеральному секретарю организации африканского единства. Ассамблея глав государств и правительств может рассматривать проект поправки только после того, как все государства-участники будут должным образом проинформированы об этом и Комиссия по просьбе государства-инициатора даст свое заключение. Поправка утверждается простым большинством государств- участников. Она вступает в силу для любого государства, которое одобрит ее в соответствии со своей конституционной процедурой через три месяца после получения Генеральным секретарем извещения об одобрении.