План урегулирования приднестровской проблемы 2005

ПЛАН УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
19 мая 2005 г.
Республика Молдова и Приднестровье (далее – стороны в переговорном процессе),
при участии посредников от Российской Федерации, Украины, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе;
в присутствии представителей Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки;
исполненные решимости определить основные цели, принципы и этапы урегулирования приднестровской проблемы с тем, чтобы обеспечить соблюдение верховенства права и основных свобод человека при уважении территориальной целостности и государственного суверенитета Республики Молдова;
сознавая, что имплементация настоящего Плана зависит, прежде всего, от политической воли и стремления сторон неукоснительно исполнять обязательства, вытекающие из упомянутого документа;
приветствуя международные усилия с целью скорейшего полномасштабного урегулирования приднестровской проблемы;
в целях активизации политического диалога и достижения конкретных результатов уже в самое ближайшее время,
приняли решение подписать настоящий План урегулирования приднестровской проблемы, предусматривающий:
I. Цели приднестровского урегулирования
1. Реинтеграция Республики Молдова на основе единства территории и государственной власти, демократического политического устройства.
2. Полное и окончательное урегулирование приднестровской проблемы при сохранении конституционного строя Республики Молдова и правовом определении особого статуса Приднестровья как составной части Республики Молдова.
3. Соблюдение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в ее международно-признанных границах и обеспечение жителям Приднестровья права на самоопределение исключительно при условии утраты Республикой Молдова суверенитета и независимости.
4. Обеспечение основных прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и иных различий. Создание благоприятных условий для культурно-этнического развития всех национальностей, проживающих по обе стороны Днестра.
5. Создание единого правового, экономического, оборонного, социального, таможенного, гуманитарного и других пространств государственной жизнедеятельности. Объединение материальных и духовных ресурсов для дальнейшего решения общих экономических и социальных проблем с целью построения совместными усилиями современного демократического, процветающего общества.
6. Обеспечение гражданского и межнационального согласия, укрепление мира и стабильности в данном регионе Европы.
7. Окончательное устранение всех последствий конфликта и создание многоуровневой системы международных и внутренних гарантий.
II. Принципы урегулирования
1. Определение статуса Приднестровья осуществляется исключительно мирными, политическими средствами на основе Конституции Республики Молдова и путем внесения законодательных инициатив представительскими органами Республики Молдова и Приднестровского региона, которые найдут поддержку гражданского общества всей Молдовы и будут отвечать принципам демократии, целостности и безопасности единого государства Республики Молдова в границах территории Молдавской ССР на 1 января 1990 года.
2. Урегулирование приднестровской проблемы будет осуществляться с неукоснительным соблюдением принципов территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности государственных границ, уважения основных прав и свобод человека, права народа на самоопределение.
3. Проведение на правовых условиях статуса Приднестровья, определенных Законом Республики Молдова, досрочных свободных, прозрачных и демократических выборов в Верховный совет Приднестровья под международным контролем является необходимой составляющей его признания Республикой Молдова легитимным представительским органом Приднестровского региона Республики Молдова.
4. Правовое оформление Приднестровья как региона с особым статусом в составе Республики Молдова осуществляется в три этапа.
Этапы составляют переходной период окончательного урегулирования. Временная протяженность каждого из этапов переходного периода не может превышать шести месяцев. По согласованию между сторонами этот срок может быть сокращен.
5. Подготовку проектов соответствующих законов Республики Молдова осуществляет на первом этапе Парламент Республики Молдова, а в последующем – Парламентская комиссия в составе уполномоченных членов Парламента Республики Молдова и избранного демократическим путем Верховного совета Приднестровья.
6. Стороны будут воздерживаться от односторонних действий, которые могут создать препятствия на пути мирного урегулирования приднестровского конфликта, и подтверждают свою приверженность ранее достигнутым договоренностям, зафиксированным в данном Плане.
III. Этапы урегулирования.
Первый этап. Правовое закрепление основных положений статуса Приднестровья в рамках Республики Молдова.
а) С целью создания предпосылок для восстановления территориальной целостности Республики Молдова Парламент Республики Молдова, в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова, (не позднее июля 2005 года) принимает Закон Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья), который юридически закрепляет ранее согласованные положения особого статуса Приднестровья:
1. Единственным субъектом международного права является Республика Молдова.
2. Приднестровье в составе Республики Молдова является особой административно – территориальной единицей в форме республики.
3. Приднестровье принимает и применяет собственный Основной закон (Конституцию), который после принятия Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья), будет соответствовать Конституции Республики Молдова.
4. Приднестровье имеет свою символику (флаг, герб, гимн), которая используется совместно с символикой Республики Молдова.
5. В качестве официальных языков Приднестровья используются молдавский, украинский и русский. Всем проживающим на территории Приднестровья гарантируется право на использование родного языка, создание условий для его изучения и развития.
6. Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова по вопросам, затрагивающим его интересы, в порядке определенном сторонами.
7. Приднестровье имеет право устанавливать и поддерживать внешние контакты в экономической, научно-технической, гуманитарной областях в порядке, определенном законодательством Республики Молдова.
б) Настоящим Законом Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) предусматривается, что в дальнейшем будет принята система гарантий, которая, среди прочего, включит в себя следующие положения:
1. Приднестровье обладает правом на выход из состава Республики Молдова в случаях принятия решения о присоединении Республики Молдова к другому государству и (или) в связи с утратой Республикой Молдова международной правосубъектности.
2. Выход Приднестровья из состава Республики Молдова осуществляется под международным мониторингом на основании решений, принимаемых на всенародном референдуме в Приднестровье большинством жителей от зарегистрированных на его территории. Референдум назначается в соответствии с действующим законодательством исключительно при наличии оснований для такого выхода.
в) На условиях, определенных Законом Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровья, не позднее октября-ноября 2005 года проводятся свободные и демократические выборы в Верховный совет Приднестровского региона.
С целью их подготовки и проведения с согласия ОБСЕ создается Международная комиссия по подготовке и проведению выборов в Верховный совет Приднестровского региона Республики Молдова. Выборы проходят под контролем международных наблюдателей от ЕС, ОБСЕ, Совета Европы, США, России, Украины и других демократических государств.
Второй этап. Распределение компетенции и полномочий между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья. Принятие Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).
а) Новоизбранный состав Верховного совета Приднестровья на основе Закона Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) принимает соответствующий нормативно-правовой акт.
б) С целью подготовки проекта Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) Верховный совет Приднестровья делегирует уполномоченных депутатов регионального представительского органа в состав Парламентской комиссии Республики Молдова по подготовке данного законопроекта. Документ, исходя из положений Закона Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) и предусматривает положения о разграничении полномочий и компетенции между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья.
Посредники от Российской Федерации, Украины и ОБСЕ, представители от Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза и Совета Европы в случае обращения к ним сторон, оказывают помощь в подготовке упомянутого законопроекта.
в) Парламент Республики Молдова принимает подготовленный Парламентской комиссией Закон Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).
г) В целях реализации Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) Верховный совет Приднестровья принимает соответствующий нормативно-правовой акт.
Третий этап. Полное урегулирование приднестровской проблемы. Правовое обеспечение особого статуса Приднестровья в составе Республики Молдова.
а) Одновременно стороны совместно с будущими странами-гарантами – Российской Федерацией, Украиной, а также ОБСЕ, при содействии Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза разрабатывают Договор между Республикой Молдова, Российской Федерацией, Украиной и ОБСЕ о гарантиях соблюдения Республикой Молдова Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова.
б) После утверждения упомянутого Договора Парламентом Республики Молдова вступает в силу Закон Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья). Верховный совет Приднестровья принимает Конституцию Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).
в) С целью содействия преодолению возможных разногласий в вопросах выполнения или толкования сторонами положений Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) создается Согласительный комитет, в состав которого входят по два представителя Республики Молдова и Приднестровья, а также по одному от Украины, Российской Федерации и ОБСЕ. В работе данного Комитета могут принимать участие представитель Соединенных Штатов Америки и представитель Европейского Союза. Период действия такого комитета определяется на основе взаимной договоренности сторон.
IV. Заключительные положения
В случае невыполнения одной из сторон положений настоящего Плана, Российская Федерация, Украина и ОБСЕ оставляют за собой право на соответствующие международно-правовые меры, исходя из общепризнанных норм и принципов международного права.