План урегулирования приднестровской проблемы 2012

ОБСЕ 2012
ПЛАН
УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Республика Молдова и Приднестровье (далее – стороны в переговорном процессе), имеющие равное с остальными участниками право в дискуссиях по урегулированию приднестровской проблемы,
при участии посредников и представителей от Российской Федерации, Украины, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки;
исполненные решимости определить основные цели, принципы и этапы урегулирования приднестровской проблемы с тем, чтобы обеспечить соблюдение верховенства права и основных свобод человека при уважении территориальной целостности и государственного суверенитета Республики Молдова;
приветствуя международные усилия в институциональных, политических вопросах и вопросы безопасности в целях с целью активизации политического диалога и достижения конкретных результатов для скорейшего всеобъемлющего урегулирования приднестровской проблемы в самое ближайшее время;
сознавая, что имплементация настоящего Плана зависит, прежде всего, от политической воли и стремления сторон неукоснительно исполнять обязательства, вытекающие из принципов и процедур ведения переговоров в рамках «Постоянного совещания по политическим вопросам приднестровского урегулирования», на основе равенства и взаимного уважении между участниками, с учетом их настоящего статуса,
приняли решение принять настоящий План урегулирования приднестровской проблемы, предусматривающий:
I. Цели приднестровского урегулирования.
1. Реинтеграция Республики Молдова на основе единства территории и государственной власти, демократического политического устройства.
2. Полное и окончательное урегулирование приднестровской проблемы при сохранении конституционного строя Республики Молдова и правовом определении особого статуса Приднестровья как составной части Республики Молдова.
3. Соблюдение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в ее международно-признанных границах и обеспечение жителям Приднестровья права на самоопределение исключительно при условии утраты Республикой Молдова суверенитета и независимости.
4. Обеспечение прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и иных различий.
5. Создание благоприятных условий для культурно-этнического развития всех национальностей, проживающих по обе стороны Днестра.
6. Обеспечение свободы СМИ, свободы передвижения населения, товаров, услуг и капитала, включая таможенные процедуры, здравоохранение, телекоммуникации и другие меры по укреплению доверия.
7. Уважение прав человека и основных свобод, поощрение общенационального диалога на всех уровнях, включая деятельность гражданского общества и межчеловеческие контакты.
8. Создание единого правового, экономического, оборонного, социального, таможенного, гуманитарного и других пространств государственной жизнедеятельности. Объединение материальных и духовных ресурсов для дальнейшего решения общих экономических и социальных проблем с целью построения совместными усилиями демократического, полиэтнического и процветающего общества.
9. Обеспечение гражданского и межэтнического согласия, укрепление мира и стабильности в контексте общеевропейской безопасности.
II. Принципы урегулирования.
1. Определение статуса Приднестровья осуществляется исключительно мирными, политическими средствами на основе Конституции Республики Молдова и путем внесения законодательных инициатив представительскими органами Республики Молдова и Приднестровского региона, которые найдут поддержку гражданского общества всей Молдовы и будут отвечать принципам демократии, целостности и безопасности единого государства – Федеративной Республики Молдова (далее – Республики Молдова) в границах территории Молдавской ССР на 1 января 1990 года.
2. Урегулирование приднестровской проблемы будет осуществляться с неукоснительным соблюдением принципов территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности государственных границ, уважения основных прав и свобод человека, права народа на самоопределение.
3. Проведение на правовых условиях статуса Приднестровья, определенных Законом Республики Молдова, досрочных свободных, прозрачных и демократических выборов в Верховный совет Приднестровья под международным контролем является необходимой составляющей его признания Республикой Молдова легитимным представительским органом Приднестровского региона Республики Молдова.
4. Правовое оформление Приднестровья как региона с особым статусом в составе Республики Молдова осуществляется в три этапа.
Этапы составляют переходной период окончательного урегулирования. Временная протяженность каждого из этапов переходного периода не может превышать шести месяцев. По согласованию между сторонами этот срок может быть сокращен.
5. Подготовку проектов соответствующих законов Республики Молдова осуществляет на первом этапе Парламент Республики Молдова, а в последующем – Парламентская комиссия в составе уполномоченных членов Парламента Республики Молдова и избранного демократическим путем Верховного совета Приднестровья.
6. Стороны будут воздерживаться от односторонних действий, которые могут создать препятствия на пути мирного урегулирования приднестровского конфликта, и подтверждают свою приверженность ранее достигнутым договоренностям, зафиксированным в данном Плане.
III. Этапы урегулирования.
Первый этап. Правовое закрепление основных положений статуса Приднестровья в рамках Республики Молдова.
1. С целью создания предпосылок для восстановления территориальной целостности Республики Молдова Парламент Республики Молдова, в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова и Закона Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья), который юридически закрепляет ранее согласованные положения особого статуса Приднестровья:
а) Единственным субъектом международного права является Республика Молдова.
b) Приднестровье в составе Республики Молдова является особой административно-территориальной единицей в форме республики,
с) Приднестровье принимает и применяет собственный Основной закон (Уложение), который после принятия Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) будет соответствовать Конституции Республики Молдова.
d) Приднестровье имеет свою символику (флаг, герб, гимн), которая используется на территории Приднестровского региона совместно с символикой Республики Молдова.
e) В качестве государственного языка в Приднестровском регионе Республики Молдова используется молдавский язык. В качестве официальных языков Приднестровья используются молдавский, украинский и русский. Всем проживающим на территории Приднестровья гарантируется право на использование родного языка.
f) Республика Молдова является единственным субъектом международного права. Внешняя политика, дипломатические и консульские отношения, участие в международных организациях, заключение международных договоров и соглашений являются прерогативой Республики Молдова.
g) Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова по вопросам, затрагивающим его интересы, в порядке, определенном сторонами.
h) Приднестровье имеет право устанавливать и поддерживать внешние контакты в экономической, научно-технической, гуманитарной областях в порядке, определенном законодательством Республики Молдова.
i) В Республике Молдова действует единая валюта. Вопросы национальной валюты, денежного обращения, денежной эмиссии, определения общей финансово-кредитной политики и принципов ценообразования, налоговой политики, принятие и исполнение государственного бюджета являются компетенцией органов власти Республики Молдова. Приднестровье имеет собственный бюджет, который формируется за счет платежей, установленных законодательством Республики Молдова и Приднестровья. Взаимоотношения бюджета Приднестровья и государственного бюджета Республики Молдова устанавливаются в соответствии с Законом Республики Молдова о бюджетной системе и бюджетном процессе и законодательством Приднестровья.
j) Территория Республики Молдова составляет единое таможенное пространство. Таможенная служба Приднестровья входит в единую структуру таможенных органов Республики Молдова. На территории Республики Молдова не допускается установление границ, таможенных постов, пошлин, сборов, создание каких-либо иных препятствий свободному перемещению граждан, товаров, услуг и финансовых средств. Порядок перемещения имущества и грузов через таможенную границу, таможенное обложение, оформление и контроль, другие средства реализации таможенной политики государства определяются законодательством Республики Молдова.
k) Воинские подразделения, дислоцированные на территории Приднестровья, являются составной частью Вооруженных Сил Республики Молдова. Порядок призыва, размещения воинских подразделений в Приднестровье, организация и проведение маневров на ее территории определяются компетентным органом власти Республики Молдова по согласованию с исполнительным органом Приднестровья. Жителям Приднестровья предоставляется право выбора места прохождения воинской службы. В переходном периоде Армия, силы безопасности и полиция Республики Молдова могут действовать на территории Приднестровья без согласия ее властей.
l) В Республике Молдова действуют единые стандарты социальной защиты, условий пенсионного обеспечения, уровней социальных гарантий в области труда, социального страхования.
m) В Республике Молдова действует единая система судебных инстанций. Представители Приднестровья принимают участие в формировании и деятельности судебных органов Республики Молдова. Судебная система Приднестровья устанавливается Конституцией Республики Молдова и Уложением Приднестровья. Полномочия, порядок образования и деятельности судов в Приднестровье устанавливаются совместно.
n) Население имеет равный, беспрепятственный доступ к медицинскому обеспечению, получению общего и специального образования.
2. Настоящим Законом Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) предусматривается, что в дальнейшем будет принята система гарантий, которая, среди прочего, включит в себя следующие положения:
а) Приднестровье обладает правом на выход из состава Республики Молдова в случаях принятия решения о присоединении Республики Молдова к другому государству и (или) в связи с утратой Республикой Молдова международной правосубъектности.
b) Выход Приднестровья из состава Республики Молдова осуществляется под международным мониторингом на основании решений, принимаемых на всенародном референдуме в Приднестровье большинством жителей от зарегистрированных на его территории. Референдум назначается в соответствии с действующим законодательством Республики Молдова исключительно при наличии оснований для такого выхода.
3. На условиях, определенных Законом Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровья, не позднее декабря 2012 года проводятся свободные и демократические выборы в Верховный совет Приднестровского региона.
С целью их подготовки и проведения с согласия ОБСЕ создается Международная комиссия по подготовке и проведению выборов в Верховный совет Приднестровского региона Республики Молдова. Выборы проходят под контролем международных наблюдателей от ЕС, ОБСЕ, Совета Европы, США, России, Украины и других демократических государств.
Второй этап. Распределение компетенции и полномочий между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья.
1. Принятие Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).
а) Избранный состав Верховного совета Приднестровья на основе Закона Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) принимает соответствующий нормативно-правовой акт.
b) С целью подготовки проекта Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) Верховный совет Приднестровья не позднее марта 2013 года делегирует уполномоченных депутатов регионального представительского органа в состав Парламентской комиссии Республики Молдова по подготовке данного законопроекта. Документ, исходя из положений Закона Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья), предусматривает положения о разграничении полномочий и компетенции между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья.
с) Посредники и представители от Российской Федерации, Украины, ОБСЕ, Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза и Совета Европы, в случае обращения к ним сторон, оказывают помощь в подготовке упомянутого законопроекта.
2. Парламент Республики Молдова принимает подготовленный Парламентской комиссией Закон Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).
3. В целях реализации Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) Верховный совет Приднестровья принимает соответствующий нормативно-правовой акт.
Третий этап. Полное урегулирование приднестровской проблемы. Правовое обеспечение особого статуса Приднестровья в составе Республики Молдова.
1. Одновременно стороны совместно с будущими странами-гарантами – Российской Федерацией, Украиной, а также ОБСЕ, при содействии Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза, разрабатывают Договор между Республикой Молдова, Российской Федерацией, Украиной и ОБСЕ о гарантиях соблюдения Республикой Молдова Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова.
2. После утверждения упомянутого Договора Парламентом Республики Молдова вступает в силу Закон Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья). Верховный совет Приднестровья принимает Конституцию Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).
3. С целью содействия преодолению возможных разногласий в вопросах выполнения или толкования сторонами положений Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) создается Согласительный комитет, в состав которого входят по два представителя Республики Молдова и Приднестровья, а также по одному от Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки, Украины, ОБСЕ и Российской Федерации.
IV. Заключительные положения
В случае невыполнении одной из сторон положений настоящего Плана, Российская Федерация, Украина, ОБСЕ, Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки оставляют за собой право на соответствующие международно-правовые меры, исходя из общепризнанных норм и принципов международного права.