Интервью порталу Ислам сегодня

РОМАН ПАШКОВ: «АМЕРИКА СЧИТАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА САМОЙ БОЛЬШОЙ ПОДВИЖКОЙ В ГЛОБАЛЬНОМ РАСКЛАДЕ СИЛ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ».
19.10.2012
Собиратель Исламской интернет — библиотеки, автор и владелец портала «Всемирная исламская политико-правовая мысль» Роман Пашков в эксклюзивном интервью Islam Today /Ислам Сегодня/ прояснил интересные моменты в теме.
В исламе сокрыт большой гуманистический потенциал.
Islam Today: В библиотеке сконцентрировано солидное ядро исламской правовой литературы, с раритетными книгами в электронной версии, архивные документальные материалы по истории Чечни. Вас привлекает ислам как религия?
Роман Пашков: В исламе сокрыт большой гуманистический потенциал. Многое, происходящее в исламе, связано с кризисом роста, различными отклонениями джихадистской направленности. Исламская мысль в мире интенсивно развивается, можно привести в пример факт того, что только стандартов по исламской экономике принято свыше 40, а на русском языке опубликованы только 3 из них. В Россию очень мало что доходит из тех проблемных тем, которые глобально обсуждаются на исламских научных форумах.
Islam Today: Исламское государственное право, – что в него входит, как оно может сочетаться с нормами общего светского права?
– Поскольку я прежде всего юрист, то мне и интересно исламское государственное право. Мне важно, как государство функционирует, какой механизм организационной структуры работает. А почему именно госправо, – наверное, просто наклонности, душа лежит, но может быть и значение имеет тот факт, что исламский проект пока сокрыт. Исламское государственное право нужно подвергнуть коренной трансформации и привести к реалиям сегодняшнего дня, не хватаясь за отжившие традиции, которые –то и не везде есть.
Islam Today: Исламо-философский трактат: «Небесные гуманистические основания единой великой книги истины (к основам единой мировой религии) или небесный кодекс», на чем основано интересное содержание Вашей работы? Что Вы берете за основу единой мировой религии, – ислам? Кому адресовано уникальное сочинение?
‒ Это юридическое сочинение, правовое описание мировой религии. Я думаю, что человечество все равно придет к чему-то единому по вопросу религии, но вот что будет этим единым – пока никто не знает. Эта работа является неким концептом по элементам возможной мировой религии, но никак не предугадыванием, это научный анализ с философской и правовой точек зрения того, что может быть вероятностно положено в основу.
Данная работа адресована гуманистически настроенным религиозным людям и умеренному духовенству.
Америка считает образование халифата самой большой подвижкой
в глобальном раскладе сил, которая может быть.
Islam Today: Вопрос, вытекающий из Вашего исламского сочинения «Программа исламской реформации». Вы считаете, что исламская реформация возможна, когда мир полон противоречий, главные мировые игроки хотят власти над миром, Европа допустит неохалифат 21 века?
Роман Пашков: Вопрос не в том, что кто-то что-то допустит, а хотят ли сами мусульмане этого. Подчеркну, что Америка считает образование халифата самой большой подвижкой в глобальном раскладе сил, которая может быть. Для реформации нужны три вещи: программа, лидер, организация. Лидера пока нет, организации тоже пока нет, а программу вполне можно и выдвинуть. Самая большая проблема исламской реформации в исламском государственном праве, которое является по сути устаревшим. Я имею в виду не общие разработки, а конкретные механизмы государственной власти в современном обществе. Речь идет именно об этом.
Исламский проект, как и русский, реализуем.
В исламском мире очень большая потребность в модернизации, глобальный запрос на обновление, а вот кто оседлает эту волну, пока никто не знает. Понятно, что левые силы интеллектуально эту борьбу проиграли к началу 80-х годов 20 века, как и арабские националисты социалистической направленности.
Исламского государственного права сейчас нигде не существует в практике мусульманских государств. Оно существует только как потенциальная доктрина. Даже если взять арабские монархические государства Персидского залива, то на это можно сказать, что исламское право отрицает наследственную власть монархии, но и не является республикой. Человек всего лишь наместник Аллаха на Земле и вся власть над миром у Аллаха по исламской доктрине.
Хотелось бы отметить, что Халифат и джихад являются неофициально столпами ислама. Я говорю о фактическом положении дел, а не о символе веры. Мусульманам их «друзья» говорят, что Халифат обязательно будет террористическим и тоталитарным государством. Я верю в духовный и гуманистический потенциал Второго халифата, исламская экономика уже не является фикцией. Исламский проект, как и русский, реализуем.
В сценариях американского военно-политического истэблишмента Халифат оценивается как наиболее вероятная причина изменения глобальной картины мира, поэтому Америка стремится задавить на корню все объединительные тенденции мусульман, педалируя тему «Аль-Каиды» и провозглашая ее глобальным врагом номер один США.
Халифат, возможно, будет очерчен всего лишь рамками арабского мира как сердца ислама.
Islam Today: Как бы Вы прокомментировали фактор «Аль-Каиды», который западный мир неизменно ассоциирует с исламом?
‒ В основе данного феномена лежат глубинные причины. Я допускаю мысль, что «Аль-Каида» является в чем-то западным проектом, как говорили древние, – кому выгодно? Ведь пока она есть, то можно говорить – вы хотите Халифат, но ведь «Аль-Каида» тоже за халифат, значит вы террористы. Глубинное стремление мусульман к возрождению своей духовности извращается и преподносится в такой искривленной форме.
Islam Today: По Вашему мнению, какие возможны пути установления халифата, через революцию?
‒ Я предполагаю, что вовсе не обязательно. Халифат, возможно, будет очерчен всего лишь рамками арабского мира как сердца ислама. Этого будет более чем достаточно. Я думаю, что вокруг Халифата будет сообщество исламских государств по типу Организации исламского сотрудничества (ранее была Организацией исламская конференция).

О Москве и мечети.
Из родовой патриархальной культуры, человек сразу попадает в супермегаполис с модернизирующейся культурой и происходит столкновение.

Islam Today: Роман, как Вы относитесь к московской акции «Нет мечети»?
‒ Это в определенной степени дикость, учитывая количество тех же служилых татар в Москве. Но есть важный момент – определяющим мотивом является для москвичей не боязнь мечети, а то, что их ставят в самых неудобных местах, что вызывает отторжение у жителей при нерешенности других социальных проблем. Поэтому все-таки основной аспект – это социальные проблемы, а не религиозное неприятие.
Islam Today: На Ваш взгляд, отсутствие доверия между светским московским сообществом и мусульманской уммой в Москве – проблема разрешаемая?
‒ Не хочу говорить про диалог, проблема это больше национальная. Никакого отношения к религиозной она не имеет и фразы «в исламе жизнь ничего не стоит», вряд ли уместны. Просто многие из тех, кто приехал, не понимают, что везде свои правила и есть то, что называется образ жизни. Находясь дома в жестких тисках родовых отношений и попадая в Москву, у многих окружающая реальность условно «сносит» все барьеры в сознании. Вопрос в этом. Из родовой патриархальной культуры, человек сразу попадает в супермегаполис с модернизирующейся культурой и происходит столкновение.
О креативном
Islam Today: Вопрос о Ваших исламских проектах. Дизайн портала собирайтесь менять, немного креатива не помешало бы.
– Дизайн сайта worldislamlaw.ru менять не планирую, а вот дизайн портала constitutions.ru в течение полугода да.
Islam Today: У порталов высокая посещаемость. Кто проявляет интерес к разделам исламской литературы по праву, политике, истории, экономике? Вам пишут читатели портала?
– Материалы портала востребованы специалистами, госчиновниками, учеными, просто верующими. По большей части интересуются законодательной базой исламских и светских стран мира из архивов.
Islam Today: По какому принципу формируется Ваша электронная библиотека?
– По правовому, стараюсь развивать те тематические направления, что намечены.
Islam Today: Первоисточники на разных языках, бумажные издания переведены в цифровую версию, Вы сами всё это выполняете?
– Есть команда переводчиков и наборщиков, которые мне помогают, не бесплатно конечно.
Islam Today: С публичными библиотеками сотрудничаете, обменивайтесь книгами, документами?
– С библиотек я получаю сканы документов как платные услуги.
Выводы Романа Пашкова
Islam Today: Бесплатная Библиотека, с уникальной коллекцией Всемирной исламской политико-правовой мысли, Вы ею занимайтесь в свободное от работы в Банке время. Что Вас сподвигло на благотворительное просветительство, на грамотное продвижение исламской мысли?
‒ Сподвиг научный интерес. Я русский православного вероисповедания. Родился и вырос в Москве. Родственники по линии матери чеченцы – нохчо. Наверное, мой интерес к исламу объясняется и этим фактом.