Конституция Перу 1933
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ПЕРУ
(Промульгирована 9 апреля 1933 года)
с позднейшими добавлениями и изменениями
ЧАСТЬ I. ГОСУДАРСТВО, ТЕРРИТОРИЯ И ГРАЖДАНСТВО
Статья 1. Перу является демократической Республикой.
Власть Государства исходит от народа и осуществляется должностными лицами с ограничениями, установленными Конституцией и законами.
Статья 2. Государство едино и нераздельно.
Статья 3. Государственная территория неотчуждаема.
Статья 4. Перуанцами являются лица, родившиеся на территории Республики. Перуанцами, независимо от места рождения, являются также дети отца или матери перуанцев, имеющие постоянное местожительство на территории Республики либо зарегистрировавшиеся в гражданском реестре или в соответствующем консульстве. Предполагается, что малолетние дети неизвестных родителей, проживающие на государственной территории, родились в Перу.
Статья 5. Совершеннолетние иностранцы, проживающие более двух лет подряд в Республике и отказавшиеся от своего прежнего гражданства, могут натурализоваться. Принятие в гражданство производится с соблюдением закона и только в индивидуальном порядке.
Не теряют своего гражданства по рождению лица, родившиеся на территории Испании и натурализовавшиеся в Перу согласно процедуре и требованиям, указанным в законе, и в соответствии с положением договора, заключенного на основе взаимности с Испанской Республикой.
Статья 6. Иностранка, вышедшая замуж за перуанца, приобретает гражданство своего мужа. Перуанка, вышедшая замуж за иностранца, сохраняет свое перуанское гражданство, если не сделает прямого заявления об отказе.
Статья 7. Перуанское гражданство утрачивается:
1) при поступлении на службу в армию иностранного государства без разрешения Конгресса или при принятии от другого государства должности, с которой связано осуществление власти или юрисдикции,
2) при приобретении иностранного гражданства, за исключением случая взаимности, предусмотренного во втором абзаце статьи 5.
ЧАСТЬ II. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
Статья 8. Закон может вводить, изменять или отменять налоги и освобождать, полностью или частично, от их уплаты только в государственных интересах.
В отношении налогов не существует личных привилегий.
Статья 9. Общий бюджет ежегодно определяет доходы и расходы Республики. Закон регулирует подготовку, принятие и исполнение общего бюджета. За незаконное взыскание или использование любой суммы несет ответственность тот, кто отдал незаконное распоряжение о взыскании или платеже. Исполнитель также несет ответственность, если он не докажет своей невиновности.
Немедленная публикация бюджетов и отчетов о доходах и расходах всех государственных ведомств является обязательной под страхом ответственности нарушителей.
Статья 10. Специальный орган, деятельность которого подчинена закону, контролирует выполнение общего бюджета Республики и деятельность учреждений, которые взыскивают налоги или распоряжаются доходами или имуществом Государства. Руководитель этого органа назначается Президентом Республики с согласия Совета министров. Его полномочия определяются законом.
Статья 11. Государство гарантирует платежи по государственным долгам, принятым на себя в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 12. Закон устанавливает денежную систему Республики. Эмиссия денежных знаков является привилегией Государства и осуществляется через Центральный государственный банк, уполномоченный регулировать денежное обращение.
Статья 13. Специальный орган, функции которого определяются законом, проводит от имени Государства надзор за банковскими учреждениями.
Статья 14. Государство поддерживает средствами, находящимися в его распоряжении, устойчивость валюты и свободный обмен банковских билетов. Только в исключительных случаях, по просьбе исполнительной власти и с одобрения ведомства, на которое возложено регулирование денежного обращения, а также руководителя органа, осуществляющего надзор за банковскими учреждениями, Конгресс может издавать закон, устанавливающий временное запрещение обмена банковских билетов.
Статья 15. Государственные займы должны быть разрешены или одобрены законом, определяющим условия и указывающим их объекты; они должны быть продуктивны или иметь отношение к обороне государства.
Статья 16. Запрещаются промышленные и торговые монополии, а также спекулятивная скупка товаров. Закон устанавливает наказания, которые будут налагаться на нарушителей. Только закон исключительно в национальных интересах может учреждать государственные монополии и монопольную торговлю.
Статья 17. Торговые компании, отечественные и иностранные, подчиняются без изъятий законам Республики. Все контракты Государства с иностранцами или соглашения о концессиях, которые предоставляет им Государство, должны содержать прямое заявление о подчинении иностранцев законам и судам Республики и об их отказе от всякого дипломатического вмешательства.
Статья 18. Никто не может получать от Государства более одного жалованья или вознаграждения, каковы бы ни были его функции или занимаемый пост. Исключение допускается лишь для занятия одной дополнительной преподавательской должности. Жалованья или вознаграждения, выдаваемые местными корпорациями или зависимыми в какой-либо мере от исполнительной власти обществами, подлежат действию настоящего запрещения.
Статья 19. Являются ничтожными действия лиц, узурпировавших государственные функции и жалуемые посты без соблюдения требований, устанавливаемых Конституцией и законами.
Статья 20. Лицо, занимающее государственный пост, несет прямую и непосредственную ответственность за действия, которые оно совершает при отправлении своих функций. Закон определяет форму, обеспечивающую эффективность такой ответственности. Прокуратура обязана требовать выполнения положения, изложенного в этой статье.
Статья 21. Никто не может осуществлять государственные функции, установленные Конституцией, не принеся присяги в выполнении их.
Статья 22. Все государственные должностные лица или служащие, гражданские или военные, имеющие имущество или доходы, независимые от жалованья, обязаны точно и определенно заявить о них в форме, указанной законом.
Статья 23. Конституция и законы в равной мере оказывают защиту и налагают обязательства на всех жителей Республики. Специальные законы могут быть изданы, если этого требует природа вещей, а не различие между людьми.
Статья 24. Никто не обязан делать то, чего не требует закон, или воздерживаться от того, что закон не запрещает.
Статья 25. Ни один закон не имеет обратной силы.
Статья 26. Заявления о нарушении Конституции могут представляться в Конгресс.
Статья 27. Государство признает свободу объединений и договоров, условия ее осуществления регулируются законом.
Статья 28. Закон определяет наивысший процент по денежным займам. Все противоречащие этому соглашения не имеют силы. Лица, нарушающие положения настоящей статьи, подлежат наказанию.
Статья 29. Собственность неприкосновенна, будь то собственность имущественная, интеллектуальная, литературная или художественная. Никто не может быть лишен своей собственности, иначе как ради общественной пользы, законным образом определенной и с предварительной выплатой справедливого возмещения.
Статья 30. Государство гарантирует и охраняет права автора и изобретателя. Закон регулирует осуществление этих прав.
Статья 31. Собственность, кому бы она ни принадлежала, регулируется исключительно законами Республики и подлежит обложению налогами, повинностями, а также и ограничениям, устанавливаемым законами.
Статья 32. Иностранцы в отношении собственности находятся в таких же условиях, как перуанцы, и ни в коем случае не могут ссылаться в этих вопросах на особое положение или прибегать к дипломатическому вмешательству.
Статья 33. В частной собственности не могут находиться такие объекты общего пользования, как реки, озера и общественные дороги.
Статья 34. Собственность должна использоваться в соответствии с общественными интересами. Закон определяет пределы и особенности права собственности.
Статья 35. Закон может в интересах Нации устанавливать специальные ограничения и запрещения для приобретения или передачи определенных видов собственности, обусловленные происхождением, характером или местонахождением собственности.
Статья 36. В пределах 50 километров от границы иностранцы под страхом потери в пользу Государства приобретенной собственности не могут ни на каком основании приобретать или владеть, прямо или косвенно, лично или совместно, землей, водами, горными месторождениями, топливом, за исключением случаев государственной необходимости, точно установленной законом.
Статья 37. Горные месторождения, земли, леса, воды и вообще все источники природных богатств принадлежат Государству, за исключением законно приобретенных прав. Закон определяет условия использования источников таких богатств Государством или предоставления их в собственность или в пользование частным лицам.
Статья 38. Государство в силу закона может, с предварительным возмещением и в соответствии с действующими законами, взять в свое распоряжение или национализировать наземный, морской, речной, озерный, воздушный транспорт или другие общественные службы, находящиеся в частной собственности.
Статья 39. Тарифы за проезд и за провоз грузов устанавливаются и взимаются только в государственной валюте без каких-либо исключений.
Статья 40. Государство признает свободу торговой и промышленной деятельности. Закон устанавливает условия такой деятельности и предоставляемые ей гарантий. Если этого требуют соображения государственной безопасности или необходимости, закон может установить или уполномочить исполнительную власть устанавливать ограничения или исключения при осуществлении, указанной деятельности; однако такие ограничения ни в коем случае, не должны иметь персонального, характера или характера конфискации.
Статья 41. Государство получает часть доходов горнодобывающих предприятий, размер и процент этих доходов должен быть определен законом.
Статья 42. Государство гарантирует свободу труда. Занятие любой профессией, промышленной деятельностью или специальностью, которые не ‘противоречат общественной морали, здоровью или безопасности, является свободным.
Статья 43. Государство издает законы о трудовых коллективных договорах.
Статья 44. Запрещается установление в трудовых договорах условий, ограничивающих гражданские, политические и социальные права.
Статья 45. Государство издает законы, поощряющие порядок, согласно которому служащие и рабочие участвуют в доходах предприятия, а также законы по другим вопросам, касающимся отношений служащих и рабочих с предприятиями, а также общие законы о защите служащих и рабочих.
Статья 46. Государство издает законы об общей организации, обеспечении безопасности и о гарантии жизни, здоровья и гигиены труда в промышленности. Закон определяет наибольшую продолжительность труда, возмещение за время предоставления услуг и за несчастные случаи, а также минимум заработной платы в зависимости от возраста, пола трудящегося, характера труда и условий и нужд различных районов страны.
Статья 47. Государство способствует сохранению и распространению средней и мелкой земельной собственности; государство может, посредством закона и с предварительным возмещением, экспроприировать находящиеся в частном владении земли, особенно необрабатываемые земли, для распределения или отчуждения их на условиях, установленных законом.
Статья 48. Закон устанавливает порядок страхования от экономических последствий безработицы, старости, болезни, инвалидности и смерти и оказывает содействие учреждениям социального обеспечения, сберегательным кассам и кооперативам.
Статья 49. В исключительных случаях общественной необходимости могут быть изданы законы или предоставлены полномочия исполнительной власти для принятия мер по удешевлению средств существования. Ни в одном из таких случаев имущество не может быть экспроприировано без надлежащего возмещения.
Статья 50. Государство заботится об общественном здравоохранении и здоровье граждан, издавая необходимые законы о гигиеническом и санитарном контроле, а также законы, способствующие улучшению физического, морального и социального положения населения.
Статья 51. Брак, семья и материнство охраняются законом.
Статья 52. Первейшей обязанностью Государства является защита физического, умственного и морального здоровья детей. Государство защищает право ребенка жить в семье, право на образование, развитие способностей и на широкую помощь, в случае если ребенок окажется беспризорным, больным или бедствующим. Государство поручает осуществление установленных настоящей статьей положений соответствующим специальным учреждениям.
Статья 53. Государство не признает законным существование политических партий, организованных в международном масштабе. Лица, входящие в такие партии, не могут осуществлять никаких политических функций.
Статья 54. Смертная казнь применяется за измену Родине и за квалифицированное убийство, а также за все те преступления, которые указаны законом.
ГЛАВА II. ГАРАНТИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАВ
Статья 55. Никто не обязан трудиться без своего свободного согласия и без должного вознаграждения.
Статья 56. Никто не может быть задержан без мотивированного письменного предписания судьи или властей, уполномоченных охранять государственный порядок, за исключением случаев задержания на месте преступления; в любом случае задержанный должен быть в течение 24 часов или времени, зависящего от дальности расстояния, представлен в распоряжение суда, который соответственно издает приказ об освобождении или о заключении в тюрьму на срок, указанный законом.
Статья 57. Никто не может быть осужден за действие или упущение, которые к моменту совершения не квалифицировались бы законом в ясной и недвусмысленной форме как наказуемые нарушения закона; никто не может быть судим иначе, как судом, образованным’ в соответствии с законом. Не имеет силы ни одно заявление, полученное с применением насилия.
Конфискация имущества не может применяться в качестве меры наказания.
Статья 58. Не допускается арест за долги.
Статья 59. Свобода совести и веры неприкосновенна. Никто не может подвергаться преследованиям за свои убеждения.
Статья 60. Право петиций может осуществляться индивидуально или коллективно. Этим правом не могут пользоваться лица, принадлежащие к составу вооруженных сил.
Статья 61. Жилище неприкосновенно. Никто не может войти в него без предварительного предъявления письменного и мотивированного предписания судьи или властей.
Статья 62. Все граждане имеют право собираться мирно и без оружия, если это не угрожает общественному порядку. Закон регулирует право собраний.
Статья 63. Государство гарантирует свободу печати. Все граждане имеют право свободно распространять свои идеи и убеждения через печать или каким-либо другим путем под условием ответственности, устанавливаемой законом. Ответственность распространяется на автора и издателя инкриминируемой публикации; они солидарно отвечают за ущерб, причиненный пострадавшему.
Статья 64. Преступления, связанные с печатью, разбираются общими судами.
Статья 65. Публичные зрелища подлежат цензуре.
Статья 66. Переписка неприкосновенна. Корреспонденция и личные бумаги не могут быть задержаны, перехвачены или подвергнуты регистрации никем, кроме судебных властей, и не иначе, как в случаях и в форме, установленных законом.
Корреспонденция и личные бумаги, полученные с применением насилия или похищенные, не имеют доказательной силы.
Статья 67. Право въезда, транзита и выезда с территории Республики является свободным, с ограничениями, которые устанавливают уголовное и санитарное законодательство и законы об иностранцах.
Статья 68. Никто не может быть выслан с территории Республики или удален с места своего жительства, иначе как по вступившему в законную силу приговору или в порядке применения Закона об иностранцах.
Статья 69. Все личные и социальные права, признанные Конституцией, охраняются путем habeas corpus.
Статья 70. Исполнительная власть может, когда того требует безопасность Государства, приостановить, полностью или частично, на всей государственной территории или на ее части, гарантии, провозглашенные в статьях 56, 61, 62, 67 и 68. Если приостановление гарантий объявляется во время сессии Конгресса, исполнительная власть немедленно сообщает об этом Конгрессу.
Срок приостановления гарантий не должен превышать 30 дней. Продление этого срока устанавливается новым декретом.
Закон определяет полномочия исполнительной власти на время приостановления гарантий.
ЧАСТЬ III. ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 71. Специальное руководство образованием относится к ведению Государства.
Статья 72. Начальное обучение обязательно и бесплатно.
Статья 73. В каждом населенном пункте, в котором число детей школьного возраста достигает тридцати, должна быть, по меньшей мере, одна школа.
В главном городе каждой провинции и округа соответственно вводится полное начальное образование.
Статья 74. Школы в промышленных, сельскохозяйственных и горнопромышленных центрах содержатся на средства собственников или предприятий.
Статья 75. Государство содействует высшему и среднему образованию, принимая меры к тому, чтобы сделать его бесплатным.
Статья 76. В каждом департаменте должна иметься, по меньшей мере, одна школа промышленного профиля.
Статья 77. Государство содействует техническому образованию рабочих.
Статья 78. Государство поощряет дошкольное и послешкольное воспитание, а также школы для отсталых и дефективных детей и участвует в финансировании таких школ.
Статья 79. Моральное и гражданское воспитание детей является обязательным и должно проводиться в духе национального совершенствования и человеческой солидарности.
Статья 80. Государство гарантирует свободу университетского преподавания.
Статья 81. Университетское преподавание является государственной службой и дает право на привилегии, установленные законом.
Статья 82. Археологические, художественные и исторические ценности находятся под охраной государства.
Статья 83. Закон определяет наименьший размер ассигнований на поддержание и расширение образования, а также размеры ежегодного увеличения таких ассигнований.
ЧАСТЬ IV. ГРАЖДАНСТВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА
Статья 84. Перуанскими гражданами являются мужчины, достигшие совершеннолетия, состоящие в браке в возрасте, свыше 18 лет и не находящиеся под опекой.
Статья 85. Пользование гражданскими правами приостанавливается:
1) при физической и умственной неспособности;
2) при занятии религией как профессией и
3) при вступлении в законную силу приговора, устанавливающего наказание в виде лишения свободы.
Статья 86. Избирательными правами пользуются граждане, умеющие читать и писать, а на муниципальных выборах – женщины перуанки, и достигшие совершеннолетия замужние или бывшие замужем, а также матери семейств, даже если они не достигли совершеннолетия.
Статья 87. Не могут голосовать лица, для которых пользование правами гражданства приостановлено, и военные действительной службы. Других ограничений не существует.
Статья 88. Избирательные власти автономны. Избирательные списки являются постоянными.
Включения в списки и голосование являются обязательными для мужчин до 60 лет и факультативными – для мужчин старше указанного возраста.
Голосование является тайным.
Избирательная система устанавливает представительство меньшинства и направлена на обеспечение пропорциональности.
ЧАСТЬ V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 89. Конгресс состоит из Палаты депутатов, избираемой прямым голосованием, и функционального Сената .
Статья 90. Депутаты и сенаторы избираются от избирательных округов, определяемых законом и в форме, указанной им же.
Статья 91. Число Депутатов и Сенаторов устанавливается законом.
Статья 92. Депутаты и Сенаторы представляют Нацию и не подчиняются императивным мандатам.
Статья 93. Палата депутатов избирается на 5 лет, ее состав полностью обновляется по истечении срока полномочий.
Статья 94. Сенат избирается на 6 лет и каждые два года обновляется на одну треть.
Статья 95. Сенаторы и Депутаты, избранные для замещения образовавшихся вакансий, находятся на своем посту до истечения периода, на который был избран Сенатор или Депутат, которого они заменили.
Статья 96. Отказ от законодательного мандата не может иметь места, за исключением случаев переизбрания. Заявление об отказе представляется соответствующей Палате.
Статья 97. Исполнительная власть объявляет общие выборы Президента Республики, Депутатов и одной трети Сенаторов.
После заявления об открытии вакансии и получении согласия соответствующей Палаты исполнительная власть проводит также частичные выборы для замещения вакансий, открывающихся во время законодательного периода в Сенате или Палате депутатов.
Если исполнительная власть не назначит выборы в срок, указанный законом, или до такого срока, то это должен сделать, в зависимости от обстоятельств, Председатель Конгресса – в отношении общих выборов, и Председатели каждой Палаты – в отношении частичных выборов.
Статья 98. Для избрания Депутатом необходимо быть перуанцем по рождению, пользоваться избирательными правами, иметь полных двадцать пять лет от роду и быть уроженцем департамента, к которому принадлежит соответствующий избирательный округ, или проживать в этом департаменте три года подряд.
Для избрания Сенатором необходимо быть перуанцем по рождению, пользоваться избирательными правами и иметь полных тридцать пять лет от роду.
Статья 99. Не могут быть избраны Депутатами или Сенаторами следующие лица, если они не покинут, своего поста за шесть месяцев до выборов:
1) Президент Республики, Государственные министры и Префекты, помощники Префектов и Губернаторы;
2) представители судебной власти;
3) члены департаментских советов или муниципальных советов соответствующих избирательных округов и
4) военные, находящиеся на действительной службе, государственные служащие, назначаемые непосредственно исполнительной властью, а также те служащие департаментских и муниципальных советов, публичных благотворительных обществ и учреждений или корпораций, которые в той или иной форме зависят от исполнительной власти или на которые распространяется ее вето.
Статья 100. Депутатами или Сенаторами не могут быть избраны также лица, принадлежащие к духовенству.
Статья 101. Законодательный мандат несовместим с выполнением любых публичных функций, будь то в общегосударственной, департаментской или муниципальной администрации. Это положение распространяется на служащих государственных благотворительных обществ, департаментских или муниципальных советов, а также корпораций, в какой-либо форме зависящих от исполнительной власти.
Статья 102. Закон устанавливает несовместимость законодательного мандата с должностью руководителя, поверенного, управляющего делами или адвоката иностранных или отечественных компаний, имеющих контракты с Государством, эксплуатирующих национальные источники производства либо управляющих доходными общественными учреждениями или предприятиями общественного пользования, а также предприятиями, в которых исполнительная власть принимает прямое или косвенное участие.
Статья 103. Действие законодательного мандата фактически прекращается при принятии должности, поста или вознаграждения, назначение, предоставление или предложение которых исходит от исполнительной власти. Исключением является пост Государственного министра. Исключение распространяется также на выполнение чрезвычайных поручений международного характера с одобрения соответствующей Палаты, которая, однако, не может продлить в этом случае разрешение на отсутствие Депутата или Сенатора более чем на год. Допускается также выполнение безвозмездных поручений исполнительной власти с предварительного разрешения соответствующей Палаты.
Статья 104. Депутаты и Сенаторы не ответственны перед судом или властями за свое голосование или за выражение мнений при осуществлении ими своих функций.
Статья 105. Сенаторы и Депутаты неприкосновенны при осуществлении своих функций; за месяц до начала легислатуры и в течение месяца после ее окончания они не могут привлекаться к суду или подвергаться задержанию без предварительного согласия той Палаты, к которой они принадлежат, за исключением случаев задержания на месте преступления, когда они подлежат передаче в течение 24 часов в распоряжение соответствующей Палаты.
Статья 106. Сенаторы и Депутаты не могут лично или через посредников заключать контракты с общегосударственной, департаментской или муниципальной администрацией или получать в концессию государственное имущество. Это запрещение не распространяется на обычные концессии, на рудники, а также на воды и земли в горной части страны.
Депутаты и Сенаторы не могут получать от кого-либо поручения на ведение дел, в которых принимают участие в порядке отправления своих функций административные власти.
Нарушение этих запрещений влечет за собой недействительность акта и потерю мандата.
Статья 107. Конгресс собирается ежегодно 28 июля по созыву исполнительной власти или без такого созыва.
Очередная сессия длится 120 календарных дней.
Статья 108. Президент Республики может с согласия Совета министров созвать Конгресс на чрезвычайную сессию. В декрете о созыве указывается дата открытия и окончания сессии.
Президент Республики обязан созвать Конгресс на чрезвычайную сессию, когда этого требуют половина плюс один член Конгресса. В этом случае сессия заканчивается тогда, когда это решит Конгресс.
Статья 109. Кворум для открытия очередной или чрезвычайной сессии Конгресса составляет 55% законного числа членов каждой Палаты.
Статья 110. Открытие очередной сессии Конгресса происходит в присутствии Президента Республики. Его присутствие не обязательно для того, чтобы Конгресс мог приступить к выполнению своих функций.
Статья 111. На чрезвычайных сессиях Конгресс и каждая из его Палат имеют те же полномочия, что и на очередной сессии.
Если чрезвычайная сессия созвана по собственному решению Президента Республики, Конгресс отдает предпочтение вопросам, которые явились причиной его созыва, или тем, которые ему представит в ходе сессии исполнительная власть.
Это предпочтение не ограничивает политических полномочий ни Конгресса, ни его Палат.
Статья 112. Ни одна из Палат не может функционировать во время перерыва в работе другой Палаты.
Статья 113. Председательство в Конгрессе осуществляют по очереди председатели Палат. На заседании при открытии сессии председательствует Председатель Сената.
Статья 114. Каждая Палата ежегодно избирает свой президиум.
Статья 115. Каждая Палата образует свой секретариат, назначает и увольняет своих служащих, утверждает свой бюджет и регулирует свое хозяйство и внутренний порядок, а также жалует в соответствии с законом пенсии при увольнении и выходе в отставку и учреждает кассы взаимопомощи для своих служащих или их близких.
Статья 116. Взаимоотношения между обеими Палатами, каждой из них и Конгрессом в целом с исполнительной властью и порядок деятельности Конгресса и Палат определяются регламентом Конгресса, имеющим силу закона.
Статья 117. Заседания Конгресса и каждой из Палат являются открытыми, за исключением случаев, указанных в регламенте.
Статья 118. Вооруженные силы ни в какое время не могут входить в помещение Конгресса или одной из его Палат без разрешения соответственно председателя Конгресса или председателя Палаты.
Исполнительная власть в период сессии и в период работы Палат в качестве подготовительных комиссий обязана предоставить в распоряжение Конгресса вооруженные силы, которые у нее потребует председатель Конгресса или Палаты.
Статья 119. Каждая Палата имеет право назначать следственные комиссии. Общегосударственные, департаментские или муниципальные административные органы, а также судебные власти обязаны представлять указанным комиссиям информацию и документы, которые они потребуют.
Депутат или Сенатор может запросить у Государственных министров данные или информацию, которые он считает необходимыми для выполнения своих функций.
Статья 120. Конгресс может жаловать личные награждения, влекущие за собой расходы казны, увеличивать жалованье государственных должностных лиц и служащих не иначе, как по представлению исполнительной власти.
Статья 121. К компетенции Палаты депутатов относится право выдвигать перед Сенатом обвинение против Президента Республики, членов обеих Палат, Государственных министров и членов Верховного суда за нарушение Конституции и всякое другое наказуемое по закону нарушение, совершенное ими при выполнении своих функций.
Статья 122. К компетенции Сената относится объявление о наличии или отсутствии основания для возбуждения дела по обвинению, выдвинутому Палатой депутатов. В первом случае обвиняемый отстраняется от выполнения своих служебных обязанностей и, согласно закону, предстает перед судом.
Статья 123. Конгресс обладает следующими правомочиями:
1) издавать законы; толковать, изменять и отменять действующие законы;
2) открывать и закрывать очередные и чрезвычайные сессии в сроки, указанные Конституцией;
3) определять место своих заседаний и решать, должны ли быть допущены вооруженные силы, в каком количестве и на какое расстояние от места заседания;
4) рассматривать нарушения Конституции и принимать необходимые меры для обеспечения эффективной ответственности нарушителей;
5) вводить новые и отменять ранее введенные налоги; утверждать бюджет, одобрять или отказывать в одобрении общего отчета Республики, ежегодно представляемого исполнительной властью, и утверждать бюджеты департаментских советов;
6) уполномочивать исполнительную власть на получение через Государственное казначейство займов и указывать средства для их погашения;
7) устанавливать таможенные тарифы;
8) признавать государственный долг и указывать средства для его консолидации и погашения;
9) учреждать и упразднять государственные должности и выделять им соответствующие ассигнования, за исключением должностей, учреждение и упразднение которых относится, согласно закону, к ведению других органов;
10) определять пробу, вес, тип и достоинство монеты, а также систему мер и весов;
11) принимать или отклонять заявление об отставке, сделанное Президентом Республики;
12) объявлять вакантным пост Президента Республики в случаях, указанных Конституцией;
13) утверждать или отказывать в утверждении предложений, которые в соответствии с законом представляются исполнительной властью о присвоении званий дивизионных генералов и вице-адмиралов, бригадных генералов и контр-адмиралов, полковников и капитанов флота, а также жаловать эти звания без обязательного предложения со стороны исполнительной власти за выдающиеся заслуги, которые вызывают благодарность Нации;
14) избирать архиепископа и епископов, исходя из списков, представленных исполнительной властью по три кандидата в каждом;
15) устанавливать границы и деление государственной территории;
16) разрешать споры, возникающие между исполнительной властью и департаментскими советами;
17) выдавать премии населенным пунктам, корпорациям или отдельным лицам за выдающиеся услуги, оказанные Республике;
18) давать согласие на ввод иностранных войск на территорию Республики, если это ни в какой форме не нарушает национального суверенитета;
19) принимать решение об объявлении войны по инициативе исполнительной власти или по получении от нее информации и требовать от нее заключения мира;
20) определять численность вооруженных сил на каждой очередной сессии, а также на чрезвычайной, если в этом есть надобность;
21) одобрять или отказывать в одобрении договоров, конкордатов и других конвенций, заключаемых с иностранными правительствами;
22) осуществлять право помилования. Лицам, осужденным за политические и социальные преступления, исполнительная власть может предоставить помилование только во время, когда Конгресс не заседает;
23) осуществлять другие необходимые правомочия законодательного характера.
ЧАСТЬ VI. РАЗРАБОТКА И ПРОМУЛЬГАЦИЯ ЗАКОНОВ
Статья 124. Право инициативы при разработке законов и решений законодательного характера принадлежит Сенаторам, Депутатам и исполнительной власти, а в вопросах судебных – членам судебной власти через Верховный суд.
Статья 125. Проекты законов, принятые одной из Палат, передаются на рассмотрение другой Палаты, Дополнения подлежат прохождению в том же порядке, что и законопроекты.
Статья 126. Проекты законов, измененные или отклоненные Палатой, на рассмотрении которой они находились, возвращаются в направившую их Палату для решения вопроса о том, настаивает ли она или не настаивает на своем первоначальном решении.
Статья 127. В случае если Палата настаивает на своем решении, вопрос решается Конгрессом.
Статья 128. В течение десяти дней после получения Президентом Республики закона, принятого Конгрессом, Президент должен промульгировать закон и издать приказ о его выполнении.
Статья 129. Если Президент Республики в течение десяти дней не промульгирует закон и не отдаст приказ о его выполнении, то это делает Председатель Конгресса путем издания приказа о публикации закона в каком-либо периодическом издании.
Статья 130. При редактировании закона Конгресс пользуется следующей формулой:
Конгресс Республики Перу
Принял следующий закон:
сообщается исполнительной власти для промульгации.
Исполнительная власть, издавая распоряжение об исполнении закона и промульгировании его, пользуется следующей формулой:
Президент Республики,
Принимая во внимание, что
Конгресс принял следующий закон,
отдает распоряжение о его промульгации и исполнении.
Статья 131. Для толкования, изменения или отмены законов предусматривается тот же порядок, что и для их принятия.
Статья 132. Закон получает обязательную силу на следующий день после его промульгации и опубликования в печати, за исключением случаев, прямо указанных в самом законе.
Статья 133. Допускаются народные выступления перед судебной властью против предписаний, решений и правительственных декретов общего характера, нарушающих Конституцию или законы, что не исключает политической ответственности министров.
Закон устанавливает соответствующий порядок производства таких дел.
ЧАСТЬ VII. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 134. Президент Республики является Главой Государства и олицетворяет Нацию.
Статья 135. Президент Республики избирается прямым голосованием.
Статья 136. Для избрания Президентом Республики необходимо быть перуанцем по рождению, пользоваться избирательными правами, иметь полных тридцать пять лет от роду и проживать в течение десяти лет подряд на территории Республики.
Статья 137. Президентам и Вице-президентом Республики не могут быть избраны:
1) государственные министры, а также военные действительной службы, если они не оставили своего поста за шесть месяцев до выборов;
2) гражданин, который под любым названием занимает пост Президента Республики во время выборов;
3) родственники до четвертой степени родства или второй степени свойства лица, занимающего пост Президента Республики или занимавшего этот пост в пределах одного года до выборов;
4) члены судебной власти;
5) лица, принадлежащие к составу духовенства.
Статья 138. Для того чтобы быть провозглашенным Национальным советом по избирательным делам Президентом Республики, необходимо получить большинство голосов, причем оно не может составлять менее одной трети голосов, признанных действительными.
Если ни один из кандидатов не получит требуемого большинства, Национальный совет по избирательным делам сообщает Конгрессу о результатах подсчета голосов. В этом случае Конгресс избирает Президента Республики из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов, признанных действительными.
Статья 139. Срок пребывания на посту Президента составляет шесть лет и начинается 28 июля того года, когда проводятся выборы, даже если избранный не приступил в этот срок к выполнению своих функций.
Статья 140. Гражданин, провозглашенный Президентом Республики, при вступлении в должность приносит перед Конгрессом присягу.
Статья 141. Выборы Президента Республики происходят одновременно с общими выборами Депутатов.
Статья 142. Не допускается вторичное избрание Президента на непосредственно следующий срок. Это запрещение не может быть ни изменено, ни отменено. Автор или авторы предложения о его изменении или отмене, а также лица, которые прямо или косвенно его поддерживают, отстраняются тем самым от выполнения своих обязанностей и навсегда лишаются права осуществлять публичные функции.
Статья 143. Гражданин, занимавший пост Президента Республики, не может быть избран вновь, иначе как по истечении одного президентского срока.
Статья 144. Помимо случаев смерти, пост Президента Республики становится вакантным:
1) в силу постоянной физической или моральной неспособности Президента, установленной Конгрессом;
2) в силу принятия заявления об отставке Президента;
3) в силу вынесенного судом приговора, осуждающего Президента за преступления, перечисленные в статье 150;
4) в силу оставления Президентом территории Республики без разрешения Конгресса и
5) в силу невозвращения Президента на территорию Республики по истечении срока отсутствия, разрешенного Конгрессом,
Статья 145. Осуществление Президентом его функций приостанавливается:
1) при личном командовании Президента вооруженными силами;
2) при временной физической неспособности Президента, установленной Конгрессом, и
3) при нахождении под судом, согласно статье 150.
Статья 146. Пока пост Президента остается вакантным или осуществление Президентом его функций приостановлено, исполнительная власть осуществляется. Советом министров.
Статья 147. В тех случаях, когда пост Президента Республики оказывается вакантным, Конгресс избирает Президента на остающуюся часть президентского периода.
Если пост Президента оказывается вакантным во время работы Конгресса, избрание Президента производится в течение трех дней. Если Конгресс не заседает, он должен собраться на чрезвычайную сессию с единственной целью избрать Президента и принять от него присягу. Выборы в этом случае проводятся в течение двадцати дней, считая со дня открытия вакансии.
Конгресс созывается на чрезвычайную сессию для избрания Президента Республики Председателем Сената, а в его отсутствие – Председателем Палаты депутатов.
Статья 148. Избрание Президента Республики Конгрессом производится тайным голосованием на непрерывно продолжающемся заседании.
Президентом провозглашается тот, кто получит абсолютное большинство голосов.
Статья 149. Президент Республики направляет послания по истечении президентского периода и при открытии очередной сессии Конгресса. Он может направлять послания в любое время. Послания Президента представляются на одобрение Совета министров.
Статья 150. В течение президентского периода Президенту Республики могут быть предъявлены лишь обвинения: в измене Родине; в том, что он запретил президентские или парламентские выборы; что он распустил Конгресс или сделал невозможным или чинил препятствия его созыву или его работе либо созыву или работе Национального совета по избирательным делам.
Статья 151. Жалованье Президента Республики устанавливается законом, причем увеличение этого жалованья вступает в силу только на следующий президентский период.
Статья 152. Президент Республики не может покинуть государственную территорию без разрешения Конгресса, определяющего срок, на который дается разрешение.
Статья 153. Президент Республики не может командовать вооруженными силами лично без разрешения Конгресса. В случае осуществления командования вооруженными силами он пользуется только полномочиями Главнокомандующего, подчиняется военным законам и уставам и несет ответственность на основании этих законов.
Статья 154. Президент Республики правомочен:
1) представлять Государство внутри и вне страны;
2) поддерживать внутренний порядок и внешнюю безопасность Республики, не нарушая Конституции и законов;
3) назначать, в соответствии с Конституцией, общие выборы для избрания Президента Республики и Депутатов, для обновления одной трети состава Сенаторов, а также частичные выборы Депутатов и Сенаторов;
4) созывать Конгресс на очередные и чрезвычайные сессии;
5) присутствовать при открытии очередной сессии Конгресса;
6) принимать в соответствии с Конституцией участие в разработке законов и решений законодательного характера;
7) назначать и увольнять Председателя Совета министров и Государственных министров согласно Конституции;
8) регламентировать выполнение законов, не нарушая и не искажая их, и с теми же ограничениями издавать декреты и постановления;
9) осуществлять руководство Государственным казначейством;
10) организовывать и размещать вооруженные силы и использовать их на службе Республики;
11) назначать и увольнять, в соответствии с законом, должностных лиц и государственных служащих, назначение или увольнение которых не относится к ведению других должностных лиц или учреждений, а также предоставлять им отставку;
12) представлять, в соответствии с законом, пенсии при оставлении должности при выходе в отставку, а также денежные вспомоществования;
13) разрешать конфликты, возникающие между департаментскими советами;
14) обязывать к выполнению решений судебной власти;
15) требовать от трибуналов и судов быстрого осуществления правосудия;
16) руководить внешними сношениями;
17) назначать и отзывать, с одобрения Совета министров, дипломатических агентов;
18) назначать консулов;
19) принимать дипломатических агентов и допускать консулов;
20) заключать, с согласия Совета министров, международные договоры, конкордаты и конвенции и передавать их для ознакомления Конгрессу;
21) осуществлять Национальный патронат в соответствии с действующими законами и практикой;
22) заключать конкордаты со Святейшим Престолом, сообразуясь с инструкциями, данными Конгрессом;
23), 24) духовные лица, перуанцы по рождению, которые должны занимать вакантные места архиепископов и епископов, назначаются Президентом Республики в Совете министров. Глава Государства делает соответствующее представление Святейшему Престолу, который издает соответствующие буллы;
25) делать представления о назначении настоятелей и каноников соборов и церковных приходов, руководствуясь существующими законами и практикой;
26) давать визу или отказывать в ней для соборных декретов, папских посланий и рескриптов, а также булл, которые не имеют отношения к епископальным делам, с согласия Конгресса и с предварительным заслушанием мнения Верховного суда, если это связано со спорными вопросами,
27) осуществлять другие функции по управлению и администрации, возлагаемые на Президента Конституцией и законами.
Статья 155. По окончании конституционного периода Президент Республики входит в состав Сената на один срок сенаторских полномочий.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИСТРЫ
Статья 156. Закон устанавливает число министров, их наименование и отделы администрации каждого из них.
Статья 157. Государственные министры совместно образуют Совет министров. Его организация и функции определяются законом. Совет министров имеет своего Председателя.
Статья 158. Президент Республики назначает и увольняет Председателя Совета; назначает и увольняет остальных Министров по предложению и, соответственно, с согласия Председателя Совета.
Статья 159. Председатель Совета скрепляет своей подписью свое назначение и назначения прочих Министров.
Статья 160. Для того чтобы быть Государственным министром, необходимо обладать такими же личными качествами, какими должен обладать Депутат.
Статья 161. Не могут быть назначены Министрами члены судебной власти и лица, принадлежащие к составу духовенства.
Статья 162. Не существует временно исполняющих обязанности Министров. Президент Республики по предложению Председателя Совета может, в случае если пост Министра оказывается вакантным или министр, занимающий этот пост, не в состоянии продолжать службу, поручить одному из Министров, без оставления своего Министерства, исполнять обязанности другого Министра, с тем что такое поручение не должно продолжаться более тридцати дней или передаваться в дальнейшем другим Министрам.
Статья 163. Президент Республики созывает в чрезвычайном порядке заседание Совета министров и председательствует на нем; он имеет также право председательствовать на заседании в тех случаях, когда оно созывается в обычном или чрезвычайном порядке Председателем Совета.
Всякое решение Совета требует согласия большинства его членов.
Статья 164. Совет министров пользуется решающим и в случаях, указанных законом, совещательным голосом.
Статья 165. Президент Республики разрешает, заслушав мнение Совета, споры о компетенции между Министрами. Решение Президента скрепляется подписью Председателя Совета.
Статья 166. Акты Президента Республики по управлению и администрации скрепляются подписью соответствующего Министра. Без такой подписи акты Президента не имеют силы.
Статья 167. Председатель Совета, приступив к выполнению своих обязанностей совместно с другими Министрами, излагает отдельно в Палате депутатов и в Сенате общую политику исполнительной власти.
Статья 168. Совет министров в полном составе или Министры в отдельности могут присутствовать на заседаниях Конгресса или Палат и принимать участие в прениях.
Статья 169. Присутствие Совета министров или любого из Министров является обязательным всегда, когда Конгресс и любая из его Палат вызывают их для интерпелляции.
Статья 170. Интерпелляция вносится в письменном виде. Для ее принятия требуется не менее одной пятой голосов присутствующих представителей.
Статья 171. Конгресс или Палата указывают день, и час для ответа Министров на интерпелляцию.
Статья 172. Выражение порицания Совету министров или одному из Министров может быть внесено одним Депутатом или Сенатором; голосование по такому предложению проводится на том же заседании.
Статья 173. Министр, которому выражено порицание, должен подать в отставку. Отставку принимает Президент Республики.
Статья 174. Непринятие какого-либо предложения Министра не обязывает его выйти в отставку, если только не был поставлен вопрос о доверии.
Статья 175. Осуществление депутатских или сенаторских функций не приостанавливается на то время, когда Депутат или Сенатор выполняет обязанности Министра.
Статья 176. Министры не могут выполнять другие государственные функции или заниматься какой-либо профессиональной деятельностью.
Они не могут, ни прямо, ни косвенно, принимать участие в руководстве или управлении каким-либо предприятием или частной ассоциацией.
Статья 177. Министерство финансов представляет Палате депутатов в течение первых тридцати дней после открытия очередной сессии Конгресса проект общего бюджета Республики на следующий год с соответствующим изложением мотивов.
Экземпляр проекта и мотивов бюджета представляется Министром в Сенат.
В течение того же срока в Сенат и Палату депутатов направляется также общий отчет о доходах и расходах Республики, относящийся к предыдущему финансовому году, с докладом должностного лица, ответственного за контроль по выполнению бюджета.
Отчет подлежит изучению комиссией Сенаторов и Депутатов, которая обладает всеми полномочиями парламентских комиссий по расследованию.
Статья 178. Каждый Министр, в соответствии с общей политикой исполнительной власти, руководит, делами, которые относятся к ведению его Министерства.
Статья 179. Министры несут ответственность в гражданском и уголовном порядке за свои акты и за акты Президента, которые они скрепляют своей подписью.
Все Министры солидарно отвечают за противозаконные акты и за нарушения Конституции и законов, которые совершает Президент Республики, или за акты, согласованные в Совете, даже если Министры не голосовали за эти акты, но не заявили немедленно своего протеста.
ГЛАВА III. СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Статья 180. При каждом Министерстве имеется одна или несколько совещательных комиссий, состоящих из перуанских граждан, специалистов в соответствующих областях управления. Закон определяет организацию и функции этих комиссий.
Статья 181. Учреждаются технические советы содействия администрации по следующим вопросам: просвещение, сельское хозяйство, включая водное хозяйство, животноводство и эксплуатацию лесов, промышленность, включая торговлю, горная промышленность, здравоохранение, общественные работы, почта и телеграф, индейцы, труд и другие области, указываемые законом.
ЧАСТЬ VIII. СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья 182. Учреждается Совет национальной экономики, в котором представлены потребители, капитал, труд и свободные профессии. Закон определяет его организацию и его функции.
ЧАСТЬ IX. ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ
Статья 183. Территория Республики делится на департаменты, провинции и округа. Кроме того, существуют прибрежные провинции Тумбес и Мокегуа и конституционная провинция Кальяо.
Для образования департаментов действует тот же порядок, что и для внесения изменений в Конституцию.
Статья 184. Город Лима является столицей Республики.
Статья 185. В департаментах имеются Префекты, в провинциях – Супрефекты; исключением являются прибрежные провинции, конституционная провинция Кальяо и те провинции, главный город которых является главным городом департамента; в округах имеются Губернаторы и в необходимых случаях – Заместители губернаторов.
Префекты назначаются с одобрения Совета министров. Закон устанавливает условия, которым необходимо удовлетворять для назначения на должность Префекта.
Статья 186. Закон определяет полномочия политических властей.
Статья 187. Согласно указаниям, предусмотренным настоящей статьей, политические должностные служащие, признанные в судебном порядке ответственными за действия, совершенные при осуществлении своих служебных обязанностей, становятся навсегда неправоспособными для отправления любой публичной должности, безотносительно к тому, какое наказание было наложено судом.
ЧАСТЬ X. ДЕПАРТАМЕНТСКОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. ДЕПАРТАМЕНТСКИЕ СОВЕТЫ
Статья 188. Территориальные единицы обладают административной и экономической автономией, согласно Конституции и соответствующему органическому закону.
Статья 189. Департаментские советы учреждаются в местах, указываемых законом.
Статья 190. Закон определяет число членов каждого департаментского совета, избираемых прямым и тайным голосованием по системе, дающей представительство меньшинству и направленной к пропорциональности. Советы избираются каждые четыре года; члены Совета не могут быть переизбраны.
Статья 191. Постановления и решения советов приводятся в исполнение их председателями.
Статья 192. Советы имеют полномочия организовывать, управлять и контролировать, в соответствии с законом, отрасли: образования, здравоохранения, общественных работ департаментского значения, дорог, сельского хозяйства, животноводства, промышленности, горной промышленности, благотворительности, социального обеспечения, труда и другие, связанные с местными нуждами.
Статья 193. Департаментские советы имеют следующие полномочия, кроме указанных законом:
1) собирать и использовать свои доходы;
2) разрабатывать в августе каждого года свой бюджет на следующий год;
3) делать мотивированные представления исполнительной власти для ограждения от вмешательства политических властей в дела избирательных округов;
4) представлять исполнительной власти информацию об упущениях, совершаемых должностными лицами и служащими, назначение и увольнение которых относится к ее компетенции;
5) представлять Верховному суду информацию об упущениях, совершаемых членами судебной власти;
6) заботиться о том, чтобы ведомство, на которое возложено взимание фискальных доходов, выполняло свои законные обязанности и договорные обязательства, и представлять Конгрессу и исполнительной власти доклад о совершенных нарушениях;
7) разрешать в последней инстанции административные споры Муниципальных советов, публичных благотворительных обществ, государственных университетов и школ в случаях, когда имеется ходатайство о пересмотре;
8) утверждать ежегодно бюджеты Муниципальных советов провинции, публичных благотворительных обществ, государственных школ и технических водных комиссий, а также знакомиться с бюджетами Муниципальных советов округов, когда они подвергаются ревизии;
9) вносить официально, в соответствии с законом, индейские общины в соответствующие регистры с целью признания их в качестве юридических лиц;
10) оказывать покровительство индейским общинам, проводить перепись, составлять кадастр этих общин и выдавать им, в соответствии с законом и по их просьбе, удостоверяющие право собственности документы, ее пи таковых не имеется. Решения, которые при этом принимают департаментские советы, могут быть пересмотрены исполнительной властью, если община заявит протест.
Статья 194. Источниками доходов департаментских советов, кроме тех, которые ассигнуются по специальным законам, являются:
1) доходы от собственного имущества, которые определит закон;
2) налог земельный и горнопромышленный;
3) налоги на промышленные и церковные патенты;
4) налог на отчуждение имущества и налог на наследство;
5) налог на регистрацию нотариальных актов;
6) прогрессивный подоходный налог;
7) налог на доходы от движимого имущества;
8) дополнительные ввозные пошлины, предназначенные на земельные мелиорации, и другие дополнительные сборы департаментского назначения;
9) поступления от внесения в реестр недвижимого имущества, торговой собственности и залога сельскохозяйственного имущества;
10) налог на двигатели;
11) пошлины с концессий на леса, невозделанные земли и горные разработки;
12) налоги департаментского и местного значения, которые не относятся к Муниципальным советам, публичным благотворительным обществам или другим корпорациям, и
13) дотации и ассигнования, выделяемые Государством.
Статья 195. Запрещается введение и сохранение действия общих налогов в пользу определенной территориальной единицы, за исключением случаев проведения работ, имеющих общегосударственное значение, о чем объявляет Конгресс.
Статья 196. Не допускается обременение налогами внутреннего ввоза и вывоза.
Статья 197. Для введения местных налогов или чрезвычайных сборов требуется не менее двух третей голосов членов совета. Если две трети голосов не будет собрано, совет может обратиться к Конгрессу, ходатайствуя о введении указанных налогов или сборов. Если исполнительная власть наложит вето на налог или сборы, введенные департаментским советом, вопрос решается Конгрессом.
Статья 198. Порядок, установленный предыдущей статьей, действует при окончательном решении вопроса об уменьшении или аннулировании налогов или местных сборов.
Статья 199. Департаментские советы направляют в Конгресс в течение августа месяца каждого года проект своего бюджета на следующий год. В случае невыполнения этого предписания советы подлежат санкциям, установленным законом. Если проект бюджета не утвержден Конгрессом до 31 декабря, он вступает в силу.
Статья 200. В марте месяце каждого года департаментские советы представляют свои отчеты за истекший год Главной счетной палате для рассмотрения и одобрения.
Статья 201. Департаментские советы могут заключать займы, сумма погашения и процентов по которым не превышают пятнадцати процентов суммы поступлений за предшествующий год, и только в том случае, если в пользу заключения займа выскажется две трети членов совета. Все займы, заключаемые советами, должны использоваться для работ по воспроизводству.
Статья 202. Органический закон о департаментских советах определяет их организацию, полномочия, порядок работы и все, что не предусмотрено Конституцией.
ГЛАВА II. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ
Статья 203. В главных городах провинций и округов, а также в населенных пунктах, устанавливаемых соответствующим департаментским советом, действуют Муниципальные советы.
Статья 204. Женщины, имеющие право участвовать в муниципальных выборах, могут быть избраны в Муниципальные советы.
Статья 205. В каждом Муниципальном совете округа и в Муниципальных советах, которые образуются по постановлению департаментских советов, индейские общины имеют уполномоченного, назначаемого ими в форме, установленной законом.
Статья 206. Без ущерба для положений пунктов 7 и 8 статьи 193 Муниципальные советы провинций обладают административной и хозяйственной автономией в осуществлении функций, установленных для них согласно законам.
ЧАСТЬ XI. ИНДЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ
Статья 207. Индейские общины существуют на законном основании и являются юридическими лицами.
Статья 208. Государство гарантирует неприкосновенность собственности общин.
Закон устанавливает соответствующий кадастр.
Статья 209. Собственность общин не приобретаема путем давности и неотчуждаема, за исключением случаев экспроприации в публичных интересах с предварительным возмещением. На эту собственность не может быть наложен арест.
Статья 210. Ни Муниципальные советы, ни корпорации и никакие власти не могут вмешиваться в сбор налогов и в распоряжение доходами и имуществом общин.
Статья 211. Государство особо заботится о преимущественном предоставлении земли индейским общинам, которые ее не имеют в размерах, достаточных для нужд их населения, и может экспроприировать в этих целях земли, находящиеся в частной собственности, с предварительным возмещением.
Статья 212. Государство вводит гражданское, уголовное, экономическое и административное законодательство и законодательство по вопросам образования, которое отвечает своеобразным условиям жизни индейцев.
ЧАСТЬ XII. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Статья 213. Задачей вооруженных сил является обеспечение прав Республики, выполнение Конституции и законов и охрана государственного порядка.
Статья 214. Каждый перуанец обязан оказывать содействие обороне Государства и выполнять военные обязанности.
Статья 215. Военные законы и уставы являются основой организации вооруженных сил и дисциплины.
Статья 216. Личный состав вооруженных сил и число офицеров, генералов, высшего и низшего командного состава определяется законом. Исполнительная власть не может предлагать, а Конгресс не может утверждать производство по службе, иначе как при наличии вакансии.
Статья 217. Лишение звания, почестей и военных пенсий может иметь место лишь по приговору суда в случаях, определенных законом.
Статья 218. Военнослужащим, входящим в состав Конгресса, не может быть присвоен во время действия их мандата чин дивизионного генерала, вице-адмирала, бригадного генерала, контр-адмирала, полковника, а также капитана корабля.
Это запрещение не распространяется на тех [Депутатов или Сенаторов], кто, с согласия своей соответствующей палаты в случае международной войны, возвращается на военную службу.
Статья 219. Призыв в армию в случаях, не предусмотренных законами и военными уставами, является преступлением, за которое лицо, отдавшее приказ о призыве, может по требованию народа, привлекаться к ответственности перед судом или Конгрессом.
ЧАСТЬ XIII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 220. Отправление правосудия осуществляется трибуналами и судами с соблюдением гарантий и процедуры, установленных Конституцией и законами.
Статья 221. В столице Республики действует Верховный суд; в главных городах установленных законом департаментов – высшие суды; в главных городах провинций – суды первой инстанции; в населенных пунктах, указанных законом, – дипломированные мировые судьи и во всех населенных пунктах – мировые судьи.
Закон устанавливает организацию судебных властей порядок назначения, условия и требования, которым они должны отвечать.
Статья 222. Члены и прокуроры Верховного суда избираются Конгрессом из числа десяти кандидатов, представляемых исполнительной властью.
Статья 223. Члены и прокуроры высших судов назначаются исполнительной властью из предложенных Верховным судом двух списков по три кандидата в каждом, а судьи первой инстанции и служащие прокуратуры – из предложенных соответствующим высшим судом двух списков по три кандидата в каждом.
Статья 224. Назначения членов и прокуроров высших судов, судей и служащих прокуратуры подлежат утверждению Верховного суда в срок и по форме, определяемые законом. Отказ в утверждении не создает вины и не лишает права на пользование приобретенного в соответствии с законом, однако препятствует возвращению на судебную службу.
Статья 225. Не могут быть назначены на судебные должности во время исполнения своих обязанностей Президент Республики, государственные министры, члены законодательной власти, директора Министерств и должностные лица, осуществляющие политическую власть.
Статья 226. Члены судебной власти не могут занимать никаких должностей по выбору Конгресса или по назначению исполнительной власти или какого-либо другого административного органа корпорации. Исключение составляют дипломатические посты, преподавание в университетах, поручения по кодификации или реформе законов, представительство Перу на международных или научных конгрессах и конференциях, выполнение функций арбитра или адвоката в международных третейских судах, в которых оспариваются какие-либо права Перу.
Принятие назначения, запрещенного настоящей статьей, влечет за собой потерю судейской должности и всех связанных с нею прав.
Статья 227. Гласность – неотъемлемое условие судебного процесса. Суды могут проводить закрытые обсуждения, но голосование производится гласно и публично. Приговоры (решения) должны быть мотивированы с указанием законов или оснований, на которые они опираются.
Статья 228. Запрещается осуществление правосудия в порядке передачи полномочий. Никакая власть или орган не могут затребовать дело, ведение которого не закончено судебной властью. Не могут также возобновляться законченные процессы.
Статья 229. Закон определяет организацию и полномочия военных трибуналов и других специальных трибуналов и судов, которые учреждаются в соответствии с характером дела.
Статья 230. Государство возмещает убытки потерпевших от судебных ошибок по уголовным делам после предварительного пересмотра дела судом в форме, определенной законом.
Статья 231. Допускаются народные требования для разоблачения должностных преступлений, а также других преступлений, совершаемых членами судебной власти при выполнении их функций. Такие требования допускаются также для разоблачения преступлений против выполнения судебных решений должностными лицами исполнительной власти.
ЧАСТЬ XIV. РЕЛИГИЯ
Статья 232. Уважая чувства большинства Нации, Государство оказывает покровительство римско-католической апостольской церкви. Другие религии пользуются свободой отправления своих культов.
Статья 233. Государство осуществляет Национальный патронат в соответствии с законами и существующей практикой.
Статья 234. Отношения между Государством и католической церковью регулируются конкордатами, заключаемыми исполнительной властью и утверждаемыми Конгрессом.
Статья 235. Архиепископы и епископы должны быть перуанцами по рождению.
ЧАСТЬ XV. ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Статья 236. Всякие изменения Конституции должны быть одобрены Палатами на очередной сессии и ратифицированы обеими Палатами на следующей очередной сессии. Одобрение и ратификация требуют принятия большинством голосов членов каждой из Палат.
Инициатива пересмотра принадлежит Депутатам, Сенаторам, а также Президенту Республики с одобрения Совета министров.
ЧАСТЬ XVI. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Законодательный и президентский сроки 1936-1941 годов начинаются 8 декабря 1936 года. Президент Республики и Депутаты, которые в этот день приступят к выполнению своих функций, будут осуществлять их до 28 июля 1941 года. Начиная с этого времени, исполнительная власть и Палата депутатов будут обновляться каждые пять лет, как это предусмотрено статьями 93 и 139.
2. Сенат в текущем законодательном периоде будет состоять из сорока Сенаторов: двадцати пяти Сенаторов, избранных из числа членов ныне действующего Учредительного Конгресса, и пятнадцати Сенаторов, избранных прямым голосованием.
Срок действия настоящего сенаторского мандата заканчивается 8 декабря 1936 года.
3. Учредительный Конгресс продолжает осуществлять свои функции впредь до того, как соберется полный состав Сената, сформированного в порядке, установленном предыдущим пунктом Переходных положений. До этого времени действие статей Конституции о функционировании двухпалатного Конгресса приостанавливается.
4. Конгресс принимает законы об организации общин и корпораций, а также о выборах функционального Сената, который должен собраться 28 июля 1941 года, в каковой день вступает в силу статья 94, устанавливающая обновление каждые два года одной трети состава Сената.
5. Пятнадцать сенаторов, избираемых прямым голосованием в соответствии со вторым пунктом Переходных положений, должны быть уроженцами соответствующего избирательного округа или проживать в нем не менее трех лет подряд.
6. Впредь до образования Сената будет действовать следующее предписание в качестве второго абзаца статьи 128. Если исполнительная власть имеет замечания, она представляет их Конгрессу в течение десяти дней. Если после рассмотрения в Конгрессе закона с замечаниями исполнительной власти закон, тем не менее, вновь одобрен, он считается утвержденным и отдается распоряжение о его промульгации.
7. Предписание, содержащееся в статье 167, вступает в силу только тогда, когда Сенат будет конституирован.
8. В Избирательном законе, который будет принят Учредительным Конгрессом для проведения ближайших выборов представителей в Конгресс, указан срок, когда должны выйти в отставку должностные лица, перечисленные в статье 99, а до этого действие указанной статьи 99 приостанавливается.
9. Впредь до издания закона, определяющего, кто должен осуществлять в конституционной провинции Кальяо и в прибрежных провинциях Тумбес и Мокуэгуа функции, порученные действующими законами супрефектам в главных городах департаментов, положения статьи 185 в части, упраздняющей указанных супрефектов, не будут действовать.